Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГГБОУ «Центр «Дар» «Согласовано» На заседании педагогического совета Протокол № ___ от «____»___________20__г. Секретарь _______Дзбановская Н. А.. «Согласовано» Зам. директора по УВР _________________ Бакисова Л. О. «Утверждаю» Директор ГБОУ «Центр «Дар» ___________________Шляпникова Н. И. «____»____________20__ г. Приказ № ___ от «___»___20_ г. Рабочая программа по географии для 7а класса Составитель: учитель Лебедева И. А. Реж, 2021 1 Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по предмету «География» для 7а класса разработана в соответствии с: -Конституцией РФ; -Законом РФ «Об образовании» -адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью Центра «Дар» -учебным планом ГБОУ Центр «Дар» на 2021-2022 учебный год. Составлена на основе Программы специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида: Сб.1. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 224с. / Под редакцией В.В.Воронковой. - Данная рабочая программа по географии для учащихся 7 класса разработана на основе примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, (2 часа в неделю). Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплектом: Учебник: «География» для учащихся 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторы: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина, Москва «Просвещение», 2013г Рабочая тетрадь Т.М.Лифанова География 7 класс. Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Москва «Просвещение» 2013 -128 с. Срок реализации рабочей учебной программы – 1 год (2021 -2022 учебный год). По учебному плану на изучение данного предмета в 7 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год. Программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью. 2 Адресат Данная рабочая программа предназначена для учащихся 7а класса (вариант I). В классе обучается 7 человек,все мальчики. Предмет «География» относится к предметной области естественнонаучных дисциплин. Входит в инвариантную часть учебного плана. Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся. Цели Всестороннее развитие учащихся со сниженной мотивацией к познанию, Расширение кругозор об окружающем мире. Задачи Образовательные: Дать элементарные научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве России, зарубежных стран, своего края. Показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов. Помочь усвоить правила поведения в природе. Воспитательные: Содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию. Содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе. Коррекционно-развивающие: Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение. Расширять лексический запас. Развивать связную речь. Обще учебные умения, навыки и способы деятельности 3 Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «География» являются умения: - пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника; - пересказывать материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану; - соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника; - логические умения (сравнение, обобщение, абстрагирование); - понимать и устанавливать причинно-следственные зависимости. Личностными результатами изучения курса являются: развитие любознательности и формирование интереса к изучению курса географии; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся; воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды; развитие мотивации к изучению предмета. Метапредметными результатами изучения курса являются: овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: с помощью учителя ставить цели и планировать личную учебную деятельность; по возможности оценивать свой вклад в деятельность класса (группы); с помощью учителя проводить самооценку уровня личных учебных достижений; формирование приемов работы с информацией: поиск и отбор с помощью учителя источников информации (справочные издания на печатной основе и в виде CD, Интернет и т.д.), в соответствии с учебной задачей или жизненной ситуацией, ее понимание; формирование учебно-логических умений и навыков: с помощью учителя делать выводы и анализировать материал, сравнивать, исключать и обобщать учебный материал. Технологии обучения предмету: проблемное обучение дифференцированные задания тестирование и программированные опросы 4 познавательные игры, создание занимательных ситуаций эвристические беседы использование информационно-коммуникативных технологий по темам самостоятельная работа работа по простейшим алгоритмам коллективный способ обучения элементы технологии коммуникативного обучения элементы технологии совместной продуктивной деятельности элементы технологии уровневой дифференциации личностно ориентированная коллективная творческая деятельность элементы интерактивных технологий в виде дидактических игр практические методы учения: -наблюдения -опыты -исследовательская деятельность -имитационные упражнения объяснительно-иллюстративные репродуктивные методы проблемного обучения частично-поисковые или эвристические методы исследовательские методы самостоятельная работа с литературой по предмету ролевые игры 5 уроки-экскурсии коллективные творческие дела акции по охране природы Формы контроля: Тестирование, итоговые контрольные работы в конце учебного года Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор умственно отсталых школьников об окружающем мире. География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости, наблюдать за изменениями в природе. Работа с символическими пособиями, каким является географическая карта, способствует развитию· абстрактного мышления. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи. Курс географии имеет много смежных тем с историей, естествознанием, с рисованием и черчением, с русским языком, с математикой и другими школьными предметами. Программа преподавания географии предусматривает повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более полноценному усвоению умственно отсталыми учащимися элементарных географических знаний. В настоящее время содержание курса географии больше, чем каких-либо других школьных предметов, претерпевает серьезные изменения, связанные с геополитическими преобразованиями в нашей стране и в мире. В связи с этим в данную программу внесены значительные коррективы. 6 В программе учебный материал расположен по годам обучения: 6 класс - «Начальный курс физической географии», 7 класс – «Природа нашей Родины», 8 класс – «География материков и океанов», 9 класс – «География России», «География своей местности», «Элементарная астрономия». В программе выделены основные практические работы, которые необходимо выполнить ученикам, указаны межпредметные связи, а также сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся (по годам обучения). Материал 7 класса («Природа нашей Родины») посвящен изучению природы России и природы своего края. Основное внимание в курсе географии следует обратить на реализацию краеведческого принципа («География своей местности»). Изучение своей местности помогает сформировать более четкие представления о природных объектах и явлениях, облегчает овладение многими географическими знаниями, позволяет теснее увязать преподавание географии с жизнью, включить учащихся в решение доступных для них проблем окружающей действительности и тем самым воспитывать любовь к Отечеству. Важно, чтобы в процессе краеведческой работы учащиеся овладели культурой поведения в природе, научились быстро ориентироваться и правильно вести себя во время стихийных бедствий. В 7 классе при изучении природных зон России учитель может больше времени уделить той природной зоне, в которой расположена школа. Более глубокому, ознакомлению с особенностями природы и хозяйства своего края посвящена вся IV четверть. На уроках необходимо значительно усилить изучение социальных, экологических и культурологических аспектов. Рассмотрение вопросов истории, этнографии, национальных и региональных культурных традиций будет способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств и в значительной степени повысит интерес к изучаемому предмету. В разделе «География материков и океанов» (8 класс) изучаемые страны сгруппированы по типу географической смежности. Такой подход усиливает географические аспекты в преподавании, устраняет излишнюю политизацию 7 содержания. При объяснении материала целесообразно несколько сместить акценты, перенеся внимание со специальных знаний на общекультурные, усилив страноведческий подход к рассмотрению большинства тем. Необходимо подумать о рациональном распределении времени на изучение общих и региональных вопросов. Уже при изучении 1 блока иллюстрирую общие положения конкретными примерами, подготавливая таким образом учащихся к изучению отдельных территорий. Требуют внимания вопросы изменения геополитического и экономико-географического положения России после распада СССР. Больше времени на уроках потребуют вопросы миграции населения, оттока русскоязычного населения из некоторых бывших союзных республик. При изучении отдельных регионов необходимо констатировать новые национально-территориальные образования, подчеркивая культурные и этнографические особенности населения. Важный аспект проблемы - развитие крупнейших городов, центров науки, развитие малых городов и сел. Небольшой, но важный раздел, посвященный изучению кратких сведений о Земле, Солнце, Луне; космических полетов, изучению явлений природы на Земле и из космоса, тесно связан с географией, но не является ее органичной частью. Это дало основание выделить его в этой программе в самостоятельный раздел «Элементарная астрономия». Данная программа - основа, с помощью которой можно создать индивидуальную учебную программу по географии, отражающую особенности конкретного региона и одновременно обеспечивающую необходимый общеобразовательный географический минимум знаний. Географическое положение России на карте мира. Морские и сухопутные границы. Европейская и Азиатская части России. Административное деление России: Центральный федеральный округ (центр — Москва), Северо-Западный федеральный округ (центр — Санкт-Петербург), Северо-Кавказский федеральный округ (центр — Ростов-на-Дону), 8 Приволжский федеральный округ (центр — Нижний Новгород), Уральский федеральный округ (центр - Екатеринбург), Сибирский федеральный округ (центр - Новосибирск), Дальневосточный федеральный округ (центр — Хабаровск). Разнообразие рельефа. Острова и полуострова России. Полезные ископаемые, их основные месторождения. Пути рационального использования. Типы климата. Сравнительная характеристика климатических условий, жизнедеятельности людей в разных частях России, Водные (гидроэнергетические) ресурсы России, их использование. Экологические проблемы. Численность населения России. Размещение по территории России. Различия по плотности населения. Народы России. Промышленность — основа хозяйства, ее отрасли, Особенности развития сельского хозяйства и транспорта. Экологические проблемы. Уровни экономического развития Европейской и Азиатской частей России. Пути решения экологических проблем. Региональный компонент. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые, их основные месторождения. Полезные ископаемые Свердловской области. Пути рационального использования. Учащиеся будут уметь: Показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и природных зон "России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картами; показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе, наносить их названия на контурную карту; устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения; принимать простейшие меры по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе. 9 График контрольных работ № п/п Дата план Тема Цель 1 2 3 4 Контрольная работа. Природа и хозяйство России. Контрольная работа. Арктическая пустыня Контрольная работа. Тундра Контрольная работа. Лесная зона. Проверка усвоенных знаний по разделу Проверка усвоенных знаний по разделу Проверка усвоенных знаний по разделу Проверка усвоенных знаний по разделу 5 Контрольная работа. Зона степей Проверка усвоенных знаний по разделу 6 Контрольная работа. Зона полупустынь и пустынь Проверка усвоенных знаний по разделу 7 Контрольная работа. Население горных районов Проверка усвоенных знаний по разделу Практические работы четверть I практические 4 экскурсии 0 II 4 0 III 2 0 IV 1 1 год 11 1 10 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Т.М.ЛифановаЕ.Н.Соломина Начальный курс физической географии. 7кл.: учебник для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида/ Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина.- М.: Просвещение, 2006.-184 с.: ил.+ Прил. (16 с., ил.). 2. Рабочая тетрадь Т.М.Лифанова География 7 класс. Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Москва «Просвещение» 2013 -128 с. 3. Программы специальной (коррекционной0 общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В. Воронковой.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- Сб. 1. -232 с. 11 В. Календарно-тематическое планирование № п/п Дата план Тема раздела (количество часов) география 7а класс Тема урока Цель, задачи (к разделу) Расширить представления об окружающем мире. Корректировать познавательную деятельность учащихся. Развивать самостоятельную аккуратность. Обогащение словаря. Корригировать речевую деятельность учащихся Расширить представления о материке Евразия. Экологии и природы материка. Животного и растительного мира. Народности. Дать понятие Европа-Азия. Климата и 1 Введение (1 час) Географическое положение России на карте мира 2 Особенности природы и хозяйства России (11 часов) Европейская и Азиатская части России. П.р Выделение границы Европы и Азии по географической карте. Административное деление России. П.р. 3 12 Форма проведения, элементы, содержание, методические приемы (на каждый урок) Ознакомление с новыми понятиями в географии. Работа с физической картой. Схематические зарисовки и записи в тетрадях Работа с картой, со словарём. Планируемые результаты освоения (предметные, метапредметные, личностные) (Результаты прописываются на раздел программы) Знать название материка и его местоположение на карте Знать положение России на материке Евразии. Уметь показать границы на карте. Описывать географическое положение. 4 Обозначение границ Свердловской области на к.к. Разнообразие рельефа П.р. Рисование условных цветов физической карты. 5 Полезные ископаемые, их основные месторождения 6 Климат России 7 Водные ресурсы России и их использование 8 Население России. Народы России 9 Промышленность – основа хозяйства, её отрасли внутренних водах страны. Добыча и переработка полезных ископаемых 13 Схематические зарисовки и записи в тетрадях Изучение рельефа страны. Работа с картой Схематические зарисовки и записи в тетрадях Изучение добываемых на территории страны полезных ископаемых. Работа с картой. Работа с коллекциями. Схематические зарисовки и записи в тетрадях Работа с картой Схематические зарисовки и записи в тетрадях Изучить внутренние воды России. Работа с картой Схематические зарисовки и записи в тетрадях Ознакомление с народами проживающими на территории России. Их быт и занятия Изучить виды промышленности Схематические 10 Сельское хозяйство, его отрасли 11 Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России 12 Контрольная работа. Природа и хозяйство России. Размещение природных зон на территории России 13 Природные зоны России (2 часа) 14 15 Зона арктических Карта природных зон России. П. р.Зарисовка условных цветов карты природных зон Положение на карте зарисовки и записи в тетрадях Изучить разновидности сельского хозяйства. Схематические зарисовки и записи в тетрадях Изучить виды транспорта используемые населением на территории России. Схематические зарисовки и записи в тетрадях Проверка усвоенных знаний по разделу Корректировать познавательную деятельность учащихся. Развивать самостоятельную аккуратность. Обогащение словаря. Корригировать речевую деятельность учащихся Изучить закономерность расположение природных зон. Работа с картой. Схематические зарисовки и записи в тетрадях Работа с картой природных зон России Схематические зарисовки и записи в тетрадях Знать название и характеризовать природные зоны находящиеся на территории России. Знать животный и растительный мир России. Развивать Работа с картой Знать название и уметь 14 пустынь (6 часов) 16 Климат 17 Растительный и животный мир 18 Население и его основные занятия 19 Северный морской путь. Работа с к.к. 20 Контрольная работа. Арктическая пустыня Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые 21 Зона Тундры (8 часов) самостоятельную аккуратность. Обогащение словаря. Корригировать речевую деятельность учащихся Развивать самостоятельную аккуратность. Обогащение словаря. Корригировать речевую деятельность учащихся 15 природных зон России Схематические зарисовки и записи в тетрадях Работа с картой климата России Схематические зарисовки и записи в тетрадях Изучить растительный и животный мир природной зоны. Закономерности его расселения. Изучить население природной зоны, род его деятельности. Его быт и традиции Схематические зарисовки и записи в тетрадях Изучить северный морской путь. Историю его открытия Проверка усвоенных знаний по разделу Работа с картой природных зон России. Добываемые полезные ископаемые. Схематические зарисовки и записи в тетрадях характеризовать природную зону. Знать животный и растительный мир природной зоны, его население и климат. Добываемые полезные ископаемые Знать название и уметь характеризовать природную зону. Знать животный и растительный мир природной зоны, его население и климат. 22 Климат. Водоёмы тундры 23 Растительный мир 24 Животный мир 25 Хозяйство. Население и его основные занятия 26 Города тундры: Мурманск, Нарьянмар, Салехард, Норильск, Анадырь Экологические проблемы севера, Охрана природы тундры 27 28 29 Лесная зона (17 часов) Контрольная работа. Тундра Положение на карте. Рельеф и полезные Развивать самостоятельную 16 Работа с картой климата России Схематические зарисовки и записи в тетрадях Изучить растительный мир. Схематические зарисовки и записи в тетрадях Изучить животный мир. Схематические зарисовки и записи в тетрадях Изучить население природной зоны, род его деятельности. Его быт и традиции Схематические зарисовки и записи в тетрадях Изучить города природной зоны, закономерность их расположения. Изучить загрязнение природы природной зоны. Причины и способы борьбы с загрязнением. Проверка усвоенных знаний по разделу Работа с картой природных зон России. Добываемые полезные ископаемые Знать название и уметь характеризовать ископаемые П.р Выделение границ лесной зоны 30 Климат. Работа с картами атласа. 31 Реки, озёра, каналы П.р. Обозначение на к.к. крупных рек и озер лесной зоны 32 Растительный мир, хвойные леса (тайга) 33 Смешанные и лиственные леса 34 Животный мир. Пушные звери 35 Значение леса.. 36 Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны аккуратность. Обогащение словаря. Корригировать речевую деятельность учащихся 17 Добываемые полезные ископаемые. Схематические зарисовки и записи в тетрадях Работа с картой климата России Схематические зарисовки и записи в тетрадях Знать внутренние воды природной зоны, их использование. Схематические зарисовки и записи в тетрадях Изучить растительный мир. Схематические зарисовки и записи в тетрадях Изучить растительный мир. Схематические зарисовки и записи в тетрадях Изучить животный мир. Схематические зарисовки и записи в тетрадях Выяснить значение леса в экосистеме Изучить направление промышленности природной зоны. Её природную зону. Знать животный и растительный мир природной зоны, его население и климат. Добываемые полезные ископаемые 37 Промышленность и сельское хозяйство центральной России 38 Города Центральной России. Работа с к.к Обозначение крупных городов Центральной России. 39 Особенности развития хозяйства северо-западной России Города: Архангельск, Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград Западная Сибирь 40 41 04.02. 42 10.02. 43 11.02. 44 особенности Изучить направление промышленности природной зоны. Её особенности Изучить города природной зоны, закономерность их расположения. Схематические зарисовки и записи в тетрадях Изучить направление промышленности природной зоны. Её особенности Изучить города природной зоны, закономерность их расположения. Схематические зарисовки и записи в тетрадях Схематические зарисовки и записи в тетрадях Восточная Сибирь. П.р. Покез географ. Объектов на настенной карте. Дальний восток Схематические зарисовки и записи в тетрадях Изучить причины образования заповедников, их Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса 18 45 46 Зона степей (8 часов) Контрольная работа. Лесная зона. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Реки 47 Растительный мир 48 Животный мир 49 Хозяйство. Население и его основные занятия. 50 Города лесостепной и Развивать самостоятельную аккуратность. Обогащение словаря. Корригировать речевую деятельность учащихся 19 работу. Изучить загрязнение природы природной зоны. Причины и способы борьбы с загрязнением. Проверка усвоенных знаний по разделу Работа с картой природных зон России. Добываемые полезные ископаемые. Схематические зарисовки и записи в тетрадях Знать внутренние воды природной зоны, их использование. Изучить растительный мир. Схематические зарисовки и записи в тетрадях Изучить животный мир. Схематические зарисовки и записи в тетрадях Изучить население природной зоны, род его деятельности. Его быт и традиции Схематические зарисовки и записи в тетрадях Изучить города Знать название и уметь характеризовать природную зону. Знать животный и растительный мир природной зоны, его население и климат. Добываемые полезные ископаемые степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск Города степной зоны: Самара Саратов, Волгоград, Ростов на Дону, Ставрополь, Краснодар Охрана природы зоны степей 51 52 53 54 55 Зона полупустынь и пустынь (7 часов) Контрольная работа. Зона степей Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые природной зоны, закономерность их расположения Изучить города природной зоны, закономерность их расположения Развивать самостоятельную аккуратность. Обогащение словаря. Корригировать речевую деятельность учащихся Климат. Реки. П.р. Показ геогр. объектов на настенной карте. 20 Изучить загрязнение природы природной зоны. Причины и способы борьбы с загрязнением Проверка усвоенных знаний по разделу Работа с картой природных зон России. Добываемые полезные ископаемые. Схематические зарисовки и записи в тетрадях Знать внутренние воды природной зоны, их использование. Работа с картой климата России Схематические зарисовки и записи в тетрадях Знать внутренние воды природной зоны, их использование. Знать название и уметь характеризовать природную зону. Знать животный и растительный мир природной зоны, его население и климат. Добываемые полезные ископаемые 56 Растительный мир 57 Животный мир 58 Хозяйство. Население и его основные занятия 59 Города зон полупустынь и пустынь 60 Контрольная работа. Зона полупустынь и пустынь Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат 61 Высотная поясность в горах (8 часов) Изучить растительный мир. Схематические зарисовки и записи в тетрадях Изучить животный мир. Схематические зарисовки и записи в тетрадях Изучить население природной зоны, род его деятельности. Его быт и традиции Схематические зарисовки и записи в тетрадях Изучить города природной зоны, закономерность их расположения Проверка усвоенных знаний по разделу Развивать самостоятельную аккуратность. Обогащение словаря. Корригировать речевую деятельность учащихся 21 Работа с картой природных зон России. Добываемые полезные ископаемые. Работа с картой климата России Схематические зарисовки и записи в тетрадях Знать внутренние воды природной зоны, их использование. Знать название и уметь характеризовать природную зону. Знать животный и растительный мир природной зоны, его население и климат. Добываемые полезные ископаемые 62 Особенности природы и хозяйства северного Кавказа 63 Города и экологические проблемы Урала. Экскурсия 64 Алтайские горы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города Горы восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города восточной Сибири 65 66 67 68 Схематические зарисовки и записи в тетрадях Знать внутренние воды природной зоны, их использование. Изучить города природной зоны, закономерность их расположения Изучить загрязнение природы. Причины и способы борьбы с загрязнением Изучить города природной зоны, закономерность их расположения Изучить города природной зоны, закономерность их расположения Изучить города природной зоны, закономерность их расположения Проверка усвоенных знаний по разделу Контрольная работа. Население горных районов Обобщение пройденного материала Проверка усвоенных знаний по курсу 22 Лист согласования изменений Рабочая программа «География» 7 а класс Дата внесения изменений Место внесения изменений Подпись лица, вносившего изменения . 23 Подпись лица, принявшего изменения 24