РП уч-деф Лушниковой 21-22

Программа содержит следующие разделы:
1

1.Развитие
познавательной
деятельности
детей
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 7-16 лет, 27 часов.
2.Развитие познавательной деятельности детей с задержкой психического развития 4-7 лет,
32 часа.
3.Развитие познавательной деятельности обучающихся с задержкой психического развития
8-11 лет, 36 часов.
Тематическое планирование каждого раздела составлено с учетом постепенного
усложнения материала. Для уменьшения нагрузки на обучающихся, в занятия включены
зрительная и пальчиковая гимнастика, подвижные игры.
Для диагностики развития познавательной деятельности использованы методики
Стребелевой Е. А.; Забрамной С. Д., Боровик О. В.; Семаго Н. Я., Семаго М. М.; Переслени
Л. И. и другие.
Программа предусматривает реализацию индивидуального подхода к ребенку. Все
занятия проводятся как в очной, так и в дистанционной форме (по запросу родителя), в связи
с этим, содержание, форма подачи материала может меняться. Содержание каждого занятия
продумано с учетом смены видов деятельности ребенка.
Общее количество занятий и сложность заданий может варьироваться в зависимости
от возможностей и потребностей обучающихся. Частота занятий: 1-3 раза в неделю.
Продолжительность каждого занятия в зависимости от возраста 20 – 45 минут.
1 раздел: Развитие познавательной деятельности детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 7– 16 лет (1-9 классы).
Содержание.
Данный раздел программы составлен с опорой на «программу воспитания и обучения
дошкольников с интеллектуальной недостаточностью», под редакцией Баряевой Л. Б.,
Гаврилушкиной О. П., Зарина А.П. Соколовой Н.Д.; программу воспитания и обучения детей
дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью» под редакцией
Н.Ф.Дементьевой;
«программу
дошкольных
образовательных
учреждений
компенсирующего
вида
для
детей
с
нарушением интеллекта» под ред. Е.А.
Стребелевой и Е.А. Екжановой; программу Шевченко А. В.; Программы специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный 1-4 классы.
Под ред. В.В.Воронковой.
Раздел программы рассчитан на часа. Из них 2 занятия включают диагностику
(промежуточную и итоговую).
Составленраздел на основе адаптированной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), имеет обучающую,
образовательную и социальную направленность.
Целью применения данного раздела является ликвидация пробелов знаний
обучающихся
Реализация раздела осуществляется в соответствии с нормативными правовыми
актами и методическими документами федерального уровня в сфере образования:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г. № 124–ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребёнка в РФ»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014 №
1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта общего
образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной
недостаточностью»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»;
- правоустанавливающими документами и локальными нормативными актами
общеобразовательной организации (далее – ОО):
- Уставом ОО;
- Рекомендациями ПМПК для конкретного обучающегося.
У обучающихся с интеллектуальной недостаточностью существует ряд
специфических особенностей в их личности, познавательной, эмоционально-волевой сфере и
поведении:
При письме особенности усвоения грамматики и правописания заключаются в
следующем: механическое заучивание определений или правил, их фрагментарное усвоение,
замена сложного правила простым, смешение грамматических понятий и орфографических
правил, быстрое забывание материала, неумение применять полученные знания на практике.
Овладение даже элементарными математическими понятиями требуют от ребенка
достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ,
синтез, обобщение, сравнение. Дети с ограниченными возможностями плохо ориентируются
в задаче, теряются, встречаясь с трудностями, не проверяют результаты своих действий, не
соотносят их с образцами.
Процесс формирования навыков чтения у обучающихся своеобразен: дети
медленно запоминают буквы, смешивают сходные по начертанию графемы, недостаточно
быстро соотносят звук с буквой. Слабая техника чтения, нарушение осознанности чтения.
Речь. Страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая.
Отмечаются трудности восприятия и понимания речи. Речь бедна, маловыразительна и
монотонна, нет логических ударений.
Нарушения деятельности анализаторов. Сенсорная сфера (ощущения, восприятия),
как правило, оказывается очень нарушенной. Отстает развитие зрительного, слухового,
тактильного и других анализаторов. При умственном недоразвитии оказывается
дефектным восприятие: нарушение обобщенности и замедленный темп. Отмечается узость
объема и трудности восприятия пространства и времени. Восприятие неразрывно связано с
мышлением. Все функции мышления недостаточно сформированы у детей с нарушениями
интеллектуального развития и имеют своеобразные черты. У детей с нарушениями
интеллектуального
развития
страдает внимание: малая
устойчивость,
трудности
распределения, замедленная переключаемость, сужение объема. Сильно страдает
непроизвольное внимание. Произвольное – нецеленаправленно.
Особенности восприятия и осмысления неразрывно связаны с особенностями
памяти. У детей с нарушениями интеллекта процессы запоминания, сохранения и
воспроизведения имеют специфические особенности. Память у данных детей
характеризуется сужением объема, замедленным темпом, недостаточной осмысленностью и
последовательностью.
Детям, имеющим нарушения интеллектуального развития свойственно нарушение
эмоционально-волевой сферы и личности в целом.
Раздел включает в себя 4 подраздела, каждый из которых представляет собой
самостоятельную часть в развитии общеучебных навыков по предметам и соответствуют
элементам программного материала.
1. Развитие графических навыков. Ведется работа по коррекции почерка
посредством развития каллиграфических навыков и мелкой моторики. Данныяпосвящёна

развитию учебных навыков через коррегирование зрительной памяти, внимания,
формирование пространственных представлений и графических умений.
2. Развитие письма и речи. В процессе работы с программным грамматическим
материалом развиваются фонематический слух, восприятие и мыслительная деятельность,
память, внимание и речь. Упражнения и задания носят коррекционный характер и
подобраны с учетом возрастных особенностей и уровнем развития обучающихся данного
класса.
3. Развитие учебных действий посредством по чтению и развитию речи.
Обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его
мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной
деятельности.
4. Развитие учебных действий посредством математики. Развитие математических
знаний и умений. Через призму математических заданий происходит развитие мыслительной
деятельности и познавательной активности, внимания и самоконтроля.
Мониторинг развития базовых учебных действий: проводится повторное
тестирование обучающихся и сравнение результатов. Определяется эффективность
коррекционной работы.
На занятиях используются следующие методы и приемы работы:
- Метод наглядности (насыщенность и контрастность цветов, используются красный,
желтый, зеленый, оранжевый цвета);
- Метод слова (беседа, описание, объяснение, инструктирование, замечание,
исправление ошибок, устное оценивание);
- Метод практических упражнений (многократное повторение изучаемых движений
(больше, чем нормально видящим)
- Метод стимулирования двигательной активности (со-здание ситуации успеха)
Щадящий индивидуальный двигательный режим
Практические методы и приемы обучения:
-многократное повторение практических и умственных действий;
-подражательные упражнения; дидактические игры; Подсказки (вербальная, жестовая
или физическая помощь);
Положительное поощрение;
Визуальная поддержка;
Требования к речи учителя, формам и условиям ее предъявления:
-хорошее освещение лица говорящего;
- четкость, выразительность, плавность речи, соблюдение орфоэпических норм
произношения, исключение утрированной артикуляции;
- постепенное наращивание темпа и приближение его к темпу нормальной
разговорной речи.
Наглядные методы:
-показ способа действий (должен быть точным, выразительным, разделенным на
части, может быть полным или частичным)
Методические приемы, усиливающие словесные методы (сравнение, повторение,
интонация).
Структура занятия.
1.Организационный момент. Эмоционально-психологический настрой.
2. Введение в деятельность. Активизация мозговой деятельности.
3. Основная часть. Коррекционные упражнения и задания.
4. Итог. Рефлексия.
Тематическое планирование

раздел: Развитие познавательной деятельности детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 7– 16 лет (27 часов)
№ Раздел
Тема

Задачи

Содержание
Форма работы

1. Раздел: 
Развитие
графических
навыков.
1.Ориентиров
ание на листе
бумаги и в
пространстве

Развитие
пространственных
представлений через
умение ориентироваться на
плоскости листа;

посредством закрепления
понятий: вверху, внизу,
слева, справа, впереди,
сзади. Решение нагляднопрактических задач
Простейшие логические
операции анализа и синтеза
Введение задачи в игру, в
практическую
деятельность.
Развитие
зрительной

памяти
посредством
воспроизведения данных
учителем
узоров,
элементов букв и цифр.

Развитие памяти, слухового
внимания

посредством написания
геометрических и знаковых
диктантов.
Формирование
каллиграфического навыка
путем написания
прописных и строчных
букв и соединение их в 
слоги. Развитие зрительной
памяти и внимания

посредством написания
графических диктантов
(точечных).
Развитие зрительной
памяти посредством
запоминания ряда букв и
звуков, расположенных в 
определённом порядке.
Решение нагляднопрактических задач
Простейшие логические
операции анализа и синтеза
Введение задачи в игру, в

Упражнение
«Солнышко»,
упражнения на понимание сторон
«право-лево», «верх-низ», «центр»,
«Круг в круге».
Предметно – игровая деятельность,
направленная на пробуждение
интереса и мотивации.
Постановка
вопроса
или
ориентировка в условиях задач,
создание
гипотез
возможного
решения, осуществления решения и
проверка правильного решения.



2.Рисование
узоров,
элементов
букв и цифр


3.Коррекция 
почерка
Работа над
формой букв.

2. Раздел: 
Развитие
письма и
речи.
4.Дифференц
иация букв и
звуков речи.



Методическое и
дидактическое
обеспеченье
Тетради, ручки,
карандаши,
фломастеры,
краски,ножницы,к
лей,геометрическ
ие фигуры,
пластилин.

«Одновременное рисование»
Прописи 300
Проведение параллельных линий – узоров для
вертикальных
и
наклонных. дошкольников.
Графический диктант.
Введение задачи в игру, в
практическую деятельность.
Предметно – игровая деятельность,
направленная на пробуждение
интереса и мотивации.
Графический диктант.
О.В.Узорова,
Работа в прописях
Е.А.Нефёдова.,
Рисование фигур, букв и цифр в Г.А.Сыропятова
воздухе.
Введение задачи в игру, в
практическую деятельность.
Предметно – игровая деятельность,
направленная на пробуждение
интереса и мотивации.
Алфавит.
«Буква
и
звук».
Упражнения на изменение смысла
слов (пруд-прут).
Предметно – игровая деятельность,
направленная на пробуждение
интереса и мотивации.
Постановка
вопроса
или
ориентировка в условиях задач,
создание
гипотез
возможного
решения, осуществления решения и

РАБОЧАЯ
ТЕТРАДЬ
ГРАФИЧЕСКИЕ
ДИКТАНТЫ

практическую
деятельность.

проверка правильного решения.

5.Дифференц
иация
гласных и
согласных.
Упражнения с
глухими и
звонкими
согласными. 
Зрительноорфографичес
кий диктант
гласных.

Развитие восприятия и
фонематического слуха 
путём узнавания и
выделения гласного и
согласного звука. Решение
наглядно-практических
задач
Простейшие логические
операции анализа и синтеза
Введение задачи в игру, в
практическую
деятельность.

Алфавит.
Предметно – игровая деятельность,
направленная на пробуждение
интереса и мотивации.
Постановка
вопроса
или
ориентировка в условиях задач,
создание
гипотез
возможного
решения, осуществления решения и
проверка правильного решения.

О.А.Новиковская
350 упражнеий
для развития
речи.

6.Составление

словосочетан
ий и
предложений
«Дополни
предложение
словами», 
«Закончи
предложение»

, цепочки
слов.
Деформирова
нный текст
7.Письмо
стихотворени
йи
предложений
по памяти.
«Найди
рифму»

«Закончи
стихотворени
е»
8.Составление

предложений
по сюжетной
картинке.
Подбор
подписей к
сюжетным
рисункам.

Развитие логического
мышления посредством
завершения логических
цепочек слов. Решение
наглядно-практических
задач
Простейшие логические
операции анализа и синтеза
Введение задачи в игру, в
практическую
деятельность.

Постановка
вопроса
или
ориентировка в условиях задач,
создание
гипотез
возможного
решения, осуществления решения и
проверка правильного решения.

Зрительные
диктанты по
методике
И.Т.Федоренко.

Развитие
точности,

прочности
и
скорости
запоминания посредством 
письма по памяти. Решение
наглядно-практических
задач
Простейшие логические
операции анализа и синтеза

Введение задачи в игру, в
практическую деятельность.
Предметно – игровая деятельность,
направленная на пробуждение
интереса и мотивации.
Постановка
вопроса
или
ориентировка в условиях задач,
создание
гипотез
возможного
решения, осуществления решения и
проверка правильного решения.
Решение наглядно-практических
задач
Простейшие логические операции
анализа и синтеза
Введение задачи в игру, в
практическую деятельность.
Предметно – игровая деятельность,
направленная на пробуждение
интереса и мотивации.
.
Решение наглядно-практических
задач
Простейшие логические операции

О.В.Узорова,
Е.А.Нефёдова
350 упражнений
для развития
логики и
внимания.

9.Работа с
текстом.
Рассказ по

Развитие объема
кратковременной и
оперативной памяти
посредством написания
зрительных диктантов.

 Развитие устной и
письменной речи через
умение составлять









Насекомые.
Пауки.
Домашние
животные.
Дикие животные.

Наглядное
пособие для
педагогов:

плану (по
программе
русского
языка).
10.Разучива- 
ние
чистоговорок
Интонационн
ые упр-я
«послушай и
воспроизведи»

предложения из данных
вразбивку слов с
последующей их записью.

анализа и синтеза
«Вставь слово в текст по смыслу»

Работа над развитием

правильной дикции
посредством громкого

четкого произношения ряда
звуков, слогов, слов.

11.Интонацио
нные
упражнения
«Послушай и
воспроизведи
по памяти»

Работа над развитием

правильной дикции
посредством громкого
четкого произношения ряда

звуков, слогов, слов.


12.Виды

предложений
Различение
предложений
по интонации.
Постановка
соответствую
щего знака.
13.Наблюден
ия за
природой
родного края.
Наблюдения
за природой.
Составление
рассказа по
увиденному.

Развитие эмоциональной 
сферы посредством
интонирования
предложения. Решение
наглядно-практических
задач
Простейшие логические
операции анализа и синтеза
Развитие устной

диалогической и
монологической речи через
умение составлять
предложения по картинкам
природы посредством
правильного построения 
ответа на вопрос учителя.

Решение наглядно-практических
задач
Предметно – игровая деятельность,
направленная на пробуждение
интереса и мотивации.
Постановка
вопроса
или
ориентировка в условиях задач,
осуществления решения и проверка
правильного решения.
Упражнения по развитию голоса.
Решение наглядно-практических
задач
Простейшие логические операции
анализа и синтеза
Введение задачи в игру, в
практическую деятельность.
Предметно – игровая деятельность,
направленная на пробуждение
интереса и мотивации.
Постановка
вопроса
или
ориентировка в условиях задач,
создание
гипотез
возможного
решения, осуществления решения и
проверка правильного решения.
Решение наглядно-практических
задач
Простейшие логические операции
анализа и синтеза
Введение задачи в игру, в
практическую деятельность.
Предметно – игровая деятельность,
направленная на пробуждение
интереса и мотивации.

3. Раздел:
Развитие
учебных
действий 
посредством
по чтению и
развитию 
речи.
14.Восприяти
е текста на
слух
Воспроизведе
ние
прочитанного.

Развитие слуховой памяти,

внимания и речи через
воспроизведение
прочитанного текста.
Решение нагляднопрактических задач
Простейшие логические
операции анализа и синтеза
Введение задачи в игру, в
практическую
деятельность.

А.В.Ермилова
100 игр на
внимания.

А.В.Ермилова
100 игр на
развитие речи.

Весна в
картинках,
Осень в
картинках,
Лето в картинках,
Зима в картинках.

Сюжетные
картины

Предметно – игровая деятельность, М.А.Жукова
направленная на пробуждение
Логопедический
интереса и мотивации.
БУКВАРЬ.
Постановка
вопроса
или
ориентировка в условиях задач,
создание
гипотез
возможного
решения, осуществления решения и
проверка правильного решения.
Работа над пониманием текста.

15.Устное 
сочинение по
картине.
Составление
вопросов по
картине: «Наз
ови краски
картины»
«Передний и
задний план».
Составь
словосочетан
ия и
предложения
по картине
16.Работа с 
текстом,
стихотворени
ем (по
программе
чтения)
Интонационн
ые
упражнения. 
Рисование по
смыслу
прочитанного
17.Работа с 
текстом,
стихотворени
ем (по
программе
чтения)

Развитие зрительного

восприятия посредством
рассматривания серии

связанных единым
сюжетом

картинок. Развитие
способности устанавливать
причинно – следственные
связи через рассматривание
картинок и расположение
их в необходимой
смысловой
последовательности.

Простейшие логические операции
анализа и синтеза
Введение задачи в игру, в
практическую деятельность.
Предметно – игровая деятельность,
направленная на пробуждение
интереса и мотивации.
Постановка
вопроса
или
ориентировка в условиях задач,
создание
гипотез
возможного
решения, осуществления решения и
проверка правильного решения.

Развитие выразительности
чтения посредством
соблюдения знаков
препинания при чтении.
Решение нагляднопрактических задач
Простейшие логические
операции анализа и синтеза
Введение задачи в игру, в
практическую
деятельность.

Предметно – игровая деятельность, Прописи 300
направленная на пробуждение
узоров для
интереса и мотивации.
дошкольников.
Постановка
вопроса
или
ориентировка в условиях задач,
создание
гипотез
возможного
решения, осуществления решения и
проверка правильного решения.

18.Работа с 
текстом,
стихотворени
ем (по про
Рисование по
сюжету.
Чтение
коротких
текстов.
4. Раздел: 
Развитие
учебных
действий
посредством
математики.

Развитие переключения 
внимания посредством
чтения короткого текста и 
его иллюстрирования.
Решение наглядно
практических задач

Простейшие логические операции
анализа и синтеза
Введение задачи в игру, в
практическую деятельность.
Предметно – игровая деятельность,
направленная на пробуждение
интереса и мотивации.
«Придумай окончание рассказа»

РАБОЧАЯ
ТЕТРАДЬ
ГРАФИЧЕСКИЕ
ДИКТАНТЫ

Развитие умения

дифференцировать разряды
чисел. Развитие речи и
мышления через умение
сравнивать числа. Решение
наглядно-практических

Предметно – игровая деятельность,
направленная на пробуждение
интереса и мотивации.
Постановка
вопроса
или
ориентировка в условиях задач,
создание
гипотез
возможного

О.А.Новиковская
350 упражнеий
для развития
речи.

Развитие восприятия и

выразительности речи
посредством чтения

коротких стихотворений
громко, тихо, шёпотом.
Решение нагляднопрактических задач
 Простейшие логические
операции анализа и синтеза

Тетради, ручки,
карандаши,
фломастеры,
краски, ножницы,
клей,
геометрические
фигуры,
пластилин.

Введение задачи в игру, в
О.В.Узорова,
практическую деятельность.
Е.А.Нефёдова.,
Предметно – игровая деятельность, Г.А.Сыропятова
направленная на пробуждение
интереса и мотивации.
«Закончи
загадку»
(добавить
последнее
слово),
«Закончи
стихотворение»

19.Разряды
чисел.

Устный счет.
Сравнение 
чисел Устный
счет.
20.Умножени
е и деление
чисел Работа
с таблицей
умножения.
ИКТ

задач
Простейшие логические
операции анализа и синтеза
Введение задачи в игру, в
практическую
деятельность.
Развитие быстроты

реакции и мыслительной
деятельности через

решение примеров на
умножение и деление.
Решение нагляднопрактических задач
21.Решение
Развитие
умения

примеров на дифференцировать
умножение и примеры.
деление
 Развитие активности и
Устный счет. внимания через устный
счёт с элементами игры.
Решение нагляднопрактических задач
22.Решение  Развивать активность

примеров в
мыслительной
два действия
деятельности через
Решение
решение примеров в два
примеров.
действия. Решение
«Найди
наглядно-практических
закономернос задач
ть»

23.Решение  Развивать мышление через
примеров в
умение применять правило
три действия. о переместительном

свойстве сложения на
практике. Решение
наглядно-практических
задач
24.Решение  Развитие воображения, 
задач на
мышления посредством
сложение и
решения простых задач на 
вычитание.
сложение и вычитание.
Задачи на
Развитие речи,

внимательнос воображения, мышления
ть.
через составление задач по
картинке и их решение.

решения, осуществления решения и
проверка правильного решения.
«Лишнее
число»,
«Лабиринт»,
выполнение заданий по учебнику
Введение задачи в игру, в
практическую деятельность.
Предметно – игровая деятельность,
направленная на пробуждение
интереса и мотивации.
Постановка
вопроса
или
ориентировка в условиях задач.
Предметно – игровая деятельность,
направленная на пробуждение
интереса и мотивации.
«Соотнеси число с картинкой»
«Шифровка». Введение задачи в
игру, в практическую деятельность.

Предметно – игровая деятельность,
направленная на пробуждение
интереса и мотивации.
Постановка
вопроса
или
ориентировка в условиях задач,
создание
гипотез
возможного
решения, осуществления решения и
проверка правильного решения.
Введение задачи в игру, в
практическую деятельность.
Предметно – игровая деятельность,
направленная на пробуждение
интереса и мотивации.
«Найди дату»,
«математическая цепочка»
Простейшие логические операции
анализа и синтеза
Введение задачи в игру, в
практическую деятельность.
Предметно – игровая деятельность,
направленная на пробуждение
интереса и мотивации.
«Математическое лото»
«Составь задачу по картинке»
25.Решение  Развитие зрительного
 Введение задачи в игру, в
задач с одним восприятия и мышления
практическую деятельность.
неизвестным. через заполнение пробелов Предметно – игровая деятельность,
Решение
в таблицах. Развитие
направленная на пробуждение
задач по
логического мышления
интереса и мотивации.
таблице
через умение рассуждать,
«Обратная задача»
Составление
правильно отвечать на

Зрительные
диктанты по
методике
И.Т.Федоренко.

О.В.Узорова,
Е.А.Нефёдова
350 упражнений
для развития
логики и
внимания.
Насекомые.
Пауки.
Домашние
животные.
Дикие животные.

Наглядное
пособие для
педагогов:

А.В.Ермилова
100 игр на
внимания.

А.В.Ермилова
100 игр на
развитие речи.

схемы по
смыслу
задачи.
26.Геометрич
еские фигуры.
Танграм.
Графический
диктант
Логический
квадрат

27.Заниматель

ная
математика.
Занимательны
е задачи.
Задачишутки.
Математическ
ий квадрат
Математическ
ая викторина

вопросы учителя. Решение
наглядно-практических
задач
Увеличение
объёма

зрительного восприятия в
процессе
использования
геометрических
фигур
способом
наращивания.
Развитие
памяти,
слухового
внимания .
Развитие логического

мышления посредством
решения логических задач.
Развитие логического
мышления посредством 
решения логических
примеров (математический
квадрат). Решение
наглядно-практических
задач

Предметно – игровая деятельность,
направленная на пробуждение
интереса и мотивации.
«Составь рисунок из фигур»
«Сосчитай
углы»
«Сосчитай
фигуры»

Весна в
картинках,
Осень в
картинках,
Лето в картинках,
Зима в картинках.

Простейшие логические операции
М.А.Жукова
анализа и синтеза
Логопедический
Введение задачи в игру, в
БУКВАРЬ.
практическую деятельность.
Предметно – игровая деятельность,
направленная на пробуждение
интереса и мотивации.
Постановка
вопроса
или
ориентировка в условиях задач,
создание
гипотез
возможного
решения, осуществления решения и
проверка правильного решения.

Планируемые результаты:
Обучающиеся 1-5 классов могут научиться:
- анализировать, сравнивать и обобщать при помощи педагога;
-классифицировать предметы, числа понятия по заданному основанию;
- находить логические ошибки;
- запоминать и хранить в памяти несложные инструкции;
- переключиться с одного действия на другое.
Обучающиеся 6 класса могут научиться:
- делать простейшие обобщения, как с помощью педагога, так и самостоятельно;
- классифицировать предметы по их существенным признакам с помощью наводящих вопросов;
- находить логические ошибки и устранять их с помощью педагога;
- запоминать и хранить в памяти более сложные инструкции;
- составлять план своей деятельности.
Обучающиеся 7 класса могут научиться:
- выделять существенные признаки с последующим использованием проведенного обобщения и
выявления закономерностикак с помощью педагога, так и самостоятельно;
- сравнивать и отличать от несущественных признаков, как с помощью педагога, так и
самостоятельно;
- строить простейшие заключения.
Обучающиеся 8 класса могут научиться:
- делать обобщения как с помощью педагога, так и самостоятельно;
- классифицировать предметы по их существенным признакам как с помощью педагога, так и
самостоятельно;
- устранять логические ошибкикак с помощью педагога, так и самостоятельно;

- хранить в памяти и использовать полученные инструкции
Обучающиеся 9 класса могут научиться:
- делать обобщения и самостоятельно и с помощью учителя;
- классифицировать предметы по их существенным признакам самостоятельно;
- устранять логические ошибки;
- хранить в памяти и использовать полученные инструкции

Литература:
1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. Сборник 1.
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001 год, 231 с.
2. Программа «Каролина» для детей младшего школьного возраста с особыми потребностями.
М. Джонсон-Мартин, М. Аттермиер.
3. Методика преподавания математики в коррекционной школе. М.Н. Перова.- 4-е издание –
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.- 408 с.
4. Математика и конструирование. Пособие для учителя. А.В. Белошистая. – М.:
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 511 с.
5. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. А.К. Аксенов. – М.:
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999ю – 320 с.
6. Чтение и письмо. Обучение, развитие, исправление недостатков. В.И. Городилова, М.З.
Кудрявцева. – М.: Аквариум, СПб.: Дельта, 1995. – 384 с.
7. Воспитание сенсорной культуры ребенка. Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина. – М.: Просвещение,
1988. – 144 с.
8. Развитие умственных способностей младших школьников. А.З. Зак. – М.: Просвещение:
Владос, 1994. – 320 с.
9. Развитие познавательной деятельности у детей. С.В. Коноваленко. – М.: «Гном-Пресс»,
«Новая школа», 1998. – 56с.

2 раздел: Развитие познавательной деятельности детей

с задержкой психического развития 4 – 7 лет.
Содержание.
Данный раздел программы составлен с опорой на «Программу обучения и воспитания
детей с задержкой психического развития в детском саду» под редакцией Л. Б. Баряевой;
программу «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С.Т. Шевченко; От
рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е.
Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. Программу Колесниковой Е. А.. Методические
рекомендации «Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты».
Методическое пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. Шевченко
С.Г., 2001 г.
Данный раздел программы рассчитан на 32 часа. Из них 2 занятия включают диагностику
(промежуточную и итоговую). Продолжительность одного занятия – 10 – 30 минут, в зависимости
от возраста и возможностей обучающихся.

Тематическое планирование
2 раздела: Развитие познавательной деятельности детей с задержкой психического
развития 4-7 лет (32 часа).
№, Раздел,
Тема
1.Игрушки

Задачи

-формирование
способности эстетически
воспринимать
окружающий мир во
всем многообразии
свойств и признаков его
объектов (цветов,
вкусов, запахов, звуков);
2.Путешествие в
Знакомить детей с
«Зеленую
цветом как одним из
сказку».
свойств предмета.
Учить сравнивать
предметы по цвету.
3.Осень.
Обогащать чувственный
опыт детей и умение
Путешествие в
«Желтую сказку». фиксировать его в речи.

Содержание
Метод.идид.
Формы работы
обеспечение
Упражнения на
Матрешки, ленты,
стимулирование активности пирамида.
и вовлечение во все виды
Разрезные картинки.
деятельности
(познавательную, игровую,
продуктивную);
Задание:
находить Мешочек, предметы
предметы
определенного с различной
цвета
на
основе поверхностью.
практических действий.
Соотнесение, узнавание,
называние цвета.
Упражнения.

Картинки «времена
года».

4.Огород. Овощи.
Витаминные
блюда.

Развивать
умение Называние,
соотнесение
выделять цвет, форму, форм, цветов. Игры.
величину как особые
свойства предметов;

5.Сад. Фрукты.
Хочу быть
здоровым!

Считать и раскладывать
предметы правой рукой
слева направо.

Использование счетного
материала. Называние
фруктов.

Муляжи овощей и
фруктов.
Предметные
картинки по
лексическим темам.
Предметные
картинки по
лексическим темам.

6.В лес за
грибами и

Формировать
представления о

Счет предметов до 5.
Соотносить последнее

Интерактивные игры
«Мерсибо плюс».

ягодами.

понятиях «много» и
«один».
Закреплять навык
пересчета предметов,

7.Домашние
животные.

Знакомить с домашними
животными и их
детенышами,
особенностями их
поведения и питания.
Расширять
представления о диких
животных, различать
особенности внешнего
вида и образа раза жизни
диких животных.
Коррекция недостатков
познавательной
деятельности детей
путем систематического
и целенаправленного
развития у них
полноценного
восприятия формы,
конструкции, величины,
цвета.
Положение предметов в
пространстве.

8.Дикие
животные и их
детёныши.

9.Путешествие в
«Красную
сказку».

10.На птичьем
дворе.
11.Зима.
Поможем
зимующим
птицам.
12.Одежда.
Обувь.

13.Головные
уборы.

14.Новый год.

15.Зимние

числительное со всей
пересчитанной группой,
понимать, что оно
обозначает общее
количество предметов в
группе.
Игра. Называние: собака, Плакаты и карточки.
корова,
коза,
лошадь,
свинья.
Упражнение. Называние:
медведь, лиса, волк, заяц

«Нелепицы»,
счетный материал
(палочки, матрешки,
кубики).

Соотношение
предметов Дидактическое
«одинаковые» — «разные» пособие «Кто?
на основе практических Что?».
упражнений в сравнении
предметов.
Разные способы сравнения:
понятия — один, много,
одинаково,
поровну,
больше, меньше.

справа - слева, сверху - Дидактическое
снизу, внутри – снаружи.
пособие «Кто
летает?».
Совершенствовать
Упр. на активное
Дидактическая игра
восприятие детей,
включение всех органов
«Времена года»,
Развивать
образные чувств.
«месяцы», части
представления.
суток.
умение выделять цвет,
форму, величину как
особые
свойства
предметов;
исправление недостатков
моторики.
-обогащение словарного
запаса детей на основе
использования
соответствующей
терминологии;
Дать
детям
представление о круге,
квадрате, треугольнике.

Игра: называние предметов Картинки «Чего не
одежды. Обувь, какая?
хватает?»
Упр. На совершенствование
зрительно-двигательной
координации;

Умение ориентироваться

Составление рассказа по

Называние: кепка, панамка,
шляпа. Игры.

Касса цифр
(карточки).

Рассматривание открыток.
Игры с геометрическими
фигурами.

Набор плоских и
объемных
гометрических
фигур, досочки
Сегена.
Сюжетные картинки.

забавы.
16.Посуда.
Мамины
помощники.

17.Продукты
питания.

18.Мебель.
Бытовые
приборы.
Опасности в
доме.
19.Человек. Кто
мы? Какие мы?

в альбоме, на листе
бумаги.
Размер предметов
Способы сравнения
(приложение,
наложение).

сюжетной картинке. Игра с
предметами.
большой — маленький,
высокий — низкий,
одинаковые по высоте;
длинный — короткий,
одинаковые по длине,
широкий - узкий,
одинаковые по ширине.
Учить отличать и
Игра «Выбери продукты
назвать по внешнему
питания»: овощи (огурец,
виду:
помидор, морковь, капуста,
лук, репа), фрукты (яблоко,
груша, апельсин, банан).
Знакомить
детей
с Рассматривание
предметами ближайшего предметных картинок.
окружения,
их Игра.
назначением.

В жизни и на картинках
узнавать и называть
процессы
умывания,
одевания, еды, ухода за
внешним
видом
и
поддержания порядка.
20.Защитники
Учить называть числи
Отечества.
тельные по порядку,
правильно
соотносить
числительные
с
предметами, указывая на
предметы по порядку.
21.Я и моя семья. Совершенствовать
навыки установления
тождества и различия
предметов по их
свойствам: величине,
форме, цвету.
22.Весна. «Мамин Знакомить с
день».
характерными
особенностями
следующих друг за
другом времен года и
теми изменениями.
23.Мы со спортом Сравнение предметов,
дружим!
отличающихся одним
параметром;
24.Транспорт.
Ребёнок и дорога.

-профилактика и
коррекция психических
нарушений: повышение
уровня развития памяти,
повышение уровня

Карточки с
картинками и
цифрами.

Посуда детская.

Картинки: стол, стул,
шкаф, диван,
табурет.

Знакомить
с
трудом Прищепки.
работников
учреждения Сюжетные картинки.
(медицинская сестра, повар,
учитель, воспитатель и др.)
Тематические картинки,
открытки с праздником.

Открытки, сюжетные
картинки.

Чтение рассказа о семье,
рассматривание картинок.
Игра в сухих бассейнах.

Мяч.
Сухие бассейны.

Называние признаков
весны. Игра с зонтом.
Рисование луж.

Зонт, краски, бумага.

Составление групп из
предметов с заданными
свойствами. Рисование
скакалки.
Рассматривание картинок с
различным транспортом,
называние.

Карандаши,
картинки.
Тематические
картинки, фото.

25.Профессии.
Растём
трудолюбивыми

26.Весна.
Признаки, Труд
людей.

27.Путешествие в
«Синюю сказку».

28.Обитатели
воды - рыбы.

29.Насекомые

30.«Разноцветная
сказка».
31.Время года.
Лето.

32.Времена года.
Закрепление.
Итоговая
диагностика.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

развития внимания.
Обогащать
представления детей о
людях (взрослых и
сверстниках), об
особенностях их
внешнего вида.
Восприятие количества
предметов с помощью
слухового,
двигательного,
тактильного
анализаторов.

Упражнение: «Кто как
работает». Игра «Чем
работает». Называние:
смеется, радуется, плачет.

Картинки профессий.

Рассматривание
иллюстраций, называние
признаков весны. Игра.

Нераскрашенные
рисунки «Времена
года».

Продолжать показывать
разные способы
обследования предметов,
активно включать
движения рук по
предмету и его частям.
Учить
обследовать
фигуры путем обведения
их контуров пальцев и
«пробующих» действий.

Рисование синей краской,
карандашом. Называние
цвета.

Карандаши, краски,
бумага.

Рассматривание открыток,
фотографий с рыбами. Игра
с удочкой.

«4й лишний»,
Сюжетные картинки,

Расширять
представления детей о
насекомых
-формирование и
развитие
математических
представлений.
Группировать
однородные предметы по
нескольким сенсорным
признакам:
величине,
форме, цвету.

Называние,
рассматривание: бабочка,
божья коровка, стрекоза.
Чтение сказок,
рассматривание
иллюстраций.

Сюжетные картинки.

Составление рассказа с
использованием игрушек.
Называние признаков лета.

Счетный материал
(палочки, матрешки,
кубики).

Подсказывать
название формы.

детям Называние:
треугольная,
прямоугольная
квадратная.

Листы бумаги и
карандаши,
фломастеры.

круглая, Фигуры, сюжетные
картинки.
и

Планируемые результаты для детей 4 – 5 лет:
Называть домашних животных и знать, какую пользу они приносят чело веку.
Называть диких животных, где живут, как добывают пищу
Различать и называть некоторые растения ближайшего окружения.
Называть времена года.
Знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе.
Называть разные предметы, которые их окружают в помещениях, на улице; знать их
назначение.
Называть признаки и количество предметов.

8.
9.
10.
11.
12.

С помощью взрослого рассказывать о содержании сюжетной картинки, описывать
предмет по плану, схеме.
Сравнивать предметы по размеру, цвету, форме;
Считать различные предметы в пределах 5,
Уметь отсчитать заданное количество предметов;
Сравнивать две группы предметов на основе практических упражнений и выяснять, где
предметов больше, меньше, одинаково.

Планируемые результаты для детей 5 – 6 лет:
1.Называть домашних животных и знать, какую пользу они приносят человеку.
2.Называть диких животных, где живут, как добывают пищу
3.Различать и называть некоторые растения ближайшего окружения.
4.Называть времена года.
5.Знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе.
6.Называть разные предметы, которые их окружают в помещениях, на улице; знать их
назначение.
7.Называть признаки и количество предметов.
8.С помощью взрослого рассказывать о содержании сюжетной картинки, описывать предмет
по плану, схеме.
9. Знать состав чисел 2—5.
10. Сравнивать предметы по размеру, цвету, форме;
11. Считать различные предметы в пределах 10,
12. Уметь ответить на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»;
13. Уметь отсчитать заданное количество предметов и уметь обозначить количество
соответствующим числительным;
14. Сравнивать две группы предметов на основе практических упражнений и выяснять, где
предметов больше, меньше, одинаково;
15. Практически иллюстрировать состав чисел 2—5 из отдельных единиц и из двух меньших
чисел;
16. Ориентироваться на странице альбома и листе бумаги (различать верх, низ, левую,
правую часть, середину и т.п.);
17. Понимать смысл слов: между, за, перед, раньше, позже.
Планируемые результаты для детей 6 – 7 лет:
1. Называть времена года, отмечать их особенности.
Знать о взаимодействии человека с природой в разное время года.
2. Иметь представления о животных, их повадках, среде обитания. Распределять
представителей животного мира по видам.
3. Называть разные виды растений: деревья, кустарники и цветы. Выделять группы
предлагаемых растений.
4. Различать и называть виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту.
5. Выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.
6. Классифицировать предметы, определять материалы, из которых они сделаны.
7. Знать название родного города, его достопримечательности
8. Составлять по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок;
последовательно, пересказывать небольшие литературные произведения.
9. Знать: состав чисел в пределах 10.
10. Читать и записывать числа до 10;
11. Уметь присчитывать и отсчитывать по единице в пределах 10;
12. Решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка с помощью
сложения и вычитания;
13. Распознавать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал;

15.Пользоваться знаками и обозначениями: +, —, =, >,<, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

3 раздел: Развитие познавательной деятельности обучающихся
с задержкой психического развития 7-11 лет.
Содержание.
Причиной школьной не успешности может быть, задержка психического развития
(ЗПР), а может быть грубая педагогическая запущенность, двуязычие в семье и другие
причины, которые приводят к вторичной задержке психического развития. Эта категория
детей нуждается в специальной помощи учителя-дефектолога. Коррекционно-развивающая
работа учителя-дефектолога, основываясь на принципах коррекционной педагогики,
строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, в соответствии со
структурой и характером нарушений, их влиянием на учебную деятельность и общее
развитие ребенка. В теории и практике обучения детей с ЗПР умственное развитие
рассматривается как наиболее значимое направление коррекционной работы.
Специальное формирование приемов мыслительной деятельности у детей с ЗПР
существенно повышает возможности их обучения в условиях общеобразовательной школы
современном обществе идёт тенденция к интеграции детей с какими-либо нарушениями в
коллектив нормально развивающихся детей. Представленный раздел сопутствует этому
направлению.
Раздел составлен на основании «Программы для общеобразовательных учреждений.
Подготовительный класс/ Под ред. С.Г.Шевченко.- М.:Школьная пресса, 2004. – 176с.
(«Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.Библиотека журнала»; Вып. 21)» с
учётом ФГОС ОВЗ.
Цель раздела:
Формирование школьно-значимых умений и навыков, а также приёмов умственной
деятельности.
Задачи:
 Формирование учебных навыков: чтения, письма, счёта;
 Расширение словарного запаса учащихся при ознакомлении детей с миром вещей,
явлений, их свойствами и качествами; развитие связной речи;
 Формирование и развитие мыслительных операций;
 Коррекция и развитие восприятия, внимания, памяти;
 Формирование и развитие пространственной ориентировки;
 Обучение приёмам планирования деятельности, контроля и самоконтроля,
целенаправленности деятельности;
 Воспитание самостоятельности в работе;
 Формирование произвольной деятельности и развитие эмоционально-волевой
сферы;
 Формирование сенсомоторных координаций.
Коррекционно-развивающие занятия строятся таким образом, что один вид
деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной,
насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида
деятельности на другой.
Обязательными условиями при проведении занятий являются:
 планирование материала от простого к сложному,
 дозирование помощи взрослого,

 постепенный переход от совместной деятельности с педагогом к самостоятельной

работе учащегося.
Игры и упражнения, предлагаемые детям выстроены так, что четко прослеживается
тенденция к усложнению заданий, словарного материала,подобраны таким образом, что её
задачи реализуются одновременно по нескольким направлениям работы на каждом занятии
(от 4 до 6 направлений).
С каждым занятием задания усложняются. Увеличивается объём материала для
запоминания, наращивается темп выполнения заданий.
Длительность занятий: 20-30 минут – индивидуальное занятие. Количество занятий в
неделю для детей может отличаться, в зависимости от характера, степени нарушения,
запроса родителей (от 1-го до 3-х раз в неделю). В середине такого занятия осуществляется
динамическая пауза, игры по правилам. Одна часть такого занятия направлена на
формирование умственных действий, вторая – на восполнение пробелов в знаниях.

Тематическое планирование
3 раздела: Развитие познавательной деятельности обучающихся
с задержкой психического развития 7-11 лет (36 часов).
№ Раздел Тема

Задачи

1.Игра «Разомнем
кулачки».
Сравнение
предметов по
величине, длине,
ширине

Научиться различать
предметы и находить
одинаковые.
Величина, масса,
размер.

2.Осень. Обведение Знакомство с
листьев по
характерными
трафарету.
признаками, осенними
месяцами, погодой
данного времени года.
3.«Найди лишнее» Знакомство с частями
Временные
суток, с их
представления.
последовательностью.
3.Классная комната
Слово.

4.«Зрительный
диктант»
Числовой ряд
от 1 до 10.

5.«Сказка про

Знакомство с классом
Развитие навыков
каллиграфии. Доска,
парта, одноклассник,
учитель
Определение порядка
при счете, количества
предметов. По порядку

Формирование знаний

Содержание
Форма работы
Коррекция мелкой
моторики.
Коррекция зрительного
восприятия, сенсорное
развитие. Упражнения в
завязывании,
развязывании,
застегивании.
Формирование знаний о
сезонных явлениях,
Похолодание, листопад,
осадки, сентябрь,
октябрь, ноябрь
Понятия: День, ночь,
вечер, утро; сегодня,
вчера, завтра, позавчера,
послезавтра
Развитие навыков
пространственной
ориентировки
Коррекция мелкой
моторики
Развитие зрительного
внимания, развитие
зрительного восприятия,
формирование
элементарных
математических
представлений
Развитие речи, развитие

Методическое
обеспечение
Ленточки, коробки,
полоски.

Сюжетные
картинки,
трафареты.
Сюжетные
картинки.
Карандаши, бумага.
Сухие бассейны,
масссажеры.
Сюжетные
картинки.
«Запутанные
дорожки».
Сложение
однозначных чисел
с переходом через
десяток.
«Фигурный

язычок».
Моя семья.
6.«Что ты
видишь?»
Предложение.
7.«Запомни цвета»
Сложение и
вычитание чисел в
пределах 10.
8.«Что это?»
Рисование прямых
(волнистых)
линий

и представлений о
членах семьи.
Родители,
родственники.
Закрепление знание
правила написания
предложения. Начало,
конец предложения.
Понятия: сложить,
вычесть, плюс, минус.
Сложить, вычесть,
плюс, минус.
Вертикальные и
горизонтальные
прямые линии

9.«Волшебный
мешочек»
Различие слов,
отвечающих на
вопросы кто? и
что?
10.«Запомни
картинки»
Прямоугольник.

Формирование навыка
тактильно узнавать
предметы. Много,
гладкий, живой и
неживой предмет

11.Части и целое
Обобщающее
занятие.

Формирование навыка
узнавать предмет по
части и собирать из
частей целый предмет

12.«Запоминание
предметов» Числа
от 10 до 16.

Состав числа, порядок
числа, соотнесение с
предметами,
написаниеДесять,
десятый и т.д.
Формирование умения
шнуровать, завязывать,
заплетать.
Формирование навыков
грамотного письма.
Развитие мелкой
моторики рук, развитие
координации
движений.
Формирование
математических

13.«Шнуровки»
Большая буква в
именах и фамилиях
людей

14.«Порядок
предметов».

Знакомство с
геометрической
фигурой круг
Прямоугольник,
прямоугольный

внимания к
окружающим людям

рисунок»
Действие и его
название.

«И мы…»
Дифференциация слов,
отвечающих на вопросы
что? и кто?
Развитие речи,
расширение
математических
представлений.
Упражнения по обводке
контуров изображений
предметов и
геометрических фигур,
рисование бордюров.
Развитие мелкой
моторики, развитие
тактильного восприятия.
Формирование навыков
грамотного письма.

Игра: «Продолжи
логический ряд».

Развитие зрительного
внимания, развитие
зрительного восприятия,
формирование
элементарных
математических
представлений
Развитие целостного и
дифференцированного
восприятия, развитие
зрительного внимания,
развитие нагляднообразного мышления
Вычитание однозначных
чисел из двузначных с
переходом через десяток.

«Зрительный
диктант»
Простая
арифметическая
задача.

Бант, шнурок, узел
Имена людей, кички
животных.
Заучивание правил
правописания.

«Сходство и
различие».
Правила записи
предложения

Состав числа, порядок
числа, соотнесение с

«Точки».
Геометрические

Пособие: «Руки
вместе».
Настольная игра:
«Волшебный
мешочек».
«Исключи
лишнее».
Слова с
непроверяемыми
гласными.

«Кто как говорит?»
Написание гласных
в словахродственниках
«Качественные
признаки
предметов».

Числовой ряд.

15.«Зверь по
клетке»
Правописание
парных звонких и
глухих согласных.

представлений,
развитие
мыслительных
операций Развитие
мелкой моторики рук,
развитие координации
движений.
Элементы строчных,
заглавных букв:
крючки, петли.
Звонкие и глухие
согласные

предметами, написание.
Присчитывание,
отсчитывание

Развитие зрительного
внимания и зрительного
восприятия, развитие
зрительно-моторной
координации,
«Запутанные дорожки».
16.«Порядок
Состав числа, порядок
Формирование
картинок».
числа,, соотнесение с
математических
Числовой ряд от 16 предметами, написание. представлений, развитие
до 19.
Числовой ряд
мыслительных операций
17.«Лица людей».
Подбор проверочных
Эмоциональное
Правописание
слов Анализ открытых воспитание лиц.
парных согласных. и закрытых слогов.
Родственные слова
18.«Угадай, какой
Написание. Единицы,
«Точки».
формы?»
десятки.
Действия с числами в
Число 20
пределах 20.
19.«Угадай, какого Различать и выделять
Формирование
цвета?»
на письме ж-ш.
звукопроизношения,
Различение при
Снегопад, гололёд,
развитие речи, развитие
письме и
снежный покров,
наглядно-образного
произношении Ж – декабрь, январь,
мышления
Ш
февраль
20.«Что больше
Состав числа, порядок
«Продолжи числовой
(меньше)?»
числа,, соотнесение с
ряд».
Нахождение суммы предметами, написание. Решение задач в одно
и остатка.
Плюс, минус
действие.
21.«Опиши
Формирование знаний
Развитие воображения,
предмет»
о зимних видах спорта, развитие речи,
Составление
о детских играх зимой. расширение и уточнение
рассказа «Зимние
Снеговик, санки, лыжи, словарного запаса
забавы».
коньки
22.«Куда улетел
Состав числа, порядок
Игра: «Кто как
шар?»
числа, решение
говорит?»
Увеличение и
примеров. Увеличить,
уменьшение числа уменьшить.
на несколько
единиц.
23.«Определение
Анализ написания букв. Развитие
расположения
Дифференциация
пространственной
предмета».
свистящих и шипящих ориентировки, развитие
Различение парных согласных.
глазомера.
согласных З-С
«Качественные признаки
предметов».
24.«Спрячь зайца» Составные части
Решение и сравнение

фигуры

Мелки, бумага.
Образцы.

«Фигурный
рисунок»
Действие и его
название.
Иллюстрации лиц
людей.
«Руки вместе».
Предлог как
отдельное слово
«Волшебный
мешочек».
Разложение
двузначного числа
на десятки и
единицы.
«Исключи
лишнее».
«Зрительный
диктант»
Простая
арифметическая
задача.
Карточки,
предметные
картинки.

Линейки,
карандаши, бумага.

Пособие:

Отношения:
«больше на»,
«меньше на».
25.Сказка
«Колобок».
Твердые и мягкие
согласные.
26.«Дорисуй
девятое».
Чтение слогов.
27.Обобщающее
занятие.
Написание слогов.
28.«Продолжи
числовой ряд»
Переместительное
свойство сложения
29.«Графический
диктант»
Упражнения в
написании слов с
мягким знаком на
конце слов.
30.«Сходство и
различие».
Нахождение
разности
31.«Исключи
лишнее».
Названия
предметов,
отвечающих на
вопрос что?
32.«Зрительный
диктант».
Приемы сложения
и вычитания.
33.«Найди
отличия».
Употребление слов,
обозначающих
названия
предметов.
34.«Зрительный

задачи. Условие,
вопрос, решение.

задач. Игра с числами.

Уметь составлять и
записывать слова с
гласными. Твердые и
мягкие согласные

«Сходство и
различие».

Развитие речи, развитие
воображения, развитие
мелкой моторики рук,
развитие координации
движения. Закрепление
правил.
Формировать умение
Сенсорное развитие,
складывать звуки в
развитие кругозора,
слоги. Ау, уа, мама, ум, развитие словаря,
му-му, ам.
развитие нагляднообразного мышления.
Знакомство с видами
Развитие речи,
одежды, уход. Женская, расширение словаря,
мужская, детская,
социально-бытовая
домашняя, выходная
ориентировка
Сложение удобным
Формирование
способом. Слагаемые,
математических
сумма
представлений, развитие
мыслительных
процессов, развитие
памяти
Знать , что- ь
Формирование навыков
обозначать мягкость
грамотного письма.
согласного звука на
Коррекция
письме. Осень, конь.
мыслительных
процессов. «Дорисуй
девятое».
Строчная буквы ы, й.
Уменьшение числа на
Формирование
несколько единиц.
математических
Уменьшаемое,
представлений, развитие
вычитаемое, разность
мыслительных операций
Правильная постановка Расширение и уточнение
вопроса Что? Неживые словарного запаса, «Что
предметы.
перепутал художник?»

Настольная игра:
«Точки».

Овладение приемами
сложения и вычитания.

Формирование
математических
представлений, развитие
мыслительных операций
Анализ написания слов. Расширение и уточнение
Слова, обозначающие
словарного запаса,
название предмета.
развитие речи, развитие
Уха, ухо, муха
мышления

Пособие:
«Зрительный
диктант»

Приемы увеличения и

Настольная игра:

Формирование

Пособие:
«Запутанные
дорожки».
Рабочая тетрадь:
«Фигурный
рисунок»
Игра: «Продолжи
логический ряд».

Пособие: «Руки
вместе».

Настольная игра:
«Волшебный
мешочек».
Альбом: «Исключи
лишнее».

Игра: «Кто как
говорит?»

диктант».
Увеличение и
уменьшение чисел.

уменьшения чисел на
несколько единиц.

математических
представлений, развитие
мыслительных операций

«Качественные
признаки
предметов».

35.«Снежный ком»
Названия
предметов,
отвечающие на
вопрос кто?
36.«Продолжи
числовой ряд»
Решение примеров
на сложение и
вычитание.

Анализ написания слов.
Слова, обозначающие
название предмета.
Шишка, шапка, Саша,
Маша,Женя, жук.
Состав числа, порядок
числа, сложение и
вычитание. Действия
сложение и вычитание.

Коррекция фонетико –
фонематического слуха и
восприятия.Уметь
правильно ставить
вопрос.
Формирование
математических
представлений, развитие
мыслительных операций

Пособие:
«Сходство и
различие».
«Точки».
Геометрические
фигуры

Планируемые результаты:
Дети могут научиться:
 Проявлять познавательную и творческую активность на всех занятиях, выражать свои
мысли и чувства посредством речи.
 Соблюдать нормы поведения на уроке.
 Самостоятельности и самоконтролю при выполнении учебных заданий.
 Планированию собственной деятельности.
 Вести беседу с педагогом, аргументировать свой ответ; последовательно и логично
рассказывать о факте, событии, явлении.
 Анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной
азбуки.
 Различать понятия «звук», «буква», «слог», слово», «предложение». Находить в
предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
 Правильно и осознанно читать вслух слова, предложения, короткие тексты.
 Разбирать слова по составу, предложения по частям речи. Знать названия составных частей
и называть их.
 Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.
 Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тесту.
 Пересказывать небольшие литературные произведения, составлять план пересказа.
Составить рассказ о предмете, по сюжетной картинке.
 Писать строчные и прописные буквы.
 Списывать прочитанные и разобранные слова и предложения с рукописного и печатного
текста.
 Составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать
нарушенный порядок слов в предложении.
 Определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги,
переносить части слова при письме.
 Называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать,
устанавливать общие и отличительные свойства, делать обобщения, знать части предметов,
устанавливать причинно-следственные зависимости.
 Называть обобщающие названия изученных групп предметов.
 Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах программного материала в
соответствии с НОО ООП.
 Выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания в пределах
программного материала в соответствии с НОО ООП, в том числе с переходом через
разряд.

 Знать смысл арифметических действий умножения и деления и уметь использовать их на

практике.
 Считать,










присчитывая и отсчитывая единицами, десятками, сотнями в пределах
программного материала в соответствии с НОО ООП.
Пользоваться количественными и порядковыми числительными для определения общего
количества предметов и места определённого предмета в ряду.
Составлять число из единиц, десятков, сотен в пределах программного материала в
соответствии с НОО ООП.
Сравнивать числа в пределах программного материала в соответствии с НОО ООП.
Составлять и решать задачи в несколько действий.
Сравнивать предмету по величине, цвету, форме.
Знать меры измерения и уметь пользоваться ими.
Выражать словами местонахождение предмета в пространстве относительно себя, других
предметов, на плоскости.
Называть времена года, месяцы времён года, дни недели.
Определять время по часам.

СПИСОК ЛЕТИРАТУРЫ:
1. Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших
школьников: Книга для учителя. – М.: АРКТИ, 2002.
2. Бабкина Н.В. Радость познания. Логические задачи для детей младшего школьного возраста.
– М.: АРКТИ, 2000.
3. Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при
обучении письму. – М., 1991
4. Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.:
Школьная пресса, 2006.
5. Вильшанская А.Д. Дефектологичесое сопровождение учащихся с задержкой психического
развития в общеобразовательной школе (Практические материалы) // Воспитание и обучение
детей с нарушениями развития. — 2008. — № 1. — с. 47 – 54
6. Вильшанская А.Д. Коррекционно-педагогическая работа с младшими школьниками с
задержкой психического развития церебрально-органического генеза в общеобразовательной
школе: Автореф. дисс. … канд. педагог.наук. – М., 2005. – 23 с. 9. 8.Вильшанская А.Д.
Организация и содержание работы учителя-дефектолога в системе КРО // Шевченко С.Г.,
Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в
общеобразовательной школе. Книга 1. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 96с. — С. 65–73.
7. Вильшанская А.Д. Содержание работы дефектолога с учащимися классов КРО //
Коррекционная педагогика. – 2003. — № 1. – С. 54 – 56.
8. Вильшанская А.Д. Содержание работы дефектолога с учащимися классов КРО //
Коррекционная педагогика. — 2003. — № 1.
9. Дробинская А.О. «Школьные трудности «нестандартных» детей» (М., изд-во «Школьная
пресса»).
10. Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
11. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное
развитие учащихся. – М., 1968.
12. Казанцева О.В. Основные направления психологической помощи учащимся классов
коррекционно-развивающего обучения // Коррекционная педагогика. – 2003. — № 1. – С. 51–
53.
13. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб., 1998

14. Лидерс А.Г. Формирование «внимательного письма» у учащихся 3 – 4 классов // В кн.
Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития
школьном возрасте. – Петрозаводск, 1992. – С. 139 – 146.
15. Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И.
Лубовского, Н.А. Никашиной. – М., 1981.
16. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
17. Программа для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение.
Начальные классы /сост. А. А.
18. Вохмянина. 2-е изд. Стереотип.-М.: Дрофа, 2001.
19. Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная
щкола: Русский язык. Окружающий мир. Природоведение. Математика. Физическая
культура. Ритмика. Трудовое обучение. /Сост. С. Г. Шевченко.
20. Интернет ресурсы.
Используемая диагностика развития детей школьного возраста
Разделы
Примерные задания
Методики
Зрительное
восприятие

«Зашумленные»
изображения,
«Наложенные»
изображения»,
«Недорисованные»
изображения,
«Химеры»
- восприятие сюжетной
картинки
- восприятие серии
сюжетных картинок
- «Разрезные картинки»
- «Сюжетные
«вкладки»

Ознакомление с
окружающим
миром,
пространственновременная
ориентировка

- ориентировка в схеме
тела и ближайшем
пространстве
- называние и показ
местоположения фигур
- определение частей
суток, времен года,
последовательности,
признаков, месяцев,
дни недели
- понимание сложных
логико-грамматических
конструкций
- беседа об
окружающем мире
- графические пробы

Развитие мелкой

1 Практический материал для проведения
психолого-педагогического обследования детей, С.
Д. Забрамная, О.В. Боровик, «Владос», 2002
2. От диагностики к развитию» / Материалы для
психолого-педагогического изучения детей в
дошкольных учреждениях и начальных классах
школ / С. Д. Забрамная, «Новая школа», М. 1998.
3. Психолого – педагогическая диагностика
развития детей раннего и дошкольного возраста
/Методическое пособие под ред. Е.А. Стребелевой,
«Просвещение» М., 2005
4. Диагностический комплект исследования
особенностей развития познавательной сферы детей
дошкольного и младшего школьного возрастов.,
Авт.-сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. и др.
«АРКТИ», 1998
1. От диагностики к развитию» / Материалы для
психолого-педагогического изучения детей в
дошкольных учреждениях и начальных классах
школ/ С. Д. Забрамная, «Новая школа», М. 1998.
2. Практический материал для проведения
психолого-педагогического обследования детей, С.
Д. Забрамная, О.В. Боровик «Владос», 2002
3. Диагностический комплект исследования
особенностей развития познавательной сферы детей
дошкольного и младшего школьного возрастов.,
Авт.-сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. и др.
«АРКТИ», 1998

1. Психологическая карта дошкольника (готовность

моторики

- анализ школьных
тетрадей

к школе). Графический материал, М.В. Ермолаева,
И. Г. Ерофеева, Москва – Воронеж, 2002

Мышление

- «Сложи картинку»
(без образца; по целой
картинке; с показом
способа выполнения
задания)
- «Сложи узор»
(Кубики Никитина,
кубики Коса»)
- выбор по аналогии
- «Дополни набор» («9я клеточка»)
- «Продолжи ряд»
(установление
закономерности)
- исключение
предметов («4-й
лишний»)
- предметная
классификация
- сравнение понятий
- понимание картин со
скрытым смыслом, с
изображением нелепых
ситуаций, серии
картин, связанных
единым сюжетом
- понимание метафор,
пословиц и поговорок
- простые и сложные
аналогии
- выделение
существенных
признаков
- анализ рабочих
тетрадей
- диктант
- проверочная работа
по математике
- чтение текста

1. Практический материал для проведения
психолого-педагогического обследования детей, С.
Д. Забрамная, О.В. Боровик, «Владос», 2002
2. От диагностики к развитию» / Материалы для
психолого-педагогического изучения детей в
дошкольных учреждениях и начальных классах
школ / С. Д. Забрамная, «Новая школа», М. 1998
3.Психолого-педагогическая диагностика
умственного развития детей С.Д. Забрамная,
«Просвещение», 1995
4. Диагностический комплект исследования
особенностей развития познавательной сферы детей
дошкольного и младшего школьного возрастов.,
Авт.-сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. и др.
«АРКТИ»
5. Тест умственного развития младшего школьника /
Е.М.Борисова, В.П. Арсланьян., Психологический
институт РАО, М., 1997
6. Психодиагностический комплекс методик для
определения уровня развития познавательной
деятельности. Л.И. Переслени, «Айрис Пресс»,
М.,2006
7. Диагностика познавательной сферы ребенка. Т. Г.
Богданова, Т. В. Корнилова, «Роспедагенство», М.,
1994

Программные
знания:
- Математика
- Письмо
- Чтение

1. От диагностики к развитию» / Материалы для
психолого-педагогического изучения детей в
дошкольных учреждениях и начальных классах
школ / С. Д. Забрамная, «Новая школа», М. 1998
2. Практический материал для проведения
психолого-педагогического обследования детей, С.
Д. Забрамная, О.В. Боровик «Владос», 2002

Аннотация к рабочей программе учителя-дефектолога

«Развитие познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ
и детей-инвалидов 4 – 16 лет».
Рабочая программа предназначена для работы с детьми с ограниченными
возможностями здоровья: задержкой психического развития, умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), а также для детей-инвалидов, нуждающихся в помощи
учителя-дефектолога от 4 до 16 лет.
Составлена на основе следующих программ: «Программа обучения и воспитания
детей с задержкой психического развития в детском саду» под редакцией Л. Б. Баряевой,
«Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью»,
под редакцией Баряевой Л. Б., Гаврилушкиной О. П., Зарина А.П. Соколовой Н.Д.,
программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С.Т. Шевченко.
«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Подготовительный, 1-4 классы» под ред. В.В.Воронковой. «Программы для 5-9 классов
специальных /коррекционных/ учреждений VIII вида» под ред. В.В.Воронковой, «Программа
воспитания и обучения детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью»
под редакцией Н.Ф.Дементьевой. «Программа дошкольных образовательных учреждений
компенсирующего
вида
для
детей
с
нарушением интеллекта» под ред. Е.А.
Стребелевой
и
Е.А.
Екжановой.
Примерные
адаптированные
основные
общеобразовательные программы начального общего образования обучающихся и другие.
Программа имеет коррекционно-развивающую направленность.
Цель программы: развитие познавательной деятельности, мыслительных операций и
восполнение пробелов в знаниях обучающихся.
Задачи:
-коррекция недостатков познавательной деятельности детей.
-исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной
координации;
-формирование и развитие математических представлений, навыков письма и чтения.
Программа содержит следующие разделы:
1.Развитие познавательной деятельности детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 7-16 лет, 27 часов.
2.Развитие познавательной деятельности детей с задержкой психического развития 4- 7 лет,
32 часа.
3.Развитие познавательной деятельности детей с задержкой психического развития 7-11 лет,
36 часов.
Тематическое планирование каждого раздела составлено с учетом постепенного
усложнения материала. Для уменьшения нагрузки на обучающихся, в занятия включены
зрительная и пальчиковая гимнастика, подвижные игры.
Для
диагностики
развития
познавательной
деятельности
запланировано
использование методик: Стребелевой Е. А.; Забрамной С. Д., Боровик О. В.; Семаго Н. Я.,
Семаго М. М.; Переслени Л. И. и другие.
Программа предусматривает реализацию индивидуального подхода к ребенку. Все
занятия проводятся как в очной, так и в дистанционной форме (по запросу родителя), в связи
с этим, содержание, форма подачи материала может меняться. Содержание каждого занятия
продумано с учетом смены видов деятельности ребенка.
Общее количество занятий и сложность заданий может варьироваться в зависимости
от возможностей и потребностей обучающихся. Частота занятий: 1-3 раза в неделю.
Продолжительность каждого занятия в зависимости от возраста 20 – 45 минут.
Сведения об авторе: учитель-дефектолог Лушникоаа И.В., педагогический стаж 13 лет


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».