Рабочая программа педагога дополнительного образования Лешиной М. Л. на 2021-2022 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа является физкультурно-оздоровительной, рассчитана для детей с
ограниченными возможностями здоровья. Программа направлена на укрепление здоровья
детей, формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья комплекса
специальных знаний, жизненно необходимых двигательных умений и навыков, повышение
функциональных возможностей организма, успешную социальную адаптацию. Программа
составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации";
 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г.
N 1008. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
 № 06-1844 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ
дополнительного образования детей»;
 Письмо Министерства образования и науки РА от 29 марта 2016г.№ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций»;
При разработке программы использованы:
 Рекомендации Министерства образования Российской Федерации (инструктивнометодическое письмо от 14.03.2000 № 65/23-16 "О гигиенических требованиях к максимальной
нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения");
 Методические рекомендации «Медико-педагогический контроль за организацией занятий
физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья» от 2016 г.
 Программа «Здоровячок» Толстовой С.Г. Центр «Ладо»
Актуальность программы заключается в том, что для детей с ограниченными
возможностями здоровья характерна недостаточность в двигательной сфере, проявляющаяся в
выраженном снижении способности к поддержанию равновесия, согласованности движений,
затруднении пространственной ориентировки. Отмечается недостаточная сформированность
основных движений (ходьбы, бега, лазания, перелезания), недостаточно развита игровая
деятельность, особенности двигательных умений, низкая работоспособность, несовершенство
моторики.
Программа учитывает особенности детей с ограниченными возможностями здоровья,
способствует развитию двигательных навыков и умений, включает в себя упражнения на
развитие и укрепление опорно-двигательных и мышечных аппаратов, пальчиковую
гимнастику, дыхательные упражнения. Отличительной особенностью программы является
использование в работе современных методов сенсорной интеграции с применением снарядов
«Дома Совы». Упражнения с использованием снарядов «Дома Совы», тренажеров
способствуют развитию координации движений, равновесию. С помощью специально
подобранных упражнений у детей в разной мере развиваются сила, ловкость, быстрота,
выносливость. Все эти двигательные качества способствуют воспитанию у детей уверенности
в овладении как простыми, так и более сложными упражнениями. Занятия физкультурнооздоровительной направленности должны быть эмоциональными, вызывать интерес к
двигательной деятельности. Показывая упражнения, чередуя их, педагог может вызвать
интерес к их выполнению, предлагая игры, в которых эти упражнения используются.
Подвижные игры оказывают благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костносвязочного аппарата и мышечной системы.
Повышение физической активности способствует благоприятному развитию
восприятия и мышления, воображения детей, расширении их познавательных возможностей и
развитии интеллектуальных способностей.

Цель программы: содействие всестороннему физическому развитию детей с
ограниченными возможностями средствами физических упражнений, освоением
двигательной деятельности.
Задачи:

способствовать укреплению общего физического состояния организма детей с
ограниченными возможностями здоровья;

способствовать развитию навыков основных видов движений (ходьбы, бега,
ползания, лазания, прыжков, катания, бросания, ловли);

способствовать развитию физических качеств (координации, гибкости, быстроты);

развитие навыков культурного общения детей друг с другом.
Участники программы: дети с ОВЗ в возрасте от 3 до 15 лет.
Формы проведения занятий:
- индивидуальная, подгрупповая (в период распространения коронавирусной инфекции)
-групповая (от 8 человек);
Методы обучения:
Словесные: помогают осмысленно поставить перед ребенком двигательную задачу,
раскрывает содержание и структуру движения (объяснения, пояснения, указания, подача
команд, сигналов, вопросы, словесные инструкции и др.);
Наглядные: направлены на создание зрительных представлений о движении (нагляднозрительные приемы, показ физических упражнений, использование наглядных пособий и
др.).
Практические: закрепляют на практике знания, умения и навыки основных движений
(повторение упражнений без изменения и с изменениями, проведение упражнений в
игровой форме, проведение упражнений в соревновательной форме и др.).
Принципы реализации программы:
Принцип систематичности – суть принципа раскрывается в чередовании развития
нагрузки и отдыха.
Принцип индивидуальности – предполагает учет индивидуальных особенностей каждого
ребенка.
Принцип развивающей направленности – при обучении движениям учитывается «зона
ближайшего развития», т.е. предлагаемые упражнения направлены не на имеющийся в
данный момент у детей уровень умений и навыков, а опережает его.
Принцип воспитывающей направленности – решаются воспитательные задачи
(воспитание общительности, смелости, выдержки, нравственно-волевых качеств).
Принцип оздоровительной направленности – предполагает укрепление здоровья
средствами физических упражнений, физические нагрузки должны быть адекватны
возрасту и уровню физического развития и здоровья детей. Принцип сознательности –
направлен на понимание детьми сути производимого ими того или иного движения.
Принцип наглядности - заключается в создании у ребенка при помощи различных органов
чувств представления о движении.
Принцип доступности – предусматривает обучение с учетом возрастных, половых
особенностей и индивидуальных различий, уровня их физической подготовленности.
Одним из основных различий, уровня их является преемственность и постепенность
усложнения физических упражнений. Каждое новое движение следует предлагать после
достаточно прочного усвоения сходного с ним, но более простого. Обучение надо вести в
несколько замедленном действии.
Время каждого занятия планируется в зависимости от возраста. Каждое занятие состоит
из 3 частей: разминка, основная часть и заключительная. Разминка включает в себя

различные виды ходьбы, упражнений и заданий
во время ходьбы, медленный бег.
Основная часть - различные комплексы упражнений, упражнения на тренажерах,
упражнения с использованием снарядов «Дома Совы», подвижные игры. Заключительная
часть - релаксация, дыхательные упражнения, игры малой подвижности.Возможны
повторные занятия из-за недостаточного усвоения детьми программы.
Разделы программы:
1.
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми 3-7 лет, 17 часов.
2.
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми 7-10 лет, 17 часов.
3.
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми 10-15 лет, 17 часов.
Планируемые результаты:
- понимание детьми необходимости движения - любая форма физической активности
является возможностью улучшить свое здоровье;
- положительные изменения в развитии (координации движений, мелкой моторики),
в развитии основных видов движений (ходьбы, бега, прыжков, лазаний, бросков, ловли
мяча);
- развитие и поддержание у детей интереса к занятиям физической культурой;
- участие в подвижных играх.
В ходе реализации программы оценивается уровень развития двигательных навыков,
развитие координации движений.
Формами контроля реализации программы являются:
- включенное наблюдение за детьми в процессе занятий;
- проверка выполнения отдельных упражнений;
- выполнение установленных заданий.
Раздел 1. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми 3-7 лет.
Содержание.
Раздел программы физкультурно-оздоровительная работа с детьми 3-7
лет,разработана с учетом положений примерных образовательных программ дошкольного
образования: «Истоки» (Т.И. Алиева, Т.В. Антонова., Е.П. Арнаутова и др.), «Радуга» (С.
Г. Якобсон, Т. Н. Доронова, Е.В. Соловьева, Е. А. Екжанова), «Тропинки» (Т.И.
Бакланова, А.О. Глебова и др.). В разделе предложены формы работы по развитию
двигательных навыков, физических качеств, общеразвивающие упражнения, подвижные
игры, элементы спортивных игр с учетом возрастных возможностей детей. Время на 1
занятие 20-30 минут в зависимости от возраста детей от 3 до 7лет.
Тематическое планирование занятий для детей 3 - 7 лет (17 ч.)
№, Раздел, Задачи
Тема
1.
Диагности- Определить
физическую
ка
подготовленность

Содержание
Формы работы

Методическое
обеспечение

Двигательные умения и навыки детей
оцениваются по результатам наблюдения при
выполнении основных видов движений.
Развитие физических качеств отслеживается
по динамике в двигательных тестах.

М.А.Рунова
Двигательная
активность
ребенка
детском саду

в

2.
Ходьба

Способствовать развитию
двигательных
навыков

3.
Бег

Способствовать развитию
двигательных
навыков

4.
Прыжки

Способствовать развитию
двигательных
навыков

С 3 лет – ходьба в колонне, по кругу, парами
друг за другом, в разных направлениях;
врассыпную на носках; высоко поднимая
колени; «змейкой», с остановкой по сигналу.
С 4 лет – ходьбав разных направлениях; на
пятках, на носках, высоко поднимая колени,
приставными шагами в стороны; чередуя
ходьбу с бегом и другими движениями; с
остановкой на сигнал. Ходьба со сменой
темпа и направления; сменой положений рук;
на ограниченной, наклонной поверхности;
сохраняя равновесие. С 5 лет – ходьба
обычным шагом, на носочках, на пятках, на
внешней стороне стопы; приставными
шагами вперед, в стороны, назад; в разном
темпе; сохраняя равновесие на уменьшенной,
подвижной опоре и на одной ноге после
остановки. С 6 лет – ходьба в колонне по
одному, в кругу; ходьба обычным, скрестным
шагом, С 6 лет – на носочках, на внешней
стороне стопы; приставными шагами вперед,
в стороны, назад; в приседе; с выпадами;
спиной вперед, сохраняя направление и
равновесие; в разном темпе. Ходьба,
сохраняя равновесие на уменьшенной опоре.
С 3 лет – бегв колонне, по кругу по одному и
парами (держась за руки); непрерывный бег
длительностью до 1 минуты; быстрый бег;
бег в медленном темпе. С 5 лет – бег
выбрасывая прямые ноги вперед, забрасывая
голени назад; в сочетании с другими
движениями; с преодолением препятствий в
естественных условиях; с разной скоростью
— медленно, быстро, в среднем темпе;
непрерывный бег 1,5—2м.

Массажные
дорожки,
гимнастические
дорожки,
балансировочная
доска.

С 3 лет – прыжки на месте; с продвижением
вперед (2—3 м), через линии, невысокие
предметы; в длину с места; спрыгивание с
высоты (10—15 см) на мат, удерживая
равновесие. С 4 лет – прыжки с
продвижением вперед; с поворотом вправо,
влево. Спрыгивание с высоты 20—30 см на
мат. Прыжки в длину с места. С 5 лет –
подпрыгивание на месте разными способами:
ноги вместе— ноги врозь; одна нога вперед,
другая назад; подскоки попеременно на
правой
и
левой
ноге;
прыжки
с

Обручи, батут,
полусфера
«Босу»,
скакалка.

Тренажеры:
беговые
дорожки;
препятствия:
кубики,
мешочки с
песком, мягкий
модуль.

продвижением вперед на двух и на одной
ноге, с ноги на ногу; через линии, невысокие
предметы; прыжки в длину с места; через
короткую скакалку, вращая ее вперед; на
двух ногах, через длинную скакалку
(неподвижную, качающуюся).
С 6 лет – подпрыгивания на месте разными
способами, смещая обе ноги вправо-влево; в
сочетании с различными положениями и
движениями рук; боком вправо и влево; вверх
из глубокого приседа; боком с опорой руками
на предмет; прыжки в длину с места; через
короткую
скакалку,
запрыгивают
на
предметы, спрыгивают на точность (в
обруч).Прыжки через большой обруч как
через скакалку.
5.
Лазания,
перелезания

Способствовать развитию
двигательных
навыков

С 3 лет – ползание на четвереньках по
прямой (6 м); под предметами и вокруг них;
ходьба на четвереньках; подлезание под
предметы, перелезание через них; пролезание
в обруч; лазание по гимнастической стенке
удобным для ребенка способом. С 4 лет –
проползание на четвереньках по прямой до
10 м; между предметами; по наклонной
поверхности; на животе по гимнастической
скамейке,
подтягиваясь
руками;
гимнастической стенке вверх и вниз
приставным и чередующимся шагами;
передвижение по рейкам гимнастической
стенки приставным шагом вправо и влево. 5С
5 лет – ползание на четвереньках по
ограниченной поверхности; проползание под
несколькими препятствиями; ползание на
животе
по
гимнастической
скамейке,
подтягиваясь
руками;
лазание
по
гимнастической
стенке;
лазание
по
веревочной лестнице; чередование ползания с
другими видами движений. С 6 лет –
ползание
на
животе,
спине
по
гимнастической
скамейке,
подтягиваясь
руками и отталкиваясь ногами. Лазание по
гимнастической стенке, спуск с нее в разном
темпе, сохраняя координацию движений,
используя одноименный и разноименный
способы лазания; лазание по веревочной
лестнице.
Упражнения
усложняются
постепенно, в 5-7 лет можно использовать
игровые
композиции
из
комплекса
упражнений
«Достань
флажок»,
«Путешествие на корабле», «Зоопарк».

6.
Упражнения с
мячом

7.
ОРУ
(общеразв
ивающие
упражнения)

Способствовать развитию
меткости,
бросанию и
ловле мяча

Содействовать
повышению
физической
работоспособн
ости

С 3 лет – катание мячей, шаров в
определенном
направлении;
между
предметами и с попаданием в предметы
(расстояние до 1,5 м); подбрасывание и ловля
мяча двумя руками; ловля мяча после удара
об пол (2—3 раза подряд); метание предметов
в горизонтальную цель снизу и от груди
двумя руками или одной рукой (правой и
левой); в вертикальную цель и на дальность
правой и левой руками. С 4 лет –ловля мяча
после удара о пол, о стену; прокатывание по
полу обычных и набивных мячей (весом 0,5
кг.).С 5 лет – бросание мяча вверх, о землю и
ловля его двумя руками; одной рукой; с
хлопками
и
другими
заданиями;
перебрасывание мячей друг другу из разных
исходных положений; через сетку; отбивание
мяча об пол на месте и с продвижением
вперед; прокатывание набивных мячей;
метание мяча, мешочка с песком в
горизонтальную и вертикальную цели
(расстояние 3—4 м); метание вдаль правой и
левой рукой как можно дальше. С 6 лет –
бросание мяча вверх, о землю и ловля его
двумя
руками;
одной
рукой;
с
одновременным выполнением заданий (с
хлопками и др.); перебрасывание мячей друг
другу из разных исходных положений; через
сетку; отбивание мяча об пол,
с
продвижением
вперед;
перекидывание
набивных мячей весом 1 кг; метание в
горизонтальную и вертикальную цели, в
движущуюся цель; метание вдаль правой и
левой рукой.

Мячи разных
размеров, кегли,
мешочки с
песком.

С 3 лет – поднимание рук перед собой, вверх,
в стороны; опускание рук вниз, вращение
кистями рук; сжимание, разжимание пальцев
рук; хлопки перед собой, над головой;
повороты вправо, влево; наклоны вперед, в
стороны;
выполнение
разнообразных
движений руками, ногами, туловищем в
положении
сидя
и
лежа;движения
выпрямленной ноги вперед, в сторону, назад
на носок; приседание, полуприседание. С 4
лет – попеременное и одновременное
поднимание рук перед собой, вверх, в
стороны; размахивание руками вперед —
назад;; сгибание и разгибание; круговые
движения прямыми и согнутыми в локтях
руками; хлопки руками над головой, за
спиной. Наклоны, повороты, прогибание,

Гимнастические
коврики,
гимнастические
обручи, мячи
резиновые,
гимнастические
палки.

выгибание спины в упоре стоя на коленях в
сочетании с различными движениями рук,
ног; перевороты со спины на живот и
обратно. Поочередное поднимание прямой,
согнутой ноги вперед, в сторону, назад;
приседание, полуприседание без опоры, с
разным положением рук; удерживание ног
под углом одновременно и поочередно в
положениях
сидя,
лежа;
сгибание,
разгибание, разведение ног; оттягивание
носков, сгибание стоп, вращение стопами. С
5 лет – движения рук: поднимание,
разведение, сгибание, выпрямление рук из
разных
положений;
махи;
вращения;
выполнение движений одновременно двумя
руками и поочередно; медленно, быстро;
вращение кистями рук; разведение и
сведение пальцев рук. Повороты вправо,
влево; наклоны вперед, в стороны, назад;
подтягивание ног к груди; лежа на спине
поочередное поднимание обеих ног и
опускание их; движение ногами как при езде
на велосипеде; группировка; перевороты со
спины на живот; лежа на животе, прогибание.
Многократное
поднимание
на
носки;
сгибание, разгибание ног; махи вперед, в
стороны, назад; выпады вперед, в сторону;
сгибание, выпрямление, вращение стоп;
сгибание пальцев ног с захватыванием
мелких
предметов.
Общеразвивающие
упражнения выполняются с использованием
различных физкультурных пособий (лент,
обручей разных размеров, гимнастических
палок, мячей мелких и крупных, набивных—
0,5—1 кг, гимнастических скамеек, стенок и
др.).С 6 лет –выполнение движений
попеременно;
однонаправленно
и
разнонаправленно; в разных плоскостях.
Вращения из разных исходных положений;
перевороты со спины на живот и обратно;
лежа
на
животе,
прогибание
и
приподнимание плеч, разводя руки в
стороны. Удерживание под углом согнутой и
прямой ноги; отведение, приведение ног;
перенос веса тела с одной ноги на другую, в
положении присев ноги врозь.
Для 5-6-летних обучающихся используют
общеразвивающие упражнениям в игровой
форме, имитируя движения птиц, животных,
насекомых, природных явлений и т.п.
Например: руки вверх - в стороны «Солнышко»; боковые наклоны - «Маятник»;

махи рук - «Бабочка»; прогибание спины,
стоя в упоре на коленях, - «Кошечка»; бег на
месте - «Дождик кап-кап-кап». При этом
педагог сам показывает движения зайчиков,
цапли, лягушки, используя жесты, мимику,
голос,
музыкальное
сопровождение.
Выполняют упражнения под счет, хлопки,
бубен.
8.
Подвижные игры

С 3-х лет
«Проползи — не задень», «Мыши в
кладовой» (на развитие гибкости); «Кто
дальше бросит», «Лягушки», «Поймай
комара», «Зайчата», «Через ручеек» (на
развитие силы мышц); «Бегите к флажку»,
«Автомобиль» (наразвитие выносливости);
«Сбей булаву», «Подбрось — поймай»,
«Пробеги как мышка, пройди как мишка»,
«Жмурки», «Поймай — прокати», «Пройди
— не задень» (на развитиеловкости);
«Лохматый пес», «Найди свой домик» (на
развитие быстроты).
С 4 лет – «Лошадки», «Ловишки», «Мышки в
норках», «Котята и щенята» (на развитие
гибкости);
«Подпрыгни
повыше»,
«Лягушки», «По дорожке на одной ножке»,
«Подбрось повыше» (на развитие силы
мышц) «Гуси-лебеди», «Пятнашки», «Найди
себе пару» (на развитие выносливости); «По
узкой дорожке», «Пилоты», «Попади в цель»,
«Прокати в ворота», «Перелет птиц»,
«Кольцеброс» (на развитие ловкости);
«Перемени предмет», «Кто быстрее до
флажка», «Не опоздай», (на развитие
быстроты).
С 5-6 лет - «Ловишки», «Пятнашки», «Мяч
капитану», «Совушка», «Классы», «Кто
скорее», «Успей пробежать», «Попади в
обруч», «Хитрая лиса», «День и ночь»,
«Бездомный заяц», «Два мороза», «Третий
лишний», «Пустое место», «Забей в ворота»

Мячи различных
размеров,
флажки,
конусы,
лабиринт,
парашют,
кольцеброс.

9.
Элементы
спортив ных игр

футбол — прокатывание мяча в ворота,
прокатывание мяча под планкой, ведение
мяча, передача мяча друг другу;
– баскетбол — броски и ловля мяча, передача
мяча друг другу, отбивание мяча правой и
левой рукой на месте, ведение мяча, броски
мяча в щит, броски мяча по кольцу;

Мячи:
футбольный,
баскетбольный,
ракетки,
теннисные мячи,
кольцо для мяча,
конусы

Упражнять в
координации
работы рук при
ловле и
бросании мяч
Развивать

ловкость

- теннис- броски теннисного мяча вверх на
ракетке, удары мяча вниз об пол ракеткой,
катание мяча по полу ракеткой.

10.
Дыхательныеупражн
е-ния

Способствовать
улучшению
дыхательных
функций

Дыхательная гимнастика
«Сдуем снежинку с ладони», «Трубач»,
«Ветерок в бутылочке», «Поехали», « Еж»,
«Лабиринт».

Инвентарь для
дыхательной
гимнастики
бутылочка,
конструктор,
теннисный мяч.

11.
Упражнения на
релаксацию
12.
Упражнения на
развитие
мелкой
моторики
рук
13.
Упражнения на
развитие
координации
14.
Упражнения на
развитие
равновесия
15.
Упражнения для
профилактики
плоскостопия

Способствовать умению
расслаблять
мышцы
туловища

«Потянулись—сломались»,«Море
волнуется...», «Шалтай-болтай»,
«Покачивание на фитболе»

Фитбол,
гимнастический
коврик.

Способствовать развитию
мелкой
моторики рук

Пальчиковая гимнастика с предметами и без
предметов.

Карандаши,
мячи массажные

Упражнения на снарядах «Дома
Совы»(соволет, бревно, бочка, шар лента)

Снаряды «Дома
Совы»,
тренажеры

Упражнения с использованием
балансировочной доски, тренажеров.

Балансировочна
я доска,
тренажеры мяч,
корзинка.

16.
Упражнения на
развитие

Обеспечить
двигательную
активность
Способствовать развитию
координации
Способствоват
ь развитию
равновесия

Способствовать умению
делать
упражнения
для
профилактики
плоскостопия

Упражнения для профилактики плоскостопия
Ходьба на носочках, на пятках, на внешней
стороне ступни, по канату ,упражнения с
малым мячом.

Обеспечить
двигательную
активность
Способство-

Упражнения на снарядах «Дома
Совы»(соволет, бревно, бочка, шар лента)

Массажные
коврики,
гимнастические
коврики, мяч
малый
резиновый,
наклонная доска,
массажеры для
стоп,канат.
Снаряды «Дома
Совы»
,тренажеры

координации
17.
Диагностика

вать развитию
координации
Оценить
качество
освоенияпрогр
аммы

Двигательные умения и навыки детей
оцениваются по результатам наблюдения при
выполнении основных видов движений.
Развитие физических качеств отслеживается
по динамике в двигательных тестах.

М.А. Рунова
Двигательная
активность
ребенка в
детском саду

Оценка качества освоения программы для детей 3-7лет
Двигательные умения и навыки детей оцениваются по результатам наблюдения при
выполнении основных видов движений.
Развитие двигательных умений и навыков при ходьбе:

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

Согласованные
движения рук и
ног

В сторону
назад

Энергичное
размахивание

Движения рук

Пятки
сближены,
носки
разведены

Отсутствие
шарканья

Плечи
расправлены

Голова прямо

ФИО
возраст

Туловище прямо

Движения ног

к

н

к

н

к

Развитие двигательных умений и навыков при метании:
Качественные показатели
Подготовительная фаза

н к н к

к

н

н к н

к

Сохранение
равновесия

н

Точность
направления

н к

к

Бросок

Соблюдение
необходимой
амплитуду

Наличие большого
замаха

н

Достаточная сила
броска

Плавный переход к
замаху

к

Наличие
прицеливания

н к н к н

Одна нога спереди,
другая сзади

Снизу одной рукой

От плеча одной
рукой

ФИО
возраст

От головы одной
рукой

Способ

к

Развитие двигательных умений и навыков при лазании по гимнастической стенке
переменным (чередующимся) шагом:
Лазание

Качественные показатели
Техника при слезании

н

к

Критерии оценки выполнения.
0 баллов – отказ от движения.
1 балл – навык отсутствует.
2 балла – навык сформирован, но не автоматизирован.
3 балла – навык сформирован и автоматизирован.
н
н

к

Сохранение равновесия

Сохранение
направления

н

Движение рук назад - вперед

Качественные показатели
Отталкивание
Полет

Согласованные
движения рук и
ног

к

к

Голова прямо

н

н

Туловище вперед

к

к

Ноги полусогнуты в коленях

н

н

Одновременно на обе ноги

н
к

к

Постепенно опустить руки

н
к

н

Руки согнуты
в локтях

энергичные

к

группировка

Наличие
переката

н
к

н

Ноги согнуты в коленях

Исходное положение
к

Одновременное отталкивание
и взмах
Выпрямление туловища

н

Энергичный взмах руками

Хороший
полет

к

Толчок одновременно двумя
ногами
Энергичное выпрямление ног

н к н

Энергичное
отталкивание

Легкость бега

к

Руки отведены назад

к
н

Голова прямо

ФИО
возраст

Голова прямо

к

Туловище наклонено вперед

Туловище
вперед
н

Ноги согнуты в коленях

н

Ступни параллельны

Ноги расставлены

ФИО, возраст
возраст

Ритмичность движения

Одновременность
постановки ноги и
выполнение захвата
рукой реек
Прямое положение
корпуса и головы

Перекрестная
координация движения
рук и ног

Ритмичность движения

Одновременность
постановки ноги и
выполнение захвата
рукой реек
Прямое положение
корпуса и головы

Перекрестная
координация движения
рук и ног

ФИО
возраст

к

Развитие двигательных умений и навыков при беге:
Качественные показатели
Движения ног
Движения рук

к

Развитие двигательных умений и навыков при выполнении прыжков:

Приземление

Развитие физических качеств отслеживается по динамике в двигательных тестах.
Прыжок в длину с места (тест для оценки скоростно-силовых качеств).
Прыжки через скакалку (тестируются ловкость, скоростно-силовые
качества,
выносливость). Принимается исходное положение: ноги вместе, руки внизу, в руках
скакалка. Затем ребенок прыгает вперед через скакалку. Инструктор (родитель) считает
количество прыжков. Делается две попытки, засчитывается лучший результат.
Подбрасывание и ловля мяча (тест на ловкость и координацию).
Ребенок принимает исходное положение (ноги на ширине плеч) и двумя руками
подбрасывает вверх мяч диаметром 15-20 см как можно большее количество раз. Ребенку
предлагается сделать 2 попытки. Фиксируется лучший результат.
Отбивание мяча от пола (тестируются ловкость, скорость реакции, устойчивость позы).
Ребенок стоит в исходном положении (ноги на ширине плеч) и одной рукой отбивает мяч
от пола максимальное количество раз (руки можно чередовать). При выполнении задания
не разрешается сходить с места. Даются две попытки. Фиксируется лучший результат из
двух попыток.
Статическое равновесие «Фламинго» (тестируются координация, устойчивость позы).
Удержание равновесия на одной ноге, другая стопой к колену опорной, её колено
отведено в сторону на 30 градусов, руки на поясе. Время записывается.
Наклоны вперёд из положения стоя (тест на гибкость, характеризует подвижность всех
звеньев опорно-двигательного аппарата, эластичность мышц и связок). Тест проводится
двумя взрослыми. Ребенок становится на гимнастическую скамейку (поверхность
скамейки соответствует нулевой отметке). Задание: наклониться вниз, стараясь
не
сгибать колени (при необходимости их может придерживать один из взрослых). Второй
взрослый по линейке, установленной перпендикулярно скамье, регистрирует тот уровень,
до которого дотянулся ребенок кончиками пальцев. Если ребенок не дотягивается до
нулевой отметки (поверхности скамьи), то результат засчитывается со знаком минус. Во
время выполнения данного теста можно использовать игровой момент «достань
игрушку».
Силовая выносливость рук определяется по времени виса на прямых руках на
гимнастической стенке, спиной к стенке. Упражнение начинается по команде и
заканчивается при попытке изменить положение рук, тела (перехватиться), упоре ногой в
перекладину.
Ориентировочные показатели физической подготовленности детей 5-7 лет
№
1
2
3
4

Наименование
показателя.
Длина прыжка в длину с
места (см)
Прыжки через скакалку
(кол-во)
Подбрасывание и ловля
мяча (кол-во)
Отбивание мяча от пола
(кол-во)

Пол
Мал.
Дев.
Мал.
Дев.
Мал.
Дев.
Мал.
Дев.

4 года

5 лет

6 лет

7 лет

53,5-76,6
51,1-73,9

85 – 130
85 – 125
1-3
2-5
15 – 25
15 – 25
5 – 10
5 – 10

100 – 150
90 – 140
3 - 15
3 - 20
26 – 40
26 – 40
11 – 20
10 – 20

130 – 155
125 – 150
7 - 21
15 - 45
45 – 60
40 – 55
35 – 70
35 – 70

10-12
7-10

5
6

Статическое равновесие
(сек.)
Наклоны вперёд из
положения стоя (см)
Вис на прямых руках
(сек)

Мал.
Дев.
Мал.
Дев.
Мал.
Дев.

12 – 20
15 – 28
3–6
6–9
17,0-25,4
18,9-21,2

25 – 35
30 – 40
4–7
7 – 10
25,6-32,5
21,3-28,5

1-4
3-7
7
Меньше
16,9
Меньше
18,8
(М.А.Рунова Двигательная активность ребенка в детском саду)

35 – 42
45 – 60
5–8
8 - 12
32,6-51,0
28,6-44,1

Раздел 2.Физкультурно-оздоровительная работа с детьми 7-10 лет.
Содержание
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми разработана с учетом программы
специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида.0-4 классы
А.А.Дмитриев2011г «Просвещение»; с учетом рекомендаций учебно-методического
пособия, практических материалов
по организации и проведению физкультурнооздоровительных и учебно-тренирующих занятий для детей младшего школьного возраста
(Сиротюк А.Л.),; учебно – методического пособия, занятия физической культурой со
школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе Н.С. Никольский 2006 г.
Красноярск.В разделе предложены занятия на укрепление мышц верхнего плечевого пояса,
мышц корсета, развитие равновесия, координации движений, различные виды ходьбы,
дыхательные упражнения.Время на 1 занятие 30-40 минут в зависимости от возраста детей
от 7 до 10лет.

Тематическое планирование занятий для детей 7-10 лет (17 ч.)
№, Раздел,
Тема
1.
Техника
безопасности на
занятиях.

Входная
диагностика.

2.
-Ходьба,
различные виды.
-Упражнения на

Задачи

Содержание
Формы работы

Методическое
обеспечение

-Ознакомить с
техникой
безопасности на
занятиях.

Беседа о технике
безопасности на занятиях.

Инструкции по
технике безопасности
на занятиях
Методические
рекомендации
«Медикопедагогический
контроль за
организацией занятий
физической культурой
обучающихся с
отклонениями в
состоянии здоровья»
от 2016 г.

Определение
физической
подготовленности.

-Развитие
двигательных
навыков.

Проверка выполнения
отдельных упражнений,
установленных заданий.

-Ходьба на носочках, на
внешней стороне стопы;
приставными шагами
вперед, в стороны, назад;

Гимнастические
коврики, массажные
дорожки, степ-

укрепление мышц -Укрепить мышцы
верхнего плечевого
верхнего
пояса.
плечевого пояса.

-Развитие
координации
движений.

3.
-Формирование
навыков
правильной
походки.
-Укрепление
мышечного
корсета.
Развитие
равновесия.
4.
-Ходьба с
преодолением
препятствий.
-Укрепление
мышечного
корсета.
-Развитие
координации
движений.
5.
-Ходьба
имитация.

-Способствовать
развитию
координации
движений
-Способствовать
развитию
правильной
походки.
-Укрепить мышцы
туловища.
-Способствовать
развитию
равновесия.

-Способствовать
развитию
двигательных
навыков.
-Укрепить мышцы
туловища.
-Способствовать
развитию
координации
движений.

в приседе; спиной вперед,
сохраняя направление и
равновесие; в разном
темпе. Сохраняя
равновесие на
уменьшенной опоре.
-Упражнения в исходном
положении стоя.
Занятия на снарядах
«Дома Совы».
-Дыхательные
упражнения
-Ходьба по массажным
коврикам,
гимнастической палке,
канату.
-Упражнения из исходных
положений стоя, лежа на
спине, лежа на животе.
-Занятия на
балансировочной доске.
-Дыхательные
упражнения.
Ходьба с преодолением
препятствий вперед,
левым, правым боком.
-Упражнения из
исходного положения
лежа на спине, на животе,
стоя на четвереньках.
Занятия на снарядах
«Дома Совы»
-Дыхательные
упражнения.

-Формирование
двигательных
навыков.
-Упражнения на
-Способствовать
укрепление мышц укреплению мышц
свода стопы и
стопы и голени.
голени.
-Способствовать
-Развитие
развитию
равновесия
равновесия.

-Ходьба – подражание.
-Упражнения из
исходного положения
стоя, сидя на скамье
(стуле).

6.

- Упражнения с

-Занятия на снарядах
«Дома Совы»
-Дыхательные
упражнения

платформа,
гимнастическая палка,
снаряды
«Дома Совы»

Массажные коврики,
массажеры для стоп,
гимнастический
коврик, тренажеры:
«Бегущая по волнам»,
«Велотренажер»,
балансировочная
доска.

Мягкие модули
различных размеров,
кубики, набивные
мячи, степ-платформа,
гимнастический
коврик, снаряды
«Дома Совы»

Гимнастический
коврик, мяч малого
размера, полусфера
Босу, снаряды «Дома
Совы»

-Ходьба с
выполнением
упражнений для
рук.

-Упражнять в
координации
работы рук.

-упражнения на
укрепление мышц -Способствовать
ног.
укреплению мышц
ног

различным положением
рук (вверх, в стороны,
вперед, левая рука вверх,
правая – в, и наоборот) во
время ходьбы.

Степ-платформа
гимнастический
коврик, мяч среднего
размера

Комплекс упражнений с
использованием степплатформы стоя, сидя.
-Дыхательные
упражнения.
-Подвижная игра:
«Холодный и горячий
мяч»

7.
-Ходьба обычная,
с остановкой на
сигнал.
-Гимнастика с
фитболом

8.
-Формирование
навыков
правильной
походки.
-Лазание по
гимнастической
стенке

-Способствовать
развитию
двигательных
навыков.
-Способствовать
развитию опорнодвигательного
аппарата.

-Ходьба обычная, в
чередовании с ходьбой на
носках и в полуприседе с
остановкой на сигнал.
-Комплекс упражнений с
фитболом.
-Дыхательные
упражнения.
-Подвижная игра «Мишка
бурый»

Гимнастический
коврик, фитбол.

-Способствовать
развитию
двигательных
навыков.
-Способствовать
формированию
навыка лазания по
гимнастической
стенке.

-Ходьба по массажной
дорожке, канату, по
наклонной доске
различными способами.
-Лазание по
гимнастической стенке.
-Упражнения с
использованием
гимнастической стенки.

Массажные дорожки,
коврики, массажеры
для стоп,
гимнастическая
стенка, доска, батут,
надувной мяч.

-Дыхательные
упражнения.
-Подвижная игра с мячом
с использованием батута
9.
-Ходьба
различными
темпами.

-Упражнения на

-Способствовать
развитию
двигательных
навыков.
-Способствовать
укреплению мышц

-Ходьба различными
темпами с чередованием
ходьбы скрестным шагом,
высоким подниманием
колен.
-Упражнения с мячом в
исходном положении

Гимнастический
коврик, резиновый
мяч.

укрепление мышц рук.
рук с
использованием
мяча.

стоя, сидя на полу.
-Дыхательные
упражнения.
Подвижная игра «Ловкий
мяч»

10.
-Ходьба по
гимнастической
скамье.

-Упражнения на
формирование
правильной
осанки
11.
-Медленный бег.

-Способствовать
развитию
равновесия.

-Способствовать
формированию
правильной осанки

-Способствовать
формированию
двигательных
навыков.

-Упражнения на
развитие мелкой
моторики рук.

-Способствовать
развитию мелкой
моторики рук

12.
-Ходьба обычная,
прыжки с места с
чередованием
ног.

-Способствовать
формированию
двигательных
навыков.

-Упражнение на
развитие
гибкости.

-Способствовать
формированию
гибкости.

-Ходьба по
гимнастической скамье с
мешочком на голове,
перешагивание на скамье
через предметы, ходьба
по гимнастической скамье
боком, приставным
шагом, руки за голову.
-Упражнения на
формирование
правильной осанки из
исходного положения
стоя, лежа на спине, лежа
животе.
-Дыхательные
упражнения
- Медленный бег
«змейкой», в чередовании
с ходьбой.
-Упражнения на развитие
мелкой моторики рук с
предметами.
- Дыхательные
упражнения.
- занятия на снарядах
«Дома Совы»
-Ходьба на носочках, на
пятках; пятки вместе,
носки врозь; носки
вместе, пятки врозь;
приставным шагом.
Прыжки по полусфере
«Босу» с чередованием
ног, прыжки на батуте.
-Упражнения на развитие
гибкости из исходного
положения стоя, сидя.
-Дыхательные
упражнения.
-Подвижная игра

Гимнастическая
скамья, мешочек с
песком, кубики,
гимнастический
коврик.

Кегли, массажные
мячи, карандаши,
тренажеры(беговые
дорожки,
велотренажеры),
снаряды «Дома Совы»

Гимнастический
коврик, полусферы
«Босу», обручи,
гимнастическая
скамья, флажки.

«Добежать до флажка»
13.
-Ходьба с
преодолением
препятствий(пере
шагивание).
-Метание мяча

- Способствовать
формированию
двигательных
навыков.
-Способствовать
развитию меткости

14.
-Формирование
навыков
правильной
походки
-Бросание и ловля

-Способствовать
формированию
правильной
походки
-Развитие ловкости

15.
-Бег в медленном
темпе с
остановкой по
сигналу.

-Способствовать
развитию
двигательных
навыков.

-Упражнения на
укрепление
мышечного
корсета

16.
-Ходьба,
различные виды.

-Способствовать
укреплению мышц
спины и ног.

-Способствовать
развитию
двигательных
навыков.

- Ходьба с преодолением
препятствий вперед,
левым, правым боком,
подлезание под
препятствия.
-Упражнения с малым
мячом.
-Метание мяча в
горизонтальную
цель(кегли, корзину)
-Дыхательные
упражнения
-Ходьба по массажной
дорожке, канату, по
наклонной доске
различными способами.
-Бросание и ловля мяча в
парах различными
способами.
-Дыхательные
упражнения.
-Занятия с
использованием снарядов
«Дома Совы»
-Бег в медленном темпе с
остановкой по сигналу, со
сменой направления
движения.
-Упражнения на
укрепление мышц спины
и ног.
-Дыхательные
упражнения.
-Занятия с
использованием снарядов
«Дома Совы»
Ходьба на носочках, на
внешней стороне стопы;
приставными шагами
вперед, в стороны, назад;
в приседе; спиной вперед,
сохраняя направление и
равновесие; в разном
темпе. Сохраняя
равновесие на
уменьшенной опоре.
ОРУ из исходного

Мягкие модули
различных размеров,
кубики, набивные
мячи, малый мяч,
кегли, корзина,
гимнастический
коврик.

Массажные коврики,
массажеры для стоп,
гимнастический
коврик, канат, доска.
Мячи резиновые,
надувные. Снаряды
«Дома Совы»

Гимнастический
коврик, снаряды
«Дома Совы»

Гимнастические
коврики, массажные
дорожки,
гимнастическая палка,
снаряды
«Дома Совы»

-Упражнения для
укрепления
мышечного
корсета
17.
-Итоговое
занятие

-Развивать силу
основных
мышечных групп

-Определение
физической
подготовленности

положения стоя, сидя,
лежа.
Дыхательные упражнения
Занятия на снарядах и
«Дома Совы»
- Проверка выполнения
отдельных упражнений,
установленных заданий.

Методические
рекомендации
«Медикопедагогический
контроль за
организацией занятий
физической культурой
обучающихся с
отклонениями в
состоянии здоровья»
от 2016 г.

Планируемый результат:
Может знать:
- о способах и особенностях движений, передвижений ;
- о профилактике нарушений осанки;
- о правилах поведения и безопасности во время занятий физическими упражнениями,на
снарядах «Дома Совы»,тренажерах.
Может уметь:
-передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки);
-выполнять упражнения (с предметами и без) для развития основных физических качеств
(силы, быстроты, ловкости, координации, выносливости);
-взаимодействовать с детьми в процессе занятий физической культурой и подвижных
играх.
Раздел 3.Физкультурно-оздоровительная работа с детьми 10-15 лет.
Содержание
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми разработана с учетомпрограммы
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида В.В. Воронкова.;
с учетом рекомендаций учебно – методического пособия, занятия физической культурой
со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе Н.С. Никольский 2006
г. Красноярск;учебно-методического пособия по организации и проведению занятий в
сфере адаптивной физической культуры под редакцией Фонарева М.И., Попова С.Н., В.А
Епифанова. В разделе предложены занятия на укрепление, расслабление мышц верхнего
плечевого пояса, укрепление мышц спины, ног, свода стопы, формирование походки,
различные виды ходьбы, дыхательные упражнения. Время на 1 занятие 30-40 минут.
Тематическое планирование занятий для детей 10-15 лет (17 ч.)
№, Раздел,
Тема
Техника
безопасности

Задачи
Ознакомить с
техникой

Содержание
Формы работы
Беседа о технике безопасности на
занятиях.

Методическое
обеспечение
Инструкции по
технике

на занятиях.

безопасности на
занятиях.

Входная
диагностика.

Определение
физической
подготовленности.

Проверка выполнения отдельных
упражнений, установленных
заданий.

-Развитие
двигательных
навыков

-Ходьба по массажным
коврикам, гимнастической палке,
канату.

2.Формирован
ие навыков
правильной
походки.
-Упражнения
на
расслабление и
укрепление
мышц
верхнего
плечевого
пояса
3.
-Ходьба,
различные
виды.
-Упражнения
на укрепление
мышц
верхнего
плечевого
пояса.

Упражнения на расслабление
мышц.

Способствовать
умению расслаблять, -Упражнения
и
из исходных
укреплять мышцы
положений стоя, лежа на спине,
плечевого пояса.
лежа на животе.
-Дыхательные упражнения

безопасности
на занятиях с
оборудованием
Методические
рекомендации
«Медикопедагогический
контроль …» от
2016 г.

Массажные
коврики,
массажеры для
стоп,
гимнастический
коврик,
гимнастическая
палка.

-Развитие
двигательных
навыков.
-Укрепить мышцы
верхнего плечевого
пояса.

-Ходьба на носочках, на внешней
стороне стопы; приставными
шагами вперед, в стороны, назад;
в приседе; спиной вперед,
сохраняя направление и
равновесие; в разном темпе.
Сохраняя равновесие на
уменьшенной опоре.
-Упражнения в исходном
положении стоя.
-Упражнения на снарядах «Дома
Совы»
-Дыхательные упражнения

Гимнастические
коврики,
массажные
дорожки, степплатформа,
гимнастическая
палка, бодибар,
снаряды
«Дома Совы»

4.
-Ходьба
различными
темпами.

-Развитие
двигательных
навыков

Гимнастический
коврик,
гимнастическая
палка.

-Упражнения
на
формирование
правильной
осанки

-Способствовать
формированию
правильной осанки

Ходьба различными темпами с
чередование, ходьбы с высоким
подниманием колен,
перекрестным шагом, прямыми
ногами.»
-Упражнения на формирование
правильной осанки из исходного
положения стоя, лежа на спине,
лежа животе.
-Дыхательные упражнения

-Подвижная игра «Запрещенное
движение»
5.
-Медленный
бег

-Упражнения
на развитие
мелкой
моторики рук.
6.
-Упражнения
на быстроту и
ловкость

7.
- Прыжки,
подскоки.

-Способствовать
формированию
двигательных
навыков.

-Способствовать
развитию мелкой
моторики рук

- Медленный бег «змейкой», в
чередовании с ходьбой.

-Упражнения на развитие мелкой
моторики рук с предметами.
- Дыхательные упражнения.
- занятия на снарядах «Дома
Совы»

Лазание различными способами
-Способствовать
по гимнастической стенке.
развитию быстроты -Упражнения на гимнастической
и ловкости
стенке. Взмахи ногой,
пружинистые приседания,
отжимания от стенки.
Дыхательные упражнения.
Подвижная игра: «Ориентир»
-Способствовать
развитию
двигательных
навыков
-Способствовать
укреплению мышц
свода стопы.

-Упражнения
на укрепление
мышц свода
стопы и голени
8.
-Ходьба с
-Упражнять в
выполнением
координации
упражнений
работы рук.
для рук.

-Упражнения
на укрепление
мышц ног.

-Способствовать
укреплению мышц
ног

9.
-Ходьба по
гимнастическо
й скамье.

-Способствовать
развитию

Кегли,
массажные мячи,
карандаши,
тренажеры(бегов
ые дорожки,
велотренажеры),
снаряды «Дома
Совы»

Гимнастическая
стенка.

Прыжки, подскоки различные
виды.

Степ-платформы
батут, полусфера
«Босу»,
гимнастическая
-Упражнения на укрепление
мышц свода стопы стоя и сидя на скамья,
тренажеры.
скамье (стуле).
Упражнения на тренажерах.
- Упражнения с различным
положением рук (вверх, в
стороны, вперед, левая рука
вверх, правая – в, и наоборот) во
время ходьбы.

Степ-платформа
гимнастический
коврик, мяч
среднего
размера

Комплекс упражнений с
использованием степ-платформы
стоя, сидя.
-Дыхательные упражнения.
-Подвижная игра: «Холодный и
горячий мяч»
-Ходьба по гимнастической
скамье с мешочком на голове,
перешагивание на скамье через

Гимнастическая
скамья, мешочек
с песком,

кубики,
гимнастический
коврик

-Способствовать
укреплению мышц
туловища

предметы, ходьба по
гимнастической скамье боком,
приставным шагом, руки за
голову.
-Общеукрепляющие упражнения
на укрепление мышц туловища
из положения лежа на спине,
лежа на животе, стоя на
четвереньках

- Способствовать
формированию
двигательных
навыков

- Ходьба с преодолением
препятствий вперед, левым,
правым боком, подлезание под
препятствия.

- Способствовать
развитию
равновесия

-ОРУ на гимнастической скамье.
-Подвижная игра «Слушай
хлопки».
-Дыхательные упражнения.
Упражнения на снарядах «Дома
Совы»

Мягкие модули
различных
размеров,
кубики,
набивные мячи,
малый мяч,
кегли,
гимнастическая
скамья, снаряды
« Дома Совы»

равновесия.

- Упражнения
на укрепление
мышечного
корсета.
10.
- Ходьба с
преодолением
препятствий(п
ерешагивание).

- Упражнения
на развитие
равновесия
11.
-Ходьба, с
остановкой на
сигнал

- Упражнения
на укрепление
мышц спины
12.
-Ходьба
обычная, с
остановкой на
сигнал.
-Гимнастика с
фитболом
13.
-Бег
медленный

-Упражнения

-Способствовать
развитию
двигательных
навыков.

- Способствовать
укреплению мышц
спины
-Способствовать
развитию
двигательных
навыков.
-Способствовать
развитию опорнодвигательного
аппарата.
-Способствовать
развитию
двигательных
навыков.
-Способствовать

-Ходьба обычная, в чередовании
с ходьбой на носках и в
полуприседе с остановкой на
сигнал.
-Упражнения на укрепление
мышц спины из положения лежа
на спине, лежа на животе.
Подвижная игра «Попади в
окошко»
-Ходьба обычная, в чередовании
с ходьбой на носках и в
полуприседе с остановкой на
сигнал.
-Комплекс упражнений с
фитболом.
-Дыхательные упражнения.
-Подвижная игра : «Обманчивые
движения»

Гимнастический
коврик, фитбол.

- Медленный бег «змейкой», в
чередовании с ходьбой.
-Упражнения на развитие
координации. Перекрёстное
поднимание и опускание рук.
Одновременное движение правой

Кегли,
гимнастический
коврик, снаряды
«Дома Совы»

на развитие
координации
движений

развитию
координации
движений

руки вверх, левой в сторону;
правой руки- вперёд, левой –
вверх.
-упражнения на снарядах « Дома
Совы»

14.
-Ходьба с
преодолением
препятствий(п
ерешагивание).

-Способствовать
развитию
двигательных
навыков

- Ходьба с преодолением
препятствий вперед, левым,
правым боком, подлезание под
препятствия.

-Способствовать
развитию навыков
метания

-Упражнения с малым мячом в
положении стоя, сидя.
-Метание мяча в горизонтальную
цель(кегли, корзину)
-Дыхательные упражнения

-Развитие
навыков
метания
15.
-Медленный
бег.

-Упражнения
на гибкость

-Способствовать
развитию
двигательных
навыков
-Способствовать
формированию
гибкости

16.
Формирование
навыков
правильной
походки

-Способствовать
формированию
правильной
походки

-Бросание и
ловля

-Развитие
ловкости,координа
ции

17.Итоговое
занятие

Оценить
выполнения
программы

Медленный бег с остановкой на
сигнал, со сменой движения
направления
Упражнения на развитие
гибкости из исходного
положения стоя, сидя.
-Дыхательные упражнения.
Упражнения на тренажерах
-Ходьба по массажной дорожке,
канату, по наклонной доске
различными способами.
-Бросание и ловля мяча в парах
различными способами.
-Дыхательные упражнения.
-Занятия с использованием
снарядов «Дома Совы»
Проверка выполнения отдельных
упражнений, установленных
заданий.

Мягкие модули
различных
размеров,
кубики,
набивные мячи,
малый мяч,
кегли, корзина,
гимнастический
коврик.
Гимнастические
коврики,
тренажеры

Массажные
коврики,
массажеры для
стоп,
гимнастический
коврик, канат,
доска. Мячи
резиновые,
надувные.
Снаряды «Дома
Совы»
Методические
рекомендации
«Медикопедагогический
контроль …» от
2016 г.

Планируемые результаты.
Может знать:
- о комплексах специальных упражнений, направленных на формирование правильной
осанки;
- о различных способах дыхания;

- правила поведения и безопасности во время занятий физическими упражнениями, на
снарядах «Дома Совы», тренажерах.
Может уметь:
-передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки);
-выполнять упражнения (с предметами и без) для развития основных физических качеств
(силы, быстроты, ловкости, координации, выносливости);
-ловить и бросать мячи;
-лазить и перелезать через препятствия;
-в процессе игровой деятельности использовать навыки коллективного общения и
взаимодействия.
Определение физической подготовленности детей 7-15 лет
Статическая силовая выносливость мышц спины. Исходное положение лежа на
животе. Занимающийся производит разгибание туловища примерно до угла 30˚, руки на
пояс. Определяют время удержания туловища до появления признаков покачивания или
самостоятельного прекращения теста
Статическая силовая выносливость мышц брюшного пресса. Исходное положение
лежа на спине занимающийся поднимает прямые ноги на высоту 45˚. Определяют время
удержания ног до появления признаков покачивания или самостоятельного прекращения
теста.
Проба Ромберга. Обследуемый принимает стойку, в которой ноги устанавливаются на
одной прямой линии так, чтобы пятка одной ноги касалась пальцев другой, руки
вытянуты вперед, пальцы разведены, глаза закрыты. Время пробы фиксируется в момент
потери равновесия. Дрожание пальцев рук, век, покачивания свидетельствуют о
недостаточно совершенной регуляции мышечного тонуса.
Прыжок на месте с разворотом на 360˚. Из исходного положения стоя выполняется
прыжок с вращением, сначала в одну сторону, затем в другую. Фиксируется примерный
угол приземления.
Наклон вперёд из положения стоя на гимнастической скамейке (активная гибкость).
Ребенок стоит на краю скамейки. Плавно выполняется наклон вперед, не сгибая коленей.
За ноль принимается уровень опоры, на которой стоит исследуемый. По положению
средних пальцев рук определяют результаты пробы. Выполняются три попытки.
Засчитывается лучший результат. Если ребенок не достает до пальцев ног, результаты
записывают со знаком минус, если достает – со знаком плюс.
Бросок в цель.
1. В положении ребенка стоя выполняются по пять бросков мешочка с песком (масса
0,5 кг) каждой рукой в цель (находится на расстоянии 3 метра). Для каждой руки
записывается лучший результат.
2. Броски баскетбольного мяча в кольцо. В положении ребенка стоя выполняются по
пять бросков мяча в кольцо с расстояния 2 метра.(для детей 10-15 лет)
Оценка умений ориентироваться в пространстве
Оценивается выполнение ребенком команд:
- приставным шагом вправо, влево, вперед, назад
- повороты направо, налево
- встать справа, слева, за, перед предметом
- выполнить действие правой, левой рукой.
3 балла – стабильное выполнение команды
2 балла – выполнение с ошибкой, самостоятельное исправление по правильному образцу
или нестабильно правильное выполнение команды

1 балл – выполнение с ошибкой, исправление после замечания инструктора
0 баллов – нет выполнения
Средства, используемые при реализации программы:
– упражнения на гимнастическом коврике;
– упражнения с малым спортивным оборудованием;
– упражнения с использованием тренажеров, снарядов «Дома-Совы»;
– дыхательные упражнения;
– подвижные игры, элементы спортивных игр.

Методическое обеспечение:
1.Программа разработана с учетом положений примерных образовательных программ
дошкольного образования: «Истоки» ( Т.И. Алиева,Т.В.Антонова,Е.П. Арнаутова и др.),
«Радуга» (С.Г.Якобсон, Т.Н.Доронова, Е.В. Соловьева, Е.А.Екжанова), «Тропинки» (Т.И.
Бакланова, А.О. Глебова и др.);
2.Программы специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида.0-4
классы А.А.Дмитриев2011г «Просвещение»;
3.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида В.В.
Воронкова.
4.Учебно-методические пособия, практические материалы по организации и проведению
физкультурно-оздоровительных и учебно-тренирующих занятий для детей младшего
школьного возраста (А.Л.Сиротюк.). https://infourok.ru/metodika-fizkulturnoozdorovitelnoyraboti-s-detmi-mladshego-shkolnogo-vozrasta-v5.Учебно –методическое пособие, занятия физической культурой со школьниками,
отнесенными к специальной медицинской группе Н.С. Никольский 2006 г. Красноярск
6.Учебно-методические пособия по организации и проведению занятий в сфере
адаптивной физической культуры под редакцией М.И. Фонарева, С.Н.Попова.,В.А.
Епифановаhttps://infourok.ru/uchebnoe-posobie-po-adaptivnoy-fizicheskoy-kulture1565829.htm
Список литературы:
1. И.С. Красикова, Осанка: Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений
осанки. 2-е изд. – СПб.: КОРОНА принт., 2003. – 176 с.: ил.
https://www.labirint.ru/books/147872/
2. И.С. Красикова. Плоскостопие у детей. – СПб: Издательский центр «Учитель и
ученик», 2002. – 128 с.: ил.https://www.labirint.ru/books/166350/
3. Рабочие программы по физической культуре. 1-11 классы (по программам
В.И.
Ляха)
2007.-126с(Образовательный
стандарт).http://www.edu.murmansk.ru/www/to_teacher/program/fiz_ra/prog_fgos2_2.p
df https://infourok.ru/rabochie-programmi-fizicheskaya-kultura-klass-fgos-1701552.html
4. Е.В.Сулим, Детский фитнес физическое развитие «ТЦ сфера», 2014г.
https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2016/05/16/programma-po-detskomu-fitnesu
5. Н.Л.Литош,., Адаптивная физическая культура: Психолого-педагогическая
характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие. - М.: Спорт
Академ Пресс, 2002. https://www.studmed.ru/litosh-nl-adaptivnaya-fizicheskayakultura-psihologo-pedagogicheskaya-harakteristika-detey-s-narusheniyami-vrazvitii_40d4e8d6311.html


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».