Рабочая программа по русскому языку 3б класс на 2021-2022 учебный год

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные
общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»

Согласовано
На заседании
Педагогического совета
Протокол № ___от
«___»_________20___г
Секретарь Дзбановская Н.А.

Утверждаю:
«Согласовано»
Директор
Зам. директора по УВР
________
Бакисова Л.О.
/Н.И.Шляпникова /
Приказ
«___» ____________20__г
№
от «
» ________ 2016

«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Н.И.Шляпникова
Приказ № ___от «___» _______20__Г

Русский язык
Рабочая программа
для обучающихся 3 б класса
с умственной отсталостью
(1 вариант)
на 2021-2022 уч. год

Составитель: Ельцова Л.И.

Г.Реж

I Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена в соответствии с:
-Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012
-Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр
«Дар»
-Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар»
-Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар»
- С письмом Министерства образования и науки РФ от 28.10.15 . N 08-1786 О РАБОЧИХ ПРОГРАММАХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Цель обучения: выработать элементарные навыки грамотного письма.
Задачи обучения:
-Совершенствовать графические навыки.
-закрепить звуковое, буквенное, слоговое строение слов;
-уточнить знание о слогообразующей роли гласных звуков;
-упражняться в слоговом и звукобуквенном анализе слов;
-закрепить умения писать слова с твёрдыми и мягкими согласными, парными звонкими и глухими согласными, слова с разделительным Ь.
-познакомить с правилом написания гласных после шипящих
-формировать умение постановки знаков в предложении: точки, вопросительного и восклицательного знаков.
Краткая характеристика обучающихся 3б класса.
У обучающихся снижен уровень внимания, памяти, мышления и др. псих функций. Наблюдаются нарушения в эмоционально-волевой
сфере. Слабая моторика рук. По результатам обучения во 2 классе, обучающиеся разделены на три группы.
Первая группа(Сергей, Анастасия, Ярослав ) пишут по образцу письменными буквами слоги, слова.. Вторая группа обучающихся(Артём)
пишет плохо, многих букв не знает, писать самостоятельно может, но это ему даётся трудно, на уроках обводит то, что нужно писать. Третья
группа ( Маргарита)- пишет хорошо, может писать под диктовку, но допускает ошибки.
Планируемые предметные результаты.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: достаточный и минимальный. Достаточный уровень освоения предметных
результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с
умственной отсталостью.
Минимальный уровень
Достаточный уровень
-будут различать гласные и согласные звуки и буквы; ударные и
-будут различать звуки и буквы;
безударные согласные звуки; дифференцировать согласные по
-будут давать характеристику гласных и согласных звуков с опорой

звонкости-глухости, твёрдости-мягкости;
-научатся делению слов на слоги для переноса;
-научатся списыванию по слогам и целыми словами с рукописного и
печатного текста с орфографическим проговариванием;
-научатся записывать под диктовку слова и короткие предложения
(2-4 слова) с изученными орфограммами;
-научатся обозначению мягкости и твёрдости согласных звуков на
письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной
отработки);
-научатся дифференцировать и подбирать слова, обозначающие
предметы, действия, признаки;
-научатся составлению предложений, восстановлению в них
нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных
картинок;
-научатся выделять из текста предложения на заданную тему;

на образец и опорную схему;
-научатся списывать с рукописного и печатного текста целыми
словами с орфографическим проговариванием;
-научатся записывать под диктовку текст, включающего слова с
изученными орфограммами (30-35 слов);
-научатся дифференциации и подбору слов различных категорий по
вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий
и признаков предметов);
-научатся составлению и распространению предложений,
установлению связи между словами с помощью учителя, постановке
знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и
восклицательный знак);
-научатся делить текст на предложения;
-научатся определять темы текста (о чём идет речь), выбирать
заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;
-будут самостоятельно записывать 3-4 предложения из составленного
текста после его анализа.

Личностные
-будет положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;
-появится осознание языка как основного средства общения людей;
- будет возможность договариваться и приходить к общему решению;
-научатся оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

Контрольно-измерительные материалы.
Вводная контрольная работа.

1. Закончи высказывания.
Первое слово в предложении пишется с …_____________________ .
В конце предложения ставится ________________________________
Слова в предложении связаны по ____________________________ .

2.

Спиши предложения. Для каждого предложения нарисуй схему.

1.

Миша и Света катаются на коньках.

2.

Ребята идут в школу.

3.

На дворе наступила осень.

4.

В небе ярко светит солнце.

3.

Составь предложение по картинкам.

Контрольная работа по теме «Твёрдые и мягкие согласные»
Игра.
Целый день идет снег. У дома большие сугробы. Юра катит ком снега. И Дима катит ком снега. Руки зябнут. Мальчики будут строить
башню.
- звукобуквенный анализ слов: ДЕНЬ , КОМ.
- в последнем предложении подчеркнуть мягкие и твердые согласные
-начертить схему первого предложения
Словарный диктант по теме «Гласные после шипящих»
Груши, дача, туча, машина, щука, снежинка, щавель, чулок.
Хитрая рыба.

Яша поймал большую щ…ку. Он пустил щ…ку в ведро с водой. Ведро поставил в ч…лан. Учуял добыч.. рыж…й кот. Хотел кот поймать
щ…ку. Щ…ка цап кота за лапу. Помнит кот эту встреч…!
-списать, вставить пропущенные буквы
-слова: поймал, ведро, кот разделить на слоги, поставить ударение.
Промежуточная контрольная работа по теме
Лес зимой.
Красив зимний наряд леса. На лапах елей лежит снег. На тонких ветках берёз снежный пух. Вот поляна. Весь в снегу стоит дуб. Хорошо
поработал в лесу мороз!
-сделать звуко-буквенный анализ слов: наряд, пух
- подчеркнуть парные звонкие и глухие согласные
-подобрать проверочные слова к словам: дуб, снег
Контрольная работа по теме « Предмет и его действие»
Птицы.
У дома рос клен. На ветки клена сели птицы. Это были галки. Зоя и Витя сыпали крошки хлеба. Птицы клевали корм.
- подчеркнуть предлоги
-подчеркнуть в именах первую букву
- в первом предложении подчеркнуть предмет и его действие
Контрольная работа по теме «Заглавная буква в собственных именах»
Скоро лето.
Скоро наступит жаркое лето. Все ребята уедут отдыхать. Я поеду в деревню Дубровку. Там есть река Чусовая. Брат Володя научит меня
плавать.
-сделать звуко-буквенный анализ слова: есть
-подчеркнуть первую букву в собственных именах.
-в первом предложении подчеркнуть предмет и действие.
Контрольная работа по теме «Признаки предметов»
Богатый урожай.
Наступила осень. В садах поспели груши, яблоки, сливы. Садоводы снимают богатый урожай фруктов. Душистые яблоки на машинах увозят
в город. Нас угощают свежими сливами.
- звукобуквенный анализ слов: ОСЕНЬ, ГОРОД
-в 4 предложении подчеркнуть предмет, действие, признак.
- найти и подчеркнуть признаки предметов.

Словарный диктант по теме «Предлоги»
Стол, над, под, книга, Маша, около, у, о, лес, весна, с, по, в, урок.
- подчеркнуть предлоги.
- составить и записать 3 слова с предлогом
Итоговая контрольная работа по теме «Предложение»
Саша и Таня живут в деревне Липки. Деревня стоит на берегу озера Круглое. Ребята встают рано. Саша и пёс Дружок идут на речку. Таня и
её подруга любят гулять в лесу. Дети любят родные места.
- подчеркнуть первую букву в собственных именах
-подчеркнуть предлоги
-в последнем предложении подчеркнуть предмет, действие, признак.
-найти и подчеркнуть слова, отвечающие на вопросы: Где? Куда?
Содержание учебного предмета
Раздел
1.Повторение

Дидактические единицы
Наша речь. Слово, слог как часть слова,
предложение, текст. Слова, отличающиеся одним
звуком, последовательностью и количеством
звуков в слове. Слова со стечением согласных.

Коррекционная работа
Упражнения на нахождение и исправление ошибок
Описание предметов по плану
Использование картинного материала
Этические беседы

2. Звуки и буквы

Алфавит. Слова с гласными и, ё, е, ю, я в начале
слова и после гласных. Согласные звонкие и
глухие, Написание слов с этими согласными.
Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ё,
ю, я.
Буква ь для обозначения мягкости согласных в
середине и конце слова. Практические упражнения
в чтении и написании слов с ь и
Ударение в словах
Деление слов на слоги
Написание гласных после шипящих.
Слова, обозначающие предметы: называние

Упражнения по поиску сходств и различий при сравнении
изображений
Упражнения «Исключи лишнее»
Игровые упражнения
Тесты
Физминутки
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением
Слуховые диктанты

3. Слово

Упражнения на нахождение и исправление ошибок

предметов, признаков предметов. и их различение
по вопросам
Предлог, как отдельное слово (в, из, на, у, с, к, по,
под, над, от).
Написание собственных имён.

4. Предложение

Предложение и текст.
Предложение по цели высказывания
Распространение предложений

5. Повторение

Звуки и буквы.
Слова, обозначающие предмет, действие, признак.
Предложение, составление и дополнение
Предлоги в предложении

Описание предметов по плану
Использование картинного материала
Этические беседы
Психологический настрой
Создание «ситуации успеха»
Проблемные ситуации
Работа с бланками (рефлексия)
Работа с перфокартами
Использование сигнальных карточек, схем
Упражнения на тренировку произвольного внимания,
запоминания
Упражнения «Подбери слово»
Игровые упражнения
Тесты
Физминутки
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением
Слуховые диктанты
Игровые упражнения
Тесты
Физминутки
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением
Слуховые диктанты

Формы организации учебных занятий: фронтальная, коллективная
Календарно-тематическое планирование – 102 ч
Дата Раздел
Повторение

Кол-во
часов
8

Тема

1.Выделение предложения из текста
2Большая буква в начале предложения и
точка в конце
3. Предложения-вопросы и предложения –
ответы
4. Завершение начатого предложения
5. Выражение в предложении законченной

Основные виды деятельности
Первая группа

Вторая группа

Выделяют предложения из
текста. Определяют
количество слов в
предложении и
предложений в тексте.
Характеризуют гласные и
согласные звуки с опорой

Выполняют
ритуалы
социального
взаимодействия
с
одноклассникам
и и учителем;

мысли
6. Порядок слов в предложении
7. Предложение. Закрепление знаний
8. Вводная контрольная работа по теме
«Предложение»

Звуки и
буквы

3

Гласные
9
звуки и буквы

1.Знакомство с алфавитом
2.Звуки гласные и согласные
3.Выделение гласных и согласных звуков и
букв

на образец и опорную
схему; Распространяют
простые предложения,
Составляют схемы
предложения. Списывают с
рукописного и печатного
текста целыми словами с
орфографическим
проговариванием
Слушают и понимают
инструкцию к учебному
заданию

Знают алфавит, используя
наглядное пособие
Выделяют гласные и
согласные буквы
Выполняют инструкцию
учителя
Работают по учебнику
1.Ударение в словах. Знак ударения
Ставят ударение в словах.
2. Гласные ударные и безударные
Различают ударные и
3.Выделение ударной гласной в слове
безударные гласные звуки
4.Роль гласных в слове
и буквы;
5.Соотношение количества слогов и гласных Списывают по слогам и
букв
целыми словами с
6.Деление слов на слоги
рукописного и печатного
7.Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слова или текста с орфографическим
слога
проговариванием;
8.Перенос части слова
Записывают под диктовку
9.Перенос слов при письме
слова и короткие

обращаются за
помощью и
принимают
помощь;
Списывают
слова по
образцу. По
точкам

В работе
используют
алфавит,
используя
наглядное
пособие
Списывают по
слогам и
целыми словами
с печатного
текста
Сотрудничают
со взрослыми и
сверстниками,
доброжелательн
о относятся

Согласные
9
звуки и буквы

1.Написание жи - ши в словах
2.Написание ча – ща в словах
3.Написание чу - щу в словах
4.Написание жи – ши, ча – ща, чу - щу
5. Словарный диктант по теме «Гласные
после шипящих согласных»

Гласные
после
шипящих
согласных ш,
ж, ч, щ

Парные
звонкие и
глухие
согласные

1.Твёрдые и мягкие согласные
2.Обозначение мягкости согласных на
письме буквами и, е, ё, ю, я
3. Дифференциация твёрдых и мягких
согласных
4. Буква мягкий знак (ь) на конце слова
5.Буква мягкий знак (ь) в середине слова
6.Различение твёрдых и мягких согласных
7. Проверочная работа по теме «Твёрдые и
мягкие согласные»
8.Работа над ошибками

15

1.Выделение парных звонких и глухих
согласных
2.Различение б - п
3.Различение в-ф
4.Различение д-т

предложения с
изученными
орфограммами. Делят
слова на слоги, выделяют
гласные в слове.
Практически делят слова
для переноса
Записывают под диктовку
слова и короткие
предложения с
изученными
орфограммами.
На письме определяют
гласные после мягких и
твёрдых согласных.
Объясняют написание слов
с мягким знаком.
Делают обобщения,
сравнивают, на наглядном
материале;
Читают, пишут слова с
сочетаниями жи-ши,
Слушают и понимают
инструкцию к учебному
заданию
Самооценка
Дифференцируют парные
звонкие и глухие
согласные; Устанавливают
связи между словами с
помощью учителя,

Слушают и
работают в устной
работе
Письменную
работу выполняют
с помощью
учителя

Называют парные
звонкие и глухие
согласные
Подбирают
проверочные слова
Пишут слова с

Слово

32

5.Различение г-к
6.Различение ж-ш
7.Различение з-с
8.Наблюдение за звонкими и глухими
согласными на конце слова
9. Парные звонкие и глухие согласные на
конце слова
10.Проверка написания звонких и глухих
согласных на конце слова
11.Подбор проверочных слов путём
изменения формы слова
12 Объяснение правописания звонких и
глухих согласных на конце слова
13.Правила правописания в словах.
Закрепление знаний
14.Промежуточная контрольная работа по
теме «Парные звонкие и глухие согласные»
15. Работа над ошибками.

Умеют подбирать
проверочные слова.

парными
согласными по
образцу.

1.Различение названий предметов по
вопросам кто? что?
2. Выделение названий предмета из
предложения
3.Классификация слов, обозначающих
названия предметов различных родовых
групп
4.Большая буква в именах, отчествах,
фамилиях людей и в кличках животных
5.Дифференциация слов типа: Белка (кличка
животного), белка (название животного)
6. Проверочная работа по теме «Заглавная

Ставят знаки препинания в
конце предложения (точка,
вопросительный и
восклицательный знак) под
контролем учителя;
Делят текст на
предложения
Записывают имена
собственные с заглавной
буквы
Участвуют в деятельности,
контролируют и оценивают

Знают правила
написания
собственных
имён
Устно
подбирают
названия
предмета,
действия,
признака.
Называют
предлоги

буква в собственных именах»
7. Работа над ошибками
8.Различение названий действий по
вопросам что делает? что делают?
9.Различение названий действий по
вопросам что сделал? что сделала?
10Различение названий действий по
вопросам что делал? что делала? что делали?
11.Различение названий действий по
вопросам что сделал? что сделала? что
сделали?
12.Выделение слов, обозначающих предметы
и действия
13.Различение названий действий по
вопросам что сделает? что сделают?
14.Согласование слов, обозначающих
действия со словами, обозначающими
предметы с помощью вопросов
15.Подбор названий действий к названиям
предметов.
16. Проверочная работа по теме «Названия
предметов и их действий»
17. Работа над ошибками
18.Выделение слов, обозначающих признаки
предметов: цвет, форму, величину, вкус
19.Определение признака предмета по
вопросам какой? какая? какое? какие?
20.Различение предметов по их признакам
21.Постановка вопросов от названий
предметов к названиям признаков
22.Расширение круга слов, обозначающих

свои действия и действия
одноклассников;
Подбирают слова,
обозначающие предмет,
действие, признак с
помощью учителя
Подбирают слова действия
к предмету.
Ставят вопросы к словам,
обозначающим действие.
Определяют признаки
предметов по вопросам.
Пишут предлоги со
словами отдельно
Распознают предлоги на
основе упражнения
«Предлог – не предлог».
Адекватно воспринимают
оценку учителя.

Письменную
работу
выполняют под
контролем
учителя

Предложение

13

признаки
предметов (материал, черты характера)
23.Выделение названий признаков предмета
из предложения
24.Названия предметов, действий и
признаков
25. Проверочная работа по теме «Признаки
предметов»
26. Работа над ошибками
Предлоги в, на, с, из, у
27.Предлоги к, по, от со словами
28. Подбор нужных предлогов
29. Предлоги над, под, о со словами
30.Раздельное написание предлогов со
словами
31. Выделение предлогов из слов
32. Словарный диктант по теме «Предлоги»
1.Выделение предложения из текста
2.Предложение законченное и незаконченное
3.Начало и конец предложений
4.Распространение предложений
5.Установление связей предложений в тексте
6.Деление текста на предложения
7. Порядок слов в предложении
8.Составление предложений из слов
9.Составление предложений
10.Распространение предложений
11.Различение вопросительных и
повествовательных предложений
12. Итоговая контрольная работа по теме
«Предложение»

Составляют предложения,
восстанавливают в них
нарушенный порядок слов
с ориентацией на серию
сюжетных картинок;
Выделяют из текста
предложения на заданную
тему
Устанавливают порядок
слов в предложении;
Пишут под диктовку

Слушают
учителя,
отвечают на
вопросы.
Письменные
работы
выполняют под
контролем
учителя.

Повторение

9

13. Работа над ошибками
1.Правила правописания в слове
2. Названия предметов и их действий.
3.Название предметов, действий и признаков
предметов
4.Предложение
5.Составление из предложений рассказа
6.Большая буква в названиях городов,
деревень, сёл, улиц
7.Запись слов в алфавитном порядке
8.Предлог в предложении
9. Экскурсия . Составление предложений на
тему «Скоро лето»

Используют на практике
изученные правила.
Устанавливают связи
между словами в
предложении
Адекватно воспринимают
оценку учителя.
Обращаются за помощью и
принимают помощь.
Проявляют сопереживания
к чувствам других людей.
Адекватное представление
о собственных
возможностях.

Адекватное
представление о
собственных
возможностях.
Письменные
работы
выполняют под
контролем
учителя.

Материально-техническое обеспечение и литература
Печатные пособия: наборы предметных картинок; наборы сюжетных картинок по отдельным темам; опорные таблицы по отдельным
изучаемым темам; схемы; карточки с заданиями для индивидуальной работы ;массажные мячики, дидактические игры по отдельным темам
Ноутбук, интерактивная доска
Литература:
1.Лободина Н.В.Русский язык 1-4 классы: словарно-орфографическая работа – Волгоград: Учитель, 2008
2.Матвеева Е.М. Русский язык. 2 класс: конспекты уроков. Часть 1. Часть 2. – Волгоград: Учитель, 2009.
3.Плешакова Е.П. Русский язык: коррекционо-развивающие задания и упражнения 1-2 классы – Волгоград: Учитель, 2007
5. Якубовская Э.В. Коршунова Я.В. Русский язык, 3 класс, Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы в 2 частях. Москва «Просвещение» 2018 год


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».