Рабочая программа столярно-слесарное дело 7а 7б 9а классы на 2021-2022 учебный год

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее
адаптированные основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»

«Согласовано»
На заседании педагогического
совета
Протокол
№ __ от«__» ____ 2021г.
Секретарь
_________ /Дзбановская Н.А./

«Согласовано»
Зам. директора по УВР
_________ /Бакисова Л.О./

«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
__________ /Шляпникова Н.И./

«____»________ 2021 г. Приказ № __ от «___»___2021 г.

Рабочая программа для 7а, 7б и 9а класса по предмету:
Профессиональное трудовое обучение (Столярное - слесарное дело).

Автор-составитель:
учитель трудового обучения
Макаренков М.М.

Реж, 2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К рабочей программе по предмету профильный труд /мальчики/ столярнослесарное дело Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Свердловской
области,
реализующее
адаптированные
основные
общеобразовательные программы, «Центр «Дар» на 2021/22 учебный год для 7а,
7б и 9а класса.
Программа рассчитана на продолжение учёбы по предмету профилное трудовое
обучение /мальчики/ столярно-слесарное дело, учащихся 7а, 7б и 9а класса
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской
области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные
программы, «Центр «Дар».
Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII-го вида под редакцией С. Л. Мирский, Б.
А. Журавлёв в части разделов «Столярное дело» и «Слесарное дело» / Программы
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII-го вида: 5-9 кл.:
В 2 сб. / Под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,
2014. – Сб.2- 304 с.
Составлена в соответствии и на основании следующих нормативно правовых
документов:
1. Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014
№ 1599 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
2. АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
3. Адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) ГБОУ «Центр «Дар»;
А также предусмотрены материально--технические возможности школы с
перспективой роста в расчёте на достаточно высокий уровень развития дерево и
металлообрабатывающих предприятий и сопутствующих им производств по
Режевскому городскому округу и всему региону. И как следствие
востребованность рабочих профессий по данной профориентации на перспективу.
Целью
программы
является:
Воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и развития
специальных знаний, общетрудовых умений и навыков по направлениям связанным с
обработкой древесных материалов и металлов, для успешной социально - трудовой
адаптации учащихся. Подготовка школьников к поступлению в специализированные
учебные заведения региона.
При этом для её достижения программой предусматривается решить следующие
задачи:
Коррекционно-образовательные
задачи:
1. Обучение профессиональным приёмам труда связанных с технологией
обработки
древесных
материалов
и
металлов.
2. Формирование доступных технологических и технических знаний.
2

З. Обучение планированию и анализу своей деятельности, ориентировке в
задании,
контролю
результатов
труда.
Коррекционно-развивающие
задачи:
1. Развитие речи учащихся на основе практической деятельности.
2. Развитие навыков самоконтроля за правильностью выполняемых действий.
З. Развитие элементарных общих трудовых умений, навыков и на их основе
корригировать
психофизическое
состояние
учащихся.
Коррекционно-воспитательные
задачи:
1. Формирование необходимых качеств личности в трудовой деятельности:
трудолюбия,
наблюдательности,
терпения,
чувства
коллективизма,
ответственности,
самоанализа
своих
действий.
2. Формирование навыков социально-адаптированного поведения к условиям
современного общества у детей с ограниченными возможностями здоровья.
З. Воспитание нравственного самосознания учащихся, способности осуществлять
самоконтроль и самооценку своих поступков, требовательности к выполнению
моральных норм.
Программа включает теоретические и практические занятия. При составлении
программы учтены принципы повторяемости учебного материала и постепенности
ввода нового. Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимся на уроках
математики, биологии, истории и др. предметах. Рабочая программа по столярному
делу является компенсаторно-адаптационной, детализирует и раскрывает содержание,
определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся
средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения столярного дела,
которые определены примерной адаптированной программой для обучающихся с
умственной отсталостью
Из учебных пособий «Столярное дело» Б. А. Журавлёв и В. А. Мызников,
«Слесарное дело» В. Г. Копелевич, И. Г. Спиридонов, Г. П. Буфетов,
«Технология» под редакцией В. Д. Симоненко взят тот материал который, на мой
взгляд, наиболее всего подходит для решения предполагаемых задач. Учитывает
программные требования, предъявляемые к ОУ данного вида, предусматривает
психофизические возможности учащихся данных групп, а также в достаточной
мере отвечает материально-техническому обеспечению школьных учебных
мастерских столярно-слесарного дела на сегодняшний день и в перспективе на
будущее.
В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России предусмотрено развитие базовых национальных
ценностей, каждая из которых раскрывается в процессе подготовки учащихся по
рабочей программе «столярно-слесарное дело». Данная программа включает в
себя систему следующих нравственных ценностей по разделам и темам
Вводные занятия направлены на развитие:
патриотизма — любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине,
служение Отечеству;
гражданственности — служение Отечеству, правовое государство, гражданское
общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и
вероисповедания; социальная солидарность — свобода личная и национальная,
3

доверие к людям, институтам государства и гражданского общества,
справедливость, милосердие, честь, достоинство;
семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о
старших и младших, забота о продолжении рода;
человечество — мир во всем мире, многообразие культур и народов,
прогресс человечества, международное сотрудничество.
Промышленная заготовка древесины. Игрушки из древесного материала.
Игрушки из древесного и других материалов. Выжигание. Изготовление кухонной
утвари. Геометрическая резьба по дереву. Хранение и сушка древесины. Свойства
основных пород древесины. В этих разделах прививаются и развиваются:
традиционные российские религии — представления о вере, духовности,
религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения,
толерантности,
формируемые
на
основе
межконфессионального диалога;
природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля,
экологическое сознание.
Практическое повторение. Контрольные работы. Самостоятельные работы. Пиление
столярной ножовкой. Опиливание плоской детали выпуклой и вогнутой формы с
разметкой по шаблону. Соединение рейки с бруском врезкой. Криволинейное пиление.
Обработка криволинейной кромки. Выполнение изделий по технологической карте.
Угловое серединное соединение на шип одинарный сквозной УС-3. Правка и гибка
металла. и др. разделы программы раскрывают такие ценности как
труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание,
целеустремленность и настойчивость;
наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека,
нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие.

Актуальность программы
Настоящая Программа рассчитана на учащихся Государственное бюджетное
общеобразовательное
учреждение
Свердловской
области,
реализующее
адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» 7а, 7б и
9а
классов /мальчики/ с основным диагнозом умственная отсталость и
необходимостью коррекции мышления.
Технологическая часть программы соответствует базовым возможностям
кабинета «Столярно-слесарное дело» № 2, в т. ч. по наличию станков, инструментов,
дополнительного оборудования и материалов.
Теоретическая часть программы подтверждена информационно- дидактическим
материалом, методической литературой, наглядностью и образцами. И дает основы
для дальнейшего получения профессионального образования в Режевском
многопрофильном техникуме по специальной программе.

4

Направленность содержания
Программа 7а, 7б и 9а классов строится по операционно-комплексной системе:
с большинством профессиональных приёмов учащиеся знакомятся предварительно,
упражняясь на заготовках, для последующей работы, отходах поделочного
материала, специальных образцах, после чего используют эти приемы при
изготовлении предметов общественно полезного характера. В программе
учитываются рекомендации по итогам обучения за предыдущий учебный год. Здесь
также учтены индивидуальные особенности группы, её вариант может быть
несколько изменён, так как темпы усвоения программы у групп различны. В
контрольные (самостоятельные) задания включаются различные формы из
имеющихся.
Учебный материал в Программе распределён по четвертям и темам
/приложение-1, таблица 1 и таблица 2/, где указано примерное распределение часов
на изучение тем (теоретических, технологических, по практическому повторению и
т. п.).
Теоретические темы включают новый познавательный материал и повторение
пройденного либо расширенного, либо конкретизированного. А именно:
технические сведения (устройство инструмента, станков, свойства материала и др.);
технологические сведения (технология изготовления, применение материалов,
техническая документация и др.); экономические (стоимость материалов,
инструментов, себестоимость изделия и др.); основы жизнедеятельности и
безопасности (правило использования и применения инструментов и материалов,
электробезопасность, пожаробезопасность и др.); осуществляют межпредметную
связь.
Часть тем программы не ставит своей задачей изготовление законченных
изделий. Их цель ознакомить учащихся с новыми приёмами работы и
соответствующими технико-технологическими сведениями. Причём объектами
здесь являются заготовки для последующих изделий, отходы материала,
предметные образцы выполнения трудовых приёмов.
Основное время отводится на темы, цель которых – не только ознакомление
учащихся с новыми приёмами труда, но и изготовление изделий, имеющих
общественно полезное назначение и конкретное применение /бытовое, для нужд
школы и т. п./. В темах этого типа в подразделе «Умения» показан примерный
уровень самостоятельности школьников, более точно степень помощи учащимся в
умственных и перцептивных трудовых действиях определяет учитель, исходя из
конкретных условий обучения каждого ученика.
Большинство технологических тем в подразделе «Практические работы»
включает установочные упражнения с задачей практического усвоения учащимися
новых приёмов.
В каждой четверти предусматривается практическое повторение учебного
материала.
Его
цель
–
совершенствование
общетрудовых
умений,
профессиональных навыков.

5

Форма контроля:
В процессе учебной деятельности будут проводиться контрольные срезы:
Учебный год начинает вводная контрольная работа (1-2 занятия) с целью
определения остаточных навыков и корректировки программы обучения.
Учебную четверть завершает самостоятельная работа учащихся (1-2 занятия, 26 учебных часов). В ходе этой работы учитель проводит диагностирование
учащихся для проведения дальнейшей коррекционной работы.
В конце учебного года проводится контрольная работа, она организуется и
проводится также как самостоятельные работы.
При отслеживании личностного результата будут учитываться мотивационная
направленность учащихся на выполнение теоретических и практических заданий,
осознанность и самооценка практической деятельности.
Такая форма, как собеседование будет способствовать исследованию
индивидуально личностной позиции учащегося в трудовой и
дальнейшей
профессиональной деятельности, коммуникативные навыки, осуществления контроля и
коррекции своих действий.
В результатах проектно исследовательских работ, возможно, определить уровень
самостоятельности, дисциплинированности, внутренней позиции учащихся, освоения
нового знания, его преобразования и применения в практической деятельности.
Поэтапный зачет позволит оценить уровень подготовленности учащегося и стать
дополнительным источником его мотивации на освоение программы предмета.
Самостоятельные практические и лабораторные работы направлены на выявление
предметного результата, освоения теоретических знаний (техники безопасности,
технологических процессов, инструкций…), в умении анализировать учебный материал,
для выработки стереотипов норм поведения в трудовой деятельности.
Оценка успехов учащихся носит поощрительный характер. Цель оценки повысить
мотивацию, поддержать уверенность в собственных силах.

6

График контрольных /самостоятельных/ работ
Таблица 1

№
П.п.

Наименование.

Время
(четверть,
неделя),
I-1
1-2
Занятия

1

Проверочная

2

Самостоятельная
работа.

I-7,8
2-3
занятия

3

Контрольная за
первое
полугодие.

II-15
2-3
занятия

4

Самостоятельная
работа.

III-25
2-3
занятия

5

Итоговая
контрольная
работа.

IV-33
2-3
занятия.

7а

7б

9а

Вводная
контрольная
работа
Изготовление
изделия с
применением
столярных и
слесарных
операций,
планирование,
применение
технической
документации,
владение
инструментом.
Самостоятельная
работа.
Изготовление
несложного
изделия
ориентировка по
технологической
карте и чертежам.
Контрольная
работа за первое
полугодие.
Изготовление
изделия с
применением
столярных и
слесарных
операций,
планирование,
применение
технической
документации,
владение
инструментом.
Самостоятельная
работа.
Изготовление
изделия с
применением
столярных и
слесарных
операций
(ориентировка по
чертежам,
применение
инструментов).
Итоговая
контрольная
работа.
Изготовление
изделия с
применением
столярных и
слесарных
операций,
ориентировка по
технологической

Вводная
контрольная
работа
Изготовление
изделия с
применением
столярных и
слесарных
операций,
планирование,
применение
технической
документации,
владение
инструментом.
Самостоятельная
работа.
Изготовление
несложного
изделия
ориентировка по
технологической
карте и чертежам.
Контрольная
работа за первое
полугодие.
Изготовление
изделия с
применением
столярных и
слесарных
операций,
планирование,
применение
технической
документации,
владение
инструментом.
Самостоятельная
работа.
Изготовление
изделия с
применением
столярных и
слесарных
операций
(ориентировка по
чертежам,
применение
инструментов).
Итоговая
контрольная
работа.
Изготовление
изделия с
применением
столярных и
слесарных
операций,
ориентировка по
технологической

Вводная
контрольная
работа
Изготовление
изделия с
применением
столярных и
слесарных
операций,
планирование,
применение
технической
документации,
владение
инструментом.
Самостоятельная
работа.
Изготовление
несложного изделия
ориентировка по
технологической
карте и чертежам.
Контрольная
работа за первое
полугодие.
Изготовление
изделия с
применением
столярных и
слесарных
операций,
планирование,
применение
технической
документации,
владение
инструментом.
Самостоятельная
работа.
Изготовление
изделия с
применением
столярных и
слесарных
операций
(ориентировка по
чертежам,
применение
инструментов).
Итоговая
контрольная
работа.
Изготовление
изделия с
применением
столярных и
слесарных
операций,
ориентировка по
технологической

7

карте и чертежам,
применение
инструментов
(обзорная по
программе).

карте и чертежам,
применение
инструментов
(обзорная по
программе).

карте и чертежам,
применение
инструментов
(обзорная по
программе).

Критерии оценивания
Общетрудовые умения.
1. Ориентировка в задании.
1) сформировано - задание воспринимается с письменной инструкции (по технической
документации /чертеж, технический рисунок, технологическая карта/) возможно
подтверждение устной (однократной) инструкции с опорой на образец;
2) слабо сформировано - задание не воспринимается с письменной инструкции (по
технической документации /чертеж, технический рисунок, технологическая карта/)
необходимо подтверждение устной (многократной) инструкции с опорой на образец ,
возможна пошаговая инструкция с опорой на предметные результаты;
3) не сформировано - задание не воспринимается в целом, несмотря на пошаговую
инструкцию с опорой на предметные результаты, необходимы дополнительные инструкции
на каждую последующую технологическую операцию.
2. Планирование.
1) сформировано - может определить (сформулировать /написать, объяснить/, выполнить
практически) последовательность (все этапы плана) выполнения задания либо части задания
самостоятельно, возможна минимальная помощью учителя на начальном этапе планирования;
2) слабо сформировано – не может определить (сформулировать /написать, объяснить/,
выполнить практически) последовательность (все этапы плана) выполнения задания либо
части задания самостоятельно, необходима значительная помощь учителя на всех этапах
планирования;
3) не сформировано - планирование затруднено на всех этапах, необходима постоянная
помощь учителя.
3. Соблюдение программы действий.
1) сформировано - соблюдает последовательность (опираясь на свой опыт, образец,
техническую документацию) выполнения задания либо части задания самостоятельно,
возможна минимальная помощью учителя в виде подсказок для выбора оптимального
варианта;
2) слабо сформировано – не может соблюдать последовательность (опираясь на свой опыт,
образец, техническую документацию) выполнения задания либо части задания
самостоятельно, необходима помощь учителя для направления деятельности по
оптимальному варианту;
3) не сформировано - самостоятельное соблюдение последовательности программы
действий по выполнению задания либо части задания не возможно, необходима постоянная
помощь учителя.
4. Анализ качества в сравнении с образцом.
4.1 Глазомер – умение определять параметры (форму, размер, качество обработки и т. п.) и
придерживаться их при выполнении задания опираясь на свой опыт.
1) сформировано - параметры (форма, размер, качество обработки и т. п.) близки к эталону,
определены и выполнены самостоятельно, возможна минимальная помощью учителя в виде
подсказок в процессе выполнения задания на разных этапах;
2) слабо сформировано - параметры (форма, размер, качество обработки и т. п.) имеют
значительные отклонения от эталона (но не теряют смысла задания), определены и
8

выполнены самостоятельно, либо с помощью учителя в виде подсказок в процессе
выполнения задания на всех этапах;
3) не сформировано - параметры (форма, размер, качество обработки и т. п.) имеют
значительные отклонения от эталона (теряют смысл задания), определены и выполнены не
самостоятельно, с помощью учителя в виде направления деятельности в процессе
выполнения задания на всех этапах;
4.2 Инструменты – умение определять параметры (форму, размер, качество обработки и т.
п.) и придерживаться их при выполнении задания опираясь на применение инструментов
(линейка, угольник, штангенциркуль, шаблон и т.п.).
1) сформировано - параметры (форма, размер, качество обработки и т. п.) близки к эталону,
определены (по технической документации либо с образца при помощи инструментов)
перенесены и выполнены самостоятельно, возможна минимальная помощью учителя в виде
подсказок в процессе выполнения задания на разных этапах;
2) слабо сформировано - параметры (форма, размер, качество обработки и т. п.) имеют
значительные отклонения от эталона (но не теряют смысла задания), определены (по
технической документации либо с образца при помощи инструментов) перенесены и
выполнены самостоятельно, либо с помощью учителя в виде подсказок в процессе
выполнения задания на всех этапах;
3) не сформировано - параметры (форма, размер, качество обработки и т. п.) имеют
значительные отклонения от эталона (теряют смысл задания), определены и выполнены не
самостоятельно, с помощью учителя в виде направления деятельности в процессе
выполнения задания на всех этапах;
Качество работы.
не удв. – работа не по одному из параметров (форма, размер, обработка) не соответствует
заданию (образцу);
удв. – работа по одному из параметров (форма, размер, обработка) соответствует заданию
(образцу);
хор. – работа по нескольким параметрам (форма, размер, обработка) соответствует заданию
(образцу);
отл. – работа по всем параметрам (форма, размер, обработка) соответствует заданию
(образцу), либо есть некоторые отклонения но задание выполнено при максимальном уровне
самостоятельности;
Отчёт о выполненной работе (по заданному алгоритму из ИА).
нет – отказ от обсуждения выполненного задания;
не связано – попытка объяснения выполненного задания без связи определенных
последовательностей (процесса, действий, применения /инструмента, материала, ТБ/);
путаный – попытка объяснения выполненного задания в связи определенных
последовательностей (процесса, действий, применения /инструмента, материала, ТБ/) при
переходе с одного на другое (с середины к началу и т. п.);
на вопр. одноз. – отчет о выполненном задании строится по вопросам к алгоритму ответа,
при помощи учителя, при этом ответы носят однозначный характер ( да, нет, взял, сделал и
т.п.);
на вопр. не увер. – отчет о выполненном задании строится по вопросам к алгоритму ответа,
при помощи учителя, при этом ответы носят объяснительный характер имеют логическую
связь но учащийся нуждается в подтверждении учителя;
на воп. путаный– отчет о выполненном задании строится по вопросам к алгоритму ответа,
самостоятельно, при этом ответы носят объяснительный характер имеют логическую связь
но учащийся перескакивает( с одного вопроса на другой либо меняя направление ответа);
9

на воп. полно– отчет о выполненном задании строится по вопросам к алгоритму ответа,
самостоятельно, при этом ответы носят объяснительный характер имеют логическую связь и
учащийся пользуется минимальной поддержкой учителя;
объяснение -отчет о выполненном задании строится по вопросам к алгоритму ответа,
самостоятельно, при этом ответ является достаточно связанным рассказом включающим
основные моменты процесса выполнения задания.
Оценка.
2 – уровень самостоятельности при выполнении задания в практической части 0%;
3– уровень самостоятельности при выполнении задания в практической части 1- 50%;
4– уровень самостоятельности при выполнении задания в практической части 50 – 80%%;
5– уровень самостоятельности при выполнении задания в практической части 81- 100%;

Особенности образовательного процесса
Общая структура и содержание программы соотнесены так, что основой её
/стержнем/ является «столярное дело», а «слесарное дело» как бы продолжает его,
дополняя и расширяя.
Большое внимание уделяется технике безопасности. Вводное занятие каждой
четверти посвящено инструктажу по правилам поведения и ТБ, кроме того в каждой теме
при изучении новых инструментов, материалов и оборудования отдельным занятием или
уроком выделено время на изучение правил применения и безопасного использования
данных инструментов, материалов и оборудования. На каждом уроке отведено время для
подробного изучения вопросов охраны жизнедеятельности с привязкой к теме занятий. В
течение учебного года предусмотрены тематические экскурсии на предприятиях РГО.
И как уже отмечалось ранее программа составлена в соответствии с
методологическими основами изложенными в концепции духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России, учтены программные требования
предъявляемые к ОУ данного вида и создаются условия для дальнейшего получения
профессионального образования в Режевском многопрофильном техникуме по
специальной программе.
Как видно из таблицы процентное соотношение теоретических тем
программ «столярного дела» к «слесарному делу» как 2:1, примерно и этого же
соотношения предполагается придерживаться в планировании практического
повторения. Само практическое повторение в 7а, 7б и 9а классах около 60%
учебного времени.

10

Примерное распределение часов.
Таблица 2
В том числе.
В том числе.
Всего нагрузки

Столярное дело

Слесарное дело

Класс

7а
7б
9а

272 ч.
272 ч.
340 ч.

119 ч.
119 ч.
144 ч.

12 ч.
12 ч.
16 ч.

Другие
обобщающие
темы

8 ч.

Практическое
повторение

экскурсии

141 ч.
141 ч.
172 ч.

10
10
16

вводные/
самост.
и контр.
работы

5/24
5/24
5/28

Тематическое планирование

Таблица 3.2

№
П.п.

ТЕМА

7а КЛАСС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

22
23

I четверть
Вводное занятие.
Вводная контрольная работа.
Практическое повторение.
Фугование.
Хранение и сушка древесины.
Геометрическая резьба по дереву.
Слесарное дело. Рубка на плите. Выполнение изделий по
технологической карте. Свойства и применение металлов.
Практическое повторение.
Самостоятельная работа.
II четверть
Вводное занятие.
Угловое концевое соединение на шип с полупотёмком несквозной
УК- 4.
Токарные работы.
Непрозрачная отделка столярного изделия.
Слесарное дело. Пространственная разметка. Выполнение
отверстия прямоугольной формы.
Практическое повторение.
Контрольная работа за полугодие.
III четверть
Вводное занятие.
Круглые лесоматериалы.
Обработка деталей из древесины твёрдых пород.
Угловое концевое соединение на ус со вставным плоским
сквозным шипом УК-2.
Слесарное дело.
Опиливание плоскостей сопряжённых под
внешним и внутренним углами. Работа с тонколистовым
металлом. Распиливание отверстия и проймы. Сверление.
Практическое повторение.
Самостоятельная работа.
IV четверть

Количество Примечание
часов
272 ч.
64 ч.
2
4
2
8
4
8
3
29
4
64 ч.
1
8
16
8
3
24
4
80 ч.
1
5
16
16
3

33
6
64 ч.
11

24
25
26
27
28
29
30

Вводное занятие.
Свойства древесины.
Угловые ящичные соединения УЯ-1, УЯ-2.
Выполнение криволинейного отверстия и выемки. Обработка
криволинейной кромки.
Слесарное дело.
Изготовление и ремонт садово-огородного
инвентаря.
Практическое повторение.
Итоговая контрольная работа.

1
6
16
8
3
24
6

Таблица 3.3

№
П.п.

ТЕМА

7б КЛАСС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

22
23
24
25
26
27

I четверть
Вводное занятие.
Вводная контрольная работа.
Практическое повторение.
Фугование.
Хранение и сушка древесины.
Геометрическая резьба по дереву.
Слесарное дело. Рубка на плите. Выполнение изделий по
технологической карте. Свойства и применение металлов.
Практическое повторение.
Самостоятельная работа.
II четверть
Вводное занятие.
Угловое концевое соединение на шип с полупотёмком несквозной
УК- 4.
Токарные работы.
Непрозрачная отделка столярного изделия.
Слесарное дело. Пространственная разметка. Выполнение
отверстия прямоугольной формы.
Практическое повторение.
Контрольная работа за полугодие.
III четверть
Вводное занятие.
Круглые лесоматериалы.
Обработка деталей из древесины твёрдых пород.
Угловое концевое соединение на ус со вставным плоским
сквозным шипом УК-2.
Слесарное дело.
Опиливание плоскостей сопряжённых под
внешним и внутренним углами. Работа с тонколистовым
металлом. Распиливание отверстия и проймы. Сверление.
Практическое повторение.
Самостоятельная работа.
IV четверть
Вводное занятие.
Свойства древесины.
Угловые ящичные соединения УЯ-1, УЯ-2.
Выполнение криволинейного отверстия и выемки. Обработка
криволинейной кромки.

Количество Примечание
часов
272 ч.
64 ч.
2
4
2
8
4
8
3
29
4
64 ч.
1
8
16
8
3
24
4
80 ч.
1
5
16
16
3

33
6
64 ч.
1
6
16
8
12

28
29
30

Слесарное дело.
Изготовление и ремонт садово-огородного
инвентаря.
Практическое повторение.
Итоговая контрольная работа.

3
24
6

Таблица 3.3

1
2
3
4

5

6
7
8
9

9 КЛАСС

340 ч.

I четверть.
Вводное занятие
Вводная контрольная работа.
Практическое повторение.
Столярное дело.
Художественная отделка столярного изделия.
Правила пожарной безопасности.
Слесарное дело.
5.1 Основные виды обработки металлов резанием.
5.2 Заточка инструмента.
5.3 Механосборочные работы.
Практическое повторение.
Самостоятельная работа
II четверть.
Вводное занятие.
Трудовое законодательство.
Столярное дело.
9.1 Круглые лесоматериалы, пиломатериалы, заготовки
и изделия.
9.2 Мебельное производство.
Изготовление моделей мебели.
9.3 Строительное производство.
9.3.1 Плотничные работы.

80ч.
2
4
4
30

10 Слесарное дело.
10.1 Механосборочные работы.
11 Практическое повторение.
12 Контрольная работа.
III четверть.
13 Вводное занятие.
14 Столярное дело.
13.1 Мебельное производство.
13.1.1 Изготовление несложной мебели с облицовкой
поверхности.
13.2. Мебельная фурнитура и крепёжные изделия.
13.3 Строительное производство.
Столярные и плотничные ремонтные работы.

15
16
17

13.4 Изоляционные и смазывающие материалы.
Слесарное дело.
14.1 Механосборочные работы.
Практическое повторение.
Самостоятельная работа.

3
5
2
1
2
40
6
80 ч.
1
5
34
5

П/п
П/п
П/п
Ст. д

Сл.д

П/п
П/п
П/п
Ст. д

Ст. д
24
Ст. д
5
4
4
30
6
100 ч.
1
49

Сл.д
П/п
П/п
П/п
Ст. д

34
5
10

5
4
4
40
6

Сл.д
П/п
П/п
13

IV четверть.
18 Вводное занятие
19 Столярные дело.
19.1 Мебельное производство.
19.1.1 Сведения о механизации и автоматизации
мебельного производства.
19.1.2 Изготовление секционной мебели.
19.2 Строительное производство.
19.2.1 Плотничные работы.
19.2.2 Кровельные и облицовочные материалы.
19.2.3 Настилка линолеума.
19.3 Фанера и древесные плиты.
20 Слесарное дело.
20.1 Механосборочные работы.
21 Практическое повторение.
22 Контрольная работа.

80 ч.
1
49
29
9
25
10
5
2
2
1
4
4
25
6

П/п
Ст. д

Сл.д
П/п
П/п

Экскурсии 9а класс
№
П/п.

Дата
прове
дения

1
20.0924.09

2
11.10
-15.10

3

4

5

22.1126.11

06.1210.12

01.02.
-05.02

Тема по
программе

2. Правила
пожарной
безопасности.

Тема экскурсии

планируемое
место

1. Знакомство с
Пожарная часть
первичными средствами
№223
пожаротушения.
Калинина 4
2. Действия при
возникновении пожара.
Цех 99
Столярное дело. 1. Виды художественной
1.Художественн отделки столярных
Красноармейска
ая отделка
изделий.
я8
столярного
2.Технологический процесс
изделия.
при выполнении
художественной отделки
столярных изделий.
Слесарное дело. 1. Группы металлорежущих
3.1 Основные
станков
Металлообрабат
виды обработки 2. Правила безопасности на ывающее
металлов
территории завода, цеха.
предприятие.
резанием.
Механический
цех.
ООО«Элтиз»
Пилорама,
Столярное дело. 1. Хвойные и лиственные
3.1 Круглые
лесоматериалы:
столярный цех
лесоматериалы,
использование обмер и
м/р Быстринский
пиломатериалы, хранение.
заготовки и
2. Виды пиломатериала:
изделия.
брусья, доски, бруски,
обапол, шпалы, рейки,
дощечки, планки.
Изготовление
1. Виды мебели по
Магазин-салон
несложной
назначению и способу
мебели.
мебели с
соединения частей.
Магазин
облицовкой
2. Виды мебельной
хозяйственных
поверхности.
фурнитуры и крепёжных
товаров.

ко-во
ч.

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1
14

6

7

8

14.03
18.03

04.04
-08.04

25.0429.04

Мебельная
фурнитура и
крепёжные
изделия.
Изоляционные и
смазывающие
материалы.

Сведения о
механизации и
автоматизации
мебельного
производства.

Кровельные и
облицовочные
материалы.
Настилка
линолеума.

изделий.

1. Виды
теплоизоляционного и
гидроизоляционного
материала.
2. Смазочный материал.
1. Механизация и
автоматизация на
деревообрабатывающем
предприятии.
2. Технологический
процесс изготовления
мебели.
1.Виды кровельного и
облицовочного
материалов.
2. Виды линолеума

Хозяйственный
магазин

1

1
Мебельное
производство.
Курская 15

1

1

Хозяйственн
ый магазин

1
1

Лабораторные работы 9А класс
№
П/п.
1

Дата
проведения
13.09-15.09

2
06.12-10.12

3

01.02.-05.02

4
25.0429.04

Тема по
программе
Художественная
отделка
столярного
изделия.
Круглые
лесоматериалы,
пиломатериалы,
заготовки и
изделия
Мебельная
фурнитура и
крепёжные
изделия.
Кровельные и
облицовочные
материалы.

Тема лабораторной работы
1. Определение текстуры разных
древесных пород по образцам.

ко-во
ч.
1

1. Определение названий
пиломатериалов, заготовок и
изделий по образцам.

1

1. Определение вида мебельной
фурнитуры по образцам

1

1. Определение кровельного и
облицовочного материалов по
образцам.

1

15

Экскурсии 7 А, 7 Б класс
№
П/п.

Дата
прове
дения

1
04.1008.10

2
22.11.
26.11

3

4

5

06.1210.12

21.03.
-25.03

16.05.
20.05.

Тема по
программе

Тема экскурсии

планируемое
место

ко-во
ч.

Хранение и
сушка
древесины.

1 Значение правильного
хранения материала.
Способы хранения
древесины.
2 Естественная и камерная
сушка. Виды брака при
сушке.
Правила безопасности при
укладывании материала в
штабель и при его разборке.
1. Группы металлорежущих
станков
2. Правила безопасности на
территории завода, еха.

М-н Строй склад
П-морозова 59.

1

Свойства и
применение
металлов.

Круглые
лесоматериалы

Работа с
тонколистовым
материалом.

Свойства
древесины.

1. Хвойные и лиственные
лесоматериалы:
использование обмер и
хранение.
2. Виды пиломатериала:
брусья, доски, бруски,
обапол, шпалы, рейки,
дощечки, планки.
1.Кровельная сталь: чёрная
и оцинкованная. Чёрная и
белая жесть.
2. Свойства и применение
этих материалов.
предохранение стали от
ржавления.
1.Древесина: внешний вид,
запах, микроструктура,
влажность, усушка и
разбухание, плотность,
электро и
теплопроводность.
2. Основные механические
свойства (прочность на
сжатие с торца и пласти,
растяжение, изгиб и сдвиг),
технологические свойства.

1

1
Металлообрабат
ывающее
предприятие.
Механический
цех.
ООО«Элтиз»

1

1
Пилорама,
столярный цех
м/р Быстринский
1

Хозяйственный
магазин

1

1

Лесополоса

1

1

16

Лабораторные работы 7 А, 7 Б класс.
№
П/п.
1

Дата
проведения
20.09-24.09.

2
24.01-28.01.

3

14.03.-18.03.

4
11.04.-15.04.

Тема по
программе
Свойства и
применение
металлов.

Тема лабораторной работы
1 Теплопроводность металла.
Тепловое расширение металла.
Воздействие магнита на металл.
2.Сравнение твёрдости,
пластичности, упругости металлов.
1. Определение названий
пиломатериалов, заготовок и
изделий по образцам.

Круглые
лесоматериалы,
пиломатериалы,
заготовки и
изделия
Обработка деталей 1. Зависимость чистоты строгания
из древесины
от качества заточки и наладки
твёрдых пород.
инструмента.
Свойства
древесины.

1. Определение влажности
древесины весовым методом.
2. Изучение основных механических
и технологических свойств
древесины.

ко-во
ч.
1

1
1

1

1

Требования к уровню подготовки учащихся 7а класса по предмету:
С учётом личностных результатов обучения.
готовность и способность обучающихся к саморазвитию, а именно:
- ценностное отношение к учебному труду;
-понимание необходимости выполнения правил техники безопасности;
-овладение элементарными умениями программы курса;
-ценностное отношение к учебному труду, способность к взаимодействию с детьми
и взрослыми;
-получение опыта постижения народного творчества.
готовность и способность обучающихся к самоопределению, а именно:
- формирование умения трудиться в коллективе, бережного отношения к школьному
имуществу,
аккуратности;
- готовность к соблюдению правил школьного взаимодействия;
- понимание необходимости освоения профессиональными умениями столярного и
слесарного дела и универсальной духовно-нравственной установкой «становиться
лучше»;
- способность самостоятельным поступкам и действиям, к принятию
ответственности за их результат;
- осознание ценностей человеческой жизни, ценности других людей;
-понимание стать полезным членом общества.
готовность и способность обучающихся к смыслообразованию, а именно:
- способность к пониманию принятых в обществе представлений о добре и зле,
моральных норм «что такое хорошо и что такое плохо»;
17

-ценностное отношение к России, к своему народу, культурно-историческому
наследию;
-уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к
младшим;
-ценностное отношение к природе; гуманное отношение ко всему живому;
-сочувствие к человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации;
-способность преодолевать трудности в работе на уроке;
-способность видеть красоту в окружающем мире, поведении и поступках людей;
- способность оценивать свои поступки;
-понимание трудолюбия, бережливости.
С учётом метапредметных результатов обучения.
1. Для формирования познавательных учебных действий школьники учатся на
уроках трудового обучения:
находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах
учебника, рабочей тетради; журнала, дидактических материалах.
анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи,
эскизы, рисунки, схемы, модели),
сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в
собственной деятельности;
анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их
форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей; выполнять
учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить
для их объяснения соответствующую речевую форму;
использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или
материализованной форме;
2. Для формирования регулятивных учебных действий школьники учатся на
уроках трудового обучения:
планирование предстоящей практической работы (составить план изготовления детали,
изделия.)
соотнесения своих действий с поставленной целью, установления причинно
следственных между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозирования
действий, необходимых для получения планируемых результатов.(распознавать виды
металлов и их сплавов, виды древесных материалов, породы древесины, обрабатывать
материал, детали, изготавливать изделия)
осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку
хода практической работы (контролировать качество и точность выполнения работы,
сравнивать с образцом, шаблоном)
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в
других информационных источниках различных видов (учебнике, дидактическом
материале и пр.), руководствоваться правилами при выполнении работы (соблюдать
правила техники безопасности , соблюдать правила поведения на рабочем месте,
производственной санитарии и личной гигиены , экономно расходовать материалы,
электроэнергию)
приучению детей к самостоятельной организации своего рабочего места в
зависимости от характера выполняемой работы, поддержанию порядка на рабочем месте
(подбирать и подготавливать к работе инструмент, правильно пользоваться
инструментом)
18

3. Для формирования комммуникативных действий школьники учатся на уроках
трудового обучения:
организовывать совместную работу в паре или группе: распределять роли, осуществлять
деловое сотрудничество и взаимопомощь (сначала под руководством учителя, затем
самостоятельно)
умения формулировать собственное мнение и варианты решения, аргументированно их
излагать, выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации
собственной деятельности и совместной работы в доброжелательной форме
комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения
и пожелания (отчёт о проделанной работе, анализ деятельности, ошибки и их
предотвращение)
проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам
их работы (взаимоконтроль, взаимооценка).
1. Обогащение
словаря
и словарного запаса, внедрение профессиональной
терминологии в речи.
2. Развитие умения задавать вопросы с целью получения информации.
3. Развитие умения правильно отвечать на поставленные вопросы.
4.Научить правильно понимать инструкцию.
5. Способствовать развитию навыков самопрезентации и уверенного поведения.
С учётом предметных результатов обучения.
1. Минимальный уровень
Обучающие научатся:
- различать понятия плоская поверхность, миллиметр как основная мера длины в
столярном и слесарном деле, припуск на обработку, базовая кромка, сквозное и
несквозное отверстие, длина, ширина, толщина заготовки. Широкая и узкая грани
бруска, ребро бруска (доски);
-составлять представление о назначении разметки, о чертёже и техническом
рисунке детали, о построении, нанесении размеров, отличии чертежа от технического
рисунка.
- различать виды линий: (видимый контур, размерная, выносная).
- воспринимать понятия об исправимом и не исправимом дефектах, об
опиливании заготовок, о разнице в качестве обработки поверхности детали личным
напильником и шлифовальной шкуркой;
-иметь представление о пилении: виды (поперёк и вдоль волокон), разница
между операциями процесса, о врезке как способе соединения деталей о конструкции
изделий;
-организовать рабочее место для предстоящих работ. Проверять правильность
установки верстака по росту работающего. Закреплять детали в тисках (зажимах);
- работать на верстаке столярной ножовкой, лучковой пилой, рубанком,
стамеской, шлифовальной шкуркой, ручной дрелью, рашпилем, напильником,
коловоротом, молотком, остро- и плоскогубцами, оправкой для сгибания проволоки,
шилом, раззенковкой, буравчиком, электровыжигателем, отвёрткой, с водными
красками, морилками и лаками;
-выполнять соединения деталей на клей, гвозди, шурупы;
-соблюдать правила техники безопасности при работе на верстаке, столярной
ножовкой, лучковой пилой, рубанком, напильником, шлифовальной шкуркой,
19

стамеской, ручной дрелью, рашпилем, напильником, коловоротом, молотком, остро- и
плоскогубцами, оправкой для сгибания проволоки, шилом, раззенковкой, буравчиком,
отвёрткой, электровыжигателем, водными красками, морилками и лаком;
- под руководством учителя проводить анализ изделия, планировать
последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата
практической работы по шаблону, образцу изделия, рисунку;
Умение работать фуганком, двойным ножом, шерхебелем, надфилем.
Выполнение соединения УК —4.
Шпатлевание; работа с клеевой, масляной и эмалевой красками, олифой.
Умение работать на токарном станке по дереву, работать кронциркулем, зензубелем,
фальцгобелем, шпунтубелем. Подчистка фальца зензубелем.
Выполнение соединения УК —2; углового ящичного соединения.
Умение работать на токарном станке.
Умение работать с разметочным транспортиром.
Определение резьбы резьбомером.
Ориентировка по образцам обработанных плоскостей. Сборка узлов и механизмов
вращательного движения.

2. Достаточный уровень
Обучающие получат возможность:
-определять понятия плоская поверхность, миллиметр как основная мера длины
в столярном и слесарном деле, припуск на обработку, базовая кромка, сквозное и
несквозное отверстие, длина, ширина, толщина заготовки. Широкая и узкая грани
бруска, ребро бруска (доски); виды линий, (видимый контур, размерная, выносная),
назначении разметки, о чертёже и техническом рисунке детали, о построении,
нанесении размеров, отличии чертежа от технического рисунка, понятия об
исправимом и не исправимом дефектах, об опиливании заготовок, о разнице в
качестве обработки поверхности детали личным напильником и шлифовальной
шкуркой;
- анализировать и корректировать представление о пилении: виды (поперёк и
вдоль волокон), разница между операциями процесса, о врезке как способе соединения
деталей о конструкции изделий, организацию рабочего места для предстоящих работ.
Проверять правильность установки верстака по росту работающего. Закреплять детали в
тисках (зажимах); работать на верстаке столярной ножовкой, лучковой пилой,
рубанком, стамеской, шлифовальной шкуркой, ручной дрелью, рашпилем, напильником,
коловоротом, молотком, остро- и плоскогубцами, оправкой для сгибания проволоки,
шилом, раззенковкой, буравчиком, электровыжигателем, отвёрткой, с водными
красками, морилками и лаками; выполнять соединения деталей на клей, гвозди, шурупы;
-научиться соблюдать правила техники безопасности при работе на верстаке:
столярной ножовкой, лучковой пилой, рубанком, напильником, шлифовальной шкуркой,
стамеской, ручной дрелью, рашпилем, напильником, коловоротом, молотком, остро- и
плоскогубцами, оправкой для сгибания проволоки, шилом, раззенковкой, буравчиком,
отвёрткой, электровыжигателем, водными красками, морилками и лаком; под
руководством учителя проводить анализ изделия, планировать последовательность его
изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по шаблону,
образцу изделия, рисунку.
20

Умение работать фуганком, двойным ножом, шерхебелем, надфилем.
Выполнение соединения УК —4.
Шпатлевание; работа с клеевой, масляной и эмалевой красками, олифой.
Умение работать на токарном станке по дереву, работать кронциркулем, зензубелем,
фальцгобелем, шпунтубелем. Подчистка фальца зензубелем.
Выполнение соединения УК —2; углового ящичного соединения.
Умение работать на токарном станке.
Умение работать с разметочным транспортиром.
Определение резьбы резьбомером.
Ориентировка по образцам обработанных плоскостей. Сборка узлов и механизмов
вращательного движения.

Требования к уровню подготовки учащихся 9а класса по предмету
с учётом личностных результатов обучения:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию, а именно:
- ценностное отношение к учебному труду;
-понимание необходимости выполнения правил техники безопасности;
-овладение элементарными умениями программы курса;
-ценностное отношение к учебному труду, способность к взаимодействию с детьми
и взрослыми;
-получение опыта постижения народного творчества.
готовность и способность обучающихся к самоопределению, а именно:
- формирование умения трудиться в коллективе, бережного отношения к школьному
имуществу,
аккуратности;
- готовность к соблюдению правил школьного взаимодействия;
- понимание необходимости освоения профессиональными умениями столярного и
слесарного дела и универсальной духовно-нравственной установкой «становиться
лучше»;
- способность самостоятельным поступкам и действиям, к принятию
ответственности за их результат;
- осознание ценностей человеческой жизни, ценности других людей;
-понимание стать полезным членом общества.
готовность и способность обучающихся к смыслообразованию, а именно:
- способность к пониманию принятых в обществе представлений о добре и зле,
моральных норм «что такое хорошо и что такое плохо»;
-ценностное отношение к России, к своему народу, культурно-историческому
наследию;
-уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к
младшим;
-ценностное отношение к природе; гуманное отношение ко всему живому;
-сочувствие к человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации;
-способность преодолевать трудности в работе на уроке;
21

-способность видеть красоту в окружающем мире, поведении и поступках людей;
- способность оценивать свои поступки;
-понимание трудолюбия, бережливости.

С учётом предметных результатов обучения.
1. Минимальный уровень
Обучающие научатся:
Знать приёмы безопасной работы инструментами и приспособлениями,
обозначенными в программе; древесные материалы применяемые в
деревообрабатывающем производстве, правила и приёмы их обработки и
склеивания; технологию и приёмы ручной обработки древесины, металлов и их
сплавов (разметка, пиление, строгание, долбление, резание, сверление, рубка,
опиливание, гибка); знать источники и носители информации, способы
получения, хранения и поиска информации, уметь находить необходимую
техническую информацию; приёмы разметки заготовок; виды соединения
деталей, узлов и механизмов; специальную терминологию и пользоваться ею.
Осуществлять наладку ручных столярных и слесарных инструментов и токарного
станка по дереву на заданную форму и размеры, обеспечивать требуемую точность
взаимного расположения поверхностей; экономно расходовать материалы и
электроэнергию, бережно обращаться с оборудованием, инструментами и
приспособлениями. контролировать качество и точность выполнения столярных,
слесарных операций; проверять качество выполненной работы в соответствии с
требованиями и техническими условиями;
Иметь представление о путях предупреждения негативных последствий
трудовой деятельности человека на окружающую среду и здоровье человека;
последовательность разборки и сборки несложных технических устройств;
Работать распределяя и согласовывая совместный труд, индивидуально и
парами с опорой на готовый план в виде рисунков, инструктажа, осуществлять
контроль качества друг друга;
Владеть основами художественной обработки древесины или металлов;
конструировать или изготавливать простейшие приспособления и инструменты
для выполнения таких работ; выполнять требования производственной санитарии
и личной гигиены.
2. Достаточный уровень
Обучающие получат возможность научиться:
Читать чертежи и эскизы на изготовление простейших столярных, слесарных
изделий, рационально организовывать рабочее место при выполнении работ ручными
инструментами и на станках, соблюдать правила безопасности и правила безопасной
работы инструментами, указанными в программе; производить разметку простых
деталей из древесины, металлов и их сплавов по чертежам и эскизам; проводить
анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять
контроль результата практической работы по технологической карте, чертежам,
шаблону, образцу изделия; определять по внешнему виду древесины её породу и
пороки, по внешним признакам вид и качество металлов и их сплавов; экономно
выкраивать и выбирать заготовки на изделие и обрабатывать их ручными столярными,
22

слесарными инструментами; подбирать и подготавливать к работе инструмент для
ручной обработки древесины, металлов и их сплавов, правильно пользоваться
инструментом; производить пиление, строгание, долбление и сверление древесины;
Знать приёмы безопасной работы инструментами и приспособлениями,
обозначенными в программе; древесные материалы применяемые в
деревообрабатывающем производстве, правила и приёмы их обработки и
склеивания; технологию и приёмы ручной обработки древесины, металлов и их
сплавов (разметка, пиление, строгание, долбление, резание, сверление, рубка,
опиливание, гибка); знать источники и носители информации, способы
получения, хранения и поиска информации, уметь находить необходимую
техническую информацию; приёмы разметки заготовок; виды соединения
деталей, узлов и механизмов; специальную терминологию и пользоваться ею.
Осуществлять наладку ручных столярных и слесарных инструментов и токарного
станка по дереву на заданную форму и размеры, обеспечивать требуемую точность
взаимного расположения поверхностей; экономно расходовать материалы и
электроэнергию, бережно обращаться с оборудованием, инструментами и
приспособлениями. контролировать качество и точность выполнения столярных,
слесарных операций; проверять качество выполненной работы в соответствии с
требованиями и техническими условиями;
Знать виды материалов, обозначенных в программе, их свойства, название,
назначение; породы древесины, классификацию металлов и сплавов, их свойства
и применение; о значении понятий материал, инструмент, изделие и их
назначении; основные сведения о деревообрабатывающем производстве и
технологии выполнения слесарных операций; правила чтения и составления
технико-технологической документации (чертежи, эскизы, схемы,
технологические карты); виды, назначение и устройство основных столярных и
слесарных инструментов, правила пользования ими; способы соединения деталей:
столярными соединениями, слесарными соединениями; виды и свойства
основных пород древесины региона получаемые при их переработке материалы
их применение; технологический процесс изготовления и ремонта простых
столярных и слесарных изделий; устройство и приёмы работы
штангенинструментами; название, назначение и приёмы работы измерительными,
разметочными и контрольными инструментами (линейка, угольник, циркуль,
штангенциркуль, рейсмус, кронциркуль, калибр и т д.);
Иметь представление о рациональной организации рабочего места при
выполнении ручных столярных и слесарных работ, а также с применением
средств механизации, требования к организации рабочего места столяра, слесаря,
нормы и правила безопасности труда, электро- и пожарной безопасности при
выполнении столярных и слесарных работ; о конструкции изделий и
применяемых при её изготовлении технологиях; о разделении труда (ручной,
механизированный, автоматизированный); последовательность изготовления
изделий: проектирование, подбор материала, разметка, изготовление деталей,
подгонка, сборка, отделка; о сферах трудовой деятельности (производство,
обслуживание); основы обработки древесины, металлов и их сплавов резанием;
знать основные элементы геометрии простейших режущих инструментов, уметь
осуществлять их контроль; о массовых профессиях (общие сведения), названия
профессий людей, связанных с промышленной переработкой древесины и
23

обработкой металлов; общее представление о чёрных и цветных металлах и их
сплавах их свойства и области применения; металлы и их сплавы применяемые в
производстве правила и приёмы их обработки; основные виды столярных,
слесарных соединений; о механизации и автоматизации производственных
процессов в дерево и метало обработке;
Применять способы контроля – по шаблону; линейкой, угольником, циркулем,
штангенциркулем; основы культурного поведения и правила безопасности труда
и личной гигиены при выполнении всех указанных работ; правила безопасного
пользования электроэнергией, бытовыми приборами, газом, отоплением.
Иметь представление о путях предупреждения негативных последствий
трудовой деятельности человека на окружающую среду и здоровье человека;
последовательность разборки и сборки несложных технических устройств;
Работать распределяя и согласовывая совместный труд, индивидуально и
парами с опорой на готовый план в виде рисунков, инструктажа, осуществлять
контроль качества друг друга;
Владеть основами художественной обработки древесины или металлов;
конструировать или изготавливать простейшие приспособления и инструменты
для выполнения таких работ; выполнять требования производственной санитарии
и личной гигиены.

Уровень качества образованности.
Таблица 4

Отлично
«5»
З
Н
А
Е
Т

П
О
Н
И
М
А
Е
Т
П
Р
И
М
Е
Н
Я
Е
Т

-содержание ответа
соответствует
поставленному вопросу
-знает правила и приёмы
деятельности
-знает терминологию
работ по профилю
-знает свойства и
назначение материалов
-знает правила организации
рабочего места
-понимает необходимость
выполнения правил
техники безопасности
-видит различия в свойствах
материалов
-умеет привести примеры

-демонстрирует
самостоятельное,
безошибочное выполнение
действий
-демонстрирует
выполнения правил
техники безопасности

Хорошо
«4»

Удволетворительно
«3»

-при воспроизведении
понятий и терминов
допущены неточности
-знает основы
общеобразовательного
компонента образовательной
области

-ответ на вопрос содержит
ошибки или большое
количество неточностей,
искажает содержание ответа
- ответ не в полной мере
соответствует вопросу

-затрудняется самостоятельно
дать точный ответ на
поставленный вопрос
-понимает необходимость
выполнения основных
правил техники безопасности
-понимает основные
технологические принципы

-не умеет объяснить
материал по заданному
вопросу
-понимает необходимость
простых правил
техники безопасности

-умеет последовательно
выполнять действие по
алгоритму
-демонстрирует выполнение
основных правил
техники безопасности

-затрудняется самостоятельно
выполнять действия
нуждается в помощи
учителя
-демонстрирует частичное
выполнения правил
техники безопасности

24

Методическое обеспечение.
Столярно-слесарная мастерская с оборудованием: верстак столярный -6
шт., верстак слесарный -6 шт., набор столярного инструмента-6 шт., набор
слесарного инструмента -6 шт., станок токарный по дереву (СТД-120М)-2 шт.
Расходный материал: пиломатериал- 0,5 м.куб., железо листовое 3мм.- 0,15
м.кв., метизы разные-1 кг., клей ПВА-1 кг., лако-красочные изделия-1,5 л.,
шлифовальная шкурка-1 м.кв.
Технологические карты, образцы изделий, карточки задания, чертежи,
плакаты, коллекции, ИКТ.

Литература.
1. Меренков А.В. Самоопределение в сфере образования и
профессиональной деятельности: примерная программа для I-IV классов:
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области /
А.В. Меренков. – М. : Образовательно издательский центр «Академия», 2006. – 40 с.
2. Новая модель обучения в специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждениях VIII вида: Новые учеб. программы и метод.
материалы. – Кн. 1/Под ред. А.М. Щербаковой. М.: Из-во НЦ ЭНАС, 2001. – 304 с.
3. Программно-методические материалы: Технология. 5-11 классы./Сост.
А.В. Марченко. - М.: Дрофа, 2001.
4. Программы общеобразовательных учреждений: Технология трудовое
обучение 1-4 кл., 5-11 кл . / Научные рук. Ю.Л. Хотунцев, В.Д. Симоненко.- М.:
Просвещение, 2005.
5. Программы специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII-го вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под редакцией В.В. Воронковой. – М.:
Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – Сб.2- 304 с.
6. Патракеев В.Г., Технология. Слесарное дело. 5 класс учебник для
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.- М.:
Просвещение, 2012. – 192 с.
7. Патракеев В.Г., Технология. Слесарное дело. 6 класс учебник для
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.- М.:
Просвещение, 2013. – 200 с.
8. Патракеев В.Г., Патракеев И.В. Слесарное дело. Тетрадь для
самостоятельной работы учащихся 5-6 классов специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида.- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2004.
9. Сборник нормативно-методических материалов по технологии / Авт.сост.: Марченко А.В., Сасова И.А., Гуревич М. И. _ М.: Вентана-Граф, 2007.

25

10. Журавлёв Б.А. Столярное дело: Учебное пособие для учащихся 7-8 кл.
вспом. школы. – М.: Просвещение, 1993.
11. Столярное дело: 10-11 кл. учеб. для спец. (коррекционных) образоват.
учреждений VIII вида/ Перелётов А.Н., Лебедев П. М., Сековец Л.С. – М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2010. -367 с.
12. Спиридонов И.Г. и др. Слесарное дело: Учебное пособие для учащихся
7-8 кл. вспом. школы. – М.: Просвещение, 1989.
13. Трудовое обучение. Слесарное дело. 5-6 классы: рабочая программа /
авт.-сост. О.В. Павлова. – Волгоград : Учитель, 2015. -96 с.
14. Трудовое обучение. Столярное дело. 5-6 классы: рабочая программа /
авт.-сост. О.В. Павлова. – Волгоград : Учитель, 2015. -87 с.
15. Трудовое обучение. Слесарное дело. 7-9 классы: рабочая программа /
авт.-сост. О.В. Павлова. – Волгоград : Учитель, 2015. -165 с.
16. Трудовое обучение. Столярное дело. 7-9 классы: рабочая программа /
авт.-сост. О.В. Павлова. – Волгоград : Учитель, 2015. -130 с.
17.Тематическое планирование и конспекты уроков по столярному делу в
специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Пособие для
учителя. 9 класс / Д.А. Скурихин. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 216 с.

26

Лист согласований и изменений
Дата внесения

Место внесения

Подпись лица

Подпись лица

изменений

изменений

вносившего

принявшего

изменения

изменения

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».