ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по дополнительному образованию «Химия и физика в быту». Рабочая программа составлена с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений, способствует умственному развитию, определяет начальный объем знаний и умений по химии и физике. Химия и физика не являются общеобразовательными предметами в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида, но располагают большими коррекционно-образовательными, развивающими, воспитательными и практическими возможностями. В целях максимального коррекционного воздействия в программу включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня. Целью данной программы является повышение уровня общего развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья и коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств. Реализовать данную цель можно через решение следующих задач: сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой природы (состав, функции). формирование правильного применения природных явлений в жизни и быту человека; уточнение, расширение и активизация словарного запаса. развитие речи учащихся, как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности; воспитание нравственных качеств учащихся, бережного отношения к природе, к растениям, к животным; формирование навыков групповой работы. Основой для разработки структуры данной образовательной программы для данной категории детей является Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ. Согласно данной концепции можно выделить основные взаимосвязанные содержательные линии при обучении химии и физики. Это: Овладение основными знаниями по химии и физике. Развитие способности использовать знания по химии и физике и формирование представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой и не живой природы. Базовые национальные ценности будут реализовываться при изучении следующих разделов и тем: Наука: воздух и его состав, вода и её состав, почва и её состав. Природа: неживая природа, природные явления, Человечество: природные явления и их использование человеком. Основными формами и методами обучения являются: фронтальная и индивидуальная устная работа, работа в группах (парах, тройках), практические задания, упражнения, объяснение учителя, работа с книгой, дидактическая игра, защита творческого проекта. Результаты обучения показывают, что данные формы активизируют деятельность учащихся, способствуют развитию самостоятельности, ответственности, умения договариваться. Для проверки параметров знаний и умений программой предусмотрены устные опросы, самостоятельные, практические и лабораторные работы. Содержание программы «Химия и Физика в быту» Программа включает следующие разделы: Введение. Техника безопасности. Не живая природа. Воздух его состав и использование. Газы их свойства и использование. Вода её состав и использование. Вода и её свойства. Почва её состав и использование. Почва и её свойства. Природные явления и их использование человеком. Температура. Оборудование, используемое для реализации программы «Химия и Физика в быту»: - Лабораторное оборудование 1. мензурки. 2. пробирки. 3. колбы. 4. мерные стаканчики. 5. спиртовки. 6. микроскоп. 7. лупа. - Наглядные пособия: 1. макет глобуса 2. таблицы и схемы «Почва», «Температура», «Осадки», «Газы». - Раздаточный материал: 1. учебные коллекции «Почва и её состав», «Горные породы». Учебно-тематический план Программа разработана 1 час в неделю. Всего 34 часа. № п/п Тематические разделы Кол-во Часов 1 2 Не живая природа (признаки) Воздух его состав и использование 2 2 3 Газы их свойства и использование Азот Кислород Углекислый газ Пропан Бутан Водород Вода её состав и использование Вода и её свойства Агрегатные состояния Почва её состав и использование Почва и её свойства Аккумулирование веществ Пропускная способность Природные явления и их использование человеком Приливы и отливы Молния Осадки Ветер Вращение планеты Магнетизм Температура Влияние на окружаю среду 6 4 5 6 7 8 9 2 3 2 5 9 3 Календарно – тематическое планирование по курсу дополнительного образования «Химия и Физика в быту». № Дат Наименова Цель Ожидаемые уро а ние темы требования к ка результату Введение. Техника безопасности. Не живая природа (2 часа) 1 Введение. Соблюдение техники Соблюдение техники Техника безопасности при безопасности при безопаснос проведении опытов проведении опытов ти при проведени и опытов. Оборудова ние 2 Не живая природа Сформировать понятие о многообразии не живой природы. Знакомство с многообразием не живой природы, понятие о многообразии не живой природы. Формируется умение решать проблемные вопросы. Формируется умение решать проблемные вопросы, сравнивать. Формирование критического мышления. Знакомство с составом воздуха. Знакомство с газами и их общими свойствами Выявить знания учащихся по теме: Азот его свойства и использование Выявить знания учащихся по теме: Кислород его свойства и использование Развивается умение выделять главное, сравнивать, самостоятельно Развивается умение выделять главное, сравнивать, самостоятельно Развивается умение выделять главное, сравнивать, самостоятельно Выявить знания учащихся по теме: Развивается умение выделять главное, Газы их свойства и использование (6 часов) 5 Общие Выявить знания свойства учащихся по теме: газов Общие свойства газов Азот 7 Кислород 8 Углекислы й газ Знакомство с оборудованием и методы работы с ним Развивать умение классифицировать, различать живую и неживую природу умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Воздух его состав и использование (2 часа) 3 Состав Познакомить воздуха обучающихся с составом воздуха 4 Использова Выявить знания ние учащихся по теме: воздуха Использование воздуха 6 Элементы содержания урока Выявление знаний учащихся по теме: Использование воздуха. самостоятельная работа в тетрадях для лабораторных работ. Выявление знаний учащихся через лабораторную работу Знакомство с газами и их общими свойствами Знакомство с газами и их общими свойствами Выявление знаний учащихся через лабораторную работу Знакомство с газами и их общими свойствами Углекислый газ его свойства и использование 9 Пропан Выявить знания учащихся по теме: Пропан его свойства и использование 10 Бутан Выявить знания учащихся по теме: Бутан его свойства и использование 11 Водород Выявить знания учащихся по теме: Водород его свойства и использование Вода её состав и использование (2 часа) 12 Вода и её Выяснить состав особенности воды и её состав, влияние воды на климат 13 Вода и её Выявить знания использова учащихся по теме: ние Вода и её человеком использование человеком Вода и её свойства (3 часа) 14 Жидкое Познакомить агрегатное учащихся с состояние особенностями воды (вода) жидкого агрегатного состояния воды сравнивать, самостоятельно Развивается умение выделять главное, сравнивать, самостоятельно Развивается умение выделять главное, сравнивать, самостоятельно Развивается умение выделять главное, сравнивать, самостоятельно Выявление знаний учащихся через лабораторную работу Знакомство с газами и их общими свойствами Знакомство с газами и их общими свойствами Знакомство с газами и их общими свойствами Развивается умение выделять главное, сравнивать, самостоятельно Развивается умение выделять главное, сравнивать, самостоятельно Знакомство с водой и её составом Развитие мыслительных операций, активизация словарного запаса. Знакомство с особенностями жидкого агрегатного состояния воды самостоятельная работа детей в лабораторных тетрадях. Знакомство с особенностями жидкого агрегатного состояния воды самостоятельная работа детей в лабораторных тетрадях. Знакомство с особенностями жидкого агрегатного состояния воды самостоятельная работа детей в лабораторных 15 Твёрдое агрегатное состояние воды (лёд) Познакомить учащихся с особенностями твёрдого агрегатного состояния воды Развитие мыслительных операций, активизация словарного запаса. 16 Газообразн ое агрегатное состояние воды (пар) Познакомить учащихся с особенностями газообразного агрегатного состояния воды Развитие мыслительных операций, активизация словарного запаса. Выявление знаний учащихся через лабораторную работу: Строение цветка, самостоятельная работа детей в лабораторных тетрадях. тетрадях. Почва её состав и использование (2 часа) 17 Почва и её Познакомить состав учащихся с особенностями строения почвы. 18 Почва и её использова ние человеком Выявить у учащихся их знания о использовании почвы Почва и её свойства (5 часов) 19 Аккумулир Познакомить ование учащихся с условиями веществ в для аккумулирования почве. веществ в почве 20 21 22 Работать над развитием мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации. Работать над развитием мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации. Знакомство с строением почвы и её состав, её особенностями. самостоятельная работа детей в лабораторных тетрадях. Выявление у учащихся знаний о использовании человеком почвы через лабораторную работу, самостоятельная работа в лабораторных тетрадях. Развитие мыслительных операций, активизация словарного запаса. Знакомство с условиями почвы через лабораторную работу, самостоятельная работа в лабораторных тетрадях. Знакомство с условиями почвы через лабораторную работу, самостоятельная работа в лабораторных тетрадях. Аккумулир ование веществ в почве и их влияние на её структуру Пропускна я способност ь почвы Выделение характерных черт всхожести семян, познакомить их с различным видами прорастания семян. Развивать речь, обогащать активный словарный запас. Познакомить учащихся с разнообразием пропускаемостью почвы Плодородн ые и не плодородн ые почвы Сформировать представление о плодородных и не плодородных почвах Развитие мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации. Развивать логическое мышление, умение сравнивать, выделять главное. Сформировать Развивать логическое представление об мышление, умение организмах сравнивать, выделять обитающих в почве. главное. Природные явления и их использование человеком (9 часов) 24 Виды Познакомить детей с Развивать умение природных видами природных анализировать 23 Почва как среда обитания Знакомство через лабораторную работу, самостоятельная работа в лабораторных тетрадях. Знакомство с условиями почвы через лабораторную работу, самостоятельная работа в лабораторных тетрадях. Формирование представления об организмах обитающих в почве. Знакомство с природными явлений 25 26 27 28 29 30 31 32 33 явлений. информацию, расширять кругозор учащихся Приливы и Уточнить и Работать над отливы расширить расширением представления словарного запаса учащихся о приливах детей; формирование и отливах фразовой речи. Молния Уточнить и Развивать умение расширить анализировать представления информацию, учащихся о молнии расширять кругозор учащихся Осадки. Уточнить и Работать над Дождь. расширить расширением представления словарного запаса учащихся о дожде. детей; формирование фразовой речи. Осадки. Уточнить и Работать над Снег. расширить расширением представления словарного запаса учащихся о снегопаде. детей; формирование фразовой речи. Осадки. Уточнить и Работать над Град. расширить расширением представления словарного запаса учащихся о граде. детей; формирование фразовой речи. Ветер. . Уточнить и Работать над Ураган. расширить расширением Смерч. представления словарного запаса учащихся о ветре и детей; формирование его разновидностях. фразовой речи. Вращение Уточнить и Работать над планеты расширить расширением представления словарного запаса учащихся о вращении детей; формирование планеты вокруг оси и фразовой речи. Солнца. Солнце. Уточнить и Работать над Солнечная расширить расширением энергия представления словарного запаса учащихся о Солнце и детей; формирование его энергии. Влияние фразовой речи. на Землю. Магнитное Уточнить и Работать над поле расширить расширением Земли. представления словарного запаса Магнетизм. учащихся о детей; формирование магнетизме и фразовой речи магнитном поле. Влияние на Землю. явлениями и их признаками. Знакомство с понятием прилив и отлив, как человек использует это явление. Знакомство с понятием молния, как человек использует это явление. Знакомство с испарениями воды, как человек использует это явление. Знакомство с испарениями воды, таянием снега, как человек использует это явление. Знакомство с испарениями воды, таянием снега, как человек использует это явление. Знакомство с движением воздушных масс, как человек использует это явление. Знакомство с вращением планеты вокруг оси и Солнца, как человек использует это явление. Знакомство с Солнечной энергией, как человек использует это явление. Знакомство с магнетизмом, как человек использует это явление. Температура (3 часа) 34 Температу ра. Способы измерения. 35 Влияние температур ы на окружающ ую среду. 36 Температу ра – друг и враг. Уточнить и расширить представления учащихся о температуре и способах её измерения. Влияние на Землю. Познакомить детей с влиянием температуры на окружающую среду Работать над расширением словарного запаса детей; формирование фразовой речи Знакомство с температурой, как человек использует это явление. Развивать мышление. Научить сравнивать, обобщать. Познакомить детей с влиянием температуры на окружающую среду, людей, животных. Развивать мышление. Научить сравнивать, обобщать. Выявление знаний по теме Влияние температуры на окружающую среду: самостоятельная работа детей в тетрадях для практических работ. Самостоятельная работа детей в тетрадях для практических работ. Основные требования к знаниям и умениям обучающихся: В результате изучения курса дополнительного образования «Химия и Физика в быту» обучающиеся могут знать: названия некоторых газов; название физических (природных) явлений; состав и общие свойства некоторых газов; строение и общие биологические, физические и химические особенности почвы; причины появления физических (природных) явлений; способы и примеры использования физических и химических явлений человеком в жизнедеятельности и быту. могут уметь: различать физические и химические явления; применять полученные умения и навыки в быту; правильно и безопасно работать с лабораторным оборудованием и приборами. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат 603332450510203670830559428146817986133868575787 Владелец Шляпникова Надежда Ивановна Действителен С 09.07.2021 по 09.07.2022