Рабочая программа дополнительного образования "Химия и физика в быту" на 2021-2022 учебный год Макаренков М.М.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по дополнительному образованию «Химия и
физика в быту».
Рабочая программа составлена с учётом возрастных, психологических и
индивидуальных особенностей развития учащихся, уровня их знаний и
умений, способствует умственному развитию, определяет начальный объем
знаний и умений по химии и физике.
Химия и физика не являются общеобразовательными предметами в
специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида, но
располагают большими коррекционно-образовательными, развивающими,
воспитательными и практическими возможностями. В целях максимального
коррекционного воздействия в программу включен учебно-игровой
материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные
на повышение интеллектуального уровня.
Целью данной программы является повышение уровня общего развития
учащихся с ограниченными возможностями здоровья и коррекция
недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.
Реализовать данную цель можно через решение следующих задач:
• сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой
природы (состав, функции).
• формирование правильного применения природных явлений в жизни
и быту человека;
• уточнение, расширение и активизация словарного запаса.
• развитие речи учащихся, как средства общения и как способа
коррекции ихмыслительной деятельности;
• воспитание нравственных качеств учащихся, бережного отношения к
природе, к растениям, к животным;
• формирование навыков групповой работы.
Основой
для разработки структуры данной образовательной
программы для данной категории детей является Единая концепция
специального федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ.
Согласно данной концепции можно выделить основные взаимосвязанные
содержательные линии при обучении химии и физики. Это:
• Овладение основными знаниями по химии и физике.
• Развитие способности использовать знания по химии и физике
и формирование представления о мире для осмысленной и
самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных
природных и климатических условиях.
• Развитие вкуса к познанию и способности к творческому
взаимодействию с миром живой и не живой природы.
1

Базовые национальные ценности будут реализовываться при изучении
следующих разделов и тем:
• Наука: воздух и его состав, вода и её состав, почва и её состав.
• Природа: неживая природа, природные явления,
• Человечество:природные явления и их использование человеком.
Основными формами и методами обучения являются: фронтальная и
индивидуальная устная работа, работа в группах (парах, тройках), практические
задания, упражнения, объяснение учителя, работа с книгой, дидактическая игра,
защита творческого проекта. Результаты обучения показывают, что данные
формы активизируют деятельность учащихся, способствуют развитию
самостоятельности, ответственности, умения договариваться.
Для проверки параметров знаний и умений программой предусмотрены
устные опросы, самостоятельные, практические и лабораторные работы.

•
•
•
•
•
•
•
•
•

Содержание программы «Химия и Физика в быту»Программа включает
следующие разделы:
Введение. Техника безопасности. Не живая природа.
Воздух его состав и использование.
Газы их свойства и использование.
Вода её состав и использование.
Вода и её свойства.
Почва её состав и использование.
Почва и её свойства.
Природные явления и их использование человеком.
Температура.
Оборудование, используемое для реализации программы «Химия и Физика в
быту»:
- Лабораторное оборудование
1. мензурки.
2. пробирки.
3. колбы.
4. мерные стаканчики.
5. спиртовки.
6. микроскоп.
7. лупа.
- Наглядные пособия:
1. макет глобуса
2. таблицы и схемы «Почва», «Температура», «Осадки», «Газы».
- Раздаточный материал:
1. учебные коллекции «Почва и её состав», «Горные породы».
2

Учебно-тематический план
Программа разработана 1 час в неделю.
Всего 34 часа.
№
п/п

Тематические разделы

Кол-во
Часов

1
2

Не живая природа(признаки)
Воздух его состав и использование

2
2

3

Газы их свойства и использование
Азот
Кислород
Углекислый газ
Пропан
Бутан
Водород
Вода её состав и использование
Вода и её свойства
Агрегатные состояния
Почва её состав и использование
Почва и её свойства
Аккумулирование веществ
Пропускная способность
Природные явления и их использование человеком
Приливы и отливы
Молния
Осадки
Ветер
Вращение планеты
Магнетизм
Температура
Влияние на окружаю среду

7

4
5
6
7

8

9

2
3
2
5

10

3

3

Календарно – тематическое планирование по курсу дополнительного
образования «Химия и Физика в быту».
№ Дат Наименова Цель
Ожидаемые
уро а
ние темы
требования к
ка
результату
Введение. Техника безопасности. Не живая природа (2 часа)
1
Введение.
Соблюдение техники
Соблюдение техники
Техника
безопасности при
безопасности при
безопаснос проведении опытов
проведении опытов
ти при
проведени
и опытов.
Оборудова
ние
2

Не живая
природа

Сформировать
понятие о
многообразии не
живой природы.

Воздух его состав и использование (2 часа)
3
Состав
Познакомить
воздуха
обучающихся с
составом воздуха
4
Использова Выявить знания
ние
учащихся по теме:
воздуха
Использование
воздуха

Газы их свойства и использование (7 часов)
5
Общие
Выявить знания
свойства
учащихся по теме:
газов
Общие свойства газов
6

Азот

Выявить знания
учащихся по теме:

Элементы
содержания урока

Знакомство с
оборудованием и
методы работы с ним

Развивать умение
классифицировать,
различать живую и
неживую природу
умение наблюдать,
сравнивать,
обобщать, делать
выводы.

Знакомство с
многообразием не
живой природы,
понятие о
многообразии не
живой природы.

Формируется умение
решать проблемные
вопросы.
Формируется умение
решать проблемные
вопросы, сравнивать.
Формирование
критического
мышления.

Знакомство с составом
воздуха.

Развивается умение
выделять главное,
сравнивать,
самостоятельно
Развивается умение
выделять главное,

Выявление знаний
учащихся по теме:
Использование
воздуха.самостоятельн
ая работа в тетрадях
для лабораторных
работ.Выявление
знаний учащихся через
лабораторную работу
Знакомство с газами и
их общими свойствами

Знакомство с газами и
их общими свойствами
4

Азот его свойства и
использование
Выявить знания
учащихся по теме:
Кислород его свойства
и использование

сравнивать,
самостоятельно
Развивается умение
выделять главное,
сравнивать,
самостоятельно

Выявить знания
учащихся по теме:
Углекислый газ его
свойства и
использование
9
Пропан
Выявить знания
учащихся по теме:
Пропан его свойства и
использование
10
Бутан
Выявить знания
учащихся по теме:
Бутан его свойства и
использование
11
Водород
Выявить знания
учащихся по теме:
Водород его свойства
и использование
Вода её состав и использование (2 часа)
12
Вода и её
Выяснить
особенности воды и
состав
её состав, влияние
воды на климат
13
Вода и её
Выявить знания
использова учащихся по теме:
ние
Вода и её
человеком использование
человеком

Развивается умение
выделять главное,
сравнивать,
самостоятельно

7

Кислород

8

Углекислы
й газ

Вода и её свойства (3 часа)
14
Жидкое
Познакомить
агрегатное учащихся с
состояние
особенностями
воды (вода) жидкого агрегатного
состояния воды

15

Твёрдое
агрегатное
состояние
воды (лёд)

Познакомить
учащихся с
особенностями
твёрдого агрегатного
состояния воды

Развивается умение
выделять главное,
сравнивать,
самостоятельно
Развивается умение
выделять главное,
сравнивать,
самостоятельно
Развивается умение
выделять главное,
сравнивать,
самостоятельно
Развивается умение
выделять главное,
сравнивать,
самостоятельно
Развивается умение
выделять главное,
сравнивать,
самостоятельно

Развитие
мыслительных
операций,
активизация
словарного запаса.

Развитие
мыслительных
операций,
активизация
словарного запаса.

Знакомство с газами и
их общими
свойствамиВыявление
знаний учащихся через
лабораторную работу
Знакомство с газами и
их общими
свойствамиВыявление
знаний учащихся через
лабораторную работу
Знакомство с газами и
их общими свойствами

Знакомство с газами и
их общими свойствами

Знакомство с газами и
их общими свойствами

Знакомство с водой и
её составом

Выявление знаний
учащихся через
лабораторную работу:
Строение цветка,
самостоятельная
работа детей в
лабораторных
тетрадях.
Знакомство с
особенностями
жидкого агрегатного
состояния воды
самостоятельная
работа детей в
лабораторных
тетрадях.
Знакомство с
особенностями
жидкого агрегатного
состояния воды
самостоятельная
5

16

Газообразн
ое
агрегатное
состояние
воды (пар)

Познакомить
учащихся с
особенностямигазообр
азного агрегатного
состояния воды

Развитие
мыслительных
операций,
активизация
словарного запаса.

Почва её состав и использование (2 часа)
17
Почва и её Познакомить
состав
учащихся с
особенностями
строения почвы.

Работать над
развитием мышления,
внимания, понимания
материала,
способности
осмысления
полученной
информации.
18
Почва и её Выявить у учащихся
Работать над
использова их знания
развитием мышления,
ние
оиспользовании почвы внимания, понимания
материала,
человеком
способности
осмысления
полученной
информации.
Почва и её свойства (5 часов)
19
Аккумулир Познакомить
Развитие
ование
учащихся с условиями мыслительных
веществ в
для аккумулирования операций,
почве.
веществ в почве
активизация
словарного запаса.
20

21

22

Аккумулир
ование
веществ в
почве и их
влияние на
её
структуру
Пропускна
я
способност
ь почвы

Выделение
характерных черт
всхожести семян,
познакомить их с
различным видами
прорастания семян.

Развивать речь,
обогащать активный
словарный запас.

Познакомить
учащихся с
разнообразием
пропускаемостью
почвы

Плодородн
ые и не

Сформировать
представление о

Развитие мышления,
внимания, понимания
материала,
способности
осмысления
полученной
информации.
Развивать логическое
мышление, умение

работа детей в
лабораторных
тетрадях.
Знакомство с
особенностями
жидкого агрегатного
состояния воды
самостоятельная
работа детей в
лабораторных
тетрадях.
Знакомство с
строением почвы и её
состав, её
особенностями.самосто
ятельная работа детей в
лабораторных
тетрадях.
Выявление у учащихся
знаний о
использовании
человеком почвы через
лабораторную работу,
самостоятельная
работа в лабораторных
тетрадях.
Знакомство с
условиями почвы через
лабораторную работу,
самостоятельная
работа в лабораторных
тетрадях.
Знакомство с
условиями почвы через
лабораторную работу,
самостоятельная
работа в лабораторных
тетрадях.
Знакомство через
лабораторную работу,
самостоятельная
работа в лабораторных
тетрадях.

Знакомство с
условиями почвы через
6

плодородн
ые почвы

23

Почва как
среда
обитания

плодородных и не
плодородных почвах

сравнивать, выделять
главное.

Сформировать
Развивать логическое
представление об
мышление, умение
организмах
сравнивать, выделять
обитающих в почве.
главное.
Природные явления и их использование человеком (10 часов)
24
Виды
Познакомить детей с
Развивать умение
природных видами природных
анализировать
явлений
явлений.
информацию,
расширять кругозор
учащихся
25
Приливы и Уточнить и
Работать над
отливы
расширить
расширением
представления
словарного запаса
учащихся о приливах детей; формирование
и отливах
фразовой речи.
26
Молния
Уточнить и
Развивать умение
расширить
анализировать
представления
информацию,
учащихся о молнии
расширять кругозор
учащихся
27
Осадки.
Уточнить и
Работать над
Дождь.
расширить
расширением
представления
словарного запаса
учащихся о дожде.
детей; формирование
фразовой речи.
28
Осадки.
Уточнить и
Работать над
Снег.
расширить
расширением
представления
словарного запаса
учащихся о снегопаде. детей; формирование
фразовой речи.
29
Осадки.
Уточнить и
Работать над
Град.
расширить
расширением
представления
словарного запаса
учащихся о граде.
детей; формирование
фразовой речи.
30
Ветер.
. Уточнить и
Работать над
Ураган.
расширить
расширением
Смерч.
представления
словарного запаса
учащихся о ветре и
детей; формирование
его разновидностях.
фразовой речи.
31
Вращение
Уточнить и
Работать над
планеты
расширить
расширением
представления
словарного запаса
учащихся о вращении детей; формирование
планеты вокруг оси и фразовой речи.
Солнца.
32
Солнце.
Уточнить и
Работать над

лабораторную работу,
самостоятельная
работа в лабораторных
тетрадях.
Формирование
представления
оборганизмах
обитающих в почве.
Знакомство с
природными
явлениями и их
признаками.
Знакомство с понятием
прилив и отлив, как
человек использует это
явление.
Знакомство с понятием
молния, как человек
использует это
явление.
Знакомство с
испарениями воды,как
человек использует это
явление.
Знакомство с
испарениями воды,
таянием снега,как
человек использует это
явление.
Знакомство с
испарениями воды,
таянием снега,как
человек использует это
явление.
Знакомство с
движением воздушных
масс,как человек
использует это
явление.
Знакомство с
вращением планеты
вокруг оси и
Солнца,как человек
использует это
явление.
Знакомство с
7

Солнечная
энергия

расширить
представления
учащихся о Солнце и
его энергии. Влияние
на Землю.
33
Магнитное Уточнить и
поле
расширить
Земли.
представления
Магнетизм. учащихся о
магнетизме и
магнитном поле.
Влияние на Землю.
Температура (3 часа)
34
Температу Уточнить и
ра.
расширить
Способы
представления
измерения. учащихся о
температуре и
способах её
измерения. Влияние
на Землю.

расширением
словарного запаса
детей; формирование
фразовой речи.

Солнечной
энергией,как человек
использует это
явление.

Работать над
расширением
словарного запаса
детей; формирование
фразовой речи

Знакомство с
магнетизмом,как
человек использует это
явление.

Работать над
расширением
словарного запаса
детей; формирование
фразовой речи

Знакомство с
температурой,как
человек использует это
явление.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
В результате изучения курса дополнительного образования «Химия и
Физика в быту»названия некоторых газов;
• название физических (природных) явлений;
• состав и общие свойства некоторых газов;
• строение и общие биологические, физические и химические особенности
почвы;
• причины появления физических (природных) явлений;
• способы и примеры использования физических и химических явлений
человеком в жизнедеятельности и быту.
•
•
•

различать физические и химические явления;
применять полученные умения и навыки в быту;
правильно и безопасно работать с лабораторным оборудованием и
приборами.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».