Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГБОУ «Центр «Дар» «Согласовано» На заседании педагогического совета Протокол № ___ от «____»___________20__г. Секретарь _______Дзбановская Н. А.. «Согласовано» Зам. директора по УВР _________________ Бакисова Л. О. «Утверждаю» Директор ГБОУ «Центр «Дар» ___________________Шляпникова Н. И. «____»____________20__ г. Приказ № ___ от «___»___20_ г. Рабочая программа по географии для 9 а класса Составитель: учитель Лебедева И. А. Реж, 2021 1 Пояснительная записка К рабочей программе по географии ГБОУ « Центр»Дар» на 2021-2022 учебный год для 9а класса. Программа разработана в соответствии с Конституцией РФ Адаптированной основной общеобразовательной программой для обучающихся с умственной отсталостью Центра «Дар» Учебным планом ГБОУ Центр «Дар» на 2021-2022 учебный год. Цель школьного курса географии 9 класс – дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе. География дает благодатный материал для патриотического, интернационального и экологического воспитания учащихся. Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся. Цели Всестороннее развитие учащихся со сниженной мотивацией к познанию, Расширение кругозор об окружающем мире. Задачи Образовательные: Дать элементарные научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве России, зарубежных стран, своего края. Показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов. Помочь усвоить правила поведения в природе. Воспитательные: Содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию. 2 Содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе. Коррекционно-развивающие: Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение. Расширять лексический запас. Развивать связную речь. Обще учебные умения, навыки и способы деятельности Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «География» являются умения: - пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника; - пересказывать материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану; - соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника; - логические умения (сравнение, обобщение, абстрагирование); - понимать и устанавливать причинно-следственные зависимости. Личностными результатами изучения курса являются: развитие любознательности и формирование интереса к изучению курса географии; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся; воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды; развитие мотивации к изучению предмета. Метапредметными результатами изучения курса являются: овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: с помощью учителя ставить цели и планировать личную учебную деятельность; по возможности оценивать свой вклад в деятельность класса (группы); с помощью учителя проводить самооценку уровня личных учебных достижений; 3 формирование приемов работы с информацией: поиск и отбор с помощью учителя источников информации (справочные издания на печатной основе и в виде CD, Интернет и т.д.), в соответствии с учебной задачей или жизненной ситуацией, ее понимание; формирование учебно-логических умений и навыков: с помощью учителя делать выводы и анализировать материал, сравнивать, исключать и обобщать учебный материал. Технологии обучения предмету: проблемное обучение дифференцированные задания тестирование и программированные опросы познавательные игры, создание занимательных ситуаций эвристические беседы использование информационно-коммуникативных технологий по темам самостоятельная работа работа по простейшим алгоритмам коллективный способ обучения элементы технологии коммуникативного обучения элементы технологии совместной продуктивной деятельности элементы технологии уровневой дифференциации личностно ориентированная коллективная творческая деятельность элементы интерактивных технологий в виде дидактических игр практические методы учения: -упражнения 4 -наблюдения -опыты -исследовательская деятельность -имитационные упражнения объяснительно-иллюстративные репродуктивные частично-поисковые или эвристические методы исследовательские методы самостоятельная работа с литературой по предмету ролевые игры уроки-экскурсии коллективные творческие дела акции по охране природы Формы контроля: Тестирование, итоговые контрольные работы в конце учебного года В программе выделены основные практические работы, которые необходимо выполнить ученикам, указаны межпредметные связи, а также сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся (по годам обучения). Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор умственно отсталых школьников об окружающем мире. География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости, наблюдать за 5 изменениями в природе. Работа с символическими пособиями, каким является географическая карта, способствует развитию· абстрактного мышления. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи. Курс географии имеет много смежных тем с историей, естествознанием, с рисованием и черчением, с русским языком, с математикой и другими школьными предметами. Программа преподавания географии предусматривает повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более полноценному усвоению умственно отсталыми учащимися элементарных географических знаний. В настоящее время содержание курса географии больше, чем каких-либо других школьных предметов, претерпевает серьезные изменения, связанные с геополитическими преобразованиями в нашей стране и в мире. В связи с этим в данную программу внесены значительные коррективы. В программе выделены основные практические работы, которые необходимо выполнить ученикам, указаны межпредметные связи, а также сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся (по годам обучения) На уроках необходимо значительно усилить изучение социальных, экологических и культурологических аспектов. Рассмотрение вопросов истории, этнографии, национальных и региональных культурных традиций будет способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств и в значительной степени повысит интерес к изучаемому предмету. При изучении отдельных регионов необходимо констатировать новые национально-территориальные образования, подчеркивая культурные и этнографические особенности населения. Важный аспект проблемы - развитие крупнейших городов, центров науки, развитие малых городов и сел. 6 Практические работы 1 четверть 2 2 четверть 3 3 четверть 2 4 четверть 2 год 9 7 График контрольных работ № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Дата план Тема Контрольная работа. Западная Европа. Контрольная работа. Южная Европа. Контрольная работа. Северная Европа. Контрольная работа. Восточная Европа. Контрольная работа. Центральная Азия Контрольная работа. Юго – Западная Азия Контрольная работа. Южная Азия Контрольная работа. Восточная Азия Контрольная работа. Юго-Восточная Азия Контрольная работа. Россия Цель Проверка усвоенных знаний по разделу Проверка усвоенных знаний по разделу Проверка усвоенных знаний по разделу Проверка усвоенных знаний по разделу Проверка усвоенных знаний по разделу Проверка усвоенных знаний по разделу Проверка усвоенных знаний по разделу Проверка усвоенных знаний по разделу Проверка усвоенных знаний по разделу Проверка усвоенных знаний по разделу 8 Календарно-тематическое планирование география 9а № п.п 1 Дата 2. 09 Тема раздела кол-во часов Введение (1 час) Тема урока Политическая карта Евразии Цель и задачи к разделу Расширить представления об окружающем мире. Корректировать познавательную деятельность учащихся. Развивать самостоятельную аккуратность. Обогащение словаря. Формы проведения, элементы, содержание, методические приемы (на урок) Планируемые результаты освоения программы (на раздел) понятиями в география, что изучает. Необходимость изучения. Вспомнить правила работы с географической картой Знакомство и изучение Великобритании, ее положения на карте. Животный и Знать местоположение стран западной Европы. Умение ориентироваться Корригировать речевую деятельность учащихся 2 6.09 Европа. Западная Европа (8 часов) Великобритания: географическое положение, природа, экономика. Расширить представления о материке Евразия. Закономерность расположения стран 9 Западной Европы. Экология и природа Животного и растительного мира. Расположение и добыча полезных ископаемых. Культура стран и их традиции. растительный мир. Использование человеком. 3 9.09 Великобритания: население, культура, обычаи и традиции. 4 13.09 Франция: географическое положение, природа экономика. Знакомство и изучение Франции, ее положения на карте. Животный и растительный мир. 5 16.09. Франция: Население, культура, обычаи и традиции. Знакомство и изучение Франции, ее положения на карте. Знакомство с культурой и особенностями населения. 6 20.09 Германия. К. р. Входная Знакомство и изучение Германии, ее положения на карте. на карте Евразии и западной Европы. Знакомство и изучение Великобритании, ее положения на карте. Знакомство с культурой и особенностями населения. 10 Животный и растительный мир. Знакомство с культурой и особенностями населения. 7 23.09 Австрия. Знакомство и изучение Австрии, ее положения на карте. Животный и растительный мир. Знакомство с культурой и особенностями населения. 8 27.09 Швейцария.П.р Обозначение на к.к столиц стран Западной Европы Знакомство и изучение Швейцарии, ее положения на карте. Животный и растительный мир. Знакомство с культурой и особенностями населения. 9 30.09 Контрольная работа. Проверка усвоенных знаний по разделу Западная Европа. 11 10 4.10 Южная Европа Испания. (6 часов) Расширить представления о материке Евразия. Закономерность расположения стран Южной Европы Европы. Экология и природа Животного и растительного мира. Расположение и добыча полезных ископаемых. Культура стран и их традиции. Знакомство и изучение Испании, ее положения на карте. Животный и растительный мир. Использование человеком. 11 7.10 Португалия 12 11.10 Италия : географическое положение. Природа, экономика. Знакомство и изучение Италии, ее положения на карте. Животный и растительный мир. 13 14.10 Италия: население и культура, обычаи и традиции. Знакомство и изучение Италии, ее положения на карте. Знакомство с культурой и особенностями населения. Знать местоположение стран Южной Европы. Умение ориентироваться на карте Евразии и Южной Европы. Знакомство и изучение Португалии, ее положения на карте. Животный и растительный мир. Использование человеком. 12 14 18.10 Греция. П.р. Обозначение на к.к морей, омывающих Ю. Европу. Знакомство и изучение Греции, ее положения на карте. Животный и растительный мир. Использование человеком. 15 21.10 Контрольная работа. Проверка усвоенных знаний по разделу Южная Европа. 16 1.11 Северная Европа Норвегия. (4 часа) 17 8.11 Швеция. 18 11.11 Финляндия.П.р Обозначение на к.к морей, омывающих С. Расширить представления о материке Евразия. Закономерность расположения стран Северной Европы .Экология и природа Животного и растительного мира. Расположение и добыча полезных ископаемых. Культура стран и их традиции. Знакомство и изучение Норвегии, ее положения на карте. Животный и растительный мир. Использование человеком. Знакомство и изучение Швеции, ее положения на карте. Животный и растительный мир. Использование человеком. Знать местоположение стран Северной Европы. Умение ориентироваться на карте Евразии и Северной Европы. Знакомство и изучение Финляндии, 13 19 15.11 Европу. ее положения на карте. Животный и растительный мир. Использование человеком. Контрольная работа. Проверка усвоенных знаний по разделу Северная Европа. 20 18.11 Восточная Европа Польша (13 часов) 21 22.11 Чехия. Словакия. 22 25.11 Венгрия Расширить представления о материке Евразия. Закономерность расположения стран Восточной Европы .Экология и природа Животного и растительного мира. Расположение и добыча полезных ископаемых. Культура стран и их традиции. Знакомство и изучение Польши, ее положения на карте. Животный и растительный мир. Использование человеком. Знакомство и изучение Чехии и Словакии, ее положения на карте. Животный и растительный мир. Использование человеком. Знать местоположение стран Восточной Европы. Умение ориентироваться на карте Евразии и Восточной Европы. Знакомство и изучение Венгрии, ее положения на карте. 14 Животный и растительный мир. Использование человеком. 23 29.11 Румыния Знакомство и изучение Румынии, ее положения на карте. Животный и растительный мир. Использование человеком. 24 2.12 Болгария Знакомство и изучение Болгарии, ее положения на карте. Животный и растительный мир. Использование человеком. 25 6.12 Сербия и Черногория Знакомство и изучение Сербии и Черногории, ее положения на карте. Животный и растительный мир. Использование человеком. 15 26 9.12 Эстония Знакомство и изучение Эстонии, ее положения на карте. Животный и растительный мир. Использование человеком. 27 13.12 Латвия. Знакомство и изучение Латвии, ее положения на карте. Животный и растительный мир. Использование человеком. 28 16.12 Литва Знакомство и изучение Литвы, ее положения на карте. Животный и растительный мир. Использование человеком. 29 20.12 Республика Беларусь Знакомство и изучение Республики Беларусь, ее положения на карте. Животный и растительный мир. 16 Использование человеком. 30 23.12 Украина. П.р. Обозначение на к/.к столиц государств Восточной Европы. Знакомство и изучение Украины, ее положения на карте. Животный и растительный мир. Использование человеком. 31 27.12 Молдавия Знакомство и изучение Молдавии. Животный и растительный мир. Использование человеком. 32 30.12 Контрольная работа. Проверка усвоенных знаний по разделу Восточная Европа. 33 10.01.. Азия. Центральная Азия (6 часов) Казахстан Расширить представления о материке Евразия. Закономерность расположения стран Азии. Центральной Азии. Экология и Знакомство и изучение Казахстана, ее положения на карте. Животный и растительный мир. Использование человеком. Знать местоположение стран Азии. Центральной Азии. Умение ориентироваться на карте Евразии и 17 34 13.01. Узбекистан природа Животного и растительного мира. Расположение и добыча полезных ископаемых. Культура стран и их традиции. Знакомство и изучение Узбекистана, ее положения на карте. Животный и растительный мир. Использование человеком. 35 17.01. Туркменистан Знакомство и изучение Туркменистана, ее положения на карте. Животный и растительный мир. Использование человеком. 36 20.01. Киргизия Знакомство и изучение Киргизии, ее положения на карте. Животный и растительный мир. Использование человеком. 37 24.01. Таджикистан П.р. Составление описания г.п. Таджикистана с опорой на политическую карту Знакомство и изучение Таджикистана, ее положения на карте. Животный и Центральной Азии 18 27.01.растительный мир. Использование человеком. 38 Контрольная работа. 31.01. Проверка усвоенных знаний по разделу Центральная Азия 39 03.02. Юго-Западная Азия Грузия (8 часов) 40 07.02. Азербайджан 41 10.02. Армения Расширить представления о материке Евразия. Закономерность расположения стран Юго-Западной Азии. Экология и природа Животного и растительного мира. Расположение и добыча полезных ископаемых. Культура стран и их традиции. Знакомство и изучение Грузии, ее положения на карте. Животный и растительный мир. Использование человеком. Знакомство и изучение Азербайджана ее положения на карте. Животный и растительный мир. Использование человеком. Знать местоположение стран Азии. ЮгоЗападной Азии. Умение ориентироваться на карте Евразии и Юго-Западной Азии Знакомство и изучение Армении, ее положения на карте. Животный и растительный мир. 19 Использование человеком. 42 14.02. Турция Знакомство и изучение Турции, ее положения на карте. Животный и растительный мир. Использование человеком. 43 17.02 Ирак Знакомство и изучение Ирака, ее положения на карте. Животный и растительный мир. Использование человеком. 44 21.02. Иран Знакомство и изучение Ирана, ее положения на карте. Животный и растительный мир. Использование человеком. 45 24.02 Афганистан. П.р.Составление описания г.п. Афганистана с Знакомство и изучение Афганистана, ее 20 46 28.02 опорой на полит. карту. положения на карте. Животный и растительный мир. Использование человеком. Контрольная работа. Проверка усвоенных знаний по разделу Юго-Западная Азия 47 03.03. Южная Азия (3 часа) Индия: географическое положение, природа, экономика 48 07.03. Индия: население, культура, обычаи и традиции 49 10.03 Контрольная работа. Расширить представления о материке Евразия. Закономерность расположения стран Азии. Южной Азии. Экология и природа Животного и растительного мира. Расположение и добыча полезных ископаемых. Культура стран и их традиции. 14.03. Восточная Азия (8 часов) Китай: географическое положение, природа, экономика Знакомство и изучение Индии, ее положения на карте. Знакомство с культурой и особенностями населения. Знать местоположение стран Азии. Южной Азии. Умение ориентироваться на карте Евразии и Южной Азии Проверка усвоенных знаний по разделу Южная Азия 50 Знакомство и изучение Индии, ее положения на карте. Животный и растительный мир. Расширить представления о материке Евразия. Знакомство и изучение Китая, ее положения на карте. Знать местоположение стран Азии. 21 Закономерность расположения стран Азии. Восточной Азии. Экология и природа Животного и растительного мира. Расположение и добыча полезных ископаемых. Культура стран и их традиции Животный и растительный мир. 51 17.03. Китай: население, культура, обычаи и традиции Знакомство и изучение Китая, ее положения на карте. Знакомство с культурой и особенностями населения. 52 28.03. Монголия Знакомство и изучение Монголии, ее положения на карте. Животный и растительный мир. Использование человеком. 53 31.03 Корейская НародноДемократическая Республика (КНДР) Знакомство и изучение КНДР, ее положения на карте. Животный и растительный мир. Использование человеком. 54 4.04. Республика Корея Знакомство и изучение Кореи, ее положения на карте. Восточной Азии. Умение ориентироваться на карте Евразии и Восточной Азии 22 Животный и растительный мир. Использование человеком. 55 7.04 Япония: географическое положение, природа экономика Знакомство и изучение Японии, ее положения на карте. Животный и растительный мир. 56 11.04. Япония: население, культура, обычаи и традиции Знакомство и изучение Японии, ее положения на карте. Знакомство с культурой и особенностями населения. 57 14.04 Контрольная работа. Проверка усвоенных знаний по разделу Восточная Азия 58 18.04. Юго-Восточная Азия (4 часа) Таиланд Расширить представления о материке Евразия. Закономерность расположения стран Азии. ЮгоВосточной Азии. Знакомство и изучение Таиланда, ее положения на карте. Животный и растительный мир. Использование человеком. Знать местоположение стран Азии. ЮгоВосточной Азии. Умение ориентироваться на карте Евразии и 23 59 21.04. Вьетнам Экология и природа Животного и растительного мира. Расположение и добыча полезных ископаемых. Культура стран и их традиции 60 25.04. Индонезия. П.р.Обозначение на к.к островов Ю-В Азии. Знакомство и изучение Индонезии, ее положения на карте. Животный и растительный мир. Использование человеком. 61 28.04. Контрольная работа. Проверка усвоенных знаний по разделу Юго- Восточная Азия 62 05.05. Россия Границы России (5 часов) 63 12.05. Россия- крупнейшее государство Евразии Расширить представления о материке Евразия. Закрепить знания о России. Экология и природа Животного и растительного мира. Расположение и добыча полезных Знакомство и изучение Вьетнама, ее положения на карте. Животный и растительный мир. Использование человеком. Закрепление понятий. Изучение границ России. Граничащие страны. Изучение России, ее положения на карте. Животный и растительный мир. Природные ресурсы. Юго- Восточной Азии Знать местоположение России на карте. Умение ориентироваться на карте Евразии и России. 24 64 16.05. Административное деление России. П.р. Нанесение на к.к. России своей области. 65 19.05. Контрольная работа. Россия 66 23.05. Обобщающий урок. Подведение итогов. ископаемых. Культура и традиции народов проживающих на территории России. Использование человеком. Изучение административного строения России. Столица страны. Закономерность расположение городов России. Проверка усвоенных знаний по разделу Проверка усвоенных знаний по курсу географии 9 класс. 25 Лист согласования изменений География 9а класс Дата внесения изменений Место внесения изменений Подпись лица, вносившего изменения Подпись лица, принявшего изменения 26