Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» «Согласовано» На заседании Педагогического совета Протокол № ___от «____»____________20__г Секретарь Дзбановская Н.А. «Согласовано» «Утверждаю» Утверждаю: Зам.директора по УВР Директор ГБОУ «Центр «Дар» Директор Бакисова Л.О. Шляпникова Н.И. ________ /Н.И.Шляпникова / «___» Приказ №____________20___г от « » ________ 2016Приказ № __ от «___»_______20___г Математика Рабочая программа для обучающихся 3 б класса с умственной отсталостью (1 вариант) на 2021-2022 уч. год Составитель: Ельцова Л.И. Г.Реж I Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена в соответствии с: -Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012 -Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар» -Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар» -Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар» - С письмом Министерства образования и науки РФ от 28.10.15 . N 08-1786 О РАБОЧИХ ПРОГРАММАХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ Цель обучения: Создать условия для знакомства с числами до 100 Задачи обучения: 1.Развитие умения выполнять сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через разряд. 2. Формирование знания таблицы умножения и деления чисел 2,3,4,5,6. 3. Обучение умению читать, записывать, откладывать на счетах и сравнивать числа до 100. 4. Совершенствование умения решать задачи. 5. Закрепление умения вычерчивать углы и простые геометрические фигуры. Краткая характеристика контингента обучающихся 3б класса. У обучающихся снижен уровень внимания, памяти, мышления и др. псих функций. Наблюдаются нарушения в эмоционально-волевой сфере. Обучающимися усвоен счёт до 20 и обратно. Часть обучающихся могут выполнять задания самостоятельно, но нужен контроль и психологическая поддержка. Все обучающиеся путаются в понятиях «времена года», «дни недели», «времена суток. С минимальной помощью могут продолжить счёт с заданного числа, называют «соседей» заданного числа. Арифметические действия выполняют при индивидуальной или фронтальной работе с помощью учителя и по числовой ленте. Ожидаемые планируемые результаты освоения программы Предметные результаты. Предметные результаты имеют два уровня овладения: достаточный и минимальный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Минимальный уровень Достаточный уровень Познакомятся с числами до 100. Знание числового ряда 1—100 в прямом и обратном порядке; Будет возможность использовать название Умение считать присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными числовыми компонентов сложения, вычитания при группами в пределах 20; выполнении заданий умение откладывать любые числа в пределах 100 с использованием счётного материала; Познакомятся с умножением и делением чисел Знание названий компонентов сложения, вычитания; до 20 Понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания; Закрепят знание единиц измерения (меры) стоимости, длины, массы, времени и их соотношения; Будет возможность решать, составлять изученные простые арифметические задачи; Будет возможность научиться выполнять арифметические действия с числами до 100 без перехода через десяток (сложение и вычитание круглых десятков, двузначного и однозначного чисел) Научаться различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии; Познакомятся с элементами четырехугольников; научатся вычерчивать прямоугольник (квадрат); Умение применять переместительноге свойство сложения; Умение выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 100; Знание единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения; Умение различать числа, полученные при счёте и измерении, записывать числа, полученные при измерении; Знание порядка месяцев в году, дней недели; Умение определять время по часам (одним способом); Умение решать, составлять все изученные простые арифметические задачи; Умение составлять краткую запись, моделирование содержания, решать составные арифметические задачи в два действия; Умение различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии; Знание элементов четырехугольников; научатся вычерчивать прямоугольник (квадрат); Знакомство с числами до 100. Умение выполнять арифметические действия с числами до 100 без перехода через десяток Личностные: -появится положительное отношение и интерес к изучению математики; -научатся признавать собственные ошибки. -будет возможность участвовать в обсуждении совместной работы; - научатся задавать вопросы с целью получения информации; - научатся обращаться за помощью и принимать помощь; Контрольно-измерительные материалы 1 группа. Вводная контрольная работа 1 вариант 1. Записать следующие числа 5, … 15, …., 9, …. 2. Записать предыдущие числа …., 7. …, 11. 3. Подчеркни однозначные числа 4. Реши примеры 10 +3 = 5. Реши задачу: В классе 4 девочки и 5 мальчиков. Сколько всего детей в классе? 6. Начертить отрезок 6 см. …, 20. 19, … …, 1 12, 5, 7, 8, 20, 13, 16, 2. 12 – 2 = 17 – 1 = 4 +0 = 2 вариант 1.Записать следующие числа 5, … 1, …., 2.Записать предыдущие числа …., 7. …, 11. 3. Подчеркни однозначные числа 4.Реши примеры 1 +3 = 9, …. 18 ,… …, 2. …,4 13, 5, 7, 8, 19, 15, 10, 1. 2–2= 7–1= 4 +0 = 5.Реши задачу: В классе 4 девочки и 5 мальчиков. Сколько всего детей в классе? 6.Начертить отрезок 5 см. Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток» 1. Разложи числа на десяток и единицы 15 - …дес…..ед. 19 - …дес…..ед 2. Составь 2 примера на сложение и 2 примера на вычитание без перехода через десяток 3. Реши примеры 13-2= 15 + 3 = 16 + 2 = 17 – 5 = 4. Реши задачу На верхней полке стояло 11 книг, на нижней на 2 книги больше. Сколько книг стояло на второй полке? 5. С помощью линейки и карандаша построить прямой угол. Тест. Тема Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. Подчеркни правильный ответ 1. Чему равна сумма чисел 3 и 8? 5 11 12 2. Сколько прибавить к 7, чтобы получить 15? 8 6 9 3. Уменьшаемое 11, вычитаемое 9. Чему равен остаток? 20 2 3 4. Из какого числа вычли 5, если получили 8? 12 13 11 5. Сумма двух чисел 15. Первое слагаемое 6. Чему равно второе слагаемое? 9 6. Уменьши 18 на 9. Сколько получится? 7 1 9 7 8 Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток» 1. Реши примеры 9 +2 = 11 – 3 = 4 +8 = 16 – 7= 2. Составь 2 примера на сложение и 2 примера на вычитание с переходом через десяток 3. Решить выражения 13 + 3 -1 = 0 +7 +0 = 16 – 8 + 5= 4. У Васи было 17 карандашей. Из них 8 красных карандашей, а остальные синие. Сколько синих карандашей у Васи? 5. Начертить с помощью линейки и карандаша острый угол. Контрольная работа по теме: Таблица умножения и деления на 2.3,4,5,6. 1. 2 х2 = 15 : 3 = 5х4 = 18 : 6 = 2. Реши примеры 10:2 +5 = 4х4 – 7 = 3. Замени сложение умножением 6+6+6 = 4. Подчеркни числа, которые делятся на 2. 5, 8, 12, 17 5. Запиши 2 числа, которые делятся на 4. 6. Реши задачу. Мама купила 3 пакета пряников. В каждом пакете по 5 пряников. Сколько всего пряников в 3 пакетах? Контрольная работа по теме: Нумерация. Сотня. 1. Запиши круглые десятки. 2. Какое это число? 7дес - …., 1дес.2 ед.- …., 3 дес. - …, 10 дес.- …. 3. Сравни числа (< > =) 60….6 12…20 30…30 17….70 4. Реши выражения 10:2 +10= 10+10+10= 70 – 10 – 40 = Самостоятельная работа по теме «Решение выражений на все случаи сложения и вычитания без перехода через десяток» 1. Запиши числа от 25 до 32 2. Запиши , какое это число? 3дес7ед - …., 6дес.6ед. - …. 8 дес. - …. 3. Реши примеры 40 + 30 = 64 + 3 = 87 – 5 = 42 – 20 = 33 + 12 = 4. 68 + (11-9)= (51 +4) – 50= 5. Напиши пропущенное число 45 +…=50 99 +…=100 66 - …=6 Тест Тема: Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через десяток Подчеркни правильный ответ 1. 40 +5 = 35 45 50 2. 38 – 8 = 30 31 40 3. 50 – 1 = 51 49 48 4. 69 +1= 68 70 60 5. 90 + 10= 100 91 80 6. 80 – 50 = 3 40 30 7. 78 + 22 = 90 80 100 Тест по теме «Числа, полученные при измерении» 1. В 1 м: 100см. 10см. 2. В 1руб. 10к. 100к. 3. В 1 ч 60 мин 60с. 10мин 4. В 1 сут 12ч 24ч 1ч 5. 1 год это 1мес 6мес 12мес Итоговая контрольная работа по теме «Решение примеров на все арифметические действия» 1.Какое это число? 2дес.7ед..- …. 7дес. - …. 6ед. - …. 10дес. - …. 2.Реши примеры 9+9 = 13 – 4 = 40 – 7 = 72 + 28 = 29 – 19 = 100 – 34 = 4 + 46 = 3.Реши выражения 30 + 12:4= 100 – 5х3= (38 – 30):2= 44-40-4 = 4.Реши примеры с наименованными числами 1м. – 12 см= 1год – 12 мес.= 1ч.- 50мин.= 1р – 28к.= 5.Начерти две пересекающиеся прямые. Отметь точку пересечения. Содержание рабочей программы Раздел Второй десяток. Нумерация. Повторение Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток и с переходом через десяток (повторение) Дидактические единицы Нумерация чисел в пределах 20; чётные - нечётные, однозначные - двузначные числа; Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через разряд в пределах 20; Решение простых задач на нахождение суммы и разности Коррекционная работа Упражнения на нахождение и исправление ошибок Слуховые математические диктанты Упражнения на сравнение Игровые методы Проблемное обучение Создание «ситуации успеха» Работа с бланками (на этапе рефлексии) Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток. Упражнения на увеличение объёма памяти, Название компонентов и результатов сложения и мышления вычитания в речи учащихся. Формирование навыков выполнения Число 0 как компонент сложения. действий по инструкции Сложение однозначных чисел с переходом через десяток Игровые методы путём разложения второго слагаемого на два числа. Проблемное обучение Вычитание однозначных чисел из двузначных путём Создание «ситуации успеха» разложения вычитаемого слагаемого на два числа. Таблицы Работа с бланками (на этапе рефлексии) Умножение и деление чисел Сотня Сложение и вычитание чисел до 100 Повторение состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток. Смысл арифметических действий умножения и деления (на равные части и по содержанию), различие двух видов деления на уровне практических действий, способа чтения и записи каждого вида деления; Таблицы умножения и деления чисел в пределах 20, переместительное свойство произведения, связь таблиц умножения и деления Числовой ряд 1 – 100 в прямом и обратном порядке; счёт, присчитывание, отсчитывание по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100; откладывание на счётах любые числа в пределах 100; Работа с алгоритмами Игровые методы Проблемное обучение Создание «ситуации успеха» Работа с бланками (на этапе рефлексии) Формирование навыков выполнения действий по инструкции Игровые методы Проблемное обучение Создание «ситуации успеха» Работа с бланками (на этапе рефлексии) Работа с наглядным матьериалом Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода Работа с алгоритмами через разряд приёмами устных вычислений Игровые методы Сложение и вычитание круглых десятков Проблемное обучение Порядок действий в примерах в 2 – 3 арифметических Создание «ситуации успеха» действия. Работа с бланками (на этапе рефлексии) Нумерация чисел в пределах 100; круглые десятки; порядок Упражнения на увеличение объёма памяти, действий при решении примеров; чётные нечётные, мышления однозначные - двузначные числа; Формирование навыков выполнения Таблица умножения и деления в пределах 20 действий по инструкции Решение примеров и задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц; Решение простых и составных задач. Формы организации учебных занятий: фронтальная, коллективная Дата Раздел Второй десяток. Повторение Кол-во часов 10 Тема Основные виды деятельности Первая группа Вторая группа 1.Нумерация в пределах 20 2. Числа однозначные и двузначные. 3. Три способа образования чисел 4. Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц откладывают любые числа в пределах 20, с использованием счётного материала; Считают до 20 Арифметические действия выполняют на 5. Десятичный состав чисел 6. Сравнение чисел в пределах 20 7. Арифметические действия с числами до 20 8. Меры измерения. Меры стоимости и массы. 9. Мера длины, ёмкости, времени. 10. Вводная контрольная работа называют компоненты сложения и вычитания; выполняют арифметических действий сложения и вычитания; образуют числа второго десятка способом сложения. Измеряют и сравнивают длину отрезков. Решают задачи на нахождение суммы и остатка. Составляют краткую запись к задачам с помощью учителя счётном материале с числами в пределе до 20 под контролем учителя Составляют по примеру на сложение 3 примера. Сложение и вычитание чисел второго десятка 29 1.Увеличение и уменьшение чисел на несколько единиц 2.Переместительное свойство сложения 3.Дополнение чисел до круглых десятков 4.Составление по примеру на сложение двух примеров на вычитание 5.Нуль – компонент сложения и вычитания 6.Точка пересечения линий 7.Сложение и вычитание без перехода через десяток. 8.Работа над ошибками. Сложение в пределах 20 с переходом через десяток 9.Решение задач и примеров с переходом через разряд 10.Прибавление чисел 6, 7 11.Прибавление чисел 8, 9. Присчитывание и отсчитывание по 3 12.Таблица сложения в пределах 20 с переходом через разряд 13.Примеры с одним неизвестным 14.Присчитывание и отсчитывание по 4. Углы 15.Сложение с переходом через десяток. 16.Работа над ошибками. Вычитание чисел в пределах 20 Решают примеры на сложение и вычитание. Оценивают правильность составления числовой последовательности. Сравнивают и сопоставляют числа в пределах 20. Сравнивают пары примеров вида: 5+3, 15+3. Используют в речи название компонентов чисел. Сравнивают и сопоставляют пары примеров вида: 6-3, 16-3. Вычитают двузначное число из двузначного (16-13). Задания по образцу выполняют под контролем учителя Письменные действия сложения выполняют с помощью счёт Умножение и 30 деление чисел второго десятка 17.Замена вычитаемых одним числом 18.Вычитание чисел 6, 7 19.Четвертная контрольная работа 20. Работа над ошибками. Вычитание чисел 8, 9 21.Вычитание с переходом через десяток 22.Вычитание с переходом через десяток. 23. Четырёхугольники 24.Сложение и вычитание с переходом через десяток 25.Сравнение полученных чисел с данным числом 26.Сравнение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц 27.Порядок действий в примерах со скобками 28.Решение примеров со скобками и без скобок 29. Меры времени – год, месяц 1.Умножение – арифметическое действие. Знак умножения (х) 2.Замена сложения умножением 3.Замена умножения сложением 4.Таблица умножения числа 2. Присчитывание по 2 5.Умножение по 2 6.Решение задач и примеров на умножение 7.Деление на 2 равные части. Знак деления (:) 8.Деление на 3, 4 равные части 9.Компоненты деления 10.Таблица деления на 2. Отсчитывание по 2 11.Решение задач и примеров на деление 12.Замена умножения делением 13.Умножение и деление с именованными числами 14.Контрольная работа. Умножение и деление на 2 15.Работа над ошибками. Таблица умножения числа 3. Присчитывание по 3 16.Табличное умножение по 3 17.Таблица деления на 3. Отсчитывание по 3 18.Замена умножения на 3 делением 19.Все действия в пределах 20 20.Таблица умножения числа 4. Присчитывание по 4 21.Простые арифметические задачи на нахождение произведения Присчитывают и отсчитывают по 3, 4 Вычитают и складывают с переходом через десяток с использованием числовой ленты. Решают примеры со скобками Знают меры времени: год, месяц. Заменяют умножение на сложение и наоборот. Знают таблицу умножения на 2, 3, 4, 5, 6 до 20 Присчитывают по 3, 4 Знают таблицу умножения на 2. Списывают с доски. Повторяют за одноклассниками 22. Таблица деления на 4. Отсчитывание по 4 23.Умножение и деление на 3 и 4. 24.Работа над ошибками. Взаимосвязь таблиц умножения и деления 25.Умножение чисел 5 и 6. Присчитывание по 5, по 6 26.Табличное умножение по 5, по 6 27.Деление на 5 и на 6 28.Таблица деления на 5, 6 равных частей. Отсчитывание по 5, по 6 29. Четвертная контрольная работа 30.Работа над ошибками. Последовательность месяцев в году Второй десяток (Умножение и деление чисел: все случаи) 5 1.Все случаи умножения и деления в пределах 20 2.Составление задач по рисункам 3.Решение составных задач 4.Упражнения в решении примеров на умножение и деление. 5.Геометрические фигуры и тела: Шар, круг, окружность Решают составные задачи с учителем Решают примеры на умножение и деление с испрользованием таблицы Пифагора Различают круг и шар. Списывают с доски, повторяют за учителем и одноклассниками Сотня. Нумерация 13 1.Числа 21 –100 2.Меры стоимости 3.Десятичный состав чисел. Место десятков и единиц в числе 4.Прибавление 1 единицы к двузначному числу 5.Прибавление 1 десятка к двузначному числу 6.Вычитание единицы из круглых десятков 7.Таблица разрядов. Запись чисел до 100 8.Разложение двузначного числа на десятки и единицы 9.Составление двузначного числа из десятков и единиц и соответствующие случаи вычитания 10.Круглые десятки 11.Мера длины - метр 12.Мера времени: год. Календарь 13.Повторение. Числа до 100 Считают десятками до 100 Откладывают любые числа в пределах 100; Считают десятками до 100 1.Сложение и вычитание круглых десятков 2.Составление примеров на вычитание по примеру на Выполняют все случаи сложения и вычитания Сложение и вычитание 36 Записывают числа до100 Используют числовой квадрат Раскладывают двузначные числа на разряды Работу выполняют с чисел до 100 сложение 3.Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел 4.Решение примеров и задач с именованными числами 5.Все случаи умножения и деления в пределах 100 6.Решение составных задач на сложение и деление 7.Составление задач с мерами стоимости 8.Упражнения в сложении и вычитании круглых десятков 9.Центр, радиус окружности и круга 10.Вычитание круглых десятков из двузначных чисел (43 – 20) 11.Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц 12.Сложение двузначных чисел в пределах 100 13.Вычитание двузначных чисел из двузначных 14.Сложение и вычитание двузначных чисел 15.Порядок действий I и II ступеней 16.Все действия в пределах 100 17.Сложение и вычитание двузначных чисел. 18. Числа, полученные при измерении двумя мерами 19.Единица стоимости: рубль 20.Получение в сумме круглых десятков и 100 21.Образование числа 100 сложением двузначного числа с однозначным 22.Сложение двузначного числа с двузначным без перехода через разряд (37 +12) 23.Образование числа 100 сложением двузначного числа с двузначным 24.Упражнения в сложении двузначных чисел без перехода через разряд 25.Вычитание однозначных чисел из круглых десятков (30 – 4) 26.Вычитание двузначных чисел из круглых десятков (50 – 23) 27.Увеличение и уменьшение чисел на несколько единиц 28.Упражнения в вычитании из круглых десятков. 29.Вычитание из 100 однозначных чисел (100 – 3) чисел до 100 с использованием числового квадрата На циферблате часов показывают время в часах и минутах. Понимают назначение циркуля, умеют пользоваться помощью учителя с числами до 20. Умножение и 8 деление чисел Повторение 30.Вычитание из 100 двузначных чисел (100 – 24) 31.Упражнения в вычитании из 100. 32.Составление задач по краткой записи 33.Закрепление. Все действия в пределах 100 34.Четвертная контрольная работа. 35.Работа над ошибками. Меры времени – сутки, месяц, год 36.Мера времени – минута 1.Умножение и деление в пределах 20 2.Составные арифметические задачи в два действия 3.Деление на равные части 4.Деление по содержанию. 5.Деление на 2 равные части и деление по 2 6.Деление на 3 равные части и деление по 3 7.Деление на 4 равные части и деление по 4 8.Деление на 5 равные части и деление по 5 Понимают смысл арифметических действий умножения и деления (на равные части и по содержанию), различие двух видов деления на уровне практических действий, способа чтения и записи каждого вида деления; Работают с учителем, выполняют практические действия на деление на равные части и по содержанию. Счёт до 100. Счёт десятками 1.Сложение и вычитание в пределах 20 Раскладывают на до 100 2.Сложение и вычитание в пределах 100 разрядные слагаемые. Выполняют 3.Умножение, деление в пределе 20 Выполняют сложение и 4. Геометрические тела и фигуры арифметические действия. вычитание 5. Итоговая контрольная работа по теме « Сложение и круглых десятков вычитание чисел до 100 без перехода через десяток» Материально-техническое оснащение и литература: 1. Т. В. Алышева Математика, 3 класс, Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в 2 частях. Москва «Просвещение» 2018 год 2. Соколова Е.И. Учимся считать до 20. Москва. Академия развития, 2001 3.Соколова Ю. Тесты на готовность к школе ребёнка 6-7 лет – М.: Изд-во Эксмо, 2006 4. Волкова С.И., Ордынкина И.С. Математика: Тесты: 1 класс – М.: ООО «Изд-во Астрель», 2003 Дидактический материал в виде: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала; числовой квадрат; таблиц на печатной основе; - демонстрационный материал — измерительные инструменты и приспособления: линейки, наборы угольников; - демонстрационных пособий для изучения геометрических величин, геометрических фигур и тел; аббак, таблица Пифагора - настольные развивающие игры; - технические средства обучения – ноутбук, интерактивная доска. 5