Министерство образования и молодежной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» «Согласовано» На заседании педагогического совета Протокол № __ от«__» ____ 2021г. Секретарь _________ /Дзбановская Н.А./ «Согласовано» Зам. директора по УВР _________ /Бакисова Л.О./ «Утверждаю» Директор ГБОУ «Центр «Дар» __________ /Шляпникова Н.И./ «____»________ 2021 г. Приказ № __ от «___»___2021 г. Рабочая программа для 8а, 8б и 9а класса по предмету: Профильный труд (Столярное - слесарное дело). Автор-составитель: учитель трудового обучения высшей квалификационной категории Яковлев Георгий Федорович. Реж, 2021 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К рабочей программе по предмету профильный труд /мальчики/ столярно-слесарное дело Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» на 2021/22 учебный год для 8а, 8б и 9а класса. Программа рассчитана на продолжение учёбы по предмету профильный труд /мальчики/ столярно-слесарное дело, учащихся 8а, 8б и 9а класса Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар». Программа составлена на основе: Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII-го вида под редакцией С. Л. Мирский, Б. А. Журавлёв в части разделов «Столярное дело» и «Слесарное дело» / Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII-го вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – Сб.2- 304 с.; Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Центр «Дар»; Учебному плану общего образования детей с умственной отсталостью Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» утверждённому приказом директора образовательного учреждения № __ от __. __. 2021 г. А также предусмотрены материально--технические возможности школы с перспективой роста в расчёте на достаточно высокий уровень развития дерево и металлообрабатывающих предприятий и сопутствующих им производств по Режевскому городскому округу и всему региону. И как следствие востребованность рабочих профессий по данной профориентации на перспективу. Целью программы является: Воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и развития специальных знаний, общетрудовых умений и навыков по направлениям связанным с обработкой древесных материалов и металлов, для успешной социально - трудовой адаптации учащихся. Подготовка школьников к поступлению в специализированные учебные заведения региона. При этом для её достижения программой предусматривается решить следующие задачи: Коррекционно-образовательные задачи: 1. Обучение профессиональным приёмам труда связанных с технологией обработки древесных материалов и металлов. 2. Формирование доступных технологических и технических знаний. З. Обучение планированию и анализу своей деятельности, ориентировке в задании, контролю результатов труда. Коррекционно-развивающие задачи: 1. Развитие речи учащихся на основе практической деятельности. 2. Развитие навыков самоконтроля за правильностью выполняемых действий. З. Развитие элементарных общих трудовых умений, навыков и на их основе корригировать психофизическое состояние учащихся. Коррекционно-воспитательные задачи: 1. Формирование необходимых качеств личности в трудовой деятельности: трудолюбия, наблюдательности, терпения, чувства коллективизма, ответственности, самоанализа своих действий. 2. Формирование навыков социально-адаптированного поведения к условиям современного общества у детей с ограниченными возможностями здоровья. З. Воспитание нравственного самосознания учащихся, способности осуществлять самоконтроль и самооценку своих поступков, требовательности к выполнению моральных норм. 2 Программа включает теоретические и практические занятия. При составлении программы учтены принципы повторяемости учебного материала и постепенности ввода нового. Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимся на уроках математики, биологии, истории и др. предметах. Рабочая программа по столярному делу является компенсаторноадаптационной, детализирует и раскрывает содержание, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения столярного дела, которые определены примерной адаптированной программой для обучающихся с умственной отсталостью Из учебных пособий «Столярное дело» Б. А. Журавлёв и В. А. Мызников, «Слесарное дело» В. Г. Копелевич, И. Г. Спиридонов, Г. П. Буфетов, «Технология» под редакцией В. Д. Симоненко взят тот материал который, на мой взгляд, наиболее всего подходит для решения предполагаемых задач. Учитывает программные требования, предъявляемые к ОУ данного вида, предусматривает психофизические возможности учащихся данных групп, а также в достаточной мере отвечает материально-техническому обеспечению школьных учебных мастерских столярно-слесарного дела на сегодняшний день и в перспективе на будущее. В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России предусмотрено развитие базовых национальных ценностей, каждая из которых раскрывается в процессе подготовки учащихся по рабочей программе «столярнослесарное дело». Данная программа включает в себя систему следующих нравственных ценностей по разделам и темам Вводные занятия направлены на развитие: патриотизма — любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству; гражданственности — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания; социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; человечество — мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. Промышленная заготовка древесины. Игрушки из древесного материала. Игрушки из древесного и других материалов. Выжигание. Изготовление кухонной утвари. Геометрическая резьба по дереву. Хранение и сушка древесины. Свойства основных пород древесины. В этих разделах прививаются и развиваются: традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание. Практическое повторение. Контрольные работы. Самостоятельные работы. Пиление столярной ножовкой. Опиливание плоской детали выпуклой и вогнутой формы с разметкой по шаблону. Соединение рейки с бруском врезкой. Криволинейное пиление. Обработка криволинейной кромки. Выполнение изделий по технологической карте. Угловое серединное соединение на шип одинарный сквозной УС-3. Правка и гибка металла. и др. разделы программы раскрывают такие ценности как труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость; наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие. 3 Актуальность программы Настоящая Программа рассчитана на учащихся Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» 8а, 8б и 9а классов /мальчики/ с основным диагнозом умственная отсталость и необходимостью коррекции мышления. Технологическая часть программы соответствует базовым возможностям кабинета «Столярно-слесарное дело» № 2, в т. ч. по наличию станков, инструментов, дополнительного оборудования и материалов. Теоретическая часть программы подтверждена информационно- дидактическим материалом, методической литературой, наглядностью и образцами. И дает основы для дальнейшего получения профессионального образования в Режевском многопрофильном техникуме по специальной программе. Особенности контингента По списку группа 8а класса состоит из 4 учащихся: 1. минимальный уровень. Направленность содержания Программа 8а, 8б и 9а классов строится по операционно-комплексной системе: с большинством профессиональных приёмов учащиеся знакомятся предварительно, упражняясь на заготовках, для последующей работы, отходах поделочного материала, специальных образцах, после чего используют эти приемы при изготовлении предметов общественно полезного характера. В программе учитываются рекомендации по итогам обучения за предыдущий учебный год. Здесь также учтены индивидуальные особенности группы, её вариант может быть несколько изменён, так как темпы усвоения программы у групп различны. В контрольные (самостоятельные) задания включаются различные формы из имеющихся. Учебный материал в Программе распределён по четвертям и темам /приложение-1, таблица 1 и таблица 2/, где указано примерное распределение часов на изучение тем (теоретических, технологических, по практическому повторению и т. п.). Теоретические темы включают новый познавательный материал и повторение пройденного либо расширенного, либо конкретизированного. А именно: технические сведения (устройство инструмента, станков, свойства материала и др.); технологические сведения (технология изготовления, применение материалов, техническая документация и др.); экономические (стоимость материалов, инструментов, себестоимость изделия и др.); основы жизнедеятельности и безопасности (правило использования и применения инструментов и материалов, электробезопасность, пожаробезопасность и др.); осуществляют межпредметную связь. Часть тем программы не ставит своей задачей изготовление законченных изделий. Их цель ознакомить учащихся с новыми приёмами работы и соответствующими техникотехнологическими сведениями. Причём объектами здесь являются заготовки для последующих изделий, отходы материала, предметные образцы выполнения трудовых приёмов. Основное время отводится на темы, цель которых – не только ознакомление учащихся с новыми приёмами труда, но и изготовление изделий, имеющих общественно полезное назначение и конкретное применение /бытовое, для нужд школы и т. п./. В темах этого типа в подразделе «Умения» показан примерный уровень самостоятельности школьников, более точно степень помощи учащимся в умственных и перцептивных трудовых действиях определяет учитель, исходя из конкретных условий обучения каждого ученика. Большинство технологических тем в подразделе «Практические работы» включает установочные упражнения с задачей практического усвоения учащимися новых приёмов. В каждой четверти предусматривается практическое повторение учебного материала. Его цель – совершенствование общетрудовых умений, профессиональных навыков. 4 Форма контроля: В процессе учебной деятельности будут проводиться контрольные срезы: Учебный год начинает вводная контрольная работа (1-2 занятия) с целью определения остаточных навыков и корректировки программы обучения. Учебную четверть завершает самостоятельная работа учащихся (1-2 занятия, 2-6 учебных часов). В ходе этой работы учитель проводит диагностирование учащихся для проведения дальнейшей коррекционной работы. В конце учебного года проводится контрольная работа, она организуется и проводится также как самостоятельные работы. При отслеживании личностного результата будут учитываться мотивационная направленность учащихся на выполнение теоретических и практических заданий, осознанность и самооценка практической деятельности. Такая форма, как собеседование будет способствовать исследованию индивидуально личностной позиции учащегося в трудовой и дальнейшей профессиональной деятельности, коммуникативные навыки, осуществления контроля и коррекции своих действий. В результатах проектно исследовательских работ, возможно, определить уровень самостоятельности, дисциплинированности, внутренней позиции учащихся, освоения нового знания, его преобразования и применения в практической деятельности. Поэтапный зачет позволит оценить уровень подготовленности учащегося и стать дополнительным источником его мотивации на освоение программы предмета. Самостоятельные практические и лабораторные работы направлены на выявление предметного результата, освоения теоретических знаний (техники безопасности, технологических процессов, инструкций…), в умении анализировать учебный материал, для выработки стереотипов норм поведения в трудовой деятельности. Оценка успехов учащихся носит поощрительный характер. Цель оценки повысить мотивацию, поддержать уверенность в собственных силах. 5 График контрольных /самостоятельных/ работ Таблица 1 № П.п . Наименование. Время (четверть, неделя), 1 Проверочная I-1 1-2 Занятия 2 Самостоятельная работа. I-7,8 2-3 занятия 3 Контрольная за первое полугодие. II-15 2-3 занятия 4 Самостоятельная работа. III-25 2-3 занятия 5 Итоговая контрольная работа. IV-33 2-3 занятия. Тема контрольной работы (форма задания) 8а 8б 9а Вводная контрольная работа Изготовление изделия с применением столярных и слесарных операций, планирование, применение технической документации, владение инструментом. Самостоятельная работа. Изготовление несложного изделия ориентировка по технологической карте и чертежам. Контрольная работа за первое полугодие. Изготовление изделия с применением столярных и слесарных операций, планирование, применение технической документации, владение инструментом. Самостоятельная работа. Изготовление изделия с применением столярных и слесарных операций (ориентировка по чертежам, применение инструментов). Вводная контрольная работа Изготовление изделия с применением столярных и слесарных операций, планирование, применение технической документации, владение инструментом. Самостоятельная работа. Изготовление несложного изделия ориентировка по технологической карте и чертежам. Контрольная работа за первое полугодие. Изготовление изделия с применением столярных и слесарных операций, планирование, применение технической документации, владение инструментом. Самостоятельная работа. Изготовление изделия с применением столярных и слесарных операций (ориентировка по чертежам, применение инструментов). Вводная контрольная работа Изготовление изделия с применением столярных и слесарных операций, планирование, применение технической документации, владение инструментом. Самостоятельная работа. Изготовление несложного изделия ориентировка по технологической карте и чертежам. Контрольная работа за первое полугодие. Изготовление изделия с применением столярных и слесарных операций, планирование, применение технической документации, владение инструментом. Самостоятельная работа. Изготовление изделия с применением столярных и слесарных операций (ориентировка по чертежам, применение инструментов). Итоговая контрольная работа. Изготовление изделия с применением столярных и слесарных операций, ориентировка по технологической карте и чертежам, применение инструментов (обзорная по программе). Итоговая контрольная работа. Изготовление изделия с применением столярных и слесарных операций, ориентировка по технологической карте и чертежам, применение инструментов (обзорная по программе). Итоговая контрольная работа. Изготовление изделия с применением столярных и слесарных операций, ориентировка по технологической карте и чертежам, применение инструментов (обзорная по программе). 6 Критерии оценивания. Общетрудовые умения. 1. Ориентировка в задании. 1) сформировано - задание воспринимается с письменной инструкции (по технической документации /чертеж, технический рисунок, технологическая карта/) возможно подтверждение устной (однократной) инструкции с опорой на образец; 2) слабо сформировано - задание не воспринимается с письменной инструкции (по технической документации /чертеж, технический рисунок, технологическая карта/) необходимо подтверждение устной (многократной) инструкции с опорой на образец , возможна пошаговая инструкция с опорой на предметные результаты; 3) не сформировано - задание не воспринимается в целом, несмотря на пошаговую инструкцию с опорой на предметные результаты, необходимы дополнительные инструкции на каждую последующую технологическую операцию. 2. Планирование. 1) сформировано - может определить (сформулировать /написать, объяснить/, выполнить практически) последовательность (все этапы плана) выполнения задания либо части задания самостоятельно, возможна минимальная помощью учителя на начальном этапе планирования; 2) слабо сформировано – не может определить (сформулировать /написать, объяснить/, выполнить практически) последовательность (все этапы плана) выполнения задания либо части задания самостоятельно, необходима значительная помощь учителя на всех этапах планирования; 3) не сформировано - планирование затруднено на всех этапах, необходима постоянная помощь учителя. 3. Соблюдение программы действий. 1) сформировано - соблюдает последовательность (опираясь на свой опыт, образец, техническую документацию) выполнения задания либо части задания самостоятельно, возможна минимальная помощью учителя в виде подсказок для выбора оптимального варианта; 2) слабо сформировано – не может соблюдать последовательность (опираясь на свой опыт, образец, техническую документацию) выполнения задания либо части задания самостоятельно, необходима помощь учителя для направления деятельности по оптимальному варианту; 3) не сформировано - самостоятельное соблюдение последовательности программы действий по выполнению задания либо части задания не возможно, необходима постоянная помощь учителя. 4. Анализ качества в сравнении с образцом. 4.1 Глазомер – умение определять параметры (форму, размер, качество обработки и т. п.) и придерживаться их при выполнении задания опираясь на свой опыт. 1) сформировано - параметры (форма, размер, качество обработки и т. п.) близки к эталону, определены и выполнены самостоятельно, возможна минимальная помощью учителя в виде подсказок в процессе выполнения задания на разных этапах; 2) слабо сформировано - параметры (форма, размер, качество обработки и т. п.) имеют значительные отклонения от эталона (но не теряют смысла задания), определены и выполнены самостоятельно, либо с помощью учителя в виде подсказок в процессе выполнения задания на всех этапах; 3) не сформировано - параметры (форма, размер, качество обработки и т. п.) имеют значительные отклонения от эталона (теряют смысл задания), определены и выполнены не самостоятельно, с помощью учителя в виде направления деятельности в процессе выполнения задания на всех этапах; 4.2 Инструменты – умение определять параметры (форму, размер, качество обработки и т. п.) и придерживаться их при выполнении задания опираясь на применение инструментов (линейка, угольник, штангенциркуль, шаблон и т.п.). 1) сформировано - параметры (форма, размер, качество обработки и т. п.) близки к эталону, определены (по технической документации либо с образца при помощи инструментов) перенесены и выполнены самостоятельно, возможна минимальная помощью учителя в виде подсказок в процессе выполнения задания на разных этапах; 2) слабо сформировано - параметры (форма, размер, качество обработки и т. п.) имеют значительные отклонения от эталона (но не теряют смысла задания), определены (по технической документации либо с образца при помощи инструментов) перенесены и выполнены самостоятельно, либо с помощью учителя в виде подсказок в процессе выполнения задания на всех этапах; 3) не сформировано - параметры (форма, размер, качество обработки и т. п.) имеют значительные отклонения от эталона (теряют смысл задания), определены и выполнены не самостоятельно, с помощью учителя в виде направления деятельности в процессе выполнения задания на всех этапах; Качество работы. не удв. – работа не по одному из параметров (форма, размер, обработка) не соответствует заданию (образцу); удв. – работа по одному из параметров (форма, размер, обработка) соответствует заданию (образцу); хор. – работа по нескольким параметрам (форма, размер, обработка) соответствует заданию (образцу); отл. – работа по всем параметрам (форма, размер, обработка) соответствует заданию (образцу), либо есть некоторые отклонения но задание выполнено при максимальном уровне самостоятельности; Отчёт о выполненной работе (по заданному алгоритму из ИА). нет – отказ от обсуждения выполненного задания; не связано – попытка объяснения выполненного задания без связи определенных последовательностей (процесса, действий, применения /инструмента, материала, ТБ/); путаный – попытка объяснения выполненного задания в связи определенных последовательностей (процесса, действий, применения /инструмента, материала, ТБ/) при переходе с одного на другое (с середины к началу и т. п.); на вопр. одноз. – отчет о выполненном задании строится по вопросам к алгоритму ответа, при помощи учителя, при этом ответы носят однозначный характер ( да, нет, взял, сделал и т.п.); на вопр. не увер. – отчет о выполненном задании строится по вопросам к алгоритму ответа, при помощи учителя, при этом ответы носят объяснительный характер имеют логическую связь но учащийся нуждается в подтверждении учителя; на воп. путаный– отчет о выполненном задании строится по вопросам к алгоритму ответа, самостоятельно, при этом ответы носят объяснительный характер имеют логическую связь но учащийся перескакивает( с одного вопроса на другой либо меняя направление ответа); на воп. полно– отчет о выполненном задании строится по вопросам к алгоритму ответа, самостоятельно, при этом ответы носят объяснительный характер имеют логическую связь и учащийся пользуется минимальной поддержкой учителя; объяснение -отчет о выполненном задании строится по вопросам к алгоритму ответа, самостоятельно, при этом ответ является достаточно связанным рассказом включающим основные моменты процесса выполнения задания. 2 – уровень самостоятельности при выполнении задания в практической части 0%; Оценка. 3– уровень самостоятельности при выполнении задания в практической части 1- 50%; 4– уровень самостоятельности при выполнении задания в практической части 50 – 80%%; 5– уровень самостоятельности при выполнении задания в практической части 81- 100%; 7 Особенности образовательного процесса Общая структура и содержание программы соотнесены так, что основой её /стержнем/ является «столярное дело», а «слесарное дело» как бы продолжает его, дополняя и расширяя. Большое внимание уделяется технике безопасности. Вводное занятие каждой четверти посвящено инструктажу по правилам поведения и ТБ, кроме того в каждой теме при изучении новых инструментов, материалов и оборудования отдельным занятием или уроком выделено время на изучение правил применения и безопасного использования данных инструментов, материалов и оборудования. На каждом уроке отведено время для подробного изучения вопросов охраны жизнедеятельности с привязкой к теме занятий. В течение учебного года предусмотрены тематические экскурсии на предприятиях РГО. И как уже отмечалось ранее программа составлена в соответствии с методологическими основами изложенными в концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, учтены программные требования предъявляемые к ОУ данного вида и создаются условия для дальнейшего получения профессионального образования в Режевском многопрофильном техникуме по специальной программе. Как видно из таблицы процентное соотношение теоретических тем программ «столярного дела» к «слесарному делу» как 2:1, примерно и этого же соотношения предполагается придерживаться в планировании практического повторения. Само практическое повторение в 8а, 8б и 9а классах около 60% учебного времени. Примерное распределение часов. Таблица 2 В том числе. В том числе. Столярное дело Класс Всего нагрузки 8а 8б 9а 306 ч. 306 ч. 340 ч. 150 ч. 150 ч. 144 ч. Слесарное дело 15 ч. 15 ч. 16 ч. Другие обобщающие темы Практическое повторение 4 ч. 4 ч. 8 ч. 137 ч. 137 ч. 172 ч. экскурс ии/Лаб вводные/ самост. и контр. работы 8/4 8/4 16/4 5/26 5/26 5/28 8 Тематическое планирование Таблица 3.1 № П.п. ТЕМА 8а КЛАСС I четверть 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Вводное занятие. Вводная контрольная работа. Практическое повторение. Пиломатериалы. Заделка пороков и дефектов древесины. Изготовление столярно-мебельного изделия. Слесарное дело. Сверление и зенкование. Изготовление профильного шаблона. Практическое повторение. Самостоятельная работа. II четверть Вводное занятие. Изготовление разметочного инструмента. Токарные работы. Слесарное дело. Нарезание резьбы вручную. Изготовление приспособлений для слесарных и столярных работ Практическое повторение. Контрольная работа за полугодие. III четверть Вводное занятие. Представление о процессе резания. Изготовление строгального инструмента. Изготовление столярно-мебельного изделия. Слесарное дело. Опиливание широкой криволинейной поверхности и сопряжения. Отделка и защита от коррозии поверхности детали. Практическое повторение. Самостоятельная работа. IV четверть Вводное занятие. Ремонт столярно-мебельного изделия. Безопасность труда во время выполнения столярных и слесарных работ. Крепёжные изделия и мебельная фурнитура. Слесарные работы. Сплавы металлов и термическая обработка стали. Обработка металла без снятия стружки. Практическое повторение. Итоговая контрольная работа. Количество Примечание часов Пр. сроки 306 ч. 72 ч. 2 4 3 4 14 18 4 02.09-10.09 13-17.09 20-24.09 27.09-08.10 11-15.10 19 4 72 ч. 1 17 18 4 18.10-29.10 08.11 ---- 19.11 22.11-03.12 06.12- 26 6 90 ч. 1 4 22 18 4 13.12- 30.12 17.01--04.02 07.02-18.02 21.02- 35 6 72 ч. 1 26 4 28.02---25.03 04.04-22.04 25.04-- 6 3 --29.04 2 1 26 6 02.05---27.05. 9 Экскурсии 8а класс № П/п. Время Тема по программе 1 Тема экскурсии планируемое место ко-во ч. Пиломатериалы. 1. Пиломатериалы: виды (брусья, доски, бруски, обапол, шпалы, рейки, дощечки, планки). Хозяйственный магазин 1 Изготовление столярномебельного изделия. 1. Мебель: виды назначение и комплектование для разных помещений. Магазин-салон мебели. Магазин хозяйственных товаров. Магазин строительных материалов 1 13.0917.09 2 27.10 30.10 Таблица 3.1.1 3 15.1119.11 Изготовление разметочного инструмента. 1. Виды разметочного инструмента для столярных и слесарных работ. 4 06.1210.12 Токарные работы (по дереву). 1. Обработка столярных деталей на токарном станке по дереву. Пилорама, столярный цех м/р Быстринский 1 5 01.02.05.02 Изготовление столярномебельного изделия. 1. Технология изготовления сборочных единиц корпусной мебели. 2. Бригадный метод работы при изготовлении мебели. . 1. Виды гвоздей, шурупов и резьбовых соединений. 2. Виды мебельная фурнитуры Мебельное производство. Курская 15 1 6 14.04 18.04 Крепёжные изделия и мебельная фурнитура. 1 1 Хозяйственный магазин 1 1 Лабораторные работы 8а класс. № П/п. Время Тема по программе Тема лабораторной работы 1 13.0915.09 1. Определение вида п/м-ов на рисунке и по образцу. 1. Определение параметров резьбового соединения (диаметр, шаг) с помощью специальных инструментов (шаблон, штангенциркуль). 1. Определение названий крепёжных изделий и мебельной фурнитуры по образцам. 2. Определение длины гвоздя на глаз. 1. Определение вида обработки изделия по образцу. 2 06.1210.12 Пиломатериалы. Нарезание резьбы вручную. 3 18.0422.04 Крепёжные изделия и мебельная фурнитура. 4 25.0429.04 Обработка металла без снятия стружки. Таблица 3.1.2 ко-во ч. 1 1 1 1 10 Требования к уровню подготовки учащихся 8а класса по предмету: С учётом личностных результатов обучения. готовность и способность обучающихся к саморазвитию, а именно: - ценностное отношение к учебному труду; -понимание необходимости выполнения правил техники безопасности; -овладение элементарными умениями программы курса; -ценностное отношение к учебному труду, способность к взаимодействию с детьми и взрослыми; -получение опыта постижения народного творчества. готовность и способность обучающихся к самоопределению, а именно: - формирование умения трудиться в коллективе, бережного отношения к школьному имуществу, аккуратности; - готовность к соблюдению правил школьного взаимодействия; - понимание необходимости освоения профессиональными умениями столярного и слесарного дела и универсальной духовно-нравственной установкой «становиться лучше»; - способность самостоятельным поступкам и действиям, к принятию ответственности за их результат; - осознание ценностей человеческой жизни, ценности других людей; -понимание стать полезным членом общества. готовность и способность обучающихся к смыслообразованию, а именно: - способность к пониманию принятых в обществе представлений о добре и зле, моральных норм «что такое хорошо и что такое плохо»; -ценностное отношение к России, к своему народу, культурно-историческому наследию; -уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим; -ценностное отношение к природе; гуманное отношение ко всему живому; -сочувствие к человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации; -способность преодолевать трудности в работе на уроке; -способность видеть красоту в окружающем мире, поведении и поступках людей; - способность оценивать свои поступки; -понимание трудолюбия, бережливости. С учётом предметных результатов обучения. 1. Минимальный уровень Обучающие научатся: Читать чертежи и эскизы на изготовление простейших столярных, слесарных изделий, рационально организовывать рабочее место при выполнении работ ручными инструментами и на станках, соблюдать правила безопасности и правила безопасной работы инструментами, указанными в программе; производить разметку простых деталей из древесины, металлов и их сплавов по чертежам и эскизам; проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по технологической карте, чертежам, шаблону, образцу изделия; Определять по внешнему виду древесины её породу и пороки, по внешним признакам вид и качество металлов и их сплавов; экономно выкраивать и выбирать заготовки на изделие и обрабатывать их ручными столярными, слесарными инструментами; подбирать и подготавливать к работе инструмент для ручной обработки древесины, металлов и их сплавов, правильно пользоваться инструментом; производить пиление, строгание, долбление и сверление древесины; Распознавать виды крепежных изделий и мебельной фурнитуры. Работать с краской Использовать древесные материалы применяемые в деревообрабатывающем производстве, правила и приёмы их обработки и склеивания; технологию и приёмы ручной обработки древесины, металлов и их сплавов (разметка, пиление, строгание, долбление, резание, сверление, рубка, опиливание, гибка); знать источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации, уметь находить необходимую техническую 11 информацию; приёмы разметки заготовок; виды соединения деталей, узлов и механизмов; специальную терминологию и пользоваться ею. Осуществлять наладку ручных столярных и слесарных инструментов и токарного станка по дереву на заданную форму и размеры, обеспечивать требуемую точность взаимного расположения поверхностей; экономно расходовать материалы и электроэнергию, бережно обращаться с оборудованием, инструментами и приспособлениями. контролировать качество и точность выполнения столярных, слесарных операций; проверять качество выполненной работы в соответствии с требованиями и техническими условиями; Применять способы контроля – по шаблону; линейкой, угольником, циркулем, штангенциркулем; основы культурного поведения и правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ; Применять правила безопасного пользования электроэнергией, бытовыми приборами, газом, отоплением. Работать распределяя и согласовывая совместный труд, индивидуально и парами с опорой на готовый план в виде рисунков, инструктажа, осуществлять контроль качества друг друга. 2. Достаточный уровень Обучающие получат возможность научиться: Научиться читать чертежи и эскизы на изготовление простейших столярных, слесарных изделий, рационально организовывать рабочее место при выполнении работ ручными инструментами и на станках, соблюдать правила безопасности и правила безопасной работы инструментами, указанными в программе; производить разметку простых деталей из древесины, металлов и их сплавов по чертежам и эскизам; проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по технологической карте, чертежам, шаблону, образцу изделия; определять по внешнему виду древесины её породу и пороки, по внешним признакам вид и качество металлов и их сплавов; экономно выкраивать и выбирать заготовки на изделие и обрабатывать их ручными столярными, слесарными инструментами; подбирать и подготавливать к работе инструмент для ручной обработки древесины, металлов и их сплавов, правильно пользоваться инструментом; производить пиление, строгание, долбление и сверление древесины; Распознаванию видов пиломатериалов; вида работ. Приготовление разметочного инструмента. Изготовление строгального инструмента; простейшей мебели. Ремонт простейшей мебели. Распознавание видов крепежных изделий мебельной фурнитуры. Умение работать с краской, делать анализ сборочного чертежа на изделие. Распознавание вида отработки изделия. Осуществлять наладку ручных столярных и слесарных инструментов и токарного станка по дереву на заданную форму и размеры, обеспечивать требуемую точность взаимного расположения поверхностей; экономно расходовать материалы и электроэнергию, бережно обращаться с оборудованием, инструментами и приспособлениями. контролировать качество и точность выполнения столярных, слесарных операций; проверять качество выполненной работы в соответствии с требованиями и техническими условиями; Знать виды материалов, обозначенных в программе, их свойства, название, назначение; породы древесины, классификацию металлов и сплавов, их свойства и применение; о значении понятий материал, инструмент, изделие и их назначении; основные сведения о деревообрабатывающем производстве. Применять способы контроля – по шаблону; линейкой, угольником, циркулем, штангенциркулем; основы культурного поведения и правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ; правила безопасного пользования электроэнергией, бытовыми приборами, газом, отоплением. Работать распределяя и согласовывая совместный труд, индивидуально и парами с опорой на готовый план в виде рисунков, инструктажа, осуществлять контроль качества друг друга; Владеть основами художественной обработки древесины или металлов; конструировать или изготавливать простейшие приспособления и инструменты для выполнения таких работ; выполнять требования производственной санитарии и личной гигиены 12 Таблица 3.2 № П.п. ТЕМА 8б КЛАСС I четверть 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Вводное занятие. Вводная контрольная работа. Практическое повторение. Пиломатериалы. Заделка пороков и дефектов древесины. Изготовление столярно-мебельного изделия. Слесарное дело. Сверление и зенкование. Изготовление профильного шаблона. Практическое повторение. Самостоятельная работа. II четверть Вводное занятие. Изготовление разметочного инструмента. Токарные работы. Слесарное дело. Нарезание резьбы вручную. Изготовление приспособлений для слесарных и столярных работ Практическое повторение. Контрольная работа за полугодие. III четверть Вводное занятие. Представление о процессе резания. Изготовление строгального инструмента. Изготовление столярно-мебельного изделия. Слесарное дело. Опиливание широкой криволинейной поверхности и сопряжения. Отделка и защита от коррозии поверхности детали. Практическое повторение. Самостоятельная работа. IV четверть Вводное занятие. Ремонт столярно-мебельного изделия. Безопасность труда во время выполнения столярных и слесарных работ. Крепёжные изделия и мебельная фурнитура. Слесарные работы. Сплавы металлов и термическая обработка стали. Обработка металла без снятия стружки. Практическое повторение. Итоговая контрольная работа. Количество Примечание часов Пр. сроки 306 ч. 72 ч. 2 4 3 4 14 18 4 02.09-10.09 13-17.09 20-24.09 27.09-08.10 11-15.10 19 4 72 ч. 1 17 18 4 18.10-29.10 08.11 ---- 19.11 22.11-03.12 06.12- 26 6 90 ч. 1 4 22 18 4 13.12- 30.12 17.01--04.02 07.02-18.02 21.02- 35 6 72 ч. 1 26 4 28.02---25.03 04.04-22.04 25.04-- 6 3 --29.04 2 1 26 6 02.05---27.05. 13 Экскурсии 8б класс № П/п. Время Тема по программе 1 Тема экскурсии планируемое место ко-во ч. Пиломатериалы. 1. Пиломатериалы: виды (брусья, доски, бруски, обапол, шпалы, рейки, дощечки, планки). Хозяйственный магазин 1 Изготовление столярномебельного изделия. 1. Мебель: виды назначение и комплектование для разных помещений. Магазин-салон мебели. Магазин хозяйственных товаров. Магазин строительных материалов 1 13.0917.09 2 27.10 30.10 Таблица 3.2.1 3 15.1119.11 Изготовление разметочного инструмента. 1. Виды разметочного инструмента для столярных и слесарных работ. 4 06.1210.12 Токарные работы (по дереву). 1. Обработка столярных деталей на токарном станке по дереву. Пилорама, столярный цех м/р Быстринский 1 5 01.02.05.02 Изготовление столярномебельного изделия. 1. Технология изготовления сборочных единиц корпусной мебели. 2. Бригадный метод работы при изготовлении мебели. . 1. Виды гвоздей, шурупов и резьбовых соединений. 2. Виды мебельная фурнитуры Мебельное производство. Курская 15 1 6 14.04 18.04 Крепёжные изделия и мебельная фурнитура. 1 1 Хозяйственный магазин 1 1 Лабораторные работы 8б класс. № П/п. Время Тема по программе Тема лабораторной работы 1 13.0915.09 1. Определение вида п/м-ов на рисунке и по образцу. 1. Определение параметров резьбового соединения (диаметр, шаг) с помощью специальных инструментов (шаблон, штангенциркуль). 1. Определение названий крепёжных изделий и мебельной фурнитуры по образцам. 2. Определение длины гвоздя на глаз. 1. Определение вида обработки изделия по образцу. 2 06.1210.12 Пиломатериалы. Нарезание резьбы вручную. 3 18.0422.04 Крепёжные изделия и мебельная фурнитура. 4 25.0429.04 Обработка металла без снятия стружки. Таблица 3.2.2 ко-во ч. 1 1 1 1 14 Требования к уровню подготовки учащихся 8б класса по предмету: С учётом личностных результатов обучения. готовность и способность обучающихся к саморазвитию, а именно: - ценностное отношение к учебному труду; -понимание необходимости выполнения правил техники безопасности; -овладение элементарными умениями программы курса; -ценностное отношение к учебному труду, способность к взаимодействию с детьми и взрослыми; -получение опыта постижения народного творчества. готовность и способность обучающихся к самоопределению, а именно: - формирование умения трудиться в коллективе, бережного отношения к школьному имуществу, аккуратности; - готовность к соблюдению правил школьного взаимодействия; - понимание необходимости освоения профессиональными умениями столярного и слесарного дела и универсальной духовно-нравственной установкой «становиться лучше»; - способность самостоятельным поступкам и действиям, к принятию ответственности за их результат; - осознание ценностей человеческой жизни, ценности других людей; -понимание стать полезным членом общества. готовность и способность обучающихся к смыслообразованию, а именно: - способность к пониманию принятых в обществе представлений о добре и зле, моральных норм «что такое хорошо и что такое плохо»; -ценностное отношение к России, к своему народу, культурно-историческому наследию; -уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим; -ценностное отношение к природе; гуманное отношение ко всему живому; -сочувствие к человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации; -способность преодолевать трудности в работе на уроке; -способность видеть красоту в окружающем мире, поведении и поступках людей; - способность оценивать свои поступки; -понимание трудолюбия, бережливости. С учётом предметных результатов обучения. 1. Минимальный уровень Обучающие научатся: Читать чертежи и эскизы на изготовление простейших столярных, слесарных изделий, рационально организовывать рабочее место при выполнении работ ручными инструментами и на станках, соблюдать правила безопасности и правила безопасной работы инструментами, указанными в программе; производить разметку простых деталей из древесины, металлов и их сплавов по чертежам и эскизам; проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по технологической карте, чертежам, шаблону, образцу изделия; Определять по внешнему виду древесины её породу и пороки, по внешним признакам вид и качество металлов и их сплавов; экономно выкраивать и выбирать заготовки на изделие и обрабатывать их ручными столярными, слесарными инструментами; подбирать и подготавливать к работе инструмент для ручной обработки древесины, металлов и их сплавов, правильно пользоваться инструментом; производить пиление, строгание, долбление и сверление древесины; Распознавать виды крепежных изделий и мебельной фурнитуры. Работать с краской Использовать древесные материалы применяемые в деревообрабатывающем производстве, правила и приёмы их обработки и склеивания; технологию и приёмы ручной обработки древесины, металлов и их сплавов (разметка, пиление, строгание, долбление, резание, сверление, рубка, опиливание, гибка); знать источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации, уметь находить необходимую техническую информацию; приёмы разметки заготовок; виды соединения деталей, узлов и механизмов; специальную терминологию и пользоваться ею. Осуществлять наладку ручных столярных и слесарных инструментов и токарного станка по дереву на заданную форму и размеры, обеспечивать требуемую точность взаимного расположения 15 поверхностей; экономно расходовать материалы и электроэнергию, бережно обращаться с оборудованием, инструментами и приспособлениями. контролировать качество и точность выполнения столярных, слесарных операций; проверять качество выполненной работы в соответствии с требованиями и техническими условиями; Знать виды материалов, обозначенных в программе, их свойства, название, назначение; породы древесины, классификацию металлов и сплавов, их свойства и применение; о значении понятий материал, инструмент, изделие и их назначении; основные сведения о деревообрабатывающем производстве. Применять способы контроля – по шаблону; линейкой, угольником, циркулем, штангенциркулем; основы культурного поведения и правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ; Применять правила безопасного пользования электроэнергией, бытовыми приборами, газом, отоплением. Работать распределяя и согласовывая совместный труд, индивидуально и парами с опорой на готовый план в виде рисунков, инструктажа, осуществлять контроль качества друг друга. 2. Достаточный уровень Обучающие получат возможность научиться: Читать чертежи и эскизы на изготовление простейших столярных, слесарных изделий, рационально организовывать рабочее место при выполнении работ ручными инструментами и на станках, соблюдать правила безопасности и правила безопасной работы инструментами, указанными в программе; производить разметку простых деталей из древесины, металлов и их сплавов по чертежам и эскизам; проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по технологической карте, чертежам, шаблону, образцу изделия; определять по внешнему виду древесины её породу и пороки, по внешним признакам вид и качество металлов и их сплавов; экономно выкраивать и выбирать заготовки на изделие и обрабатывать их ручными столярными, слесарными инструментами; подбирать и подготавливать к работе инструмент для ручной обработки древесины, металлов и их сплавов, правильно пользоваться инструментом; производить пиление, строгание, долбление и сверление древесины; Распознаванию видов пиломатериалов; вида работ. Приготовление разметочного инструмента. Изготовление строгального инструмента; простейшей мебели. Ремонт простейшей мебели. Распознавание видов крепежных изделий мебельной фурнитуры. Умение работать с краской, делать анализ сборочного чертежа на изделие. Распознавание вида отработки изделия. Знать приёмы безопасной работы инструментами и приспособлениями, обозначенными в программе; древесные материалы применяемые в деревообрабатывающем производстве, правила и приёмы их обработки и склеивания; технологию и приёмы ручной обработки древесины, металлов и их сплавов (разметка, пиление, строгание, долбление, резание, сверление, рубка, опиливание, гибка); знать источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации, уметь находить необходимую техническую информацию; приёмы разметки заготовок; виды соединения деталей, узлов и механизмов; специальную терминологию и пользоваться ею. Осуществлять наладку ручных столярных и слесарных инструментов и токарного станка по дереву на заданную форму и размеры, обеспечивать требуемую точность взаимного расположения поверхностей; Применять способы контроля – по шаблону; линейкой, угольником, циркулем, штангенциркулем; основы культурного поведения и правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ; правила безопасного пользования электроэнергией, бытовыми приборами, газом, отоплением. Работать распределяя и согласовывая совместный труд, индивидуально и парами с опорой на готовый план в виде рисунков, инструктажа, осуществлять контроль качества друг друга; Владеть основами художественной обработки древесины или металлов; конструировать или изготавливать простейшие приспособления и инструменты для выполнения таких работ; выполнять требования производственной санитарии и личной гигиены 16 Таблица 3.3 1 2 3 4 5 6 7 8 9 9 КЛАСС 340 ч. I четверть. 80ч. 2 4 4 30 Вводное занятие Вводная контрольная работа. Практическое повторение. Столярное дело. Художественная отделка столярного изделия. Правила пожарной безопасности. Слесарное дело. 5.1 Основные виды обработки металлов резанием. 5.2 Заточка инструмента. 5.3 Механосборочные работы. Практическое повторение. Самостоятельная работа II четверть. Вводное занятие. Трудовое законодательство. Столярное дело. 9.1 Круглые лесоматериалы, пиломатериалы, заготовки и изделия. 9.2 Мебельное производство. Изготовление моделей мебели. 9.3 Строительное производство. 9.3.1 Плотничные работы. 10 Слесарное дело. 10.1 Механосборочные работы. 11 Практическое повторение. 12 Контрольная работа. III четверть. 13 Вводное занятие. 14 Столярное дело. 13.1 Мебельное производство. 13.1.1 Изготовление несложной мебели с облицовкой поверхности. 13.2. Мебельная фурнитура и крепёжные изделия. 13.3 Строительное производство. Столярные и плотничные ремонтные работы. 15 16 17 18 19 13.4 Изоляционные и смазывающие материалы. Слесарное дело. 14.1 Механосборочные работы. Практическое повторение. Самостоятельная работа. IV четверть. Вводное занятие Столярные дело. 19.1 Мебельное производство. 19.1.1 Сведения о механизации и автоматизации мебельного производства. 19.1.2 Изготовление секционной мебели. 19.2 Строительное производство. 19.2.1 Плотничные работы. Пр. сроки 02.09-10.09 13.093 -01.10 04.10-2 1 2 11.10-29.10 5 40 6 80 ч. 1 5 34 08.11 ---- 19.11 5 22.11-03.12 24 5 06.12- 4 4 30 6 100 ч. 1 49 13.12----30.12 17.01--04.02 34 5 10 07.02-18.02 5 21.024 4 40 6 80 ч. 1 49 29 28.02---25.03 04.04-22.04 9 25.04-- 25 10 --29.04 5 17 20 21 22 19.2.2 Кровельные и облицовочные материалы. 19.2.3 Настилка линолеума. 19.3 Фанера и древесные плиты. Слесарное дело. 20.1 Механосборочные работы. Практическое повторение. Контрольная работа. 2 2 1 --02.05 4 4 25 6 09.05---27.05. Экскурсии 9а класс Таблица 3.3.1 № П/п. Время Тема по программе 1 20.0924.09 2 11.10 15.10 3 2. Правила пожарной безопасности. Столярное дело. 1.Художественная отделка столярного изделия. 22.1126.11 Слесарное дело. 3.1 Основные виды обработки металлов резанием. 4 06.1210.12 Столярное дело. 3.1 Круглые лесоматериалы, пиломатериалы, заготовки и изделия. 5 01.02.05.02 Изготовление несложной мебели с облицовкой поверхности. Мебельная фурнитура и крепёжные изделия. Изоляционные и смазывающие материалы. 6 14.03 18.03 7 04.04 08.04 8 25.0429.04 Тема экскурсии планируемое место ко-во ч. 1. Знакомство с первичными средствами пожаротушения. 2. Действия при возникновении пожара. 1. Виды художественной отделки столярных изделий. 2.Технологический процесс при выполнении художественной отделки столярных изделий. 1. Группы металлорежущих станков 2. Правила безопасности на территории завода, цеха. Пожарная часть №223 Калинина 4 1 Цех 99 Красноармейская 8 1 1. Хвойные и лиственные лесоматериалы: использование обмер и хранение. 2. Виды пиломатериала: брусья, доски, бруски, обапол, шпалы, рейки, дощечки, планки. 1. Виды мебели по назначению и способу соединения частей. 2. Виды мебельной фурнитуры и крепёжных изделий. 1 1 1 Металлообрабатыва ющее предприятие. Механический цех. ООО«Элтиз» Пилорама, столярный цех м/р Быстринский Магазин-салон мебели. Магазин хозяйственных товаров. 1. Виды теплоизоляционного и гидроизоляционного материала. 2. Смазочный материал. Хозяйственный магазин Сведения о механизации и автоматизации мебельного производства. 1. Механизация и автоматизация на деревообрабатывающем предприятии. 2. Технологический процесс изготовления мебели. Мебельное производство. Курская 15 Кровельные и облицовочные материалы. Настилка линолеума. 1.Виды кровельного и облицовочного материалов. 2. Виды линолеума Хозяйственны й магазин 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 18 Лабораторные работы 9а класс. № П/п. Время Тема по программе Тема лабораторной работы 1 13.0915.09 1. Определение текстуры разных древесных пород по образцам. 2 06.1210.12 3 01.02.05.02 4 25.0429.04 Художественная отделка столярного изделия. Круглые лесоматериалы, пиломатериалы, заготовки и изделия Мебельная фурнитура и крепёжные изделия. Кровельные и облицовочные материалы. Таблица 3.3.2 ко-во ч. 1 1. Определение названий пиломатериалов, заготовок и изделий по образцам. 1 1. Определение вида мебельной фурнитуры по образцам 1 1. Определение кровельного и облицовочного материалов по образцам. 1 Требования к уровню подготовки учащихся 9а класса по предмету: С учётом личностных результатов обучения. готовность и способность обучающихся к саморазвитию, а именно: - ценностное отношение к учебному труду; -понимание необходимости выполнения правил техники безопасности; -овладение элементарными умениями программы курса; -ценностное отношение к учебному труду, способность к взаимодействию с детьми и взрослыми; -получение опыта постижения народного творчества. готовность и способность обучающихся к самоопределению, а именно: - формирование умения трудиться в коллективе, бережного отношения к школьному имуществу, аккуратности; - готовность к соблюдению правил школьного взаимодействия; - понимание необходимости освоения профессиональными умениями столярного и слесарного дела и универсальной духовно-нравственной установкой «становиться лучше»; - способность самостоятельным поступкам и действиям, к принятию ответственности за их результат; - осознание ценностей человеческой жизни, ценности других людей; -понимание стать полезным членом общества. готовность и способность обучающихся к смыслообразованию, а именно: - способность к пониманию принятых в обществе представлений о добре и зле, моральных норм «что такое хорошо и что такое плохо»; -ценностное отношение к России, к своему народу, культурно-историческому наследию; -уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим; -ценностное отношение к природе; гуманное отношение ко всему живому; -сочувствие к человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации; -способность преодолевать трудности в работе на уроке; -способность видеть красоту в окружающем мире, поведении и поступках людей; - способность оценивать свои поступки; -понимание трудолюбия, бережливости. С учётом предметных результатов обучения. 1. Минимальный уровень 19 Обучающие научатся: Знать приёмы безопасной работы инструментами и приспособлениями, обозначенными в программе; древесные материалы применяемые в деревообрабатывающем производстве, правила и приёмы их обработки и склеивания; технологию и приёмы ручной обработки древесины, металлов и их сплавов (разметка, пиление, строгание, долбление, резание, сверление, рубка, опиливание, гибка); знать источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации, уметь находить необходимую техническую информацию; приёмы разметки заготовок; виды соединения деталей, узлов и механизмов; специальную терминологию и пользоваться ею. Осуществлять наладку ручных столярных и слесарных инструментов и токарного станка по дереву на заданную форму и размеры, обеспечивать требуемую точность взаимного расположения поверхностей; экономно расходовать материалы и электроэнергию, бережно обращаться с оборудованием, инструментами и приспособлениями. контролировать качество и точность выполнения столярных, слесарных операций; проверять качество выполненной работы в соответствии с требованиями и техническими условиями; Иметь представление о путях предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и здоровье человека; последовательность разборки и сборки несложных технических устройств; Работать распределяя и согласовывая совместный труд, индивидуально и парами с опорой на готовый план в виде рисунков, инструктажа, осуществлять контроль качества друг друга; Владеть основами художественной обработки древесины или металлов; конструировать или изготавливать простейшие приспособления и инструменты для выполнения таких работ; выполнять требования производственной санитарии и личной гигиены. 2. Достаточный уровень Обучающие получат возможность научиться: Знать приёмы безопасной работы инструментами и приспособлениями, обозначенными в программе; древесные материалы применяемые в деревообрабатывающем производстве, правила и приёмы их обработки и склеивания; технологию и приёмы ручной обработки древесины, металлов и их сплавов (разметка, пиление, строгание, долбление, резание, сверление, рубка, опиливание, гибка); знать источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации, уметь находить необходимую техническую информацию; приёмы разметки заготовок; виды соединения деталей, узлов и механизмов; специальную терминологию и пользоваться ею. Осуществлять наладку ручных столярных и слесарных инструментов и токарного станка по дереву на заданную форму и размеры, обеспечивать требуемую точность взаимного расположения поверхностей; экономно расходовать материалы и электроэнергию, бережно обращаться с оборудованием, инструментами и приспособлениями. контролировать качество и точность выполнения столярных, слесарных операций; проверять качество выполненной работы в соответствии с требованиями и техническими условиями; Иметь представление о путях предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и здоровье человека; последовательность разборки и сборки несложных технических устройств; Работать распределяя и согласовывая совместный труд, индивидуально и парами с опорой на готовый план в виде рисунков, инструктажа, осуществлять контроль качества друг друга; Владеть основами художественной обработки древесины или металлов; конструировать или изготавливать простейшие приспособления и инструменты для выполнения таких работ; выполнять требования производственной санитарии и личной гигиены. 20 Уровень качества образованности. Таблица 4 Отлично «5» З Н А Е Т П О Н И М А Е Т П Р И М Е Н Я Е Т О Ц Е Н И В А Е Т -содержание ответа соответствует поставленному вопросу -знает правила и приёмы деятельности -знает терминологию работ по профилю -знает свойства и назначение материалов -знает правила организации рабочего места -понимает необходимость выполнения правил техники безопасности -видит различия в свойствах материалов -умеет привести примеры -демонстрирует самостоятельное, безошибочное выполнение действий -демонстрирует выполнения правил техники безопасности -объективно оценивает свои трудовые возможности и способности, перспективы дальнейшего трудоустройства -определяет качество выполненной работы Хорошо «4» Удволетворительно «3» Неудволетворительно «2» -при воспроизведении понятий и терминов допущены неточности -знает основы общеобразовательного компонента образовательной области -ответ на вопрос содержит ошибки или большое количество неточностей, искажает содержание ответа - ответ не в полной мере соответствует вопросу -ответа на вопрос нет, искажает содержание ответа - ответ не соответствует вопросу -затрудняется самостоятельно дать точный ответ на поставленный вопрос -понимает необходимость выполнения основных правил техники безопасности -понимает основные технологические принципы -умеет последовательно выполнять действие по алгоритму -демонстрирует выполнение основных правил техники безопасности -не умеет объяснить материал по заданному вопросу -понимает необходимость простых правил техники безопасности -не умеет объяснить материал по заданному вопросу -не понимает необходимость простых правил техники безопасности -затрудняется самостоятельно выполнять действия нуждается в помощи учителя -демонстрирует частичное выполнения правил техники безопасности - постоянно нуждается в помощи учителя -демонстрирует полное не выполнение правил техники безопасности -с организующей помощью педагога оценивает свои трудовые возможности и способности, перспективы дальнейшего трудоустройства -со стимулирующей организующей помощью педагога определяет качество выполненной работы -зачастую не всегда адекватно оценивает свои трудовые возможности и способности, перспективы дальнейшего трудоустройства -исправляет недостатки с помощью педагога - всегда не адекватно оценивает свои трудовые возможности и способности, перспективы дальнейшего трудоустройства -не исправляет недостатки с помощью педагога Методическое обеспечение. Столярно-слесарная мастерская с оборудованием: верстак столярный -6 шт., верстак слесарный -6 шт., набор столярного инструмента-6 шт., набор слесарного инструмента -6 шт., станок токарный по дереву (СТД-120М)-2 шт. Расходный материал: пиломатериал- 0,5 м.куб., железо листовое 3мм.- 0,15 м.кв., метизы разные-1 кг., клей ПВА-1 кг., лако-красочные изделия-1,5 л., шлифовальная шкурка-1 м.кв. Технологические карты, образцы изделий, карточки задания, чертежи, плакаты, коллекции, ИКТ. 21 Литература. 1. Меренков А.В. Самоопределение в сфере образования и профессиональной деятельности: примерная программа для I-IV классов: Министерство общего и профессионального образования Свердловской области / А.В. Меренков. – М. : Образовательно издательский центр «Академия», 2006. – 40 с. 2. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида: Новые учеб. программы и метод. материалы. – Кн. 1/Под ред. А.М. Щербаковой. М.: Из-во НЦ ЭНАС, 2001. – 304 с. 3. Программно-методические материалы: Технология. 5-11 классы./Сост. А.В. Марченко. М.: Дрофа, 2001. 4. Программы общеобразовательных учреждений: Технология трудовое обучение 1-4 кл., 511 кл . / Научные рук. Ю.Л. Хотунцев, В.Д. Симоненко.- М.: Просвещение, 2005. 5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII-го вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – Сб.2- 304 с. 6. Патракеев В.Г., Технология. Слесарное дело. 5 класс учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.- М.: Просвещение, 2012. – 192 с. 7. Патракеев В.Г., Технология. Слесарное дело. 6 класс учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.- М.: Просвещение, 2013. – 200 с. 8. Патракеев В.Г., Патракеев И.В. Слесарное дело. Тетрадь для самостоятельной работы учащихся 5-6 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2004. 9. Сборник нормативно-методических материалов по технологии / Авт.-сост.: Марченко А.В., Сасова И.А., Гуревич М. И. _ М.: Вентана-Граф, 2007. 10. Журавлёв Б.А. Столярное дело: Учебное пособие для учащихся 7-8 кл. вспом. школы. – М.: Просвещение, 1993. 11. Столярное дело: 10-11 кл. учеб. для спец. (коррекционных) образоват. учреждений VIII вида/ Перелётов А.Н., Лебедев П. М., Сековец Л.С. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. 367 с. 12. Спиридонов И.Г. и др. Слесарное дело: Учебное пособие для учащихся 7-8 кл. вспом. школы. – М.: Просвещение, 1989. 13. Трудовое обучение. Слесарное дело. 5-6 классы: рабочая программа / авт.-сост. О.В. Павлова. – Волгоград : Учитель, 2015. -96 с. 14. Трудовое обучение. Столярное дело. 5-6 классы: рабочая программа / авт.-сост. О.В. Павлова. – Волгоград : Учитель, 2015. -87 с. 15. Трудовое обучение. Слесарное дело. 7-9 классы: рабочая программа / авт.-сост. О.В. Павлова. – Волгоград : Учитель, 2015. -165 с. 16. Трудовое обучение. Столярное дело. 7-9 классы: рабочая программа / авт.-сост. О.В. Павлова. – Волгоград : Учитель, 2015. -130 с. 17.Тематическое планирование и конспекты уроков по столярному делу в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. 9 класс / Д.А. Скурихин. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 216 с. Разработчик программы: Яковлев Георгий Фёдорович инженер механик учитель трудового обучения высшей кв. категории стаж работы 24 года 25.08.2021 г. _____________________ / Яковлев Г. Ф. /. 22 Лист согласований и изменений Дата внесения Место внесения Подпись лица Подпись лица изменений изменений вносившего принявшего изменения изменения 23