Министерство образования и молодежной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» «Согласовано» На заседании педагогического совета Протокол № ___ от «____»___________2021г. Секретарь Дзбановская Н.А. «Согласовано» Зам. директора по УВР Бакисова Л.О. «Утверждаю» Директор ГБОУ «Центр «Дар» Шляпникова Н.И. «____»____________2021г. Приказ № ___ от «___»____2021 г. Рабочая программа по миру природы и человека для обучающихся 2 класса с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2021-2022 уч. год Составитель: Карфидова Н.В.. Г.Реж Мир природы и человека (34 часа) Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека » составлена в соответствии с: -Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012 -Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью образовательной организации -Учебным планом образовательной организации -Годовым календарным учебным графиком образовательной организации -Примерной адаптированной программой для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной Министерством образования и просвещения от 17.09.2020 Живой мир является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития понятийного мышления на материале сведений о живой и неживой природе. Цель: -Углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связимежду объектами, явлениями и состояниями природы; задачи: - Уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новыезнания об основных её элементах. На основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды. Выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные. - Формировать знания учащихся о природе своего края. - Формировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе. Ожидаемые результаты освоения программы учащимися. - Планируемые предметные результаты. Предметные результаты имеют два уровня овладения: достаточный и минимальный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Минимальный уровень Достаточный уровень – будут узнавать и называть изученные объекты на – будут узнавать и называть изученные объекты внатуральном виде в 2 иллюстрациях, фотографиях; естественных условиях; – научатся относить изученные объекты копределенным группам – научатся отнесить изученные объекты к определённым (видо-родовые понятия); группам с учётом различныхоснований для классификации; – будут называть сходные объекты, отнесённые к одной и той – научатся давать развёрнутую характеристикусвоего отношения к же изучаемойгруппе; изученным объектам; – научатся ухаживать за комнатными растениями; кормить – будут готовы к использованию полученных знаний при решении зимующих птиц; учебных, учебно-бытовых иучебно-трудовых задач; – научатся составлению повествовательногоили описательного – научатся отвечать на вопросы и ставить вопросы по содержанию рассказа из 3-5 изученного, проявлениежелания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте; предложений об изученных объектах попредложенному плану; Личностные: Будет сформировано положительное отношение и интерес к изучению природы, человека; Познакомятся с основными правилами поведения в природе и ориентация на их выполнение; Научатся понимать о необходимости здорового образа жизни и соблюдение правил ухода за собой в повседневной жизни; Научатся чувствовать ответственность при работе в парах, группах БУД регулятивные будут принимать участие в работе по теме урока; научатся проявлять самостоятельность при выполнении заданий познавательные научатся осуществлять описание объектов природы с выделением существенных и несущественныхпризнаков; научатся устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе; коммуникативные будут сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре;научатся слушать и понимать инструкцию педагога Предмет включает следующие разделы: неживая природа, сезонные изменения, живая природа (растения, животные, человек) Содержание программы и уроки по предмету предполагают непосредственно наблюдения заизменениями в природе, поэтому особое значение придается экскурсиям, позволяющим организовать наблюдения за явлениями природы и ее живыми и неживыми объектами. Ведущими методами обучения являются беседы, рассказы, наблюдения и составление на ихоснове описаний объектов природы или природных явлений. Во 2 классе предусмотрено 34 урока в год (1 час в неделю). Знания и умения, учащихся по живому миру оцениваются по результатам их индивидуального ифронтального опроса. 3 Тематическое планирование 2 класс (34 ч) Тематическое Содержание курса планирование Дата Характеристика деятельности обучающегося Сезонные изменения в природе Формирование представлений о смене времен года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в 1. Влияние Солнца Рассматривание рисунков и показ разных времен года, объяснения на смену времен по каким признакам определены времена года. Составление рассказа года о влиянии Солнца на смену времен года. Объяснение пословицы. зимнее и летнее Заучивание заклички, проговаривание время. заклички хором (по одному, по очереди) 4 Названия времен года, знакомство с названиями месяцев. Наблюдения за изменением положения 2. Сутки. Долгота Описание действий детей в разное время суток по иллюстрациям. дня зимой и Деление суток на части. Закрепление названий приемов пищи в летом разное время суток. Чтение предложений (вставляя пропущенные слова). Рассматривание рисунков и выбор блюд по заданию учителя солнца в течение суток: утро, день, вечер, Рассматривание рисунка, определение времени года (лета). ночь. о Определение времени суток по картинке. Рассматривание рисунка, явлениях и состояниях неживой природы: определение занятий детей. Перечисление любимых занятий летом. похолодание, дождь, заморозки, пасмурно, Объяснение пословицы. Рассматривание рисунка, определение первый снег, снегопад, снежинки, мороз, времени года (зима). Определение времени суток по картинке. лед, замерзание водоемов, потепление, Рассматривание рисунка, определение занятий каждого члена семьи. таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, Названия любимых жара, тучи, гроза (гром, молния), теплые занятий зимой. Составление рассказа о занятиях семьи Формирование представлений дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их словесное описание 3. Занятия семьи в течение суток Телефоны Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разное время года: тополь, дуб, сирень, калина, Составление рассказа о семье. Рисование по теме «Моясемья». Выбор любимых занятий по картинкам. Рассматривание иллюстраций. экстренных служб. экстренных Звонок по телефону Практическая отработка навыков разговора по телефону 4. Осень. Экскурссия. служб. Разучивание Определение правил телефонов вызова врача. Рассматривание рисунка, нахождение признаков лета, осени. Сравнение схем. Объяснение, почему осенью становится холоднее. Наблюдения за опаданием листьев. Объяснение 5 шиповник. Увядание и появление трав, цветов: одуванчик, значения слова «листопад». Рассматривание погоды за окном. ландыш. Определение погодного Наблюдения за зимующими птицами. настроении, Подкормка: синица, сорока. Появление стихотворения. явления вызванном Сравнение Составление погодой за листопада рассказа о окном. Чтение с золотым дождем. весной грачей, скворцов. Животные в Рассматривание картинки. Экскурсия в художественный музей. разное время года: лиса, белка, еж. Рассматривание картин русских художников. Рассматривание Рыбы зимой. нарисованных Работа в саду, огороде. Поведение грозы, дождя, месяцев. человека при во время предупреждение случаев Рассматривание Запоминание схемы, названий определение осенних месяцев. Объяснение слова «хмурень». Сбор и сушка листьев в осенние наступлении месяцы, морозов. Детские листьев. сравнение листьев. Изготовление поделки из природного материала игры травм, на природе, несчастных 5. Растения и Составление рассказа о ягодах, созревающих в сентябре. животные осенью Прогулка по школьному участку. Поиск и рассматривание листьев тополя, дуба, ягод шиповника. Сбор опавших листьев, их засушивание и наклеивание в тетрадь. Рассматривание рисунков. Приготовление (в домашних условиях) настоя шиповника. Рассматривание животных на картинке. Чтение о подготовке к зиме. Составление рассказа о еже. Рассматривание и называние животных, впадающих в спячку. Определение сказок о животных. Закрепление определений «перелетные птицы» и «неперелетные птицы». Рассматривание 6 рисунка. Поиск и показ синицы, сороки. Объяснение понятия «сорока-белобока». Выбор способов и продуктов питаниязимующих птиц по иллюстрациям 6. Занятия людей Определение и выбор одежды по временам года по рисункам. осенью. Правила Определение занятия детей на рисунках. Составление рассказа об поведения осенней прогулке. Чтение стихотворения, обсуждение. Объяснение на улице слова «гербарий». Знакомство с приготовлением блюд из овощей и фруктов. Практическая работа: помощь взрослому в приготовлении овощного супа. Выбор на рисунках овощей для приготовления супа. Заучивание стихотворения Разучивание правил поведения на улице. Дифференциация картинок по правилам поведения на улице. Рисование картинки по правилам поведения на улице 7. Зима. Экскурсия. Нахождение признаков осени, зимы на картинке. Сравнение схемы. Объяснение слова «снегопад». Дополнение предложений. Объяснение названия пословицы. зимних Рассматривание месяцев. Составление схемы. рассказа Запоминание по теме. Разъяснение названия месяца. Чтение стихотворения. Работа над рисунками к любому четверостишию 7 8. Растения и животные зимой Рассматривание иллюстраций. Составление рассказа о жизни растений зимой. Рисование зимнего дерева Чтение текста. Составление рассказа о жизни животных зимой в лесу. Поиск на рисунке животных, о которых говорится в составленном рассказе. Описание животного, изображенного на рисунке. Составление рассказа по теме. Рассматривание птиц, предположение о их питании зимой. Отгадывание загадок о животных 9. Занятия людей зимой Рассматривание рисунков. Нахождение и называние предметов зимней одежды. Составление рассказа о любимых зимних играх. Заучивание правил игры «Два мороза». Игра на прогулке. Чтение дома сказки «Два мороза», ответы на вопросы. Составление рассказа о заботе о животных и птицах зимой. Изготовление в домашних условиях кормушки для птиц. Определение названий предметов по рисунку. Отгадывание загадки 10. Весна. Экскурсия. Определение времен года, признаков зимы, весны по рисункам. Объяснение по схемам признаков весны. Чтение и запоминание правил поведения в природе. Составление рассказа о правилах поведения на льду. Наблюдение за набуханием почек на ветках (опыт). Составление рассказа по 8 рисункам об основных приметах весны 11. Растения и Показ объектов природы на рисунках, ответы на вопросы. животные весной Определение аромата цветов (практическое). Составление рассказа о цветении березы и тополя. Разучивание названий растений. Прогулка, экскурсия. Наблюдение за молодой листвой на деревьях. Нахождение и называние распустившихся цветов. Зарисовка увиденных объектов природы. Разучивание заклички. Отработка движений ног и рук при закличке. Составление рассказа по рисунку «Приход весны» Рассматривание рисунка (нахождение всех животных). Составление рассказа об одном из животных 12. Занятия людей весной Рассматривание рисунков. Назвать вещи, которые надели мальчик и девочка. Рассматривание рисунка (как правильно одеться для похода в лес). Рассматривание рисунка (чем заняты дети). Составление рассказа о своих любимых занятиях во время прогулок весной. Чтение стихотворение. Беседа на темы: что выращивают в огороде, семена овощей, что сажают в поле, а что в огороде. 13. Лето. Экскурсия. Нахождение признаков весны, лета. Рассматривание схемы, подумать, почему летом тепло и жарко. Составление рассказа о птицах. Работа по схемам. Отработка названий летних месяцев. 9 Нахождение в тексте и запоминание правил поведения во время грозы 14. Растения животные летом и Рассматривание рисунков. Чтение текста, запоминание названия ягод, места, где растут эти ягоды. Составление рассказа. Рассматривание цветов. Запоминание или чтение их названия. Сказать, какие из них растут в поле, а какие – в саду. Рисование рисунка о правилах поведения в лесу. Рассматривание рисунка, составление по нему рассказа о летнем лесе Подсчитывание, сколько на рисунке бельчат, ежат, лисят, птенцов. Запоминание названия детенышей. Подумать и сказать, как называются детеныши волка и медведя. Рассматривание рисунка, подумать и сказать, где живут белка и леса. Подумать, чем белка кормит своих детенышей 10 15. Занятия людей Назвать, какую одежду обычно носят летом. Составлениерассказа: летом. какую одежду могут надеть и мальчики и девочки, почему одежда Профилактика должна быть легкой, почему летом обязательно носить головной укусов насекомых убор. Рассматривание рисунка (чем занимаются дети). Назвать любимые летние игры. Запомнить правила поведения на водоеме. Составление рассказа, как люди ухаживают за огородом и почему нужно поливать растения. Рассматривание и чтение названия овощей и фруктов, назвать любимые. Рассматривание рисунков. Назвать, что на них изображено. Составление рассказа, как человек использует эти растения Рассматривание и называние опасных насекомых. Слушание текста, ответы на вопросы. Выбор одежды для похода в лес по картинке Неживая природа Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. 16. Вода. природе Вода в Рассмотреть рисунок. Проделать опыт. Поставить на стол несколько емкостей с разными жидкостями (вода, молоко, томатный Первичные представления о температуре, о сок). Определить, в какой из них находится вода. Зарисовать опыт в термометре как приборе для измерения тетради. Подумать, как человек использует воду. Рассмотреть на температуры. Вода рисунках стаканы с водой, обратить горячая, холодная. внимание на то, что из опрокинутого стакана вода вылилась. 11 Значение воды для жизни растений, животных, человека. Вода в природе: дождь, снег, лед;река, озеро (пруд), болото Подумать, почему трудно взять воду в ладоши. Посмотреть рисунки, подумать, почему перевернутая банка пуста. Найти и показать на рисунке стакан с водой. Взять емкости с водой, соком, кофе. Определить, какая из них не имеет запаха. Рассмотреть аквариум на рисунке. Рассказать, какая вода в аквариуме и почему она такая. Рассмотреть рисунки и прочитать подписи. Закрыть их. Найти и показать: озеро, болото, пруд. Подумать, какие животные живут в реках, озерах. Выбрать по рисункам, чем можно заниматься на водоемах летом, а чем зимой. Подумать и сказать, в какое время года мы можем наблюдать дождь, а в какое – снег. Рассмотреть рисунок. Показать и назвать, в каком виде может быть вода. Проделать опыт. Взять в морозилке кусочек льда и растопить его. Посмотреть, что получилось. Нагреть полученную воду до кипения. Посмотреть, что получилось. Запомнить: горячий пар – осторожно! 12 17. Вода горячая и Рассмотреть рисунки. Подумать, с помощью чего можно нагреть холодная. воду. Найти и показать на рисунке. Подумать, как люди используют Температура воды горячую воду. Рассказать, как из холодной воды получить горячую воду. Как из горячей воды получить теплую воду? Какую воду можно использовать для чаепития, а какую – для полива цветов? Заварить вечером чай вместе со взрослыми и угостить своих близких Рассмотреть рисунок. Взять термометр в руки, понаблюдать за изменениями его показателей. Рассказать, в каких случаях измеряют температуру тела человека. Для чего надо знать температуру воздуха? Узнать и записать в тетради: температуру тела здорового человека, температуру кипения воды, температуру воздуха зимой и летом 13 воды. Найти рисунок, где изображены животные, живущие только в Правила обращения с воде. Назвать их. Рассмотреть рисунки. Сказать, что произойдет с горячей растениями без воды. Рассмотреть, что делают дети. Подумать и 18. Значение водой (в кране, чайнике) ответить, как они используют воду. Подумать и сказать, для чего еще можно использовать воду Объяснение, чем может быть опасна горячая вода. Составление правил обращения с горячей водой. Запись правил в тетрадь. Нахождение картинки с изображением правильного обращения с горячей водой Живая природа Растения Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3–4 растения). Части растений: корень, стебель, лист, 19. Части растений. Жизнь растений Закрепление знаний о строении растений. Рассматривание и показ на рисунках частей растений. Рассматривание на рисунке изделия из соломы. Домашняя поделка из соломы по образцу. Экскурсия на цветок. Необходимость для жизни хлебозавод. Рассматривание рисунка, называние объектов природы. растений воздуха, воды, света, тепла. Чтение и заучивание стихотворения Рассматривание рисунка. Составление рассказа по рисунку 14 Растения влаголюбивые, засухоустойчивые: традесканция и кактус. 20. Растения: Рассматривание рисунка. Запоминание слов. Ответы на вопросы. влаголюбивые и Зарисовка растения (по образцу, трафарету). Соотнесение растений тенелюбивые засухоустойчивы по месту обитания. растения: фиалка и традесканция. Уход за е, Светолюбивые комнатными растениями. Огород. Овощи и тенелюбивые Светолюбивые и (3–5 названий), их признаки. Особенности произрастания. Овощи впитании человека. Сад. Фрукты (3–5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека. Растения садов и огородов данной растения 21. Комнатные Рассматривание Запоминание слов. Нахождение растения. Уход за объектов природы вокруг себя. Определение соответствия по комнатными картинке. Ответы на вопросы растениями Отработка навыков по уходу за комнатными растениями. Составление рассказа местности. Уход за растениями сада и огорода рисунка. 22. Овощи Рассматривание рисунков. Нахождение и показ объектов. Огород Овощи питании человека Определение по рисункам времен года в Определение объектов по рисункам. Отгадывание загадок. Чтение стихотворения. Составление рассказа Рассматривание рисунка. Ответы на вопросы. Описаниепредмета с отгадыванием 15 23. Сад Называние объектов природы. Составление рассказа по картинке. Фрукты Фрукты Зарисовка и раскрашивание в тетради изображения предметов Рассматривание рисунка, схемы. Составление рассказа порисунку. в Описание предмета с отгадыванием питании человека Зарисовка объекта природы. Ответы на вопросы 24. Уход Отработка навыков ухода за растениями в саду. Ответы на за вопросы растениями сада и Нахождение садового инструмента на картинке, соотнесение с огорода натуральными объектами. Чтение правил использования садового Правила безопасного инструмента, ответы на вопросы по тексту. Зарисовка садового использования инструмента. садового использование инструмента Показ рисунка, иллюстрирующего правильное инструмента Животные Сравнение домашних и диких 25. Дикие животных. Кошка – рысь. Соба- ка – домашние волк. Внешний вид, питание, названия животные и Рассматривание рисунков. Составление рассказа о домашнихи диких животных. Ответы на вопросы 16 детенышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни 26. Кошка и рысь Сравнение объектов на рисунке. Ответы на вопросы. Зарисовка в Породы кошек тетради объекта природы. Заучивание прибаутки. Составление животных: вода, тепло, воздух, пища. рассказа об объекте живой природы по плану Разнообразие пород кошек и собак, их Составление рассказа о породах кошек. Отработка навыков повадки. Отношение по уходу за животным человека к животным. Рыбы (2–3 названия рыб, распространенных в данной 27. Собака и волк Рассматривание рисунка. Нахождение объектов, классификация. Породы собак Составление рассказа по рисунку. Составление рассказа по плану. Отработка навыков безопасного поведения при встрече с собакой местности). Внешний вид, среда обитания, Показ объектов на рисунке классификация по породе. питание, образ жизни. Ответы на вопросы Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий 28. Правила поведения контакте Рассматривание рисунков, определение правильного поведения при при контакте с домашними животными. Чтение правил поведения с при контакте с домашними животными. Запись правил поведения в тетрадь домашними животными Рассматривание схемы. Определение строения объекта природы. 29. Рыбы Ответы на вопросы. Зарисовка объекта природы. Рассматривание рисунка. Нахождение соответствия. Составление рассказа по рисунку. Прогулка в зоомагазин Человек 17 Гигиена тела человека, закаливание. Питание человека. пищеварения: ротовая пищевод, желудок, Органы полость, кишечник (элементарные представления). Значение овощей и 30. Тело человека фруктов для правильного питания человека. навыков физического воспитания 31. Органы пищеварения 32. Питание человеа Рассматривание рисунка. Нахождение и показ объекта. Отработка навыков личной гигиены Рассматривание рисунков. Классификация предметов. Показ объектов на рисунках. Ответы на вопросы. Составление рассказа по рисунку. Чтение стихотворения Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений Рассматривание рисунков. Составление рассказа. Отработка 33. Правила питания Отработка навыков правильного питания 34. Профилактика Отработка навыков профилактики отравлений отравлений Критерии оценивания: «5» ставится обучающемуся, воспитаннику если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет. «4» ставится, если обучающийся, воспитанник дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя. «3» ставится, если обучающийся, воспитанник обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя. «2» ставится, если обучающийся, воспитанник обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя. 18 Материально-техническое и методическое обеспечение: Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А., Куртова Т. О. Учебник «Мир природы и человека». 2 класс, в 2 частях, М., Просвещение, 2016 Матвеева Н. Б., Попова М. А., Куртова Т. О. Рабочая тетрадь «Живой мир» 2 класс, М., Просвещение, 2013 Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с содержанием обучения). Детская справочная литература (справочники, энциклопедии) о мире природы, труде людей, общественных явлениях и пр. Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с интеллектуальными нарушениями и документы по его реализации Н. Б. Матвеева М. А. Попова, Мир природы и человека, 1–4 классы образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с нарушением интеллекта, Методические рекомендации Ноутбук Мультимедийная доска Для выполнения заданий по моделированию природных объектов надо иметь пластилин (гипс, глину, песок), цветную бумагу, клей и ножницы с тупыми концами. 19