Министерство образования и молодежной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» Утверждено приказом директора ГБОУ «Центр «Дар» № ___ от «___»___20__ г. Рабочая программа ЧФУ: русский язык для обучающихся 5А класса (АООП вариант 1) Составитель: Баянкина Лилия Геннадьевна Учитель, высшая к.к. Реж – 2023 Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – ФАООП УО, утвержденная приказом Министерства просвещения России, адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар»; в соответствии с учебным планом общего образования детей с умственной отсталостью Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области, реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар», утверждённым приказом директора образовательного учреждения. Цель изучения учебного предмета – создать условия для развития коммуникативно-речевых навыков и коррекции недостатков мыслительной деятельности. Задачи: расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения; ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений; использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач; развитие положительных качеств и свойств личности. Место курса в учебном плане – часть, формируемая участниками образовательных отношений. Программа создана из расчёта 1 час в неделю и рассчитана на 34 часа. Программой предусмотрены уровни требований к предметному результату: достаточный, минимальный, ниже минимального. На основании заседания ППК №219 от 09.08.2023г. обучающихся можно разделить на три группы. В первую группу (достаточный уровень) входят обучающиеся: Мальцев Михаил, Москвинов Тимофей, Новых Олег. Вторую группу (минимальный уровень) составляют обучающиеся: Некрасова Кира, Фуртикова Юлия. Третья группа (уровень ниже минимального) – Князев Дмитрий. 2 Планируемые результаты изучения учебного предмета Личностные планируемые результаты Достаточный уровень Минимальный уровень Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. Готовность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Способность строить сообщения в устной форме. Понимание учебной задачи, поставленной учителем, готовность выполнять её. Способность проговаривать последовательность действий на уроке. Владение элементами оценки и самооценки. Способность самостоятельно видеть и исправлять ошибки. Владение элементами контроля учебной деятельности (с помощью памяток, алгоритмов, схем). Уметь слушать учителя, самостоятельно (или с помощью) выполнять предложенные виды заданий. Способность строить сообщения (ответы), предложения с помощью учителя. Способность адекватно реагировать на оценку учебных действий. Уровень ниже минимального Способность повторять ответы за учителем или одноклассниками. Способность работать по шаблонам, образцу, алгоритму с помощью учителя. Предметные планируемые результаты Достаточный уровень Дифференцировка звуков гласных и согласных, звонких и глухих. Обозначение звуков на письме буквами. Подбор однокоренных слов, разбор слов по составу с помощью Минимальный уровень Дифференцировка звуков гласных и согласных, звонких и глухих (с помощью учителя). Обозначение звуков буквами на письме. Подбор однокоренных слов с помощью 3 Уровень ниже минимального Дифференцировка звуков гласных и согласных (с помощью учителя). Знание названий букв, обозначение отдельных звуков буквами на письме. Списывание с учителя. Дифференцировка слов, относящихся к разным частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по вопросам, с опорой на таблицу. Решение орфографических задач (с помощью учителя). Различение разных по интонации предложений. Коллективное составление текста и запись его под руководством учителя. Пользование школьным орфографическим словарём (с помощью учителя). учителя. Распределение слов по частям речи по вопросу и значению (с помощью учителя). Составление предложений на заданную тему (с помощью учителя). Участие в составлении рассказов, обсуждении темы текста. 4 письменного или печатного текста. Повторение за учителем предложений на заданную тему. Содержание учебного предмета Тема Содержание 1. Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Твёрдые и мягкие согласные. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Гласные ударные и безударные. 2. Предложение. Связь слов в предложении. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Корень и однокоренные слова. 3. Состав слова. Виды деятельности, формы работы Достаточный уровень Минимальный уровень Дифференцирование понятий «звук», «буква». Различение гласных и согласных звуков, обозначение их на письме буквами. Дифференцирование твёрдых и мягких согласных звуков. Проверка написания безударных гласных, парных звонких и глухих согласных путём изменения формы слова. Установление связи слов в предложении с помощью вопросов. Выделение в предложениях главных и второстепенных членов. Различение предложений по интонации. Выделение корня в группе однокоренных слов. 5 Различение гласных и согласных звуков. Обозначение звуков буквами на письме. Сопоставление звонких и глухих согласных в проверочном и проверяемом словах. Сопоставление ударных и безударных гласных в проверочном и проверяемом словах. Установление связи слов в предложении с помощью вопросов. Выделение в предложениях главных и второстепенных членов (с помощью учителя). Произношение предложений с правильной интонацией. Наблюдение за однокоренными словами. Ниже минимального уровня Выделение гласных и согласных звуков в словах. Узнавание и называние букв. Обозначение отдельных звуков буквами на письме. Копирование письменного и печатного текста. Повторение предложений за одноклассниками, за учителем. Списывание письменного и печатного текста. Называние частей слова. Подбор однокоренных 4. Части речи. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне. Образование однокоренных слов с помощью приставок и суффиксов. Проверка безударных гласных, парных звонких и глухих согласных по образцу. Части речи: существительное, глагол, прилагательное. Значение в речи. Различение частей речи. Собственные и нарицательные существительные. Изменение существительных по числам. Род существительных. Изменение прилагательных по родам. Изменение глаголов по временам. Различение частей речи по вопросам и значению. Различное написание имён собственных и нарицательных. Употребление существительных в единственном и множественном числе. Различение существительных по родам с помощью вспомогательных слов. Установление зависимости рода прилагательного от рода существительного. Выделение окончаний прилагательных мужского, женского и среднего рода. Определение времени глаголов. 6 Выделение общей части – корня. Наблюдение за изменением значения слова в зависимости от приставки или суффикса. Наблюдение за написанием гласных, парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов. Различение частей речи по вопросам и значению (с помощью учителя). Наблюдение за написанием имён собственных и нарицательных. Изменение существительных по числам по образцу. Различение существительных по родам (с помощью учителя). Наблюдение за изменением окончания прилагательного в зависимости от рода существительного. Наблюдение за глаголами настоящего, прошедшего, будущего времени. слов с данными приставками и суффиксами по образцу, с помощью учителя. Списывание письменного и печатного текста. Различать названия предметов, действий, признаков с помощью учителя, по образцу. Списывание письменного и печатного текста. 5. Предложение. Связь слов в предложении. Нераспространённые и распространённые предложения. Однородные члены предложения. 6. Повторение. Состав слова. Правописание гласных и согласных в корне. Части речи: существительное, прилагательное, глагол. Простое предложение. Употребление глаголов разных временных категорий. Установление связи между словами в предложении с помощью вопросов. Выделение главных и второстепенных членов предложения. Различение нераспространённых и распространённых предложений. Выделение однородных членов в предложении. Чтение однородных членов предложения с интонацией перечисления. Выделение частей в составе слов. Объяснение правописания безударных гласных и сомнительных согласных в корне однокоренных слов. Различение частей речи. Употребление разных частей речи в предложениях. Распространение предложений с помощью вопросов, рисунков. 7 Выделение главных и второстепенных членов предложения (с помощью учителя). Наблюдение за нераспространёнными и распространёнными предложениями. Наблюдение за однородными членами предложения. Чтение однородных членов предложения с интонацией перечисления. Составление предложений по картинке. Повторение ответов за одноклассниками. Списывание письменного и печатного текста. Выделение частей в составе слов (с помощью учителя). Объяснение правописания безударных гласных и сомнительных согласных в корне однокоренных слов по образцу, с помощью учителя. Дополнение предложений разными частями речи. Распространение предложений по рисункам (с помощью учителя). Повторение ответов одноклассников. Употребление знакомых грамматических терминов. Списывание письменного и печатного текста. Календарно-тематическое планирование Раздел, тема Звуки и буквы. 1. Звуки гласные и согласные. 2. Твёрдые и мягкие согласные. 3. Парные звонкие и глухие согласные на конце слова. 4. Ударные и безударные гласные. Предложение. 5. Связь слов в предложении. 6. Главные и второстепенные члены предложения. 7. Разные по интонации предложения. 8. Составление предложений. Состав слова. 9. Однокоренные слова. 10. Образование однокоренных слов с помощью приставок и суффиксов. 11. Правописание безударных гласных в корне. 12. Проверка безударных гласных в корне. 13. Правописание парных звонких и глухих согласных в корне. 14. Правописание гласных и согласных в корне. Части речи. 15. Части речи: существительное, прилагательное, глагол. 16. Различение частей речи. 17. Имя существительное. Значение в речи 18. Существительные собственные и нарицательные. 19. Изменение существительных по числам. 20. Род существительных. 21. Грамматические признаки имён существительных. 22. Имя прилагательное. Значение в речи. 23. Изменение прилагательных по родам. 24. Употребление прилагательных в предложениях. 25. Глагол. Значение в речи. 26. Изменение глаголов по временам. 27. Употребление глаголов разных временных категорий. 28. Составление словосочетаний с разными частями речи. Предложение. 29. Связь слов в предложении. 30. Нераспространённые и распространённые предложения. 31. Однородные члены предложения. Повторение. 32. Состав слова. Орфограммы в корне. 33. Употребление разных частей речи в предложениях. 34. Предложение. Распространение предложений. 8 Количество часов 4 1 1 1 1 4 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 14 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 3 1 1 1 Дата Лист согласования изменений Дата внесения изменений Содержание изменений Место внесения изменений 9 Подпись ответствен ного лица