Министерство образования и молодѐжной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» «Согласовано» На заседании Педагогического совета Протокол № ___от «___»_____________20__г Секретарь Дзбановская Н.А. «Согласовано» Утверждаю: Зам.директора по УВР Директор Бакисова Л.О ________ /Н.И.Шляпникова / «___»№ _____________20__г Приказ от « » ________ 2016 Утверждаю: Директор ГБОУ «Центр «Дар» Н.И.Шляпникова Приказ № ___от «___» ______20___г Ручной труд Рабочая программа для обучающегося 3 класса с умственной отсталостью (1 вариант) на 2020-2021 уч. год (индивидуальное обучение) Составитель: Ваганова О.Л.. Г.Реж Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» составлена в соответствии с: -Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012 -Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар» -Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар» -Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар» - С письмом Министерства образования и науки РФ от 28.10.15 . N 08-1786 О РАБОЧИХ ПРОГРАММАХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ Цель: создание условий для всестороннего развития личности в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Задачи изучения предмета: ― расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей; ― расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; ― формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности; ― формирование интереса к разнообразным видам труда; ― развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи); ― развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение); ― развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений; Краткая характеристика обучающегося 3 класса. У обучающегося снижен уровень внимания, памяти, мышления и др. псих функций. Наблюдаются нарушения в эмоционально-волевой сфере. Обучающийся знает правила поведения и работы на уроке, но необходимо повторять. Усвоил некоторые приѐмы работы с пластилином, природным материалом, бумагой и их свойствами. У Максима ведущая рука левая. Ножницами работать не может Неаккуратно работает клеем. . Максиму нравятся уроки ручного труда. Все работы дарит маме Ожидаемые планируемые результаты освоения программы Предметные результаты. Предметные результаты имеют два уровня овладения: достаточный и минимальный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Минимальный уровень Будет возможность закрепить правила организации рабочего места и уметь самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте); -будет возможность вспомнить названия и некоторые свойства поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; соблюдать правила их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними; -будет возможность повторить названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правилами техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами; -будет возможность использовать выученные приемы работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда; -будут учится проводить анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; определение способов соединения деталей; -будет возможность использовать в работе знакомый материал (глину и пластилин; природный материал; бумагу и картон; нитки и ткань) -будет возможность научиться проводить мелкий ремонт одежды Личностные: -будет возможность научиться преодолевать собственные трудности; -понимание того, что труд необходим всюду (дома, в школе, на улице). Коммуникативные -научаться корректно строить речь при решении коммуникативных задач при взаимодействии с учителем Содержание программы Раздел Дидактические единицы Работа с природными материалами. Свойства природных материалов, используемые в работе: твѐрдость, величина, цвет, разнообразные формы. Инструменты: шило, нож, кисть. Клеящие составы: БФ, столярный клей. Соблюдение санитарно – гигиенических требований. Правила безопасной работы. Заготовка природных материалов Работа с бумагой и картоном Элементарные сведения о назначении картона как материала для изготовления различной тары. Свойства коробочкового картона: более толстый и прочный по сравнению с другими сортами, цвет коробочного картона. Способы изготовления коробок. Правила безопасной работы. Работа с текстильными материалами Назначение косого обмѐточного стежка. Нитки, ткани, их свойства и назначение. Инструменты, применяемые в работе с текстильными материалами. Организация рабочего места, соблюдение санитарно – гигиенических требований. Правила безопасной работы. Работа с металлоконструктором и Элементарные сведения о назначении и применении проволоки. Элементарные сведения о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная). Свойства проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками; тонкая и проволокой Работа с древесиной толстая, мягкая и жѐсткая (упругая). Инструменты для работы с проволокой, их назначение и применение: кусачки, плоскогубцы, молоток. Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарно – гигиенических требований при работе с проволокой. Детали металлоконструктора Элементарные понятия о видах материалов из древесины: доске, бруске, фанере. Технологические особенности изделий из древесины – детали соединяют гвоздями и шурупами. Инструменты для работы с деревом: пила нож, шило, буравчик, молоток, клещи, отвѐртка, их назначение и применение. Понятие длины, ширины и толщины бруска. Организация рабочего места, санитарно – гигиенические требования. Правила безопасной работы. Форма организации учебного процесса: практическая работа, беседы З Н А Е Т П О Н И М А Е Т П Р И Отлично «5» Правила организации рабочего места, правила безопасности; название и предназначение инструментов при работе с древесиной, глиной, текстильными материалами; основные приемы работы ( правильная хватка инструментов, работа буравчиком и отвѐрткой) Понимает необходимость выполнения основных правил техники безопасности; название и предназначение инструментов; техническую терминологию; видит различия в свойствах материалов. Умеет последовательно выполнять действие по алгоритму; правила организации рабочего места, Критерии оценивания Хорошо Удовлетворит. «4» «3» При воспроизведении правил безопасности Ответ на вопрос содержит ошибки или допускает неточности; большое количество неточностей, искажающих содержание ответа; основные приемы работы знает. основные приемы работы знает частично. Понимает необходимость выполнения основных правил техники безопасности; не всегда точно определяет различия в свойствах материалов. Понимает необходимость простых правил техники безопасности; предназначение инструментов и техническую терминологию понимает с помощью учителя. Умеет последовательно выполнять действие по Затрудняется самостоятельно выполнять действия, нуждается в помощи учителя; алгоритму; демонстрирует выполнение основных правил демонстрирует частичное выполнение М Е Н Я Е Т О Ц Е Н И В А Е Т Дата правила безопасности; техники безопасности. техническую терминологию демонстрирует. Часто адекватно оценивает результат своего труда, выделяет удачные и неудачные моменты в работе. Раздел 1 четверть Повторение Работа с природными материалами Работа с бумагой и картоном Кол-во часов 1 2 2 правил техники безопасности. Со стимулирующей организующей помощью Часто неадекватно оценивает уровень педагога определяет качество выполненной выполненной работы; работы. исправляет недостатки с помощью педагога. Календарно-тематическое планирование -34ч Тема 1.Материалы .Инструменты. 1.Изготовление аппликации из засушенных листьев «Птица» 2.Изготовление аппликации из скорлупы грецких орехов «Птицы на ветках» 1.Сорта бумаги и их назначение. Виды и приѐмы работы с бумагой и картоном 2.Изготовление аппликации из обрывной бумаги «Медвежонок» Содержание «Волшебный мешочек» Упражнение «Исключи лишнее» Проблемные ситуации Коррекция зрительного и слухового восприятия через узнавание, запоминание; Формирование навыков выполнения действий по инструкции Коррекция недоразвития моторных функций. Развитие координации движений рук, зрительно-двигательной координации; Совершенствование навыков текущего контроля при выполнении действий по инструкции Игра «Помоги Буратино попасть к папе Карло» Работа с проволокой 2 2 2 четверть Работа с природными материалами Работа с 2 металлоконструктором Работа с проволокой Работа с бумагой и картоном 1 3 3 четверть. Работа с бумагой и картоном. 4 Работа с текстильными материалами 2 1.Применение проволоки в изделиях. Свойства, инструменты. Приѐмы работы с проволокой. Правила обращения с проволокой 2. Изготовление паука из скорлупы грецкого ореха и проволоки. 1.Изготовление объемных изделий. Ёжик из пластилина и травы. 2. Птица из пластилина и сухой травы. 1.Изделия из металлоконструктора, инструменты для работы. Сборка из планок треугольника. 2. Сборка изделия по замыслу Коррекция недоразвития моторных функций. Коррекция зрительного и слухового восприятия через узнавание, запоминание; Формирование навыков выполнения действий по инструкции Описание предметов по плану Конструирование на ощупь 1.Изготовление из проволоки букв 1.Изготовление складной гирлянды из цветной бумаги. 2.Изготовление аппликации из обрывной бумаги «Ёлочка» 3.Изготовление плоской карнавальной полумаски. 1.Окантовка картона листом бумаги 2. Упражнения по разметке с помощью линейки. Нанесение рицовки. 3.Изготовление складной доски для игры 4. Цветы для мамы. 1.Применение ниток. Правила обращения с иглой. Строчка прямыми стежками. Сшивание двух кругов, выкроенных из ткани. 2.Изготовление закладки из картона Оформление закладки кисточкой из ниток. Коррекция недоразвития моторных функций. Развитие координации движений рук, зрительно-двигательной координации Развитие зрительного, слухового восприятия Коррекция координации движений рук при работе с текстильными материалами. Упражнение «Исключи лишнее» Проблемные ситуации Формирование навыков выполнения действий по инструкции Работа с древесиной Работа с текстильными материалами 4 четверть Работа с бумагой и картоном 3 1 1.Изготовление аппликации из древесных опилок. Цыпленок. 2. Изготовление аппликации из древесных опилок. Собака. 3. Изготовление аппликации из древесных опилок. Лебедь 1.Ткань. Виды работы с тканью. Работа с шаблоном Пальчиковая гимнастика Развитие координации движений рук, зрительно-двигательной координации; 1.Объемные изделия из картона. Назначение и форма Развитие координации движений рук, коробок. зрительно-двигательной координации; 2.Подготовка картона для изготовления коробки. Описание предметов по плану Сборка коробки. 3. Оклейка коробки цветной бумагой. 4.Изготовление коробки с бортами, соединенными встык. 5.Обклеивание стыков тканью. Работа с бумагой и 4 1.Конструирование игрушек из геометрических тел. Коррекция недоразвития моторных ф картоном Изготовление конуса. Развитие координации движений рук, 2.Изготовление конусов для матрѐшки. зрительно-двигательной координации Сборка матрѐшки. функций. 3.Изготовление из бумаги собаки. Подготовка деталей. Сборка собаки. 4. Конструирование игрушки из геометрических тел по замыслу. Материал: бумага цветная, картон, набор пластилина, нитки цветные, природный материал, клей. проволока, древесина, опилки, конструктор металлический. Инструменты: ножницы, иглы, стеки, напильник, отвѐртка, гаечные ключи, кусачки Приспособления: подкладные доски, коробки для хранения природного материала, нитки, виды ткани Модели геометрических фигур, тел. Литература: 1. Алексеевская Н.А. Волшебные ножницы. – Серия «Через игру – к совершенству». – М.: «Лист», 1998 2. Кузнецова Л.А. Технология: Ручной труд: 3 класс: Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение» 2018 год 5 3. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997