ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К рабочей программе по предмету профильный труд /мальчики/ столярно-слесарное дело Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» на 2020/21 учебный год для 6б,7а, 7б и 8а класса. Программа рассчитана на продолжение учёбы по предмету профессиональное трудовое обучение /мальчики/ столярно-слесарное дело, учащихся 6б,7а, 7б и 8а класса Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар». Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII-го вида под редакцией С. Л. Мирский, Б. А. Журавлёв в части разделов «Столярное дело» и «Слесарное дело» / Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII-го вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – Сб.2- 304 с. в соответствии с методологическими основами изложенными в концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, системно-деятельностному подходу, базисному учебному плану, на основе приказа Минобразования РФ от 10.04.2002 № 29/2065/п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» № 29/2065, и учебному плану общего образования детей с умственной отсталостью Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» утверждённому приказом директора образовательного учреждения № __ от __. __. 2020 г. А также предусмотрены материально-технические возможности школы с перспективой роста в расчёте на достаточно высокий уровень развития дерево и металлообрабатывающих предприятий и сопутствующих им производств по Режевскому городскому округу и всему региону. И как следствие востребованность рабочих профессий по данной профориентации на перспективу. Целью программы является: Воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и развития специальных знаний, общетрудовых умений и навыков по направлениям связанным с обработкой древесных материалов и металлов, для успешной социально - трудовой адаптации учащихся. Подготовка школьников к поступлению в специализированные учебные заведения региона. При этом для её достижения программой предусматривается решить следующие задачи: Коррекционно-образовательные задачи: 1. Обучение профессиональным приёмам труда связанных с технологией обработки древесных материалов и металлов. 2. Формирование доступных технологических и технических знаний. З. Обучение планированию и анализу своей деятельности, ориентировке в задании, контролю результатов труда. Коррекционно-развивающие задачи: 1. Развитие речи учащихся на основе практической деятельности. 2. Развитие навыков самоконтроля за правильностью выполняемых действий. З. Развитие элементарных общих трудовых умений, навыков и на их основе корригировать психофизическое состояние учащихся. Коррекционно-воспитательные задачи: 1. Формирование необходимых качеств личности в трудовой деятельности: трудолюбия, наблюдательности, терпения, чувства коллективизма, ответственности, самоанализа своих действий. 2. Формирование навыков социально-адаптированного поведения к условиям современного общества у детей с ограниченными возможностями здоровья. З. Воспитание нравственного самосознания учащихся, способности осуществлять самоконтроль и самооценку своих поступков, требовательности к выполнению моральных норм. Из учебных пособий «Столярное дело» Б. А. Журавлёв и В. А. Мызников, «Слесарное дело» В. Г. Копелевич, И. Г. Спиридонов, Г. П. Буфетов, «Технология» под редакцией В. Д. Симоненко взят тот материал который, на мой взгляд, наиболее всего подходит для решения предполагаемых 2 задач. Учитывает программные требования, предъявляемые к ОУ данного вида, включает региональный компонент, предусматривает психофизические возможности учащихся данных групп, а также в достаточной мере отвечает материально-техническому обеспечению школьных учебных мастерских столярно-слесарного дела на сегодняшний день и в перспективе на будущее. В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России предусмотрено развитие базовых национальных ценностей, каждая из которых раскрывается в процессе подготовки учащихся по рабочей программе «столярно-слесарное дело». Данная программа включает в себя систему следующих нравственных ценностей по разделам и темам Вводные занятия направлены на развитие: патриотизма — любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству; гражданственности — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания; социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; человечество — мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. Промышленная заготовка древесины. Игрушки из древесного материала. Игрушки из древесного и других материалов. Выжигание. Изготовление кухонной утвари. Геометрическая резьба по дереву. Хранение и сушка древесины. Свойства основных пород древесины. В этих разделах прививаются и развиваются: традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание. Практическое повторение. Контрольные работы. Самостоятельные работы. Пиление столярной ножовкой. Опиливание плоской детали выпуклой и вогнутой формы с разметкой по шаблону. Соединение рейки с бруском врезкой. Криволинейное пиление. Обработка криволинейной кромки. Выполнение изделий по технологической карте. Угловое серединное соединение на шип одинарный сквозной УС-3. Правка и гибка металла. и др. разделы программы раскрывают такие ценности как труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость; наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие. Актуальность программы Настоящая Программа рассчитана на учащихся Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» 6б,7а, 7б и 8а классов /мальчики/ с основным диагнозом умственная отсталость и необходимостью коррекции мышления. Технологическая часть программы соответствует базовым возможностям кабинета «Столярно-слесарное дело» № 2, в т. ч. по наличию станков, инструментов, дополнительного оборудования и материалов. Теоретическая часть программы подтверждена информационно- дидактическим материалом, методической литературой, наглядностью и образцами. И дает основы для дальнейшего получения профессионального образования в Режевском многопрофильном техникуме по специальной программе. 3 Особенности контингента По списку группа 6б класса состоит из 5 учащихся: 1. минимальный уровень. Дроздов А. При выполнении учебно-трудового задания - общую конструкцию запоминает верно, но допускает ошибки, пытается придерживаться заданного плана работы, допуская значительные ошибки. В письменной инструкции не ориентируется, устную инструкцию воспринимает с опорой на образец. Размеры с чертежа не переносит. Измерительным инструментом пользуется не уверенно, размеры не точны. Пытается придерживаться заданного плана работы, допуская значительные ошибки. Основные приемы контроля осваивает, но остаются грубые ошибки, частые отвлечения, нужен постоянный контроль со стороны. Возможны нарушения ТБ использование инструмента не по назначению. Долгоруков Д. При выполнении учебно-трудового задания - общую конструкцию запоминает верно, но допускает ошибки, пытается придерживаться заданного плана работы, допуская значительные ошибки. В письменной инструкции не ориентируется, устную инструкцию воспринимает с опорой на образец. Размеры с чертежа не переносит. Измерительным инструментом пользуется не уверенно, размеры не точны. Пытается придерживаться заданного плана работы, допуская значительные ошибки. Основные приемы контроля усваивает, но не применяет, допускает грубые ошибки, частые отвлечения, нужен постоянный контроль со стороны. Возможны нарушения ТБ использование инструмента не по назначению. 2. достаточный уровень Доронин А. При выполнении учебно-трудового задания - общую конструкцию запоминает с отклонением от образца, допускает грубые ошибки, пытается придерживаться заданного плана работы, допуская значительные ошибки. В письменной инструкции не ориентируется, устную инструкцию воспринимает с опорой на образец. Размеры с чертежа не переносит. Измерительным инструментом пользуется не уверенно, размеры не точны, придерживается заданного плана работы допуская значительные ошибки. приемы контроля усвоил на низком уровне. Детков Д. При выполнении учебно-трудового задания - общую конструкцию запоминает верно, но допускает ошибки в деталях, пытается придерживаться заданного плана работы, допуская не значительные ошибки. В письменной инструкции пытается ориентироваться, устную инструкцию воспринимает правильно. Размеры на чертеже понимает, но переносит не точно. Измерительным инструментом пользуется не уверенно, размеры не точны, скорее не соответствуют заданным. Осознание конечной цели учебно-трудового задания затруднено, хотя пытается придерживаться заданного плана работы, допуская много ошибок. Качество изделия ближе к среднему, знакомый столярный (слесарный) инструмент применяет не уверенно, быстро устает. Возможны нарушения ТБ использование инструмента не по назначению, нужен контроль со стороны. Субботин А. При выполнении учебно-трудового задания - общую конструкцию запоминает верно, но допускает ошибки, пытается придерживаться заданного плана работы, допуская значительные ошибки. В письменной инструкции не ориентируется, устную инструкцию воспринимает с опорой на образец. Размеры с чертежа не переносит. Измерительным инструментом пользуется не уверенно, размеры не точны, скорее не соответствуют заданным. Осознание конечной цели учебно-трудового задания затруднено, хотя пытается придерживаться заданного плана работы, допуская грубые ошибки. Качество изделия ниже среднего, знакомый столярный (слесарный) инструмент применяет не уверенно, пытается работать самостоятельно. Возможны нарушения ТБ использование инструмента не по назначению, последовательность действий не соблюдает, нужен контроль со стороны. Программа 6б класса составлена в базовом варианте. При этом больше внимания уделено элементарным понятиям, таким как поверхность (плоская), сопряжения поверхностей (плоских под прямым углом), параллельные поверхности на примере граней прямоугольного бруска. Запланированы работа по усвоению приемов снятия размеров и применения измерительного инструмента, как и самого понимания размера (ширина, толщина, длина). Запланирована работа с книгой, тетрадью и технической документацией в т. ч. и периодическое повторение части теоретических тем, таких как; планирование работ, чертеж, применение материалов и устройство инструментов. Особое внимание по моментам правил применения инструментов и приспособлений особое внимание уделяется практической работе по отработкам навыков обработки материалов и применения инструментов. И учтено повторение 4 основных технологических и практических моментов учебной деятельности 4 четверти в связи с применением удаленного обучения. По списку группа 7а класса состоит из 4 учащихся: 1. минимальный уровень. Г. Никита В письменной инструкции не ориентируется, устную инструкцию воспринимает пошагово с опорой на образец. В процессе выполнения задания, общую конструкцию не запоминает, допускает грубые ошибки, не придерживается заданного плана работы, нужна помощь со стороны. Качество изделия ниже среднего, в размерах не ориентируется, измерительный инструмент не применяет, знакомый столярный (слесарный) инструмент применяет не уверенно, последовательность действий не соблюдает, нужен полный контроль со стороны. Планирование деятельности затруднено. 2. достаточный уровень П.Семен В письменной инструкции пытается ориентироваться, устную инструкцию воспринимает правильно. Размеры на чертеже понимает, но переносит не точно. Измерительным инструментом пользуется не уверенно, размеры не точны, скорее не соответствуют заданным. Осознание конечной цели учебно-трудового задания затруднено, хотя пытается придерживаться заданного плана работы, допуская грубые ошибки. Качество изделия ниже среднего, знакомый столярный (слесарный) инструмент применяет не уверенно, быстро устает. Возможны нарушения ТБ использование инструмента не по назначению, последовательность действий не соблюдает, нужен контроль со стороны. Способен к планированию при наводящих вопросах с опорой на предметные результаты промежуточных действий, приемы контроля усвоил плохо, много ошибок. Н. Руслан В письменной инструкции не ориентируется, устную инструкцию воспринимает с опорой на образец. Размеры с чертежа не переносит. Измерительным инструментом пользуется не уверенно, размеры не точны. При выполнении учебно-трудового задания - общую конструкцию запоминает верно, но допускает ошибки в деталях, придерживается заданного плана работы, допуская значительные ошибки. Способен планированию при наводящих вопросах с опорой на предметные результаты промежуточных действий, приемы контроля усвоил, но есть ошибки. Н. Игорь В письменной инструкции пытается ориентироваться, устную инструкцию воспринимает правильно. Размеры с чертежа переносит. Измерительным инструментом пользуется достаточно, размеры не всегда точны. При выполнении учебно-трудового задания - общую конструкцию запоминает верно, но допускает ошибки в деталях, придерживается заданного плана работы, допуская незначительные ошибки. Способен планированию при наводящих вопросах с опорой на предметные результаты промежуточных действий, приемы контроля усвоил, но есть ошибки. Программу 7а класса оставить в базовом варианте при этом больше внимания уделять элементарным понятиям, таким как поверхность (плоская), сопряжения поверхностей (плоских под прямым углом), параллельные поверхности на примере граней прямоугольного бруска. Запланировать работу по усвоению приемов снятия размеров и применения измерительного инструмента, как и самого понимания размера (ширина, толщина, длина). Запланировать работу с книгой, тетрадью и технической документацией в т. ч. и периодическое повторение части теоретических тем, таких как; планирование работ, чертеж, применение материалов и устройство инструментов. Особое внимание по моментам правил применения инструментов и приспособлений больше внимания уделять практической работе по отработкам навыков обработки материалов и применения инструментов. По списку группа 7б класса состоит из 5 учащихся: 1. минимальный уровень. Нятин Е. В письменной инструкции не ориентируется, устную инструкцию воспринимает пошагово с опорой на образец. При выполнении учебно-трудового задания - общую конструкцию не запоминает, заданного плана работы не придерживается, допускает значительные ошибки, нужна помощь со стороны. Качество изделия ниже среднего, в размерах не ориентируется, измерительный инструмент не применяет, знакомый столярный (слесарный) инструмент применяет не уверенно, последовательность действий не соблюдает, нужен полный контроль со стороны. Планирование деятельности затруднено, приемы контроля не усвоил, нужен полный контроль со стороны. 2. достаточный уровень 5 Антонов М. В письменной инструкции пытается ориентироваться, устную инструкцию воспринимает не всегда правильно. При выполнении учебно-трудового задания общую конструкцию запоминает верно, но допускает груьые ошибки. Не всегда придерживается заданного плана работы, часто отходит от алгоритма, применяет свои приемы, допуская значительные ошибки, ведущие к нарушению ТБ и правил применения инструментов. Размеры с чертежа не переносит. Измерительным инструментом пользуется на низком уровне, размеры не всегда точны. К планированию способен, при наводящих вопросах с опорой на предметные результаты промежуточных действий, приемы контроля не усвоил, нужен контроль со стороны. Вахнин Ж. В письменной инструкции не ориентируется, устную инструкцию воспринимает с опорой на образец, нуждается в подтверждении правильности действий, со стороны учителя. При выполнении учебно-трудового задания - общую конструкцию запоминает с отклонением от образца, допускает грубые ошибки, пытается придерживаться заданного плана работы, допуская значительные ошибки. Размеры с чертежа не переносит. Измерительным инструментом пользуется не уверенно, размеры не точны. Периодически останавливается по ходу заданного плана работы, требуя подтверждения правильности действий, при этом допускает значительные ошибки. К планированию способен, при наводящих вопросах с опорой на предметные результаты промежуточных действий. Приемы контроля усвоил на низком уровне, есть грубые ошибки. Полухин К В письменной инструкции пытается ориентироваться, устную инструкцию воспринимает правильно. При выполнении учебно-трудового задания - общую конструкцию запоминает верно, но допускает ошибки в деталях, пытается придерживаться заданного плана работы, допуская не значительные ошибки. Размеры на чертеже понимает, но переносит не точно. Измерительным инструментом пользуется не всегда правильно, отсюда не точность в размерах, скорее не соответствие заданным. Качество изделия ниже среднего, знакомый столярный (слесарный) инструмент применяет не уверенно, быстро устает, начинает отвлекаться. Возможны нарушения ТБ использование инструмента не по назначению. К планированию способен при наводящих вопросах с опорой на предметные результаты промежуточных действий, приемы контроля усвоил плохо, много ошибок. Ермолович Д. В письменной инструкции не ориентируется, устную инструкцию воспринимает с опорой на образец. При выполнении учебно-трудового задания - общую конструкцию запоминает верно, но допускает ошибки, пытается придерживаться заданного плана работы, допуская не значительные ошибки. Размеры с чертежа переносить может но применяет не охотно, под внешним воздействием. Измерительным инструментом пользуется не уверенно, размеры не точны. Качество изделия среднее или ниже не доводит до точного завершения работ, частые отвлечения. Возможны нарушения ТБ использование инструмента не по назначению. К планированию способен, при наводящих вопросах с опорой на предметные результаты промежуточных действий, приемы контроля усвоил плохо, много ошибок. Программа 7б класса составлена в базовом варианте. При этом больше внимания уделено элементарным понятиям, таким как поверхность (плоская), сопряжения поверхностей (плоских под прямым углом), параллельные поверхности на примере граней прямоугольного бруска. Запланирована работа по усвоению приемов снятия размеров и применения измерительного инструмента, как и самого понимания размера (ширина, толщина, длина). Запланирована работа с книгой, тетрадью и технической документацией в т. ч. и периодическое повторение части теоретических тем, таких как; планирование работ, чертеж, применение материалов и устройство инструментов. Особое внимание по моментам правил применения инструментов и приспособлений значительное внимание уделяется практической работе по отработкам навыков обработки материалов и применения инструментов. Учтено повторение основных технологических и практических моментов учебной деятельности 4 четверти в связи с применением удаленного обучения. Практическая работа запланирована с двухуровневым подходом учитывая индивидуальные возможности учащихся. Особое внимание по моментам взаимоотношения внутри группы. По списку группа 8а класса состоит из 4 учащихся: 1. минимальный уровень. Ш. Никита Осознание конечной цели учебно-трудового задания затруднено, заданного плана работы не придерживается, допускает значительные ошибки. Качество изделия ниже среднего, с 6 размерами трудности, измерительный инструмент применяет под контролем, столярный слесарный инструмент не знает, применяет не уверенно. Возможны нарушения ТБ использование инструмента не по назначению, последовательность действий не соблюдает, нужен контроль со стороны. Способен к планированию при наводящих вопросах с опорой на предметные результаты промежуточных действий, приемы контроля усвоил, но есть ошибки. 2. достаточный уровень Д. Лев Письменную инструкцию воспринимает частично, требуется пояснение устной инструкции, с опорой на образец. При выполнении учебно-трудового задания - общую конструкцию запоминает верно, но допускает ошибки в деталях, пытается придерживаться заданного плана работы, допуская не значительные ошибки, нуждается в постоянном подтверждении правильности действий. Размеры с чертежа на заготовку переносит, но не всегда правильно иногда нуждается в посторонней помощи. Способен к планированию своей деятельности, приемы контроля усвоил, но есть ошибки. Н. Евгений Письменное задание не воспринимает /читает с трудом/, устную инструкцию принимает частично не выслушивает до нужного понимания, требует особого внимания, обижается на замечания , замыкается, пытается выполнять самостоятельно, иногда просит подтверждения правильности действий, нуждается в опоре на образец, осознание конечной цели учебно-трудового задания близко к эталону, хотя не всегда придерживается заданного плана работы, допускает значительные ошибки, затем исправляет их самостоятельно не просит помощи. Способен планированию при наводящих вопросах с опорой на предметные результаты промежуточных действий, приемы контроля усвоил, но есть ошибки. П. Артем При выполнении учебно-трудового задания - общую конструкцию запоминает верно, но допускает ошибки, пытается придерживаться заданного плана работы, допуская значительные ошибки. К планированию способен, при наводящих вопросах с опорой на предметные результаты промежуточных действий, приемы контроля не усвоил, нужен контроль со стороны. Программа 8а класса составлена в базовом варианте, так как обучающиеся группы по уровню подготовленности по предмету близки. Соответственно больше внимания уделяется элементарным понятиям, таким как поверхность (плоская), сопряжения поверхностей (плоских под прямым углом), параллельные поверхности на примере граней прямоугольного бруска. Запланировать работу по усвоению приемов снятия размеров и применения измерительного инструмента, как и самого понимания размера (ширина, толщина, длина). Учтена необходимость больше внимания уделить работе с книгой, тетрадью и технической документацией в т. ч. и запланировать повторение части теоретических тем, таких как; планирование работ, чертеж, применение материалов и устройство инструментов. Особое внимание по моментам правильности применения инструментов и оборудования. Направленность содержания Программа 6б,7а, 7б и 8а классов строится по операционно-комплексной системе: с большинством профессиональных приёмов учащиеся знакомятся предварительно, упражняясь на заготовках, для последующей работы, отходах поделочного материала, специальных образцах, после чего используют эти приемы при изготовлении предметов общественно полезного характера. В программе учитываются рекомендации по итогам обучения за предыдущий учебный год. Здесь также учтены индивидуальные особенности группы, её вариант может быть несколько изменён, так как темпы усвоения программы у групп различны. В контрольные (самостоятельные) задания включаются различные формы из имеющихся. Учебный материал в Программе распределён по четвертям и темам /приложение-1, таблица 1 и таблица 2/, где указано примерное распределение часов на изучение тем (теоретических, технологических, по практическому повторению и т. п.). Теоретические темы включают новый познавательный материал и повторение пройденного либо расширенного, либо конкретизированного. А именно: технические сведения (устройство инструмента, станков, свойства материала и др.); технологические сведения (технология изготовления, применение материалов, техническая документация и др.); экономические (стоимость материалов, инструментов, себестоимость изделия и др.); основы жизнедеятельности и безопасности (правило использования и применения инструментов и материалов, электробезопасность, пожаробезопасность и др.); осуществляют межпредметную связь. 7 Часть тем программы не ставит своей задачей изготовление законченных изделий. Их цель ознакомить учащихся с новыми приёмами работы и соответствующими техникотехнологическими сведениями. Причём объектами здесь являются заготовки для последующих изделий, отходы материала, предметные образцы выполнения трудовых приёмов. Основное время отводится на темы, цель которых – не только ознакомление учащихся с новыми приёмами труда, но и изготовление изделий, имеющих общественно полезное назначение и конкретное применение /бытовое, для нужд школы и т. п./. В темах этого типа в подразделе «Умения» показан примерный уровень самостоятельности школьников, более точно степень помощи учащимся в умственных и перцептивных трудовых действиях определяет учитель, исходя из конкретных условий обучения каждого ученика. Большинство технологических тем в подразделе «Практические работы» включает установочные упражнения с задачей практического усвоения учащимися новых приёмов. В каждой четверти предусматривается практическое повторение учебного материала. Его цель – совершенствование общетрудовых умений, профессиональных навыков. Форма контроля: В процессе учебной деятельности будут проводиться контрольные срезы: Учебный год начинает вводная контрольная работа (1-2 занятия) с целью определения остаточных навыков и корректировки программы обучения. Учебную четверть завершает самостоятельная работа учащихся (1-2 занятия, 2-6 учебных часов). В ходе этой работы учитель проводит диагностирование учащихся для проведения дальнейшей коррекционной работы. В конце учебного года проводится контрольная работа, она организуется и проводится также как самостоятельные работы. При отслеживании личностного результата будут учитываться мотивационная направленность учащихся на выполнение теоретических и практических заданий, осознанность и самооценка практической деятельности. Такая форма, как собеседование будет способствовать исследованию индивидуально личностной позиции учащегося в трудовой и дальнейшей профессиональной деятельности, коммуникативные навыки, осуществления контроля и коррекции своих действий. В результатах проектно исследовательских работ, возможно, определить уровень самостоятельности, дисциплинированности, внутренней позиции учащихся, освоения нового знания, его преобразования и применения в практической деятельности. Поэтапный зачет позволит оценить уровень подготовленности учащегося и стать дополнительным источником его мотивации на освоение программы предмета. Самостоятельные практические и лабораторные работы направлены на выявление предметного результата, освоения теоретических знаний (техники безопасности, технологических процессов, инструкций…), в умении анализировать учебный материал, для выработки стереотипов норм поведения в трудовой деятельности. Оценка успехов учащихся носит поощрительный характер. Цель оценки повысить мотивацию, поддержать уверенность в собственных силах. График контрольных /самостоятельных/ работ 8 Таблица 1 № П.п. Наименование. Время (четверть, неделя), I-1 1-2 Занятия Тема контрольной работы (форма задания) 1 Проверочная 2 Самостоятельная работа. I-7,8 2-3 занятия 3 Контрольная за первое полугодие. II-15 2-3 занятия 4 Самостоятельная работа. III-25 2-3 занятия Самостоятельная работа. Изготовление детали заданного размера. (разметка, пиление, строгание, ориентировка по чертежу и образцу, применение инструмента). 5 Итоговая контрольная работа. IV-33 2-3 занятия. Итоговая контрольная работа. Изготовление несложного изделия, ориентировка в задании по чертежу и образцу 6б 7а 7б 8а Вводная контрольная работа Изготовление бруска (дощечки) заданного размера (Выполнение задания по заданной программе /плану/ с ориентировкой на образец). Вводная контрольная работа Изготовление изделия с применением столярных и слесарных операций, планирование, применение технической документации, владение инструментом. Самостоятельная работа. Изготовление несложного изделия ориентировка по технологической карте и чертежам. Вводная контрольная работа Изготовление изделия с применением столярных и слесарных операций, планирование, применение технической документации, владение инструментом. Самостоятельная работа. Изготовление несложного изделия ориентировка по технологической карте и чертежам. Вводная контрольная работа Изготовление изделия с применением столярных и слесарных операций, планирование, применение технической документации, владение инструментом. Самостоятельная работа. Изготовление несложного изделия ориентировка по технологической карте и чертежам. Контрольная работа за первое полугодие. Изготовление изделия с применением столярных и слесарных операций, планирование, применение технической документации, владение инструментом. Самостоятельная работа. Изготовление изделия с применением столярных и слесарных операций (ориентировка по чертежам, применение инструментов). Итоговая контрольная работа. Изготовление изделия с применением столярных и слесарных операций, Контрольная работа за первое полугодие. Изготовление изделия с применением столярных и слесарных операций, планирование, применение технической документации, владение инструментом. Самостоятельная работа. Изготовление изделия с применением столярных и слесарных операций (ориентировка по чертежам, применение инструментов). Итоговая контрольная работа. Изготовление изделия с применением столярных и слесарных операций, Контрольная работа за первое полугодие. Изготовление изделия с применением столярных и слесарных операций, планирование, применение технической документации, владение инструментом. Самостоятельная работа. Изготовление изделия с применением столярных и слесарных операций (ориентировка по чертежам, применение инструментов). Итоговая контрольная работа. Изготовление изделия с применением столярных и слесарных операций, Самостоятельная работа. Изготовление детали заданного размера. (разметка, пиление, строгание, ориентировка по чертежу и образцу, применение инструмента). Контрольная работа за первое полугодие. Изготовление несложного изделия (ориентировка по технологической карте) и образцу. 9 ориентировка по чертежу (обзорная по программе). ориентировка по технологической карте и чертежам, применение инструментов (обзорная по программе). ориентировка по технологической карте и чертежам, применение инструментов (обзорная по программе). ориентировка по технологической карте и чертежам, применение инструментов (обзорная по программе). Критерии оценивания Общетрудовые умения. 1. Ориентировка в задании. 1) сформировано - задание воспринимается с письменной инструкции (по технической документации /чертеж, технический рисунок, технологическая карта/) возможно подтверждение устной (однократной) инструкции с опорой на образец; 2) слабо сформировано - задание не воспринимается с письменной инструкции (по технической документации /чертеж, технический рисунок, техн ологическая карта/) необходимо подтверждение устной (многократной) инструкции с опорой на образец , возможна пошаговая инструкция с опор ой на предметные результаты; 3) не сформировано - задание не воспринимается в целом, несмотря на пошаговую инструкцию с опорой на предметные результаты, необходимы дополнительные инструкции на каждую последующую технологическую операцию. 2. Планирование. 1) сформировано - может определить (сформулировать /написать, объяснить/, выполнить практически) последовательность (все этапы плана) выполнения задания либо части задания самостоятельно, возможна минимальная помощью учителя на начальном этапе планирования; 2) слабо сформировано – не может определить (сформулировать /написать, объяснить/, выполнить практически) последовательность (все этапы плана) выполнения задания либо части задания самостоятельно, необходима значительная помощь учителя на всех этапах планирования; 3) не сформировано - планирование затруднено на всех этапах, необходима постоянная помощь учителя. 3. Соблюдение программы действий. 1) сформировано - соблюдает последовательность (опираясь на свой опыт, образец, техническую документацию) выполнения задания либо части задани я самостоятельно, возможна минимальная помощью учителя в виде подсказок для выбора оптимального варианта; 2) слабо сформировано – не может соблюдать последовательность (опираясь на свой опыт, образец, техническую документацию) выполнения задания либо час ти задания самостоятельно, необходима помощь учителя для направления деятельности по оптимальному варианту; 3) не сформировано - самостоятельное соблюдение последовательности программы действий по выполнению задания либо части задания не возможно, необходима постоянная помощь учителя. 4. Анализ качества в сравнении с образцом. 4.1 Глазомер – умение определять параметры (форму, размер, качество обработки и т. п.) и придерживаться их при выполнении задания опираясь н а свой опыт. 1) сформировано - параметры (форма, размер, качество обработки и т. п.) близки к эталону, определены и выполнены самостоятельно, возможна минимальная помощью учителя в виде подсказок в процессе выполнения задания на разных этапах; 2) слабо сформировано - параметры (форма, размер, качество обработки и т. п.) имеют значительные отклонения от эталона (но не теряют смысла задания), определены и выполнены самостоятельно, либо с помощью учителя в виде подсказок в процессе выполнения задания на всех этапах; 3) не сформировано - параметры (форма, размер, качество обработки и т. п.) имеют значительные отклонения от эталона (теряют смысл задания), определены и выполнены не самостоятельно, с помощью учителя в виде направления деятельности в процессе выполнения задания на всех этапа х; 4.2 Инструменты – умение определять параметры (форму, размер, качество обработки и т. п.) и придерживаться их при выполнении задания опираясь на применение инструментов (линейка, угольник, штангенциркуль, шаблон и т.п.). 1) сформировано - параметры (форма, размер, качество обработки и т. п.) близки к эталону, определены (по технической документации либо с образца при помощи инструментов) перенесены и выполнены самостоятельно, возможна минимальная помощью учителя в виде подсказок в процессе выполнения задания на разных этапах; 2) слабо сформировано - параметры (форма, размер, качество обработки и т. п.) имеют значительные отклонения от эталона (но не теряют смысла задания), определены (по технической документации либо с образца при помощи инструментов) перенесены и выполнены самостоятельно, либо с помощью учителя в виде подсказок в процессе выполнения задания на всех этапах; 3) не сформировано - параметры (форма, размер, качество обработки и т. п.) имеют значительные отклонения от эталона (теряют смысл задания), определены и выполнены не самостоятельно, с помощью учителя в виде направления деятельности в процессе выполнения задания на всех этапах; Качество работы. не удв. – работа не по одному из параметров (форма, размер, обработка) не соответствует заданию (образцу); удв. – работа по одному из параметров (форма, размер, обработка) соответствует заданию (образцу); хор. – работа по нескольким параметрам (форма, размер, обработка) соответствует заданию (образцу); отл. – работа по всем параметрам (форма, размер, обработка) соответствует заданию (образцу), либо есть некоторые отклонения но задание выполнено при максимальном уровне самостоятельности; Отчёт о выполненной работе (по заданному алгоритму из ИА). нет – отказ от обсуждения выполненного задания; не связано – попытка объяснения выполненного задания без связи определенных последовательностей (процесса, действий, применения /инструмента, материала, ТБ/); путаный – попытка объяснения выполненного задания в связи определенных последовательностей (процесса, действий, применения /инструмента, материала, ТБ/) при переходе с одного на другое (с середины к началу и т. п.); на вопр. одноз. – отчет о выполненном задании строится по вопросам к алгоритму ответа, при помощи учителя, при этом ответы носят однозначный характер ( да, нет, взял, сделал и т.п.); на вопр. не увер. – отчет о выполненном задании строится по вопросам к алгоритму ответа, при помощи учителя, при этом ответы носят объяснительный характер имеют логическую связь но учащийся нуждается в подтверждении учителя; на воп. путаный– отчет о выполненном задании строится по вопросам к алгоритму ответа, самостоятельно, при этом ответы носят объяснительный характер имеют логическую связь но учащийся перескакивает( с одного вопроса на другой либо меняя направление ответа); на воп. полно– отчет о выполненном задании строится по вопросам к алгоритму ответа, самостоятельно, при этом ответы носят объяснительный характер имеют логическую связь и учащийся пользуется минимальной поддержкой учителя; объяснение -отчет о выполненном задании строится по вопросам к алгоритму ответа, самостоятельно, при этом ответ является достаточно связанным рассказом включающим основные моменты процесса выполнения задания. Оценка. 2 – уровень самостоятельности при выполнении задания в практической части 0%; 3– уровень самостоятельности при выполнении задания в практической части 1- 50%; 10 4– уровень самостоятельности при выполнении задания в практической части 50 – 80%%; 5– уровень самостоятельности при выполнении задания в практической части 81- 100%; Особенности образовательного процесса Общая структура и содержание программы соотнесены так, что основой её /стержнем/ является «столярное дело», а «слесарное дело» как бы продолжает его, дополняя и расширяя. Большое внимание уделяется технике безопасности. Вводное занятие каждой четверти посвящено инструктажу по правилам поведения и ТБ, кроме того в каждой теме при изучении новых инструментов, материалов и оборудования отдельным занятием или уроком выделено время на изучение правил применения и безопасного использования данных инструментов, материалов и оборудования. На каждом уроке отведено время для подробного изучения вопросов охраны жизнедеятельности с привязкой к теме занятий. В течение учебного года предусмотрены тематические экскурсии на предприятиях РГО. И как уже отмечалось ранее программа составлена в соответствии с методологическими основами изложенными в концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, учтены программные требования предъявляемые к ОУ данного вида и создаются условия для дальнейшего получения профессионального образования в Режевском многопрофильном техникуме по специальной программе. Как видно из таблицы процентное соотношение теоретических тем программ «столярного дела» к «слесарному делу» как 2:1, примерно и этого же соотношения предполагается придерживаться в планировании практического повторения. Само практическое повторение в 6б,7а, 7б и 8а классах около 60% учебного времени. Примерное распределение часов. Таблица 2 В том числе. Всего нагрузки Класс 6б 7а 7б 8а 204 ч. 272 ч. 272 ч. 306 ч. В том числе. Столярное дело 84 ч. 119 ч. 119 ч. 150 ч. Слесарное дело 10 ч. 12 ч. 12 ч. 15 ч. Другие обобщающие темы 4 ч. Практическое повторение экскурсии 110 ч. 141 ч. 141 ч. 137 ч. 3 13 13 10 вводные/ самост. и контр. работы 5/22 5/24 5/24 5/26 Тематическое планирование Таблица 3.1 11 № П.п. ТЕМА 6а КЛАСС 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 I четверть Вводное занятие. Вводная контрольная работа. Изготовление изделий из деталей круглого сечения. Строгание. Разметка рейсмусом. Геометрическая резьба по дереву. Слесарное дело. 6.1 Работа с тонколистовым металлом. 6.2 Резание металла ножовкой. 6.3 Соединение деталей заклёпками. Практическое повторение. Самостоятельная работа. II четверть. Вводное занятие. Угловое концевое соединение брусков в полдерева. Криволинейное пиление. Обработка криволинейной кромки. Сверление. Слесарное дело. 13.1 Сверление. 13.2 Правка и гибка металла. Практическое повторение. Контрольная работа за полугодие. III четверть Вводное занятие. Долбление сквозного и несквозного гнёзд. Свойства основных пород древесины. Угловое серединное соединение на шип одинарный сквозной УС-3. Слесарное дело. 20.1 Заточка стамески и долота. 20.2 Изготовление деталей прямоугольной формы. Практическое повторение. Самостоятельная работа. IV четверть. Вводное занятие. Угловое концевое соединение на шип открытый сквозной одинарный УК-1. Склеивание. Слесарное дело. 26.1 Плоскостная разметка и обработка деталей по чертежу. 26.2 Опиливание криволинейной кромки. 26.4 Опиливание широкой поверхности. Практическое повторение. Итоговая контрольная работа. Количество часов 204 ч. Примечание 48 ч. 2 4 12 12 6 3 I-1. I-2. I-3. I-4. I-5. 1 1 1 5 4 I-6. I-7. 48 ч. 1 11 6 II-1. II-2. II-3. 5 2 II-4. II-5. 1 1 19 4 II-6. II-7. 60 ч. 1 11 6 18 III-1. III-2. III-3. III-4. 2 III-5. 1 1 18 4 III-6. III-7. 48 ч. 1 11 IV-1. IV-2. 6 3 IV-3. 1 IV-4. 1 1 21 6 IV-5. IV-6. IV-7. Таблица 3.2 № П.п. ТЕМА Количество Примечание часов 12 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 7а КЛАСС 272 ч. I четверть Вводное занятие. Вводная контрольная работа. Практическое повторение. Фугование. Хранение и сушка древесины. Геометрическая резьба по дереву. Слесарное дело. Рубка на плите. Выполнение изделий по технологической карте. Свойства и применение металлов. Практическое повторение. Самостоятельная работа. II четверть Вводное занятие. Угловое концевое соединение на шип с полупотёмком несквозной УК- 4. Токарные работы. Непрозрачная отделка столярного изделия. Слесарное дело. Пространственная разметка. Выполнение отверстия прямоугольной формы. Практическое повторение. Контрольная работа за полугодие. III четверть Вводное занятие. Круглые лесоматериалы. Обработка деталей из древесины твёрдых пород. Угловое концевое соединение на ус со вставным плоским сквозным шипом УК-2. Слесарное дело. Опиливание плоскостей сопряжённых под внешним и внутренним углами. Работа с тонколистовым металлом. Распиливание отверстия и проймы. Сверление. Практическое повторение. Самостоятельная работа. IV четверть Вводное занятие. Свойства древесины. Угловые ящичные соединения УЯ-1, УЯ-2. Выполнение криволинейного отверстия и выемки. Обработка криволинейной кромки. Слесарное дело. Изготовление и ремонт садово-огородного инвентаря. Практическое повторение. Итоговая контрольная работа. 64 ч. 2 4 2 8 4 8 3 29 4 64 ч. 1 8 16 8 3 24 4 80 ч. 1 5 16 16 3 33 6 64 ч. 1 6 16 8 3 24 6 Таблица 3.3 № П.п. ТЕМА Количество Примечание часов 13 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 7б КЛАСС 272 ч. I четверть Вводное занятие. Вводная контрольная работа. Практическое повторение. Фугование. Хранение и сушка древесины. Геометрическая резьба по дереву. Слесарное дело. Рубка на плите. Выполнение изделий по технологической карте. Свойства и применение металлов. Практическое повторение. Самостоятельная работа. II четверть Вводное занятие. Угловое концевое соединение на шип с полупотёмком несквозной УК- 4. Токарные работы. Непрозрачная отделка столярного изделия. Слесарное дело. Пространственная разметка. Выполнение отверстия прямоугольной формы. Практическое повторение. Контрольная работа за полугодие. III четверть Вводное занятие. Круглые лесоматериалы. Обработка деталей из древесины твёрдых пород. Угловое концевое соединение на ус со вставным плоским сквозным шипом УК-2. Слесарное дело. Опиливание плоскостей сопряжённых под внешним и внутренним углами. Работа с тонколистовым металлом. Распиливание отверстия и проймы. Сверление. Практическое повторение. Самостоятельная работа. IV четверть Вводное занятие. Свойства древесины. Угловые ящичные соединения УЯ-1, УЯ-2. Выполнение криволинейного отверстия и выемки. Обработка криволинейной кромки. Слесарное дело. Изготовление и ремонт садово-огородного инвентаря. Практическое повторение. Итоговая контрольная работа. 64 ч. 2 4 2 8 4 8 3 29 4 64 ч. 1 8 16 8 3 24 4 80 ч. 1 5 16 16 3 33 6 64 ч. 1 6 16 8 3 24 6 Таблица 3.4 № П.п. ТЕМА Количество Примечание часов 14 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 8а КЛАСС 306 ч. I четверть Вводное занятие. Вводная контрольная работа. Практическое повторение. Пиломатериалы. Заделка пороков и дефектов древесины. Изготовление столярно-мебельного изделия. Слесарное дело. Нарезание резьбы вручную. Практическое повторение. Самостоятельная работа. II четверть Вводное занятие. Изготовление разметочного инструмента. Токарные работы. Слесарное дело. Изготовление приспособлений для слесарных и столярных работ. Сверление и зенкование. Изготовление профильного шаблона. Практическое повторение. Самостоятельная работа. III четверть Вводное занятие. Представление о процессе резания. Изготовление строгального инструмента. Изготовление столярно-мебельного изделия. Слесарное дело. Сплавы металлов и термическая обработка стали. Обработка металла без снятия стружки. Отделка и защита от коррозии поверхности детали. Простейший ремонт электроприборов. Практическое повторение. Контрольная работа за полугодие. IV четверть Вводное занятие. Ремонт столярно-мебельного изделия. Безопасность труда во время выполнения столярных и слесарных работ. Крепёжные изделия и мебельная фурнитура. Слесарные работы. Опиливание широкой криволинейной поверхности и сопряжения. Отделка и защита от коррозии поверхности детали. Практическое повторение. Итоговая контрольная работа. 72 ч. 2 4 3 4 14 18 4 19 4 72 ч. 1 17 18 4 Требования к уровню подготовки учащихся 26 6 90 ч. 1 4 22 18 4 35 6 72 ч. 1 26 4 6 3 2 1 26 6 6б класса по предмету: С учётом личностных результатов обучения. 15 готовность и способность обучающихся к саморазвитию, а именно: - ценностное отношение к учебному труду; -понимание необходимости выполнения правил техники безопасности; -овладение элементарными умениями программы курса; -ценностное отношение к учебному труду, способность к взаимодействию с детьми и взрослыми; -получение опыта постижения народного творчества. готовность и способность обучающихся к самоопределению, а именно: - формирование умения трудиться в коллективе, бережного отношения к школьному имуществу, аккуратности; - готовность к соблюдению правил школьного взаимодействия; - понимание необходимости освоения профессиональными умениями столярного и слесарного дела и универсальной духовно-нравственной установкой «становиться лучше»; - способность самостоятельным поступкам и действиям, к принятию ответственности за их результат; - осознание ценностей человеческой жизни, ценности других людей; -понимание стать полезным членом общества. готовность и способность обучающихся к смыслообразованию, а именно: - способность к пониманию принятых в обществе представлений о добре и зле, моральных норм «что такое хорошо и что такое плохо»; -ценностное отношение к России, к своему народу, культурно-историческому наследию; -уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим; -ценностное отношение к природе; гуманное отношение ко всему живому; -сочувствие к человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации; -способность преодолевать трудности в работе на уроке; -способность видеть красоту в окружающем мире, поведении и поступках людей; - способность оценивать свои поступки; -понимание трудолюбия, бережливости. С учётом предметных результатов обучения. 1. Минимальный уровень Обучающие научатся: - различать понятия плоская поверхность, миллиметр как основная мера длины в столярном и слесарном деле, припуск на обработку, базовая кромка, сквозное и несквозное отверстие, длина, ширина, толщина заготовки. Широкая и узкая грани бруска, ребро бруска (доски); -составлять представление о назначении разметки, о чертёже и техническом рисунке детали, о построении, нанесении размеров, отличии чертежа от технического рисунка. - различать виды линий: (видимый контур, размерная, выносная). - воспринимать понятия об исправимом и не исправимом дефектах, об опиливании заготовок, о разнице в качестве обработки поверхности детали личным напильником и шлифовальной шкуркой; -иметь представление о пилении: виды (поперёк и вдоль волокон), разница между операциями процесса, о врезке как способе соединения деталей о конструкции изделий; -организовать рабочее место для предстоящих работ. Проверять правильность установки верстака по росту работающего. Закреплять детали в тисках (зажимах); - работать на верстаке столярной ножовкой, лучковой пилой, рубанком, стамеской, шлифовальной шкуркой, ручной дрелью, рашпилем, напильником, коловоротом, молотком, остро- и плоскогубцами, оправкой для сгибания проволоки, шилом, раззенковкой, буравчиком, электровыжигателем, отвёрткой, с водными красками, морилками и лаками; -выполнять соединения деталей на клей, гвозди, шурупы; -соблюдать правила техники безопасности при работе на верстаке, столярной ножовкой, лучковой пилой, рубанком, напильником, шлифовальной шкуркой, стамеской, ручной дрелью, рашпилем, напильником, коловоротом, молотком, остро- и плоскогубцами, оправкой для сгибания проволоки, шилом, раззенковкой, буравчиком, отвёрткой, электровыжигателем, водными красками, морилками и лаком; 16 - под руководством учителя проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по шаблону, образцу изделия, рисунку; 2. Достаточный уровень Обучающие получат возможность: -определять понятия плоская поверхность, миллиметр как основная мера длины в столярном и слесарном деле, припуск на обработку, базовая кромка, сквозное и несквозное отверстие, длина, ширина, толщина заготовки. Широкая и узкая грани бруска, ребро бруска (доски); виды линий, (видимый контур, размерная, выносная), назначении разметки, о чертёже и техническом рисунке детали, о построении, нанесении размеров, отличии чертежа от технического рисунка, понятия об исправимом и не исправимом дефектах, об опиливании заготовок, о разнице в качестве обработки поверхности детали личным напильником и шлифовальной шкуркой; - анализировать и корректировать представление о пилении: виды (поперёк и вдоль волокон), разница между операциями процесса, о врезке как способе соединения деталей о конструкции изделий, организацию рабочего места для предстоящих работ. Проверять правильность установки верстака по росту работающего. -научиться закреплять детали в тисках (зажимах); работать на верстаке столярной ножовкой, рубанком, стамеской, шлифовальной шкуркой, ручной дрелью, рашпилем, напильником, коловоротом, молотком, остро- и плоскогубцами, оправкой для сгибания проволоки, шилом, раззенковкой, буравчиком, электровыжигателем, отвёрткой, с водными красками, морилками и лаками; выполнять соединения деталей на клей, гвозди, шурупы; соблюдать правила техники безопасности при работе на верстаке, столярной ножовкой, лучковой пилой, рубанком, напильником, шлифовальной шкуркой, стамеской, ручной дрелью, рашпилем, напильником, коловоротом, молотком, остро- и плоскогубцами, оправкой для сгибания проволоки, шилом, раззенковкой, буравчиком, отвёрткой, электровыжигателем, водными красками, морилками и лаком; под руководством учителя проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по шаблону, образцу изделия, рисунку. Требования к уровню подготовки учащихся 7а класса по предмету: С учётом личностных результатов обучения. готовность и способность обучающихся к саморазвитию, а именно: - ценностное отношение к учебному труду; -понимание необходимости выполнения правил техники безопасности; -овладение элементарными умениями программы курса; -ценностное отношение к учебному труду, способность к взаимодействию с детьми и взрослыми; -получение опыта постижения народного творчества. готовность и способность обучающихся к самоопределению, а именно: - формирование умения трудиться в коллективе, бережного отношения к школьному имуществу, аккуратности; - готовность к соблюдению правил школьного взаимодействия; - понимание необходимости освоения профессиональными умениями столярного и слесарного дела и универсальной духовно-нравственной установкой «становиться лучше»; - способность самостоятельным поступкам и действиям, к принятию ответственности за их результат; - осознание ценностей человеческой жизни, ценности других людей; -понимание стать полезным членом общества. готовность и способность обучающихся к смыслообразованию, а именно: - способность к пониманию принятых в обществе представлений о добре и зле, моральных норм «что такое хорошо и что такое плохо»; -ценностное отношение к России, к своему народу, культурно-историческому наследию; -уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим; 17 -ценностное отношение к природе; гуманное отношение ко всему живому; -сочувствие к человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации; -способность преодолевать трудности в работе на уроке; -способность видеть красоту в окружающем мире, поведении и поступках людей; - способность оценивать свои поступки; -понимание трудолюбия, бережливости. С учётом метапредметных результатов обучения. 1. Для формирования познавательных учебных действий школьники учатся на уроках трудового обучения: находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради; журнала, дидактических материалах. анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности; анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму; использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; 2. Для формирования регулятивных учебных действий школьники учатся на уроках трудового обучения: планирование предстоящей практической работы (составить план изготовления детали, изделия.) соотнесения своих действий с поставленной целью, установления причинно следственных между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозирования действий, необходимых для получения планируемых результатов.(распознавать виды металлов и их сплавов, виды древесных материалов, породы древесины, обрабатывать материал, детали, изготавливать изделия) осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы (контролировать качество и точность выполнения работы, сравнивать с образцом, шаблоном) следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов (учебнике, дидактическом материале и пр.), руководствоваться правилами при выполнении работы (соблюдать правила техники безопасности , соблюдать правила поведения на рабочем месте, производственной санитарии и личной гигиены , экономно расходовать материалы, электроэнергию) приучению детей к самостоятельной организации своего рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы, поддержанию порядка на рабочем месте (подбирать и подготавливать к работе инструмент, правильно пользоваться инструментом) 3. Для формирования комммуникативных действий школьники учатся на уроках трудового обучения: организовывать совместную работу в паре или группе: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь (сначала под руководством учителя, затем самостоятельно) умения формулировать собственное мнение и варианты решения, аргументированно их излагать, выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания (отчёт о проделанной работе, анализ деятельности, ошибки и их предотвращение) проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы (взаимоконтроль, взаимооценка). 1. Обогащение словаря и словарного запаса, внедрение профессиональной терминологии в речи. 2. Развитие умения задавать вопросы с целью получения информации. 3. Развитие умения правильно отвечать на поставленные вопросы. 4.Научить правильно понимать инструкцию. 5. Способствовать развитию навыков самопрезентации и уверенного поведения. 18 С учётом предметных результатов обучения. 1. Минимальный уровень Обучающие научатся: - различать понятия плоская поверхность, миллиметр как основная мера длины в столярном и слесарном деле, припуск на обработку, базовая кромка, сквозное и несквозное отверстие, длина, ширина, толщина заготовки. Широкая и узкая грани бруска, ребро бруска (доски); -составлять представление о назначении разметки, о чертёже и техническом рисунке детали, о построении, нанесении размеров, отличии чертежа от технического рисунка. - различать виды линий: (видимый контур, размерная, выносная). - воспринимать понятия об исправимом и не исправимом дефектах, об опиливании заготовок, о разнице в качестве обработки поверхности детали личным напильником и шлифовальной шкуркой; -иметь представление о пилении: виды (поперёк и вдоль волокон), разница между операциями процесса, о врезке как способе соединения деталей о конструкции изделий; -организовать рабочее место для предстоящих работ. Проверять правильность установки верстака по росту работающего. Закреплять детали в тисках (зажимах); - работать на верстаке столярной ножовкой, лучковой пилой, рубанком, стамеской, шлифовальной шкуркой, ручной дрелью, рашпилем, напильником, коловоротом, молотком, остро- и плоскогубцами, оправкой для сгибания проволоки, шилом, раззенковкой, буравчиком, электровыжигателем, отвёрткой, с водными красками, морилками и лаками; -выполнять соединения деталей на клей, гвозди, шурупы; -соблюдать правила техники безопасности при работе на верстаке, столярной ножовкой, лучковой пилой, рубанком, напильником, шлифовальной шкуркой, стамеской, ручной дрелью, рашпилем, напильником, коловоротом, молотком, остро- и плоскогубцами, оправкой для сгибания проволоки, шилом, раззенковкой, буравчиком, отвёрткой, электровыжигателем, водными красками, морилками и лаком; - под руководством учителя проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по шаблону, образцу изделия, рисунку; Умение работать фуганком, двойным ножом, шерхебелем, надфилем. Выполнение соединения УК —4. Шпатлевание; работа с клеевой, масляной и эмалевой красками, олифой. Умение работать на токарном станке по дереву, работать кронциркулем, зензубелем, фальцгобелем, шпунтубелем. Подчистка фальца зензубелем. Выполнение соединения УК —2; углового ящичного соединения. Умение работать на токарном станке. Умение работать с разметочным транспортиром. Определение резьбы резьбомером. Ориентировка по образцам обработанных плоскостей. Сборка узлов и механизмов вращательного движения. 2. Достаточный уровень Обучающие получат возможность: -определять понятия плоская поверхность, миллиметр как основная мера длины в столярном и слесарном деле, припуск на обработку, базовая кромка, сквозное и несквозное отверстие, длина, ширина, толщина заготовки. Широкая и узкая грани бруска, ребро бруска (доски); виды линий, (видимый контур, размерная, выносная), назначении разметки, о чертёже и техническом рисунке детали, о построении, нанесении размеров, отличии чертежа от технического рисунка, понятия об исправимом и не исправимом дефектах, об опиливании заготовок, о разнице в качестве обработки поверхности детали личным напильником и шлифовальной шкуркой; - анализировать и корректировать представление о пилении: виды (поперёк и вдоль волокон), разница между операциями процесса, о врезке как способе соединения деталей о конструкции изделий, организацию рабочего места для предстоящих работ. Проверять правильность установки верстака по росту работающего. Закреплять детали в тисках (зажимах); работать на верстаке столярной ножовкой, лучковой пилой, рубанком, стамеской, шлифовальной шкуркой, ручной дрелью, рашпилем, 19 напильником, коловоротом, молотком, остро- и плоскогубцами, оправкой для сгибания проволоки, шилом, раззенковкой, буравчиком, электровыжигателем, отвёрткой, с водными красками, морилками и лаками; выполнять соединения деталей на клей, гвозди, шурупы; -научиться соблюдать правила техники безопасности при работе на верстаке: столярной ножовкой, лучковой пилой, рубанком, напильником, шлифовальной шкуркой, стамеской, ручной дрелью, рашпилем, напильником, коловоротом, молотком, остро- и плоскогубцами, оправкой для сгибания проволоки, шилом, раззенковкой, буравчиком, отвёрткой, электровыжигателем, водными красками, морилками и лаком; под руководством учителя проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по шаблону, образцу изделия, рисунку. Умение работать фуганком, двойным ножом, шерхебелем, надфилем. Выполнение соединения УК —4. Шпатлевание; работа с клеевой, масляной и эмалевой красками, олифой. Умение работать на токарном станке по дереву, работать кронциркулем, зензубелем, фальцгобелем, шпунтубелем. Подчистка фальца зензубелем. Выполнение соединения УК —2; углового ящичного соединения. Умение работать на токарном станке. Умение работать с разметочным транспортиром. Определение резьбы резьбомером. Ориентировка по образцам обработанных плоскостей. Сборка узлов и механизмов вращательного движения. Требования к уровню подготовки учащихся 8а класса по предмету: С учётом личностных результатов обучения. готовность и способность обучающихся к саморазвитию, а именно: - ценностное отношение к учебному труду; -понимание необходимости выполнения правил техники безопасности; -овладение элементарными умениями программы курса; -ценностное отношение к учебному труду, способность к взаимодействию с детьми и взрослыми; -получение опыта постижения народного творчества. готовность и способность обучающихся к самоопределению, а именно: - формирование умения трудиться в коллективе, бережного отношения к школьному имуществу, аккуратности; - готовность к соблюдению правил школьного взаимодействия; - понимание необходимости освоения профессиональными умениями столярного и слесарного дела и универсальной духовно-нравственной установкой «становиться лучше»; - способность самостоятельным поступкам и действиям, к принятию ответственности за их результат; - осознание ценностей человеческой жизни, ценности других людей; -понимание стать полезным членом общества. готовность и способность обучающихся к смыслообразованию, а именно: - способность к пониманию принятых в обществе представлений о добре и зле, моральных норм «что такое хорошо и что такое плохо»; -ценностное отношение к России, к своему народу, культурно-историческому наследию; -уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим; -ценностное отношение к природе; гуманное отношение ко всему живому; -сочувствие к человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации; -способность преодолевать трудности в работе на уроке; -способность видеть красоту в окружающем мире, поведении и поступках людей; - способность оценивать свои поступки; -понимание трудолюбия, бережливости. С учётом предметных результатов обучения. 20 Распознавание видов пиломатериалов; вида работ. Приготовление разметочного инструмента. Изготовление строгального инструмента; простейшей мебели. Ремонт простейшей мебели. Распознавание видов крепежных изделий мебельной фурнитуры. Умение работать с краской, делать анализ сборочного чертежа на изделие. Распознавание вида отработки изделия. С учётом предметных результатов обучения. 1. Минимальный уровень Обучающие научатся: Уметь читать чертежи и эскизы на изготовление простейших столярных, слесарных изделий, рационально организовывать рабочее место при выполнении работ ручными инструментами и на станках, соблюдать правила безопасности и правила безопасной работы инструментами, указанными в программе; производить разметку простых деталей из древесины, металлов и их сплавов по чертежам и эскизам; проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по технологической карте, чертежам, шаблону, образцу изделия; определять по внешнему виду древесины её породу и пороки, по внешним признакам вид и качество металлов и их сплавов; экономно выкраивать и выбирать заготовки на изделие и обрабатывать их ручными столярными, слесарными инструментами; подбирать и подготавливать к работе инструмент для ручной обработки древесины, металлов и их сплавов, правильно пользоваться инструментом; производить пиление, строгание, долбление и сверление древесины; Распознавание видов пиломатериалов; вида работ. Приготовление разметочного инструмента. Изготовление строгального инструмента; простейшей мебели. Ремонт простейшей мебели. Распознавание видов крепежных изделий мебельной фурнитуры. Умение работать с краской, делать анализ сборочного чертежа на изделие. Распознавание вида отработки изделия. Знать приёмы безопасной работы инструментами и приспособлениями, обозначенными в программе; древесные материалы применяемые в деревообрабатывающем производстве, правила и приёмы их обработки и склеивания; технологию и приёмы ручной обработки древесины, металлов и их сплавов (разметка, пиление, строгание, долбление, резание, сверление, рубка, опиливание, гибка); знать источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации, уметь находить необходимую техническую информацию; приёмы разметки заготовок; виды соединения деталей, узлов и механизмов; специальную терминологию и пользоваться ею. Осуществлять наладку ручных столярных и слесарных инструментов и токарного станка по дереву на заданную форму и размеры, обеспечивать требуемую точность взаимного расположения поверхностей; экономно расходовать материалы и электроэнергию, бережно обращаться с оборудованием, инструментами и приспособлениями. контролировать качество и точность выполнения столярных, слесарных операций; проверять качество выполненной работы в соответствии с требованиями и техническими условиями; Знать виды материалов, обозначенных в программе, их свойства, название, назначение; породы древесины, классификацию металлов и сплавов, их свойства и применение; о значении понятий материал, инструмент, изделие и их назначении; основные сведения о деревообрабатывающем производстве. Применять способы контроля – по шаблону; линейкой, угольником, циркулем, штангенциркулем; основы культурного поведения и правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ; правила безопасного пользования электроэнергией, бытовыми приборами, газом, отоплением. Работать распределяя и согласовывая совместный труд, индивидуально и парами с опорой на готовый план в виде рисунков, инструктажа, осуществлять контроль качества друг друга; Владеть основами художественной обработки древесины или металлов; конструировать или изготавливать простейшие приспособления и инструменты для выполнения таких работ; выполнять требования производственной санитарии и личной гигиены 2. Достаточный уровень Обучающие получат возможность: 21 Научиться читать чертежи и эскизы на изготовление простейших столярных, слесарных изделий, рационально организовывать рабочее место при выполнении работ ручными инструментами и на станках, соблюдать правила безопасности и правила безопасной работы инструментами, указанными в программе; производить разметку простых деталей из древесины, металлов и их сплавов по чертежам и эскизам; проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по технологической карте, чертежам, шаблону, образцу изделия; определять по внешнему виду древесины её породу и пороки, по внешним признакам вид и качество металлов и их сплавов; экономно выкраивать и выбирать заготовки на изделие и обрабатывать их ручными столярными, слесарными инструментами; подбирать и подготавливать к работе инструмент для ручной обработки древесины, металлов и их сплавов, правильно пользоваться инструментом; производить пиление, строгание, долбление и сверление древесины; Распознаванию видов пиломатериалов; вида работ. Приготовление разметочного инструмента. Изготовление строгального инструмента; простейшей мебели. Ремонт простейшей мебели. Распознавание видов крепежных изделий мебельной фурнитуры. Умение работать с краской, делать анализ сборочного чертежа на изделие. Распознавание вида отработки изделия. Знать приёмы безопасной работы инструментами и приспособлениями, обозначенными в программе; древесные материалы применяемые в деревообрабатывающем производстве, правила и приёмы их обработки и склеивания; технологию и приёмы ручной обработки древесины, металлов и их сплавов (разметка, пиление, строгание, долбление, резание, сверление, рубка, опиливание, гибка); знать источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации, уметь находить необходимую техническую информацию; приёмы разметки заготовок; виды соединения деталей, узлов и механизмов; специальную терминологию и пользоваться ею. Осуществлять наладку ручных столярных и слесарных инструментов и токарного станка по дереву на заданную форму и размеры, обеспечивать требуемую точность взаимного расположения поверхностей; экономно расходовать материалы и электроэнергию, бережно обращаться с оборудованием, инструментами и приспособлениями. контролировать качество и точность выполнения столярных, слесарных операций; проверять качество выполненной работы в соответствии с требованиями и техническими условиями; Знать виды материалов, обозначенных в программе, их свойства, название, назначение; породы древесины, классификацию металлов и сплавов, их свойства и применение; о значении понятий материал, инструмент, изделие и их назначении; основные сведения о деревообрабатывающем производстве. Применять способы контроля – по шаблону; линейкой, угольником, циркулем, штангенциркулем; основы культурного поведения и правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ; правила безопасного пользования электроэнергией, бытовыми приборами, газом, отоплением. Работать распределяя и согласовывая совместный труд, индивидуально и парами с опорой на готовый план в виде рисунков, инструктажа, осуществлять контроль качества друг друга; Владеть основами художественной обработки древесины или металлов; конструировать или изготавливать простейшие приспособления и инструменты для выполнения таких работ; выполнять требования производственной санитарии и личной гигиены 22 Уровень качества образованности. Таблица 4 З Н А Е Т П О Н И М А Е Т П Р И М Е Н Я Е Т О Ц Е Н И В А Е Т Отлично «5» Хорошо «4» Удволетворительно «3» -содержание ответа соответствует поставленному вопросу -знает правила и приёмы деятельности -знает терминологию работ по профилю -знает свойства и назначение материалов -знает правила организации рабочего места -понимает необходимость выполнения правил техники безопасности -видит различия в свойствах материалов -умеет привести примеры -при воспроизведении понятий и терминов допущены неточности -знает основы общеобразовательного компонента образовательной области -ответ на вопрос содержит ошибки или большое количество неточностей, искажает содержание ответа - ответ не в полной мере соответствует вопросу -ответа на вопрос нет, искажает содержание ответа - ответ не соответствует вопросу -затрудняется самостоятельно дать точный ответ на поставленный вопрос -понимает необходимость выполнения основных правил техники безопасности -понимает основные технологические принципы -умеет последовательно выполнять действие по алгоритму -демонстрирует выполнение основных правил техники безопасности -не умеет объяснить материал по заданному вопросу -понимает необходимость простых правил техники безопасности -не умеет объяснить материал по заданному вопросу -не понимает необходимость простых правил техники безопасности -затрудняется самостоятельно выполнять действия нуждается в помощи учителя -демонстрирует частичное выполнения правил техники безопасности - постоянно нуждается в помощи учителя -демонстрирует полное не выполнение правил техники безопасности -с организующей помощью педагога оценивает свои трудовые возможности и способности, перспективы дальнейшего трудоустройства -со стимулирующей организующей помощью педагога определяет качество выполненной работы -зачастую не всегда адекватно оценивает свои трудовые возможности и способности, перспективы дальнейшего трудоустройства -исправляет недостатки с помощью педагога - всегда не адекватно оценивает свои трудовые возможности и способности, перспективы дальнейшего трудоустройства -не исправляет недостатки с помощью педагога -демонстрирует самостоятельное, безошибочное выполнение действий -демонстрирует выполнения правил техники безопасности -объективно оценивает свои трудовые возможности и способности, перспективы дальнейшего трудоустройства -определяет качество выполненной работы Неудволетворительно «2» 23 Методическое обеспечение. Столярно-слесарная мастерская с оборудованием: верстак столярный -6 шт., верстак слесарный -6 шт., набор столярного инструмента-6 шт., набор слесарного инструмента -6 шт., станок токарный по дереву (СТД-120М)-2 шт. Расходный материал: пиломатериал- 0,5 м.куб., железо листовое 3мм.- 0,15 м.кв., метизы разные-1 кг., клей ПВА-1 кг., лако-красочные изделия-1,5 л., шлифовальная шкурка-1 м.кв. Технологические карты, образцы изделий, карточки задания, чертежи, плакаты, коллекции, ИКТ. Литература. 1. Меренков А.В. Самоопределение в сфере образования и профессиональной деятельности: примерная программа для I-IV классов: Министерство общего и профессионального образования Свердловской области / А.В. Меренков. – М. : Образовательно издательский центр «Академия», 2006. – 40 с. 2. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида: Новые учеб. программы и метод. материалы. – Кн. 1/Под ред. А.М. Щербаковой. М.: Из-во НЦ ЭНАС, 2001. – 304 с. 3. Программно-методические материалы: Технология. 5-11 классы./Сост. А.В. Марченко. - М.: Дрофа, 2001. 4. Программы общеобразовательных учреждений: Технология трудовое обучение 1-4 кл., 5-11 кл . / Научные рук. Ю.Л. Хотунцев, В.Д. Симоненко.- М.: Просвещение, 2005. 5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII-го вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – Сб.2- 304 с. 6. Патракеев В.Г., Технология. Слесарное дело. 5 класс учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.- М.: Просвещение, 2012. – 192 с. 7. Патракеев В.Г., Технология. Слесарное дело. 6 класс учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.- М.: Просвещение, 2013. – 200 с. 8. Патракеев В.Г., Патракеев И.В. Слесарное дело. Тетрадь для самостоятельной работы учащихся 5-6 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2004. 9. Сборник нормативно-методических материалов по технологии / Авт.-сост.: Марченко А.В., Сасова И.А., Гуревич М. И. _ М.: Вентана-Граф, 2007. 10. Журавлёв Б.А. Столярное дело: Учебное пособие для учащихся 7-8 кл. вспом. школы. – М.: Просвещение, 1993. 11. Столярное дело: 10-11 кл. учеб. для спец. (коррекционных) образоват. учреждений VIII вида/ Перелётов А.Н., Лебедев П. М., Сековец Л.С. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. -367 с. 12. Спиридонов И.Г. и др. Слесарное дело: Учебное пособие для учащихся 7-8 кл. вспом. школы. – М.: Просвещение, 1989. 13. Трудовое обучение. Слесарное дело. 5-6 классы: рабочая программа / авт.-сост. О.В. Павлова. – Волгоград : Учитель, 2015. -96 с. 14. Трудовое обучение. Столярное дело. 5-6 классы: рабочая программа / авт.-сост. О.В. Павлова. – Волгоград : Учитель, 2015. -87 с. 24 15. Трудовое обучение. Слесарное дело. 7-9 классы: рабочая программа / авт.-сост. О.В. Павлова. – Волгоград : Учитель, 2015. -165 с. 16. Трудовое обучение. Столярное дело. 7-9 классы: рабочая программа / авт.-сост. О.В. Павлова. – Волгоград : Учитель, 2015. -130 с. 17.Тематическое планирование и конспекты уроков по столярному делу в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. 9 класс / Д.А. Скурихин. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 216 с. Разработчик программы: Яковлев Георгий Фёдорович инженер механик учитель трудового обучения высшей кв. категории стаж работы 23 года 20.08.2020 г. _____________________ / Яковлев Г. Ф. /. 25