Государственное казенное образовательное учреждение Ленинградской области «Приозерская школа – интернат, реализующая адаптированные образовательные программы» ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА на педагог. совете Распоряжение № 238 Протокол № 1 от 30/08/ 2019 г. От 29/08/ .2019 г. Адаптированная рабочая программа по предмету «География» 6 класс I вариант 2019 - 2020 учебный год Разработчик программы: учитель - дефектолог Варфоломеева С.В. I квалификац.категория Структура рабочей программы. 1. Пояснительная записка: - ссылка на АООП; - ссылка на автора программы; - ссылка на учебный план; - характеристика класса по уровням; - содержание программы; - планируемый результат по уровням. 2. Тематическое планирование. 3. Календарно – тематическое планирование. 4. Используемая методическая литература. 5. Лист корректировки. Пояснительная записка Адаптированная образовательная программа по географии представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; календарнотематический план; перечень учебно-методического обеспечения; требования к уровню подготовки обучающихся. Программа детализирует и раскрывает содержание образования, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения географии, которые определены программой. Адаптированная рабочая программа по предмету «География» для 6 класса разработана на основе: Адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования ГКОУ ЛО «Приозерская школа - интернат, реализующая адаптированные образовательные программы». Учебного плана образовательного учреждения. Учебника: География: 6 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Т.М.Лифанова, Е.Н. Соломина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 184 с. Срок реализации рабочей учебной программы – 1 год (2019 -2020 учебный год). По учебному плану на изучение данного предмета в 6 классе отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год. Программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Адресат Данная рабочая программа предназначена для учащихся 6 класса (вариант I). В классе обучается 8 человек. Из них: 3 мальчика и 5 девочек. Предмет «География» относится к предметной области естественнонаучных дисциплин. Входит в инвариантную часть учебного плана. Изучение географии расширяет представления детей с нарушением интеллекта об окружающем мире. География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно- следственные зависимости. Работа с картой учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи. Обучающиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами. В VI классе в «Начальном курсе физической географии» приводятся в систему все полученные в младших классах первоначальные географические знания, основанные на наблюдениях в природе и на ознакомлении с местностью в ближайшем окружении. Характеристика обучающихся класса. Обучающиеся класса находятся на разных уровнях с точки зрения своих индивидуальных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента, усвоение учебного материала, речевой и коммуникативной деятельности. Однако все дети могут работать фронтально, понимают простые инструкции, владеют навыками чтения, письма, коммуникации на достаточном для изучения данного предмета уровне. В связи с этим нет необходимости выделять уровни требований к знаниям учащихся. На каждом уроке в обязательном порядке помимо фронтальной работы учитель проводит и индивидуальную работу с каждым учеником (в виде персонального вопроса, чтения конкретного отрезка материала, индивидуальной помощи в случае затруднений у учащегося и т.д.). Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Содержание программы Цели программы: -всестороннее развитие обучающихся со сниженной мотивацией к познанию, расширение кругозора об окружающем мире. -воспитание нравственного отношения к окружающему миру, к людям, к самому себе; -развитие наблюдательности, памяти, воображения, речи, логического мышления, умения анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости; -воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам; Задачи программы: Образовательные -дать элементарные научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве России, зарубежных стран, своего края. -показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов. -помочь усвоить правила поведения в природе. Воспитательные -содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию. -содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе. Коррекционно - развивающие -учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. -содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение. -расширять лексический запас, развивать связную речь. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «География» являются умения: - пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника; - пересказывать материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану; - соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника; - логические умения (сравнение, обобщение, абстрагирование); - понимание и установление причинно-следственных зависимостей. Личностными результатами изучения курса являются: развитие любознательности и формирование интереса к изучению курса географии; развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды; развитие мотивации к изучению предмета. Метапредметными результатами изучения курса являются: овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: с помощью учителя ставить цели и планировать личную учебную деятельность; по возможности оценивать свой вклад в деятельность класса (группы); с помощью учителя проводить самооценку уровня личных учебных достижений; формирование приемов работы с информацией: поиск и отбор с помощью учителя источников информации (справочные издания на печатной основе и в виде CD, Интернет и т.д.), в соответствии с учебной задачей или жизненной ситуацией, ее понимание; формирование учебно-логических умений и навыков: с помощью учителя делать выводы и анализировать материал, сравнивать, исключать и обобщать учебный материал. Технологии обучения предмету: проблемное обучение дифференцированные задания тестирование и программированные опросы познавательные игры, создание занимательных ситуаций эвристические беседы использование информационно-коммуникативных технологий по темам самостоятельная работа работа по простейшим алгоритмам коллективный способ обучения элементы технологии коммуникативного обучения элементы технологии совместной продуктивной деятельности элементы технологии уровневой дифференциации личностно ориентированная коллективная творческая деятельность элементы интерактивных технологий в виде дидактических игр практические методы учения: упражнения наблюдения опыты исследовательская деятельность имитационные упражнения объяснительно-иллюстративные репродуктивные методы проблемного обучения частично-поисковые или эвристические методы исследовательские методы самостоятельная работа с литературой по предмету ролевые игры проведение предметных недель уроки-экскурсии коллективные творческие дела акции по охране природы Содержание курса географии в 6 классе В 6 классе («Начальный курс физической географии») обучающиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами. Эти разделы предполагает проведение экскурсий с целью формирования более точных географических представлений о формах земной поверхности и водоемах своей местности. Изучаются темы «Явления природы», «Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне», «Освоение космоса». Это позволит своевременно начать формирование элементарных географических знаний и тесной связи с физическими и астрономическими, что создает наиболее полное представление о планете Земля и ее оболочках. Изучается географического материала от простого к сложному. Принцип отбора основного и дополнительного материала связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях обучения. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, предусмотренные программой. Все практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Особое внимание уделяется познавательной активности обучающихся, их мотивации к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью на печатной основе: Лифанова Е.М. «Рабочая тетрадь по начальному курсу физической географии 6 класс»- М., «Просвещение» 2001г. - 135страниц. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме практических работ, немых рисунков, схем, кроссвордов, ребусов, и т.д. Эти задания выполняются по ходу урока или как дополнение к домашнему заданию. В программе усилена практическая направленность обучения, особое внимание обращается на развитие речи как средства общения, четко прослеживаются межпредметные связи, закладывается систематизация программного материала. Последнее направление очень важно для обеспечения более осознанного восприятия обучающимися единства и общности многих явлений и понятий. В разделе "Введение" учащиеся знакомятся с новым предметом "География". Узнают, что изучает данный предмет и знакомятся с первые географическими открытиями. Тема «Ориентирование на местности» способствует формированию у детей с нарушением интеллекта пространственных представлений, навыков ориентировки, необходимых в жизни, а также для перехода к изучению плана местности и карты. В разделе "План и карта" учащиеся учатся различать план и рисунок, знакомятся с масштабом, условными знаками плана местности, условными цветами и знаками физической карты. Учатся отличать план от географической карты. В разделе "Формы поверхности Земли" учащиеся знакомятся с понятие рельеф и его основными формами- равнины, холмы, овраги, горы, а также с процессами, происходящими в горах- землетрясения и вулканы. При изучении раздела "Вода на Земле" происходит знакомство с искусственными(колодец, пруд, водопровод) и естественными ( родник, озеро, болото, река, море, океан) водоемами. В разделе «Земной шар» учащиеся знакомятся с глобусом- моделью земного шара, с расположением материков и океанов, изучают пояса освещенности Солнцем поверхности Земли, узнают об их расположении, получают представление о климате. Раздел "Карта России" посвящен изучению географического положения России на карте полушарий, знакомству с островами и полуостровами, поверхностью нашей страны, а также рекам и озерам европейской и азиатской частей России. Эта тема связана с курсом VII класса «Природа России», где учащиеся должны находить на карте и читать названия ряда географических объектов. В разделах «Вода на Земле» и «Карта России» учащиеся получают знания о родном крае. Планируемый уровень подготовки обучающихся на конец учебного года В результате изучения предмета обучающиеся будут: Знать/понимать: что изучает география; горизонт, линию и стороны горизонта; основные формы земной поверхности; виды водоемов, их различия; меры по охране воды от загрязнения; правила поведения в природе; отличие плана от рисунка и географической карты; масштаб, его обозначение; основные направления на плане, географической карте; условные цвета и знаки географической карты; распределение суши и воды на Земле; материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий; кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли; Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле. Значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полётов людей в космос, имена первых космонавтов. различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем; расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий; основные типы климатов; географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий. Уметь: определять стороны горизонта, ориентироваться по местным признакам природы; выявлять на местности особенности рельефа, водоемов; делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности; читать планы местности (простые); ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе; ориентироваться на географической карте с помощью учителя; составлять описание изучаемых объектов по плану с опорой на карту и помощь учителя; Система оценивания результатов: Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала, может с небольшой помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет. «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности и некоторые ошибки в задании (1-2 ошибки), которые исправляет при помощи учителя. «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, нуждается в постоянной помощи. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: Итоговая контрольная работа 6 класс «Б» — конец года 1.Что изучает наука география? (Выбери правильный ответ) 1. это наука о растениях это наука о природе Земли это наука о животных 2..Назови основные цвета географической карты: 3. Назови основные формы земной поверхности: 4. Назови материки: 5. Как называется материк, на котором мы живем? 6. Распредели океаны по величине, начиная с большего: Индийский океан Атлантический океан Северный Ледовитый океан Тихий океан 7. Назови крупнейшие реки и озёра Ленинградской области: 8. Обозначь условными знаками погоду сегодняшнего дня Для более успешного усвоения материала предусмотрены практические работы: №№ п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Практическая работа Зарисовка линии, сторон горизонта. Схематическая зарисовка компаса. Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова. Вычерчивание простейших знаков плана местности. Зарисовка в тетрадях условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты. Обозначение на контурной карте океанов. Обозначение на контурной карте материков. Оформление таблицы названий океанов и материков. Обозначение границ нашей Родины. Номер урока 6 8 24 31 33 43 44 52 68 Учебно–методическое обеспечение: 1. Программа географии, автор Т.М.Лифанова из сборника «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией И.М.Бгажноковой, Москва «Просвещение» 2006г. 2. Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина учебник "География 6 класс", Москва "Просвещение" 2018г. 3. Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина приложение к учебнику "География", Москва "Просвещение"2018г. Тематическое планирование № Наименование п/п раздела Кол- Характеристика основных видов учебной деятельности во часов 1 Введение Знакомство с новым курсом-географией. Дать понятие о 5 географии - как науки о Земле. Развивать память, устную речь, при работе с картой и учебником. 1 Ориентирование Познакомить с понятием горизонт, стороны горизонта. на местности К. памяти в процессе запоминания и воспроизведения новых терминов. 5 Познакомить со способами ориентирования по местным признакам природы. Развивать внимание, память при работе с картинками. 2 Формы Сформировать понятие равнина, низменность, холм. Познакомить поверхности 5 с видами гор и их частями, дать представление о вулканах и Земли причинах их образования 3 Вода на Земле Дать представление о водоемах. Познакомить с частями речной системы, горными и равнинными реками, их отличием Дать 11 представление о морях , океанах, островах и полуостровах. Познакомить с водоемами нашего края. 4 План и карта Дать представление о рисунке и плане предмета. Работа с планом местности. Отработка умений выбирать масштаб. 10 Познакомить с условными знаками плана местности. Дать представление о географической карте и плане. Познакомить с условными цветами на физической карте. 5 Земной шар Дать представление о глобусе, как модели земного шара. Познакомить с физической картой полушарий. Развивать умение самостоятельно работать с картой и атласом 16 Дать представление об океанах. Дать представление о материках. Дать представление о значении Солнца для жизни на Земле. Познакомить с понятиями климат и погода, дать представление о типах климата. Познакомить с природой тропического пояса. 6 Карта России Дать представление о географическом положении России на карте. Сформировать понятие остров и полуостров Познакомить с разнообразием рельефа. 18 Развивать умение находить и объяснять новые слова и термины. Познакомить с горными системами России. Познакомить с реками и озерами Европейской части России, с реками и озерами Сибири. Познакомить с ГП нашего края. Всего часов: 70 Календарно-тематическое планирование по предмету «География» 6 класс № п/п Наименование уроков 1 Что изучает география. Кол -во часо в 1 2 3 Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. 1 Явления природы. Дата Обучающиеся с ОВЗ Дом. проведения задание По Факт. Виды деятельности Планируемые плану результаты 1 четверть (16 часов) Раздел «Введение». 3.09 Познакомить Понимание С.4-7 учащихся с новым учащимися, что предметом, изучает география, учебником. Дать почему необходимо представление о её изучать. географии как науке. Разъяснить происхождение и смысл понятия «география»; 5.09 Познакомить с Знать времена года, С.7-13 процессом условные знаки наблюдения обозначения изменения Солнца погоды , движении и погоды Солнца 10.09 1 4 5 6 Географические сведения о нашей местности и труде населения. 12.09 1 Обобщающий 17.09 урок по теме 1 «Введение». Раздел «Ориентирование на местности». Горизонт. Линии 19.09 горизонта. Познакомить учащихся основными природными явлениями Определение географических сведений своей местности Стороны горизонта 24.09 1 С.13-16 Научиться называть географические сведения о своей местности и занятости населения С.17 С.4-17 Определение сторон горизонта по компасу. 1 7 Знать сущность понятия ветер, ураган, шторм, осадки, грозы Научить определять стороны горизонта по солнцу, Знать сущность понятия «горизонт», уметь чертить рисунок. Пр.р. Зарисовка линии и сторон горизонта. научаться называть и показывать основные стороны горизонта С.18-22 С.20-21 8 Компас и правила пользования им. 26.09 1 9 10 11 Ориентирование по местным признакам природы. 1.10 1 Обобщающий 3.10 урок по теме 1 Ориентирование на местности». Раздел «Формы поверхности Земли». Равнины, холмы. 8.10 1 12 13 Овраги, их образование. 10.10 1 Горы. Землетрясения. 15.10 1 14 15 16 Извержения вулканов. Обобщающий урок по теме «Формы поверхности Земли». 17.10 1 22.10 1 Раздел «Вода на Земле». Вода в природе. 1 24.10 деревьям Познакомить с компасом, его строением и правилами работы; Научить определять стороны горизонта и ориентироваться по компасу Определение местоположения по местным признакам природы Определение по карте расположения на материках наиболее крупных равнин, их протяженности. Выполнение заданий учебника Определение по карте расположения на материках различных гор. Зарисовка схемы «строение вулкана». Выполнение заданий. Работа с учебником, контурными картами, атласом, закрепление основных понятий по теме. Сформировать Знать сущность понятия «компас», уметь начертить рисунок. Пр.р. Схематическая зарисовка компаса. С.22-24 Знать сущность С.24-27 понятия «ориентирование» Способы ориентирования: по звездам, по созвездию, по деревьям и т.п. научаться называть и показывать крупнейшие равнины мира и России, С.28-30 Знать определения «овраг» «промоина», его строение научаться называть и показывать крупнейшие горные системы мира и России, С.31-32 С.31-34 С 35-38 Научатся С.28-39 приводить примеры по теме «Формы поверхности Земли». Знать процентное С.39-42 представление о воде в природе, научить находить равнины на физической карте, продолжить формирование навыков работы с картой. 17 Родник, его образование. 5.11 1 18 Колодец, водопровод. 7.11 1 19 20 Части реки. Равнинные и горные реки. 12.11 1 Как люди используют реки. 14.11 1 21 Озера. Водохранилища. Пруды. 19.11 2 четверть (16 часов) Сформировать представление о роднике и его образовании в природе. Сформировать представление о колодце и его образовании в природе Обозначение на контурной карте наиболее крупных рек России и мира. Сформировать представление о том, как люди используют реки, продолжить формирование навыков работы с картой Обозначение на контурной карте крупных озер. 1 22 Болота, их осушение. 21.11 1 23 Океаны и моря. 1 26.11 Сформировать представление о болотах, продолжить формирование навыков работы с картой. Обозначение на контурной карте соотношение воды к суше, значение воды для всего живого.. Знать причины С.43-44 возникновения родника, нарисовать схему образования родника Знать устройство С.45-47 колодца и водопровода Научиться называть и показывать на карте крупные реки мира и России Знать правила рационального использования воды. С.47-51 С.51-53 научиться называть С.54-57 и показывать озера сточные и бессточные, пресные и соленые, приводить примеры искусственных водоемов. Знать определение С.57-60 «болото», уметь находить их на карте, знать характеристику болот. Давать определения С.60-63 24 Острова и полуострова. океанов, крупных внутренних и внешних морей терминов, понятий по тематике урока; научаться называть и показывать составные части гидросферы, крупнейшие части МО, моря 28.11 Сформировать представление об островах и полуостровах, продолжить формирование навыков работы с картой. 3.12 Познакомить учащихся с водоемами своей местности, мерами по охране вод от загрязнения Выполнение заданий. Работа с учебником, контурными картами, атласом, закрепление основных понятий по теме Знать определение «остров, полуостров», уметь находить их на карте, знать характеристику островов, полуостровов. Пр. р Зарисовки схем реки, озера, острова, полуострова Знать основные водоемы своей местности, меры по охране вод от загрязнения 1 25 26 Водоемы в нашей местности. Охрана вод от загрязнения. 1 Обобщающий урок по теме «Вода на Земле». 5.12 1 27 Раздел «План и карта». Рисунок и план предмета. 10.12 Работа с планом местности по учебнику, зарисовка условных знаков плана местности 12.12 Создать у учащихся представление о масштабе и его видах, научить пользоваться масштабом, научить работать с измерительными 1 28 План и масштаб. 1 С.64-66 С.66-68 Научатся С.39-69 приводить примеры по теме «Вода на Земле». научаться называть С.69-72 существенные признаки плана местности, приводить примеры разных видов масштаба; Знать определение С.72-74 «план, масштаб», уметь применять знание на практике. приборами; 29 План класса. 17.12 Научить составлять план класса, 1 30 План школьного участка. 19.12 Научить составлять план участка, используя масштаб 1 31 Условные знаки плана местности. 24.12 Дать определение «условные знаки», познакомить с их видами и что они обозначают; продолжить работу по правильному оформлению работ в тетради; 26.12 Работа с глобусом и картами различных масштабов. 1 32 План и географическая карта. 1 33 Условные цвета физической карты. 9.01 1 34 Условные знаки физической карты. 14.01 1 35 Физическая карта России. Значение 1 16.01 3 четверть (21 час) Формирование представление о географической карте; познакомить с цветами карты, продолжить работу по правильному оформлению работ в тетради; Уметь начертить план класса, используя теоретические знания. Уметь начертить план школьного участка, используя теоретические знания. Давать определения терминов, понятий по тематике урока; Читать условные знаки плана местности Пр.р Вычерчивание простейших знаков плана местности научатся называть масштаб глобуса, сравнивать разнообразные по масштабу и содержанию карты, объекты и расстояния, обозначать их на контурной карте С.74-76 Читать условные цвета, знаки географической карты Пр.р. Зарисовка в тетради условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты Знать условные знаки физической карты С.83-90 С.76-77 С.78-80 С.81-83 Продолжить С.86-88 формирование представление о физической карте; познакомить с цветами карты, условными знаками Продолжить Знать значение С.88-90 формирование физической карты в физической карты и жизни и деятельности людей. 36 Обобщающий урок по теме «План и карта». представление о физической карте Росси; научить находить географические объекты на карте России; Выполнение заданий. Работа с учебником, контурными картами, атласом, закрепление основных понятий по теме жизни человека, уметь работать с картой. 23.01 Работа с учебником, составление опорного конспекта Знать, что такое С.91-102 космос, вокруг какой звезды вращается наша планета, что такое Солнечная система, чем отличается Земля от других планет Солнечной системы. 28.01 Работа с учебником, составление опорного конспекта Знать названия всех планет солнечной системы, правильно их назвать 30.01 Сформировать представление о земных планетах. Продолжать работу по составлению опорных схем в тетради 21.01 1 37 Раздел «Земной шар». Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. 1 38 Планеты. 1 39 40 Земля- планета. Доказательства шарообразности Земли. Освоение космоса. 1 Глобус-модель земного шара. 4.02 1 41 Физическая карта 1 6.02 Научатся С.69-90 приводить примеры по теме «План и карта». С.94-96 Знать, как менялись С.96-100 представления о размере и форме Луны, приводить доказательства шарообразности Земли, знать первых космонавтов. Сформировать Знать, что такое С.100-102 представления о глобус, какое глобусе как модели строение он имеет. Земли. Продолжить Какими условными работу с текстом цветами на глобусе учебника. обозначены равнины, возвышенности, горы. Сформировать Знать, как С.103-105 полушарий. 42 Распределение воды и суши на Земле. 11.02 1 43 Океаны на глобусе и карте полушарий. 13.02 1 44 Материки на глобусе и карте полушарий. 18.02 1 представления о физической карте как изображение глобуса на плоскости Продолжить работу с текстом учебника, учить читать карту. Способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления. Сформировать представления о Мировом океане его составных частях. Продолжить работу с текстом учебника, учить читать карту. называется карта, где Земля изображена в виде двух окружностей, для чего картографы разделили глобус пополам. Уметь показать на глобусе и карте линию экватора. Уметь определить в каком полушарии больше воды и суши, чем отличается материк от части света, уметь показать на карте полушарий океаны и моря. Сформировать Давать представления о определения океанах как части терминов, понятий Мирового океана. по тематике урока; Продолжить работу Знать, какие с текстом учебника, океаны составляют учить читать карту. мировой океан, какое хозяйственное значение имеет мировой океан, почему Северный Ледовитый океан получил такое название. Уметь подписать названия океанов на контурной карте. Пр.р Обозначение на контурной карте океанов. Сформировать Давать представления о определения материках и частях терминов, понятий света. Продолжить по тематике урока; работу с текстом Знать названия учебника, учить материка, на читать карту. котором мы живем, Способствовать на какие две части развитию памяти, разделен материк С.104-105 С.106-108 С. 109115 внимания, логического мышления 45 Первые кругосветные путешествия. 20.02 1 46 47 Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности. 25.02 1 Понятие о климате, его отличие от погоды. 27.02 1 48 Основные типы климата. 3.03 1 Евразия. Пр.р Обозначение на контурной карте материков. Ознакомить Знать, как учащихся с тем как происходило в течении времени первое формировалось путешествие, представление о сколько лет Земле. длилось это Продолжить работу плавание. Каково с текстом учебника, значение первого учить читать карту. кругосветного плавания, кто руководил первой русской экспедицией, как назывались корабли первых русских путешественников, какой вклад внесли русские моряки в географическую науку. Выявить Знать, как зависимость солнечные лучи температуры от нагревают землю в высоты солнца и течение года. Как угла падения лучи падают на солнечных лучей Землю, в каком на земную месяце в северном поверхность. полушарии Солнце продолжить работу не поднимается по правильному высоко над оформлению работ горизонтом. в тетради Выполнение в тетради рисунка учебника на стр.119 С.112-115 С.116-118 научатся назвать С.119-120 причины изменения температуры воздуха в течение суток. Года, приводить примеры характерных природных явлений в природе, основные типы климатов. Работа с учебником Знать основные С.121-122 и приложением типы климатов, различия между 49 Пояса освещенности: жаркие, умеренные, холодные Формирование понятий о поясах освещенности (выполнение рисунка) 10.03 Дать представления о влиянии климата на природу, научить учащихся описывать природу тропического пояса. Продолжить работу с текстом учебника. Сформировать представления о влиянии климата на природу, научить учащихся описывать природу тропического пояса. Давать определения терминов, понятий по тематике урока; Знать, какие материки и океаны расположены в пределах тропического пояса, Почему в тропическом поясе круглый год стоит жара. Уметь сравнить особенности и различия поясов. 12.03 Сформировать представления о влиянии климата на природу умеренных и полярных поясов, научить учащихся описывать природу Продолжить работу с текстом учебника. 17.03 Выполнение заданий. Работа с учебником, контурными картами, атласом, закрепление основных понятий по теме Знать, какие С.128-131 материки и океаны расположены в пределах умеренного полярного поясов. каковы особенности природы умеренных поясов. Уметь сравнить особенности и различия поясов. Научатся С.91-128 приводить примеры по теме «Земной шар». Пр.р. Оформление таблицы названий океанов и материков. 1 50 Природа тропического пояса. 1 51 Природа умеренных и полярных поясов. 1 52 Обобщение по теме: "Земной шар". 1 ними Давать определения терминов, понятий по тематике урока; Знать, от чего зависит разделение поверхности Земли на 5 поясов освещенности. Уметь показать на карте пояса освещенности. 5.03 С.122-125 С.125-128 53 Раздел «Карта России». Географическое положение России карте. 19.03 1 54 Границы России. Сухопутные границы России на западе и юге. 31.03 1 55 56 Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного ледовитого океана 2.04 1 Моря Тихого и Атлантического океана. 7.04 1 57 Острова и полуострова России. 9.04 1 Изучить особенности г.п. России. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой. 4 четверть (17 часов) Изучить особенности г.п. России. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой с.134 учебника Сформировать понятие о морских границах России, о морях Северного Ледовитого океана. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой с.134 учебника Раскрыть особенности морей тихого океана. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой. Уметь описать г.п. С.132-137 по плану. Знать, какой климат характерен для нашей страны. Уметь пользоваться контурной картой. Уметь описать г.п. С.138-140 по плану. Знать, какой климат характерен для нашей страны. Уметь пользоваться контурной картой. Уметь называть и показать границы России. Знать, какая погода преобладает на севере нашей страны, уметь ориентироваться на карте. Показывать моря Северного Ледовитого океана. Уметь показать на карте морские границы России на востоке, уметь определить по карте, какое из морей Атлантического океана самое глубокое, описать моря Тихого и Атлантического океанов по плану. Познакомится с Давать островами и определения полуостровами терминов, понятий России. по тематике урока; Продолжить Знать основные формирование острова и самостоятельных полуострова навыков при работе России, уметь показать их на С.140-143 С.143-147 С.148-152 58 59 Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. с картой. карте. 14.04 Изучить особенности поверхности нашей страны. Ввести понятие низменности, возвышенности, плоскогорья. Уметь называть и показывать на карте равнины, низменности и возвышенности, описать равнину по плану. С.152-155 16.04 Изучить общие сведения, что такое горы, каким цветом они обозначаются на карте, познакомить с горами: Урал, Ка5вказ, Саяны, Алтай, Крымские горы Давать определения терминов, понятий по тематике урока; Знать, какие горы расположены в европейской, азиатской частях России. Уметь сравнивать высоту гор по рисунку, уметь пользоваться картой, описать горы по плану. С.155-158 21.04 Познакомится с крупнейшими месторождениями полезных ископаемых, их применением, свойствами, способами добычи Давать определения терминов, понятий по тематике урока; Знать условные знаки полезных ископаемых, уметь ориентироваться на карте, уметь пользоваться контурной картой. Знать, какие полезные ископаемые добываются в нашей местности, где их используют. С.159-161 Раскрыть особенности рек. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой. Давать С.162-165 определения терминов, понятий по тематике урока; Уметь находить на карте реки. Знать, для чего на Волге построили плотину. Уметь описать Волгу по плану. 1 Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны, Крымские горы. 1 60 Крупнейшие месторождения полезных ископаемых. 1 61 Реки: Волга с Окой и Камой. 1 23.04 62 Реки: Дон, Днепр, Урал. 1 63 Реки Сибири: Обь, Енисей. 1 64 66 Ладожское озеро. 67 Озеро Вуокса. 12.05 1 14.05 1 19.05 Наш край на карте России. 1 69 7.05 Озера России. 1 68 30.04 Реки Сибири: Лена, Амур. 1 65 28.04 Обобщение по теме «Карта России». 1 21.05 26.05 Раскрыть особенности рек. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой. Давать определения терминов, понятий по тематике урока; Уметь находить на карте реки. С.166-168 Раскрыть особенности рек. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой. Давать определения терминов, понятий по тематике урока; Уметь показать реки Сибири на карте. Уметь описать данные реки по плану. С.168-174 Раскрыть особенности рек. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой. Давать определения терминов, понятий по тематике урока; Уметь находить на карте реки. С.172-174 Раскрыть особенности озер России. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой. Давать определения терминов, понятий по тематике урока. Уметь показать озера на карте. Уметь работать с контурной картой. С.175-177 Раскрыть особенности озер России. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой. Давать определения терминов, понятий по тематике урока. Уметь показать озера на карте. Уметь работать с контурной картой. Раскрыть особенности рельефа и климата, животного и растительного мира, основные отрасли Лен.области Выполнение заданий. Работа с учебником, Знать рельеф и С.178, климат, животный конспект и раст. мир, основные отрасли Лен.области. Уметь показывать ее на карте Пр.р. Обозначение границ нашей Родины 70 Заключительный урок. Презентация «Россия- наша страна». 1 28.05 контурными картами, атласом, закрепление основных понятий по теме. Повторить и закрепить знания, полученные в течение года. Формирование четких знаний по пройденной теме. Задание не предусмо трено Лист корректировки