Пояснительная записка В последние годы стало более заметным стремление изменить сложившуюся ситуацию с обучением и воспитанием детей - инвалидов в лучшую сторону. Для успешной подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к интеграции в общество требуется разработка новых теоретических подходов к обучению, воспитанию, реабилитации и адаптации в социальную среду. Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Нужно отметить, что почти все дети рисуют. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой. Дополнительная общеоразвивающая программа разработана согласно требованиям следующих нормативных документов: - Федеральный закон «Об образовании российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. № 273-ФЗ; - Концепция развития дополнительного образования на 2015-2020 годы от 4.09.2014 г. № 1726-р; - Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 г. № 06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»; - Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18.11.2015 г. № 09-3242; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09. 11 2018 г. утверждении Порядка организации и осуществления образовательной № 196 «Об деятельности по дополнительным образовательным программам»; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03. 09 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития системы дополнительного образования детей»; - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 19 декабря 2014 г. №1598. 2 - Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря 2014 г. №1599. - СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; - Приказ Министерства образования республики Мордовия от 04. 03 2019 г. № 211 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в республике Мордовия»; - Устав МУДО «Дворец детского творчества»; - Локальный акт МУДО «Дворец детского творчества» «Положение о разработке, порядке утверждения реализации и корректировки общеобразовательных программ». Данная программа имеет художественную направленность. В системе коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ, с целью развития мелкой моторики и тактильного восприятия, занятиям изобразительной деятельностью уделяется особое внимание. Благодаря практическим упражнениям художественные навыки ребенка становятся устойчивее, а восприятие тоньше и дифференцированнее. Программа составлена на основе образовательных программ: 1. Образовательная программа дополнительного образования детей изостудии «Радуга» (авторысоставители: Морозова Л.П., Тулупова О.В.), рекомендованная к практическому использованию республиканским экспертным советом при Министерстве образования Республики Мордовия 19 декабря 2007 года. 2. Образовательная программа «Колор» (Составитель: Педагог дополнительного образования ЖДТ Красноярова Динара Муратовна) Улан-Удэ, 2018. Актуальность программы заключается в том, что бы помочь детям с ОВЗ развить познавательную активность, любознательность; сформировать правильное отношение к объектам и предметам окружающего мира; освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, художественные, двигательные умения; развить детскую самостоятельность и пробудить стремление к творчеству. Новизна предполагает включение в программу помощи в социальной адаптации детей с ОВЗ через занятия по ознакомлению с нетрадиционными техниками изобразительного искусства. Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия по рисованию открывают детям с ОВЗ путь к творчеству, развивают их фантазию и художественные возможности. Рассматриваются различные методики выполнения работ с использованием самых разнообразных техник. Предполагается развитие ребёнка в 3 самых различных направлениях: образное, пространственное и конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус. Всё это необходимо человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Отличительная особенность данной дополнительной общеразвивающей программы заключается в том, что она составлена в соответствии с современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному образованию. Адресность программы Программа предназначена для детей с ОВЗ возраста 5-16 лет. Режим занятий Занятия по дополнительной общеразвивающей программе проходят 1-2 раза в неделю по 20-40 минут, в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Формы организации занятий Программа предусматривает использование индивидуальной очной и дистанционной формы проведения занятий. -беседа с игровыми элементами, -учебная игра, -типовые занятия, -комбинированные. Приемы и методы, используемые на занятиях: - Практические – упражнения, выполнение работ по образцу, схемам. - Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, педагогическая оценка. - Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др. Методы организации занятий: - объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию - репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности - частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом - исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся Используемые методы: – позволяют развивать специальные умения и навыки, развивающие руку ребенка; – дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира; – формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования; 4 – способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей. Цель и задачи программы Цель программы: формирование общего эстетического восприятия действительности воспитанников, развитие их изобразительных способностей и уверенности в себе и своих силах. Настоящая программа способствует решению следующих задач: Коррекционно-обучающие: Обучать приемам традиционных и нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов. Учить детей выбирать материал для рисования и умело его использовать. Расширять представления о многообразии техник рисования. Коррекционно-развивающие: Развитие у детей мелкой моторики рук и тактильного восприятия. Развивать творчество, фантазию. Коррекционно-воспитательные: Активизировать детей при выборе тематики. Прививать интерес к рисованию. Содержание программы Программа состоит из четырех разделов: 1 раздел: «Беседа об изобразительном искусстве» 2 раздел: «Рисование на темы» 3 раздел: «Нетрадиционные техники рисования» 4 раздел: «Рисование с натуры» При составлении индивидуальной программы, включаются все четыре раздела. 1 раздел: «Беседа об изобразительном искусстве» Раздел призван ознакомить обучающихся с основами изобразительного искусства, его аспектами, материалами, техниками; привить культуру зрителя. Раздел включает в себя беседы, видео просмотры, презентации, знакомство с репродукциям картин и произведений искусства. Задачи. 5 Развитие у детей активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; формирование общего понятия о художественных средствах, развивая чувство формы и цвета; обучение изобразительного детей высказываться искусства; о воспитание содержании умения рассматриваемых определять произведений эмоциональное состояние изображенных на картинах лицах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно – прикладного искусства. 2 раздел: «Рисование на темы» Содержанием раздела «рисования на темы» является изображение предметов и явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывками из литературных произведений. А так же развитие в таких направлениях как: живопись, рисунок, композиция. Задачи. Развитие умения учащихся отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагать их относительно друг друга (ближе – дальше). Формирование умения передавать в рисунке зрительные представления, которые возникают на основе прочитанного; Развитие навыков работать графическим материалом, акварельными и гуашевыми красками. Коррекционно-воспитательные задачи, стоящие перед занятиями тематического характера, будут решаться эффективнее, если перед практической работой учащихся проводится соответствующая теоретическая подготовительная работа. Необходимо предложить учащимся определить сюжет, назвать и устно описать объекты изображения, рассказать, как, где и в какой последовательности их рисовать. 3 раздел: «Нетрадиционные техники рисования» Раздел включает в себя изучение различных техник рисования, предназначенных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов и т.п, с использованием разных материалов. В ходе занятий отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы, что имеет развивающее значение для умственно отсталых школьников. Задачи. Совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании; нахождение гармонически сочетающихся цветов и форм в работе с различными материалами. 4 раздел: «Рисование с натуры» Содержанием раздела является изображение разнообразных предметов, подобранных с учетом графических возможностей учащихся. 6 У учащихся важно выработать потребность сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а так же пользоваться вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка. Задачи. Совершенствование умения у детей анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей); сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, передавать в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; Структура индивидуальной программы Индивидуальные программы имеют единую структуру, рассчитаны на 17 занятий. Каждому занятию отведена определенная тема, в которой проговаривается, взятая за основу, теоретическая часть, а практическая часть подбирается из перечня тематического планирования, согласно уровню ребенка. Таким образом, имея единую тематическую структуру, организуется индивидуальный подход к развитию каждого ребёнка. Тема 1. Введение в предмет. Знакомство с нетрадиционными техниками Теория Вводная беседа об изобразительном искусстве. Художественные материалы, применяемые на занятиях изобразительной деятельностью (беседа и мастер - класс). Содержание и задачи занятий объединения; ознакомление с режимом работы и техникой безопасности, обучение правильному оборудованию рабочего места. Показ образцов готовых работ, слайдов. Практика Как я рисую (графические обучающие упражнения карандашом). Входное тестирование, тест №1. Тема 2. Рисование гуашью методом тычка, пальчиками, печать ладонями Теория Рисование гуашью методом тычка (ватным тампоном и ватной палочкой): для тычка достаточно взять какой-либо предмет (ватный тампон) опустить его в краску и ударить им по листу сверху вниз, остаётся чёткий определённой формы отпечаток. Тычок можно использовать и по готовому контуру, так и внутри его, изображаемый объект получается интересной неоднородной фактуры. (Жёсткой полусухой кистью) - используется жёсткая кисть, она опускается в краску, а затем ударяется по бумаге, держа вертикально. Правило - кисть в воду не опускается. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. 7 Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность. Показ образцов готовых работ. Знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования лучше с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. Дети учатся владеть художественными инструментами, и поэтому детям легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисточки. На каждый пальчик-кисточку свою краску. Можно рисовать точками, пятнышками, разводами - и на улице пойдет снег, а из труб потянет дымок, а какая гроздь винограда, просто загляденье. Детям очень нравится рисовать ладошками. Обмакиваем ладонь ребенка в краску, и малыш ставит ею отпечаток на бумаге, затем дополняем рисунок пятнашками от пальчиков, и получился жираф, к столбику прижали ладошку и нарисовали пальчиками точки – получился осенний лес. А если разукрасить ладонь в разные цвета, то могут получиться забавные осьминоги, или веселое солнышко и красивая бабочка. Практика Обучающие упражнения ватным тампоном, ватными палочками (тычок) и жёсткой кистью. Темы работ: «Осеннее дерево «Берёза»; «Осенние листья и листопад»; «Лес»; «Дерево»; «Рукавички для детей»; «Гроздь рябины»; «Подсолнухи»; «Платье для праздника или костюм»; «Мои любимые животные»; «Украсить свитер»; «Нарисуй любую чашку и укрась ее». Темы работ: «Рыбка», «Морское дно», «Божьи коровки на лужайке», «Солнышко лучистое», «Разноцветные ладошки». Тема 3. Рисование по сырому фону, примакивание, комкание бумаги, набрызг Теория Лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получатся как бы размытым под дождём или в тумане. Если нужно нарисовать детали необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску. Примакивание - это способ рисования красками. Берем кисточку, набираем на неё краску (лучше гуашь) и плашмя прикладываем к бумаге. Комкание бумаги. Закрепить умение комкать салфетки и делать из них цыплят, дорисовывать детали гуашью. Набрызг. На зубную щётку набирается краска (тушь или разведённая гуашь с ПВА) и с помощью палочки разбрызгивается краска на рисунок. Правило - проводить палочкой движением к себе, направляя щётку на бумагу. Совет: желательно надеть фартук и застелить стол бумагой (газетой или клеёнкой). Также можно зубной щёткой, рисуя всем ворсом изобразить волны, бахрому, густую траву и т.д. Учить создавать образ звездного неба, используя набрызг. Развивать цветовосприятие. 8 Практика Темы работ: «Цветики – цветочки», «Цветочная поляна», «Цыплята», «Звездное небо». Тема 4. Оттиск пробкой, пенопластом, поролоном, печатками из картофеля, ластика Теория «Оттиск пробкой» - используются различные пробки и крышки. Изображение получают, прижимая пробку к штемпельной подушечке с краской нанося оттиск на бумагу. Для другого цвета меняется и мисочка и пробка. Для лучшей выразительности можно использовать крышку с 2-х сторон. (Правило - прижимать уверенно и ритмично не сдвигая с места). «Оттиск печатками из картофеля» - из картофеля заготавливаются заранее печатки. Ребёнок прижимает печатку к мисочке с густой краской, лишнюю вытирая об край мисочки (можно использовать штемпельную подушечку с краской) наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется, и мисочка и печатка для создания большей выразительности используется кисть для нанесения другого цвета краски. «Оттиск смятой бумагой, оттиск поролоном и оттиск пенопластом» - способ получения изображения одинаков, что и выше перечисленный. Правило – не используется вода. Практика Темы работ: «Домик»; «Цветочек для родителей»; «Узоры»; «Весеннее дерево»; «Фрукты». Тема 5. Аппликация из мятой бумаги, рваная аппликация Теория Аппликация из мятой бумаги, рваная аппликация. Данное направление работы помогает расширить представления детей о различных материалах, используемых в пластике. Бумага хороший пластичный материал, работа с которым формирует у детей устойчивый интерес к творчеству. Бумажную пластику считают синтезом разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги, коллажа. Основными средствами выразительности здесь, как и в других видах изобразительной деятельности являются форма, цвет, композиция. Практика Темы для работ: «Снеговик»; «Солдатик». Тема 6. Плоскостная лепка, рисование пластилином Теория 9 Плоскостная лепка, рисование пластилином. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности. Практика Темы для работ: «Озеро, пруд»; «Фрукты в вазе». Тема 7. Свеча (восковой мелок) + акварель; чёрный маркер и акварель; рисование с помощью манки, соли с добавлением краски Теория Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками), затем при помощи кисти поверх наносятся акварельные краски. Акварель скатывается с изображения, рисунок как бы проступает, проявляется. Правило - должен быть нажим на восковой карандаш так, чтобы след от него был чётким, ярким. Чёрный маркер и акварель. Учить рисовать кораблики, используя в качестве корабликов шаблон. Закрепление умения закрашивать рисунок. Рисование с помощью манки, соли с добавлением краски. На лист бумаги карандашом наносится рисунок (или берутся готовые раскраски). Затем поочерёдно элементы рисунка промазываются клеем и засыпаются манной крупой. Дать подсохнуть, лишнюю крупу стряхнуть. Когда рисунок высохнет – раскрасить гуашью. Практика Темы работ: «Морозные узоры», «Елочные игрушки»; «Кораблики в море»; «Снегири». Тема 8. Граттаж Теория Граттаж. Рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью (чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего средства или шампунь, всего несколько капель). Слово произошло от французского gratter — скрести, царапать, поэтому другое название техники — техника царапанья. Практика Темы для работы: «Жар птица», «Природа». Тема 9. Кляксография; рисование акварелью методом выдувания Теория 10 Кляксография. Хорошо развивают воображение игры с кляксами (кляксография). Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Дети рассматривают изображение, определяют: «На что же это похоже? ». Рисование акварелью методом выдувания. Для работы в данной технике понадобится: бумага, тушь или жидко разведенные в мисочке (или в маленьких флаконах) гуашевые или акварельные краски, пластиковая ложечка или пипетка, коктельная трубочка, цветные карандаши, кисточка, краски для дорисовывания изображения. Технология изображения: 1. Зачерпнуть пластиковой ложечкой (пипеткой) краску, вылить (капнуть) её на лист бумаги, делая небольшое пятно (капельку). 2. Коктельной трубочкой выдуваем кляксу снизу-вверх в разные направления так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. 3. Когда клякса разделится на несколько побегов (веточек) – выдуваем их по отдельности в нужном направлении. 4. Для получения более мелких веточек каждую большую ветку выдуваем быстрыми движениями трубочки вправо-влево, вверх-вниз. 5. При необходимости процедура повторяется (т. е. капнуть ещё капельку краски в нужное место и раздуть). 6. Недостающие детали дорисовываются карандашами или красками. Практика Тема для работ: «На что похоже»; «Узоры»; «Бабочки»; «Деревенский луг». Тема 10. Скатывание бумаги Теория Скатывание бумаги. Берётся бумага и мнется в руках, пока она не станет мягкой. Затем скатывается из нее шарик. Размеры могут быть разными (маленькая – ягодка, большой – снеговик). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу. Практика Темы для работы: «Открытка для мамы»; «Лесные животные». Тема 11. Рисование по трафарету Теория Рисование по трафарету. Ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску, затем примакивает поролон по трафарету, далее аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски. Практика Темы для работ: «Транспорт»; «Бабочки»; «Цветы»; «Жизнь в городе». 11 Тема 12. Рисование по мятой бумаге, ткани Теория Рисование по мятой бумаге, ткани. Эта техника интересна тем, что в местах изгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивной, темной — это называется эффектом мозаики. Рисовать по мятой бумаге очень просто. Перед рисованием аккуратно мнем бумагу, потом аккуратно разглаживаем и начинаем рисовать. Практика Темы для работ: «Цветы в подарок маме»; «Космос»; «Птицы»; «Матрёшка». Тема 13. Коллаж из бросового материала, фотографий Теория Коллаж из бросового материала, фотографий. Это своеобразный прием изобразительного искусства, который заключается в создании произведений при помощи наклеивания различных материалов или предметов на выбранную основу. Совершенствовать умение работы в различных нетрадиционных художественных техниках. Учить творить коллективно, развивать фантазию. Практика Темы для работы: «Моё будущее»; «Кошка»; «Цветущая полянка»; «Моя семья». Тема 14. Композиция Теория Разбор основ композиции: выделение главного, ритм, движение пятна. Композиция означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. Изучение данного направления позволит грамотно составлять изображение на листе, уметь анализировать произведения искусства и развить эстетический вкус. Практика Упражнения на темы: «Организация в листе», «Выделение главного», «Ритм». Тема 15. Живопись Теория Живопись — это один из основных видов изобразительного искусства; представляет собой художественное изображение предметного мира цветными красками на поверхности. Основное выразительное средство живописи — цвет, воздействующий на общее восприятие зрителем картины, позволяющий обращать внимание на важные детали, усиливающий эмоциональную составляющую произведения. Поэтому происходит непосредственная работа с такими материалами как: гуашь и 12 акварель. Развитее художественного вкуса, умения смешивать цвета и наносить их в нужные места, в правильных количествах. Практика Рисование с натуры натюрморта, интерьера; изображение предметов и явлений окружающей жизни. Упражнения: «Смешение цвета», «Тон цвета». Тема 16. Рисунок Теория Рисунок - это подвид изобразительного искусства, разновидность графики. Для исполнения рисунка применяют графические средства - линию, штрих, пятно. Особенности использования и комбинирования этих графических средств создают многообразие видов и техник рисунка. Рисунок характеризуется относительной простотой и скоростью исполнения, лаконичностью техники и доступностью технологии исполнения. Для его исполнения используют: тушь, карандаш, уголь, пастель. Развить мелкую моторику рук, умение держать карандаш и проводить ровную, уверенную линию. Практика Рисование с натуры натюрморта, интерьера; изображение предметов и явлений окружающей жизни; рисование в технике «зентангл», который представляет собой создание абстрактного рисунка из повторяющихся узоров. Тема 17. Итоговое занятие и тестирование Теория Учить рассматривать рисунки на выставке. Поощрять эмоциональные высказывания. Практика Итоговый тест (проверка умений, знаний). Тест № 2, №3. Тематическое планирование П/п тема занятия 1 Вводное занятие. Знакомство с нетрадиционны ми техниками. Осеннее дерево «Берёза» 2 теоретическая часть Знакомство с нетрадиционными техниками рисования. Инструктаж по технике безопасности. Тычок жесткой кистью практическая часть Провести мини мастер - класс. Показать наглядные материалы. Входное тестирование. Познакомить с данной техникой. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность. 13 3 Осенние листья и листопад 4 Лес 5 Дерево 6 Рукавички для детей Рисование ватными палочками 7 Гроздь рябины Рисование ватными палочками 8 Подсолнухи Рисование ватными палочками 9 Платье для праздника или костюм Платочек Рисование ватными палочками 10 11 12 Рисование воздушных шариков и их украшение Моя любимая игрушка Тычок жесткой кистью Рисование гуашью методом тычка Рисование гуашью методом тычка Оттиск пробкой, рисование Оттиск пробкой, рисование Оттиск пробкой, рисование 13 Рыбка Рисование пальчиками. 14 15 Морское дно Божьи коровки на лужайке Солнышко лучистое Рисование пальчиками Рисование пальчиками Разноцветные ладошки Печать ладонями 16 17 Печать ладонями + рисование пальчиками Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность. Обучение рисованию методом тычка, работа с гуашью. Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность. Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования ватными палочками. Показать приемы получения точек, линий, и др. фигур используя ватные палочки. Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования ватными палочками. Показать приемы получения точек, линий, и др. фигур, используя ватные палочки. Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования ватными палочками. Показать приемы получения точек, линий, и др. фигур, используя ватные палочки. Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование. Развивать чувство композиции и ритма. Учить рисовать предметы овальной формы. Упражнять в украшении рисунков. Упражнять в рисовании предметов круглой формы. Закреплять умение украшать предметы. Учить совершенствовать технику рисования пальчиками. Упражнения в рисовании пальчиками Закреплять умение рисовать пальчиками. Закреплять умения работы в нетрадиционной технике рисования ладонью. Учить превращать отпечатки ладоней в лучики солнышка, создавать коллективную работу. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования (ладонью). Показать приёмы изображения различных предметов при помощи отпечатка 14 18 Цветики цветочки Рисование по сырому фону 19 Примакивание 20 Цветочная поляна Домик Оттиск пенопластом 21 Цыплята Комкание бумаги 22 Снеговик 1 занятие Аппликация из мятой бумаги 23 Снеговик 2 занятие Аппликация из мятой бумаги 24 Солдатик 1 занятие Рваная аппликация 25 Солдатик 2 занятие Озеро, пруд 1 занятие Рваная аппликация 26 27 Озеро, пруд 2 занятие 28 Фрукты в вазе 29 Звездное небо 30 Морозные узоры 31 Елочные игрушки 1 занятие 32 Елочные игрушки 2 занятие 33 Красивые снежинки ладони. Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисование по сырому фону акварельными красками. Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции. Закрепить умение комкать салфетки и делать из них цыплят, дорисовать детали гуашью. Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой аппликация из мятой бумаги. Учить выполнять работу с помощью мятой бумаги. Продолжить работу в нетрадиционной изобразительной технике аппликация из мятой бумаги. Познакомить нетрадиционной изобразительной техникой рваная аппликация. Закреплять умения в данной технике. Плоскостная лепка Расширять знания детей о пластилине не только как о пластическом, но и как о живописном материале. Плоскостная лепка Продолжать расширять знания детей о пластилине не только как о пластическом, но и как о живописном материале. Рисование пластилином Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пластилином. Набрызг Учить создавать образ звездного неба, используя набрызг. Развивать цветовосприятие. Свеча (восковой мелок) Познакомить с особенностями воскового + акварель материала, учить, аккуратно с ним обращаться, во время работы. Учить работать в новой технике. Восковой мелок и Упражнять в рисовании восковыми акварель, оттиск мелками ёлочных игрушек. Закрепить пробкой умение тонировать рисунок. Восковой мелок и Упражнять в рисовании восковыми акварель, оттиск мелками ёлочных игрушек. Закрепить пробкой умение тонировать рисунок. Свеча + акварель Совершенствовать умение данной техники. 15 Ёлочка пушистая, нарядная Кораблики в море. Оттиск поролоном 36 Жар птица Граттаж 37 Граттаж Граттаж Завершение работы. 39 Жар птица продолжение Жар птица продолжение Природа Учить рисовать кораблики, используя шаблон. Закрепление умения закрашивать рисунок. Познакомить с особенностями воскового материала, учить аккуратно с ним обращаться во время работы. Учить работать в новой технике. Закрепление работы. Граттаж 40 Снегири 41 Цветочек для родителей Рисование с помощью манки, соли и с добавлением краски Оттиск печатками из картофеля (цветочек) Работа с восковым материалом, чёрная гуашь, зубочистками, спицами. Учить работать с манкой, солью и красками, клеем ПВА. 42 Узоры 43 Узоры 44 Весеннее дерево 45 Фрукты Оттиск печатками из ластика 46 Кляксография 48 На что похоже занятие 1 На что похоже занятие 2 Узоры 49 Бабочки 50 Деревенский луг Мои любимые животные 34 35 38 47 51 52 Украсить свитер Чёрный маркер и акварель Оттиск печатками из картофеля Оттиск печатками из картофеля Оттиск печатками из ластика Кляксография Рисование акварелью методом выдувания Рисование акварелью методом выдувания Рисование акварелью методом выдувания Тычок жесткой кистью Тычок жесткой кистью Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность. Упражнять в печатании с помощью печаток. Закреплять умение дорисовать цветы Упражнять в печатании с помощью печаток. Упражнять в печатании с помощью печаток. Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции. Совершенствовать умение данной техники. Развивать чувство ритма, композиции. Познакомить с данной техникой. Развивать воображение. Совершенствовать данную технику. Развивать воображение. Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой выдувания. Учить выполнять работу с помощью этой техники. Совершенствовать данную технику. Развивать воображение. Совершенствовать данную технику. Развивать воображение. Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования полусухой жёсткой кистью. Учить имитировать шерсть животных, используя создаваемую тычком фактуру. Совершенствовать умение в данной технике. 16 57 Нарисуй любую чашку и укрась ее. Открытка для мамы Лесные животные Лесные животные продолжение Транспорт 58 Бабочки 59 Цветы 60 Жизнь в городе 61 Рисуем, что хотим 62 Цветы в подарок маме 63 Космос 64 Моё будущее 65 Птицы 66 Матрёшка 67 Кошка 68 Бабочка 69 Цветущая полянка 1 занятие 53 54 55 56 Тычок жесткой кистью Скатывание бумаги Скатывание бумаги Скатывание бумаги Развивать чувство ритма. Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма. Научить данной технике. Развивать чувство ритма. Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма. Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма. Рисование по трафарету Познакомить нетрадиционной техникой. Учить выполнять работу с помощью трафаретов. Рисование по трафарету Выполнять работу с помощью трафаретов. Рисование по трафарету Выполнять работу с помощью трафаретов. Рисование по трафарету Выполнять работу с помощью трафаретов. Рисование по трафарету Совершенствовать умение и навыки свободного экспериментирования с материалами, необходимыми для работы в разных техниках. Рисование по мятой Познакомить с нетрадиционной бумаге изобразительной техникой рисование на мятой бумаге. Рисование по мятой Работа с нетрадиционной бумаге изобразительной техникой рисование на мятой бумаге. Рисование по мятой Закрепление работы с нетрадиционной бумаге изобразительной техникой рисование на мятой бумаге. Рисование на ткани Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисование на ткани. Рисование на ткани Закрепление работы с нетрадиционной изобразительной техникой рисование на ткани. Коллаж из бросового Своеобразный прием искусства, который материала заключается в создании произведений при помощи наклеивания различных материалов или предметов на выбранную основу. Коллаж из бросового Совершенствовать умения в технике материала коллажа Коллаж из бросового материала Коллективная работа. 17 70 Цветущая полянка 2 занятие Коллаж из бросового материала Завершение коллективной работы. 71 Моя семья Коллаж из фотографий Совершенствовать умение работы в различных нетрадиционных художественных техниках. Учить творить коллективно, развивать фантазию. 72 «Организация в листе» Использование элементов аппликации 73 «Выделение главного» 74 «Ритм» 75 Изображение предметов и явлений окружающей жизни Рисование с натуры натюрморта, интерьера «Смешение цвета» 76 77 78 79 80 Упражнение призвано научить грамотно размещать в листе элементы, разбор верной компоновки в соответствии с положением листа, величины элементов, цвета, тона и загруженности зон. Способы выделения Упражнение направлено на изучение главного цветом, различных способов выделения формой, размером главного. Поэтапный разбор каждого из способов с наглядным примером. Ритмическая Беседа об определении, значении и составляющая рисунка применении ритма в работах художников, наглядный упрощенный вариант ритма и выполнение упражнения поэтапно с целью закрепить информацию Изображение предметов Развитие у детей внимательности через и явлений окружающей наблюдение за реальным предметом или среды явлением с последующим повторением на бумаге. Изображение предметов Упражнение направлено на знакомство обихода с натуры или детей с такими понятиями как: форм, по памяти симметрия, объём. Развитие наблюдательности и внимательности. Теория цвета, смешение Обсуждение основных цветов, их цветов на палитре смешения, разделение цветов на теплые и холодные, изображение зарисовок по теме в качестве упражнения. «Тон цвета» Градация тона на Обсуждение наглядных примеров примере определенного изменения тона на определенном цвете, с цвета последующим повторение примера в другом цвете. «Зентангл» Создание абстрактного Показ алгоритма действий, основных рисунка из элементов, создание зентангла под повторяющихся узоров руководством педагога. Итоговая Итоговый тест Учить рассматривать рисунки. Поощрять выставка (проверка знаний) эмоциональные высказывания. рисунков и тест Тест №1 Итоговый тест (проверка умений) Тест №2. 18 Планируемые результаты освоения программы К концу сопровождения дети могут знать: - о разнообразии техник рисования; - о свойствах и качествах различных материалов; - о технике безопасности во время работы. К концу обучения дети могут научиться: - планировать свою работу; -анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей; - создавать индивидуальные работы; - использовать различные техники и способы создания рисунков; - аккуратно и экономно использовать материалы. Оценочные материалы Входной тест (таблица №1); Итоговый тест (проверка умений, знаний), таблица № 2 и таблица № 3. Низкий уровень: Обучающийся слабо справляется с поставленной целью. Отсутствует заинтересованность к процессу деятельности. Технические умения и навыки развиты слабо, наблюдаются значительные ошибки при передаче формы, строения предмета, расположения частей, величины. В процессе деятельности не проявляется самостоятельность, необходима постоянная поддержка. Средний уровень: Обучающийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное. Высокий уровень: Учащийся полностью справляется с поставленной целью задания; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; правильно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы Для реализации программы активно используется интернет - ресурс: просмотр видеороликов по изучаемым темам, поиск необходимых зарисовок, материалов. Дидактические материалы: - подборка материалов 19 - тематическая подборка рисунков - пособия по темам - инструкционные технологические карты - образцы по всем темам программы - таблицы - конспекты занятий Основными видами деятельности являются: - информационно-рецептивная; - репродуктивная; - творческая. Взаимосвязь этих видов деятельности дает обучающимся возможность научиться новым видам художественного творчества и проявить свои творческие способности. Методы и формы работы, используемые на занятиях по рисованию: Наблюдение проводится с целью изучения умений и навыков ребенка в изобразительной деятельности. Мониторинг - организация постоянного отслеживания информации с целью оценки и анализа состояния процесса, ситуации в фокусе их изменения с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу. Беседа как диалогическая форма проводится с целью обсуждения каких-либо фактов, явлений природы, общественной жизни с опорой на опыт детей. Игра - игровые приемы с целью привлечения внимания, повышения интереса к деятельности, развития двигательной активности пальцев рук. Показ, пояснение - проводится с целью научить правильным приемам, способам действия с предметом, материалом. Положительное подкрепление (поощрение) - метод коррекции, цель которого - формирование определенных творческих способностей ребенка. Положительное подкрепление (поощрение) выражает одобрение действий, дает им положительную оценку. Материально-техническое обеспечение программы Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Помещение для занятий светлое, легко проветриваемое. Наличие мольберт для выполнения чертежей, набросков, зарисовок, шкаф для размещения пособий, журналов и методического фонда, столы и стулья. Материалы: 20 бумага для акварели; набор белого картона; набор цветной бумаги; альбом для рисования; клей карандаш; гуашь; пластилин; салфетки; баночка для воды; Инструменты: ножницы; ластики; кисти; пастель; восковые мелки; карандаши простые; ватные палочки. 21 Список литературы: 1. Волшебный мир народного творчества / под ред. Т. Я. Шпикаловой, М.: Просвещение, 2015. 150 с. 2. Григорьева Г. Г. Развитие школьника в изобразительной деятельности / Г. Г. Григорьева. М.: Педагогика, 2000. 130 с. 3. Давыдова Г. Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы / Г. Н. Давыдова. М.: Скрипторий, 2014. 34 с. 4. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования / Г. Н. Давыдова. М.: Просвещение, 2015. 54 с. 5. Давыдова Г. Н. Пластилинография для малышей / Г. Н. Давыдова. М.: Скрипторий, 2014. 43 с. 6. Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей / Т. Н. Доронова. М.: Просвещение, 2014. 89 с. 7. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Методическое пособие – Староверова М.С., Ковалев Е.В., Захарова А.В. М: Владос, 2019. 167с. 8. Комарова Т. С. Детское художественное творчество / Т. С. Комарова. М.: Мозаика-Синтез, 2015.115 с. 9. Необыкновенное рисование: учебное издание из серии «Искусство – детям». М.: Мозаика-Синтез, 2016. № 2. 10. Никологорская О. А. Волшебные краски / О. А. Никологорская. М.: АСТ-Пресс, 2015. 97 с. 11. Рузанова Ю. В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности / Ю. В. Рузанова. СПб: Издательство «Каро», 2016. - 64 с. 12. Пищикова Н. Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике / Н. Г. Пищикова. М.: Скрипторий, 2014. 51 с. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ Таблица №1 Входящий тест для проверки моторики рук 22 № 1 Тематика задания Владение карандашом 2 Чёткость линий 3 Владение кистью 4 Владение пластилином 5 Скорость усвоения инструкции 6 Владение понятиями «правый левый», «верх – низ» Цветоразличение (знание цветов и их 7 1 2 Баллы 3 4 5 оттенков) Нормы оценки теста: Результаты оцениваются по пятибалльной шкале, где 1 – очень плохое развитие, 2- слабое развитие, 3 - 4 – среднее развитие, 5 – соответствующее возрасту развитие. Вопросы итогового тестирования по программе «Развитие изобразительных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами традиционных и нетрадиционных техник рисования» «Рисование для детей с ОВЗ». Таблица № 2 Дата ____________________________________________________________ Ф.И.О. обучающегося______________________________________________ 1. Сколько цветов в радуге? 2. Из каких цветов состоит радуга? 3. Какие цвета нужно смешать, чтобы получить зеленый? 4. Какие цвета считают холодными? 5. Какие цвета считают теплыми? Нормы оценки теста: Каждый правильный ответ – 1 балл. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 5 вопросов. 23 Время выполнения работы: 10-15 мин. Оценка «отлично» - 5 правильных ответов, «хорошо» - 3 , «удовлетворительно» - 2. Таблица № 3 Творческое задание «Дорисовывание кругов» Задание: детям даётся альбомный лист бумаги с нарисованными на нем 3 кругами одинаковой величины (диаметр 4,5 см). Детям предлагается рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить их, чтобы получилось красиво. Диагностическое задание должно стимулировать творческие способности детей и дать им возможность осмысливать, модифицировать и трансформировать имеющийся опыт. Анализ результатов выполнения задания Выполнение этого диагностического задания оценивается следующим образом: по критерию «продуктивность» - количество кругов, оформленных ребенком в образы, составляет выставляемый балл. Так, если в образы оформлялись все 3 круга, то выставлялась оценка 3, если 2 круга, то выставляется оценка 2 и т.д. Все полученные детьми баллы суммируются. Общее число баллов позволяет определить процент продуктивности выполнения задания в целом. Результаты выполнения детьми задания по критерию «оригинальность» оцениваются по 3балльной системе: Оценка 3 балла - высокий уровень - ставится тем детям, которые наделяли предмет оригинальным образным содержанием преимущественно без повторения одного (яблоко - желтое, красное, зеленое; мордочки зверюшек - заяц, мишка и т.п.) или близкого образа. Оценка 2 балла - средний уровень - ставится тем детям, которые наделяли образным значением все или почти все круга, но допускали почти буквальное повторение (например, мордочка) или оформляли круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, яблоко и т.п.). Оценка 1 балл - низкий уровень - ставится тем, кто не смог наделить образным решением все круги, задание выполнил не до конца и небрежно. Оценивают не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребенок ограничился лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания). 24