Рабочая программа по чтению 3б класс на 2021-2022 учебный год

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные
общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»

Согласовано
На заседании
Педагогического совета
Протокол № ___от
«___»__________20__г
Секретарь Дзбановская Н.А.

«Согласовано»
Утверждаю:
Зам.директора по УВР
Директор
Бакисова/Н.И.Шляпникова
Л.О.
________
/
«___»_____________20__г
Приказ №
от «
» ________ 2016

«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Н.И.Шляпникова
Приказ №___от «__» ______20__г

Чтение
Рабочая программа
для обучающихся 3 б класса
с умственной отсталостью
(1 вариант)
на 2021-2022 уч. год
Составитель: Ельцова Л.И.
Г.Реж

I Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» составлена в соответствии с:
-Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012
-Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр
«Дар»
-Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар»
-Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар»
- С письмом Министерства образования и науки РФ от 28.10.15 . N 08-1786 О РАБОЧИХ ПРОГРАММАХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Цель: создание условий для формирования читательской деятельности обучающихся
Задачи:
1. Развитие лексической стороны речи посредством введения в словарь учащихся новых слов.
2. Расширение представлений учащихся об окружающей действительности путем анализа содержательной и языковой сторон текста.
3. Закрепление правильности и беглости чтения, благодаря несложным по структуре словам.
4. Формирование и развитие навыка выразительного чтения, который осуществляется через анализ произведения.
5. Развитие навыка осознанного чтения, через фольклорные произведения (несложный занимательный сюжет).
6. Формирование умения инсценировать произведения малой формы.
7.Воспитание патриотических чувств, при знакомстве с произведениями о Родине, традициях разных народов.
Краткая характеристика контингента обучающихся 3 б класса.
У обучающихся снижен уровень внимания, памяти, мышления и др. психических функций. У части обучающихся нарушено
звукопроизношение. Наблюдаются нарушения в эмоционально-волевой сфере
По результатам обучения, обучающихся можно разделить на 2 группы. Первая группа обучающихся(Ярослав, Маргарита) читает медленно
по слогам, под контролем учителя пытаются следить за чтением одноклассника. Отвечают на вопросы учителя по прочитанному. Участвуют
в игровых моментах урока. Есть попытки найти слово в тексте, данное учителем.
Вторая группа обучающихся (Сергей, Артём, Анастасия, ) запомнили многие буквы, путают. Читать не умеют. Чтение одноклассников
слушаю, на вопросы отвечают, задания все выполняют.
Ожидаемые результаты освоения программы учащимися.
Предметные результаты.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: достаточный и минимальный. Достаточный уровень освоения предметных
результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с
умственной отсталостью.
Минимальный уровень
Достаточный уровень
-научаться осознанно и правильно читать
Научаться чтению текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные
текст вслух по слогам и целыми словами;
по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим
-научаться пересказывать содержания
тоном голоса и темпом речи;

прочитанного текста по вопросам;
-будет возможность участвовать в
коллективной работе по оценке поступков
героев и событий;
-будет возможность читать наизусть 5-7
коротких стихотворений

-будут составлять ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
-научаться определять основную мысль текста после предварительного его анализа;
-будут читать текст молча с выполнением заданий учителя;
-научаться определять главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их
поступков;
-будет возможность читать диалоги по ролям с использованием некоторых средств устной
выразительности (после предварительного разбора);
-научаться пересказывать текст по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или
иллюстрацию;
-будут выразительно читать наизусть 7-8 стихотворений

Личностные:
-будут иметь представления о добре и зле, правде и лжи, о трудолюбии и лени;
-научаться регулировать поведение в соответствии с нормами и этическими требованиями;
-будет сформирована мотивация к обучению.
-будет возможность оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-научаться аргументировать собственную позицию при выработке решения.
Содержание рабочей программы
Раздел
Дидактические единицы
Здравствуй, школа!
Послоговое чтение трудных слов
Чтение стихотворений
Беседы на заданную тему
Чтение по ролям
Отгадывание загадок
Составление рассказа по данным картинкам
Анализ прочитанного текста
Учимся трудиться
Беседа о профессиях
Чтение и пересказ
Объяснение трудных слов
Заучивание наизусть
Подбор информации на предложенную тему
Ребятам о зверятах

Чтение произведений о животных
Отгадывание загадок
Заучивание наизусть
Подбор информации на предложенную тему

Коррекционная работа
-Артикуляционная, дыхательная гимнастика
-Работа с иллюстративным материалом
-коррекция зрительного и слухового восприятия через
узнавание, запоминание и воспроизведение алфавита;
-работа над коррекцией запоминания, сохранения и
воспроизведения при заучивании стихотворения;
-работа над выразительностью чтения;
-работа над коррекцией запоминания, сохранения и
воспроизведения загадок, пословиц;
-артикуляционная, дыхательная гимнастика
-работа с иллюстративным материалом
-упражнение «подбери слог (слово)»
-коррекция памяти при заучивании стихотворений;
-развитие навыка связного устного высказывания при
составлении ответов на вопросы;
-этические беседы

Чудесный мир сказок

Чтение по ролям
Анализ прочитанного текста
Чтение сказок разных народов
Чтение по ролям
Пересказывание сказок по картинкам
Анализ прочитанного текста

коррекция воображения, мышления;
увеличение объема памяти на материале инсценирования
развитие навыка связного высказывания
-артикуляционная, дыхательная гимнастика
-Работа с иллюстративным материалом

Времена года: Осень
наступила…; Зимушка –
зима;
Весна в окно стучится;
Здравствуй, лето!

Заучивание наизусть
-Артикуляционная, дыхательная гимнастика
Чтение и пересказ
-Работа с иллюстративным материалом
Ответы на вопросы после прочтения
-выделение и нахождение в тексте нужных слов и
Беседы с опорой на картинки.
предложений;
Составление предложений
-составление рассказов по наблюдениям в природе, по
Чтение по ролям
сюжетным картинкам
Отгадывание загадок
Так нельзя, а так можно
Чтение произведений
-Артикуляционная, дыхательная гимнастика
Беседы о правильных и неправильных поступках
-Работа с иллюстративным материалом
Составление предложений по картинкам
-развитие навыка связного высказывания
Подбор предложений из произведений
-упражнение «Исключи лишнее»
Анализ прочитанного текста
Весёлые истории
Составление предложений на заданную тему
-коррекция и развитие внимания, мышления, воображения
Чтение рассказов, стихотворений
при работе с произведениями;
Пересказ
-развитие навыка связного высказывания
Родина любимая
Работа с пословицами
-коррекция памяти при заучивании стихотворений;
Чтение произведений
-развитие навыка связного устного высказывания при
Заучивание наизусть
составлении ответов на вопросы;
Анализ прочитанного текста
-этические беседы
Формы организации учебных занятий: фронтальная, коллективная
Календарно-тематическое планирование-136ч
Дата

Раздел
Здравствуй, школа!

Колво
часов
7

Тема

1. Правильное чтение и заучивание наизусть
М. Садовский. Сентябрь.
По В. Воскобойникову. Весёлая улица
2. Осознанное чтение В. Берестов. Первое
сентября. По В. Драгунскому. Завтра в школу

Основные виды деятельности
Первая группа

Вторая группа

Осознанно и правильно читают
текст вслух по слогам и целыми
словами после предварительного
анализа с соблюдением пауз, с
соответствующим тоном голоса

Участвуют в
беседе
Заучивают
наизусть
четверостишье

Осень наступила…

13

Учимся трудиться

14

3.По Э. Шиму. Пятёрки
4.В.Бирюков. Кто лучшим будет
5.По В. Хомченко. Обида
6.Правильное чтение А. Аксёнова. Наша
учительница
7.Здравствуй, школа! Обобщение

и темпом речи.
Вступают в контакт и работают
в коллективе (учитель−ученик,
ученик– ученик, ученик–класс,
учитель−класс).
Слушают и понимают
инструкцию к учебному заданию
Работают с несложной по
содержанию и структуре
информацией
Заучивают наизусть
Знают правила поведения в
школе.

Читают слоги,
простые слова.

1.Заучивание наизусть.О. Высотская. Осень
2.По Ю. Ковалю. Последний лист.
3.Выразительное чтение .Обсыпается весь наш
бедный сад…
По Н. Сладкову.
4.В. Степанов. Воробей
5.По А. Баркову. Лето на веревочке
6.Е. Благинина. Улетают, улетели … По Э. Шиму.
Ворона и синица
7.По Л. Воронковой. За кормом для птиц
8.Г. Ладонщиков. В октябре
9.По Н. Сладкову. Страшный невидимка
10.А. Плещеев. Осень наступила
11.По Н. Абрамцевой. Сказка об осеннем ветре
12.Н. Майданик. Доскажи словечко (Осенние
загадки)
13.Осень наступила... Экскурсия в природу.
1.Ю. Тувим. Всё для всех
2.По Д. Габе. Работа
3.В. Орлов. Мои помощники
4.По А. Потаповой. Бабушка и внучка
5.Б. Заходер. Повара
6.По М. Дружининой. Сюрприз

Слушают и понимают
инструкцию к учебному заданию
Работают с несложной по
содержанию и структуре
информацией
Заучивают наизусть
Пересказывают содержания
прочитанного текста по
вопросам;
Читают целыми словами.
Знают приметы осени. Знают
авторов изученных
произведений. Слушают
объяснение учителя, ответы
товарищей, умеют работать
самостоятельно.

Правильно
читают слоги и
слова,
соотносят
картинку со
словом,
отвечают на
вопросы
Знают приметы
осени

Умеют работать с книгой,
слушать учителя, работать по
инструкции. Правильно читают
текста.
Пересказывают содержания
прочитанного текста по

Работают с
иллюстрациями
к тексту
Читают слоги и
слова.

Ребятам о зверятах

Чудесный мир
сказок

14

10

7.О. Высотская. Маргаритка
8.По В. Хомченко. Пуговица
9.Г. Ладонщиков. Портниха
10.В. Осеева. Пуговица
11.По В. Голявкину. Как я помогал маме мыть пол
12.По С. Баруздину. Как Алёшке учиться надоело
13.Дж. Родари. Чем пахнут ремёсла
14.Учимся трудиться. Обобщение

вопросам;
Участвуют в коллективной
работе по оценке поступков
героев и событий.
Умеют читать по ролям

1.По Е. Чарушину. Лисята
2.По Н.Сладкову. Лисица и Ёж»; Е. Тараховская.
Заяц
3.По М. Пришвину. Ёж
4.По А. Баркову. Материнская забота
5.По Г. Снегирёву. Белёк
6.В. Приходько. Пин и Гвин
7.По Б.Житкову. Галка
8.По В.Гаранжину. «Куриный воспитанник
9.По М. Тарловскому. Добрый Волк
10.По Н. Носову. Живая шляпа
11.По Н. Павловой. Котята
12.В. Берестов. Кошкин щенок
13.По М. Пляцковскому. Сердитый дог Буль
14.Ребятам о зверятах. Обобщение

Владеют навыками
коммуникации и принятыми
ритуалами социального
взаимодействия;
Знают о ценностном отношении
к природе.
Читают диалоги по ролям с
использованием некоторых
средств устной выразительности
(после предварительного
разбора).
Выразительно читают
стихотворение
Пересказывают с опорой на
картинки

Слушают
чтение
Отвечают на
вопросы

1.Лиса и журавль (Русская народная сказка)
2.Храбрый баран (Русская народная сказка)
3.Лиса и тетерев (Русская народная сказка)
4.Овечка и волк (Украинская народная сказка)
5.Медведь и пчёлы (Башкирская народная сказка)
6.Тигр и лиса (Таджикская народная сказка)
7.Лиса и куропатка (Французская народная сказка)
8.Куцый хвост (Абхазская народная сказка)
9.Глупый котёнок (Удмуртская народная сказка)
10.Чудесный мир сказок. Обобщение

Дают характеристику героям
сказок
Участвуют в коллективном
анализе прочитанного
Слушают и понимают
инструкцию к учебному заданию
Знают названия изученных
сказок (2-3)
Умеют читать сказки,
выдерживая паузы с опорой на
знаки препинания, изменять силу
голоса;

Слушают
чтение
Отвечают на
вопросы
Дают
характеристику
героям сказок

Пересказывают с
опорой на
картинки

Читают по ролям
Зимушка-зима

20

1.Ой ты, зимушка – зима! (Русская народная
песня). По В. Бианки. Заяц, Косач, Медведь и Дед
Мороз
2.М. Садовский. Декабрь Заучивание наизусть
3.По Л. Воронковой. Как ёлку наряжали
4.С. Попов. В новогоднюю ночь
5.По А. Усачёву. Как Дед Мороз сделал себе
помощников
6.По А. Потаповой. Такой вот герой
7.С. Есенин. Зима.
8.С. Суворова. Подарок
9.По В. Голявкину. У Ники новые лыжи
10.И. Шевчук. С прогулки
11.По М. Быковой. Неудачная находка
12.И. Суриков. Детство
13.По Е.Чарушину. Что за зверь?
14.По Э. Шиму. Не стучать – все спят!
15.В. Степанов. Зайка
16.По Н. Сладкову. Еловая каша
17.З. Александрова. Снежок
18.По С. Баруздину. Коллективная печка
19.В. Аникин. Доскажи словечко (Зимние загадки)
20.Зимушка – зима. Экскурсия

Пересказывают текст по частям
с опорой на вопросы учителя,
картинный план или
иллюстрацию;
Выразительно читают
стихотворение.
Называют характерные признаки
зимы;
-наизусть стихотворения:
«Зима», «Декабрь»
Отвечают на вопросы по
содержанию прочитанного.

Называют
характерные
признаки зимы
Заучивают
четверостишье
Участвуют в
беседе по
прочитанному

Так нельзя, а так
можно

11

По А. Ягафаровой. Снегирь и Синичка
По В. Хомченко. Птица-синица
Г. Ладонщиков. Дельный совет
По Л. Толстому. Косточка
По С. Георгиеву, Праздничный стол
В. Бесрестов. За игрой
С. Баруздин. Бревно
А. Седугин. Как Артёмка котёнка спас
По В. Осеевой. Подвиг
По В.Бирюкову. Лесные доктора
Так нельзя, а так можно. Обобщение

Умеют работать с книгой.
Осознанно и правильно читают
текст вслух по слогам и целыми
словами
Читают текст после
предварительного анализа вслух
целыми словами (сложные по
семантике и структуре слова ―
по слогам) с соблюдением пауз, с
соответствующим тоном голоса
и темпом речи. Отличают
хорошие поступки от плохих,

Работают с
иллюстрациями
к тексту
Читают слоги и
слова.

дают оценку поступкам
Пересказывают содержания
прочитанного текста по
вопросам;
Участвуют в коллективной
работе по оценке поступков
героев и событий.
Заучивают наизусть
Умеют работать с книгой.

Весна в окно
стучится

20

Ф. Тютчев. Зима недаром злится
По В. Бирюкову. Весенняя песня
Веснянка (Украинская народная песня)
По Э. Шиму. Сосулька
Выгляни, Солнышко… (Русская народная песня)
С. Вербова. Мамин портрет
П. Синявский. Разноцветный подарок
А. Седугин. Тихо-тихо
Р. Сеф. Лицом к весне
С. Вербова. Ледоход
По Р. Фархади. Сон Медвежонка
Г. Ладонщиков. Медведь проснулся
По В. Бианки. Заяц на дереве
С. Погореловский. Наши гости
По Г. Скребицкому. Скворушка
И. Белоусов. Весенняя гостья
По К. Ушинскому. Пчёлки на разведках
По А. Баркову. Тюльпаны
Е. Савельева. Доскажи словечко (Весенние
загадки)
Весна в окно стучится. Обобщение

Весёлые истории

8

1.Р. Фархади. Перепутаница
2.По Г. Остеру. Эхо
3.А. Шибаев. Кто кем становится
4.А. Усачёв. Волшебный барабан
5.М. Пляцковский. Шишки
6.По Ю. Степанову. Портрет
7.М. Бородицкая. Булочная песенка
8.Весёлые истории. Обобщение

Знают читаемые произведения
-умеют сознательно, плавно,
правильно читать целыми
словами;
-выдерживать паузы с опорой на
знаки препинания
-пересказывать фрагменты текста
под руководством учителя
-находить в тексте предложения
к рисункам.
-высказывать своё отношение к
героям произведения

Правильно
читают слоги и
слова,
соотносят
картинку со
словом,
отвечают на
вопросы

Родина любимая

10

1.Г. Ладонщиков. Скворец на чужбине

Владеют навыками

Читают

Слушают
чтение
Отвечают на
вопросы
Пересказывают
с опорой на
картинки

Здравствуй, лето!

9

2.По К.Ушинскому. Наше Отечество
3.По Т. Кудрявцевой. Флаг России
4.М. Ильин. Главный город страны
5.В. Степанов. Песня
6.А. Усачёв. День Победы
7.Знакомство с рассказомПо С. Баруздину.
Страшный клад
8.Чтение по ролям. По С. Баруздину Страшный
клад
9.По С. Алексееву. Тульские пряники
10.Родина любимая. Обобщение

коммуникации и принятыми
ритуалами социального
взаимодействия,
Знают читаемые произведения
Умеют сознательно, плавно,
правильно читать целыми
словами;

короткие
предложения
Отвечают на
вопросы

1.А. Усачёв. Что такое лето?
2.По Л. Воронковой. Что сказала бы мама?
3.М. Дружинина. Земляника
4.По В. Хомченко. Куда исчез гриб?
5.По В. Бианки. Ёж- спаситель
6. Р. Фархади. Жарко
7.По Э. Шиму. Верное время
8.Е. Савельева. Доскажи словечко
9.Здравствуй, лето! Экскурсия

Знают характерные признаки по
временам года;
-наизусть стихотворение: «Что
такое лето»,
Умеют пересказывать фрагменты
текста под руководством
учителя;
Отвечать на вопросы по
содержанию прочитанного.

Называют
признаки лета
Участвуют в
беседе, анализе
текста

Материально техническое обеспечение и литература:
1. Чтение 3 класс, часть I, С. Ю. Ильина, А. А. Богданова, Москва «Просвещение», 2018 год
3. Чтение 3 класс, часть II, С. Ю. Ильина, А. А. Богданова, Москва «Просвещение», 2018 год
4. Степанов В.А. Моя Родина – Россия.Стихи ООО 2Издательство «Фламинго», 2004
4.Ястребова А.В. Читай! Занимательные задания по совершенствованию техники чтения для детей 5-7 лет. – М.: АРКТИ, 2003
Наборы картин, иллюстраций по сезонам
Иллюстрации к сказкам К.Ушинского
Ноутбук, интерактивная доска


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».