Министерство образования и молодежной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» «Согласовано» На заседании педагогического совета Протокол № ___ от «____»___________2021г. Секретарь Дзбановская Н.А. «Согласовано» Зам. директора по УВР Бакисова Л.О. «Утверждаю» Директор ГБОУ «Центр «Дар» Шляпникова Н.И. «____»____________2021г. Приказ № ___ от «___»____2021 г. Рабочая программа по чтению для обучающихся 2 класса с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2021-2022 уч. год Составитель: Карфидова Н.В.. Г.Реж Чтение (136 часов) Рабочая программа по учебному предмету «Чтение » составлена в соответствии с: -Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012 -Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью образовательной организации -Учебным планом образовательной организации -Годовым календарным учебным графиком образовательной организации -Примерной адаптированной программой для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной Министерством образования и просвещения от 17.09.2020 Основной задачей уроков чтения во 2-м классе является формирование правильного, беглого и осознанного чтения; научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя. Согласно программным требованиям, во втором классе проводится работа лишь над отдельными элементами выразительного чтения, с учётом сформированности технической стороны этого процесса. Большое значение в «книге для чтения» уделено формированию у школьников интереса к чтению художественных произведений, а также расширению их круга знаний и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Уроки чтения направлены на воспитание нравственных качеств и свойств личности. Анализ художественных произведений, предполагает также работу над предложением и связной речью. Основным приёмом, являются ответы на вопросы к прочитанному тексту. В методическом аппарате учебника есть задания и на составление предложений по иллюстрациям и опорным словам. С целью формирования интереса к прочитанному произведению, а также для развития воссоздающего воображения, активности и самостоятельности у детей планируется использовать задания творческого характера (иллюстрирование, составление продолжения рассказа или сказки) для выполнения при совместной работе с родителями дома. У обучающихся заведен «Тетрадь читателя» На уроках будут включаться коррекционно-развивающие игры и упражнения, разные виды чтения, что способствует развитию внимания, интереса к чтению. Для совершенствования навыков чтения планируется продолжать работу над постановкой дыхания и развитием чёткости произношения. Ожидаемые результаты освоения программы учащимися. Планируемые предметные результаты. Предметные результаты имеют два уровня овладения: достаточный и минимальный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Достаточный уровень Минимальный уровень -научаться осознанно Научаться чтению текста после предварительного анализа вслух и правильно читать целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по текст вслух по слогам слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и и целыми словами; темпом речи; -научаться -будут составлять ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту; пересказывать -научаться определять основную мысль текста после предварительного содержания его анализа; прочитанного текста -будут читать текст молча с выполнением заданий учителя; по вопросам; -научаться определять главных действующих лиц произведения; -будут участвовать в элементарная оценка их поступков; коллективной работе -будут читать диалоги по ролям с использованием некоторых средств по оценке поступков устной выразительности (после предварительного разбора); 2 героев и событий; -будут выразительно читать наизусть 5-7 коротких стихотворений -научаться пересказывать текст по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию; -будут выразительно читать наизусть 7-8 стихотворений Личностные: -будут иметь представления о добре и зле, правде и лжи, о трудолюбии и лени; -научаться регулировать поведение в соответствии с нормами и этическими требованиями; -будет сформирована мотивация к обучению. БУД Регулятивные: -научаться выполнять учебные действия в устной форме; -научаться планировать собственную читательскую деятельность; Познавательные -научаться сравнивать произведения и их героев; -научаться находить нужную информацию из текста по заданию учителя; Коммуникативные -будут оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; -научаться аргументировать собственную позицию при выработке решения. Основные разделы: Осень пришла – в школу пора! Почитаем – поиграем. В гостях у сказки. Животные рядом с нами. Времена года: зима, весна, лето. Что такое хорошо, что такое плохо. Чудесное рядом. Программой предусмотрено 136 уроков в год (4ч в неделю) 3 Тематическое планирование Дата Тема урока Характеристика видов деятельности учащихся Раздел «Осень пришла ― в школу пора» (20 ч.) Чтение 1.Прочитай прямых открытых слов с слогов предметными и односложных картинками. слов. (Послебукварный Соотнесение Чтение период). словосочетаний с отработанными словами. Чтение предложений. Выразительное чтение диалога. Раскрашивание. Выделение первой буквы в слове. Упражнения в группировке. 2.Все куда-то Рассматривание иллюстрации. Прогнозирование содержания идут. диалогов на основе анализа иллюстрации по вопросам. Чтение по По В. Голявкину слогам многосложных слов и слов со стечением согласных. Соотнесение содержания текста с иллюстрацией. Установление смысловых отношений в тексте. Выразительное чтение с соблюдением интонации, соответствующей знакам препинания. Чтение диалога по ролям. Рассматривание иллюстрации. Элементарная оценка поведения 3.Первый урок. персонажей, изображенных на иллюстрации, с опорой на вопросы. Чтение по слогам многосложных слов и слов со стечением согласных. Ответы на вопросы своими словами. причинно-следственных рассказа. Уяснение Установление отношений между поступками героев нравственного смысла понятия «правила поведения на уроке». Узнавание героев на иллюстрации по их репликам. Чтение по слогам многосложных слов и слов со стечением 4 .Мы рисуем. согласных. Ответы на вопросы своими словами и словами из текста. Соотнесение содержания текста с иллюстрацией. Графическое иллюстрирование на тему «Лето». Свободные рассказы на темы рисунков. Обобщение. 5.Грибной лес. Я. Аким Чтение по слогам многосложных слов и слов со стечением согласных. Объяснение значения слова с опорой на иллюстрацию; замена слова синонимом. Установление смысловых отношений в тексте. Составление предложений по сюжетной картинке. 6.Прочитай Чтение прямых открытых слогов; односложных слов, коротких (Послебукварный предложений. Соотнесение слов с предметными картинками. Чтение период). предложений с добавлением пропущенного слова. Составление слов из слогов. 4 7.Слон Бэби. По В. Дурову Рассматривание иллюстрации. Ответы на вопросы по содержанию иллюстрации. Ответы на вопросы по содержанию текста. Соотнесение содержания текста с иллюстрацией. Коллективное обсуждение проблемы «Зачем я хожу в школу?». Составление предложений с опорой на предметные картинки. Составление рассказа о посещении цирка на основе личного опыта. 8.Б. Заходер «Птичья школа». Чтение по слогам многосложных слов и слов со стечением согласных. Составление предложений по сюжетным картинкам. Составление рассказа о правилах поведения в классе. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. 9.По Н. Составление предложений по сюжетным картинкам. Составление Сладкову предложений с данными словами. Чтение по слогам многосложных «Осенние слов подарки». Выборочный пересказ с опорой на сюжетную картинку и вопросы и слов со стечением согласных. Выборочное чтение. учителя. Отгадывание загадок, раскрашивание. Составление предложений «Кто где живёт?» 10.Чтение текста «В парке». Составление предложений по сюжетной картинке и данному вопросу. Ответы на вопросы по содержанию текста. Объяснение, на кого похожа белка и почему. Уяснение нравственного смысла понятия «Не забывай помогать животным!» Установление смысловых отношений между эмоциональным состоянием героев рассказа и причинами, его вызвавшего. Понимание выражения «солнечно, но прохладно». Чтение слов со стечением согласных с подготовкой. Чтение по слогам. Составление предложений со сравнениями по данным картинкам. 11.Прочитай! Повторение обратных слогов с согласными ф, ч, щ. Чтение (послебукварный правильно по слогам двусложных слов. Соотнесение картинок и период) слов. Подбор рифм к данным двустишиям. Нахождение слова по его значению. 12.М. Ивенсен Составление предложения по картинке и данному вопросу. «Падают, падают Выделение признаков осени с опорой на текст. Выполнение листья...» практического задания собрать осенний букет. Называние цвета листьев, перелётных птиц. Определение настроения стихотворения (радостное или грустное). Выразительное чтение стихотворения по образцу, данному учителем. Заучивание наизусть. 5 Ответы на вопросы по содержанию текста. Выделение признаков 13.По В. Корабельникову осени с опорой «Осенний лес». «разноцветный на убор». текст. Выяснение Установление значения причинно- выражения следственных отношений природных явления на примере листопада. Оценка значения листопада для жизни растений с приведением аргументов. Выборочное чтение (найти описание, привести доказательства). Раскрашивание рисунка в соответствии с текстом. Составление высказывания по данному вопросу с опорой на 14.По К. Ушинскому сюжетную картинку. Установление причинно-следственных связей «Всякой вещи между поведением мальчика и опозданиями в школу. Составление свое место». советов мальчику. Установление связи между гласной текста и заголовком. Уяснение мыслью смысла правила культурного поведения «Всегда убирай свои вещи на место». Составление предложений из данных частей. Различение оптически сходных букв: г-п, г – т, е-ё, ж-х, ж-к, о-с, 15.Прочитай! (послебукварный ш-щ. Чтение двусложных слов по слогам. Соотнесение предметных период) картинок со словом. Составление предложений с глаголами звучания. Чтение диалога по ролям с соблюдением вопросительной и восклицательной интонации. Уточнение представлений о взаимоотношениях старших и младших детей. Ответы на вопросы по содержанию текста. Объяснение заголовка 16.Д. Летнёва «Хозяин в доме». текста. Установление смысловых отношений поступков мальчика и их последствий. Сравнение стихотворения и рассказа К. и оценка поступков героев Ушинского «Всякой вещи своё место». Выборочное чтение. Группировка предметов по месту их хранения. Ответы на вопросы по содержанию текста. Коллективное 17.По В. Голявкину обсуждение проблемы «Чему дети учатся в школе?» Оценка «Зачем дети ходят поступка героини рассказа. Составление рассказа «Чему ты учишься в школу?». в школе?» Выборочное чтение. Чтение с соблюдением вопросительной и повествовательной интонации. 18.Прочитай! Раскрашивание в соответствии с содержанием предложения. Повторение букв, обозначающих сходные по акустическим (послебукварный признакам фонемы: б-п, г-к, д-т. ч-ц. Чтение слогов с мягкими период) согласными. Чтение по слогам двусложных слов, предложений из двусложных и трёхсложных слов. Различение женских и мужских имён. Составление рассказа по сюжетной картинке. Чтение считалки правильно по слогам. Различение имён мальчиков и имён девочек. Дополнение первой буквы в слове. 6 Рассуждение с опорой на вопрос и сюжетную картинку с 19.По А. Тумбасову приведением аргументов. Ответы на вопросы по содержанию текста. «Серый вечер». Уточнение представлений о зимующих и перелётных птицах на примере воробья и скворца. Сравнение золотой и поздней осени по цвету. Выборочное чтение (описание цвета предметов поздней осенью, осенней ночи). Установление причинно-следственных отношений в поведении воробья. Прогнозирование событий на будущих материале прочитанного. Упражнения в согласовании прилагательных с существительными. 20. Обобщающий урок по Участие в беседе о правилах поведения в школе. Ответы на теме вопросы по содержанию прочитанных текстов. Отгадывание загадки «Осень пришла –в на основе её анализа. Рассуждение «Почему деревья осенью школу пора». сбрасывают листья» на материале прочитанного. Чтение стихотворения наизусть. Чтение целым словом односложных слов. Чтение по слогам предложений. Раздел «Почитаем, поиграем» (10 ч ) А. Составление слов из разрезной азбуки. Объяснение значений слов, «Одна отличающихся одной буквой, приставкой. Ответы на вопросы по 21.По Шибаеву содержанию текста. Рассуждение на тему, почему каждая буква в буква». слове важна. Самостоятельное рисование в соответствии с заданием учебника. Выборочное чтение. Отгадывание загадки, выделение из стихотворного текста слов,отличающихся одной буквой. 22.А. Составление слов из слогов. Различение слогов и букв. Чтение Усачёв. Слоги. «Прочитай» (послебукварный слогов со стечением согласных и слов с ними. Объяснение значений слов. Соотнесение картинок и слов. Разгадывание загадки. Уяснение нравственного смысла понятия «доброта». период) 23.По С. Иванову Дразнилка. Тренировка в чтении слогов со стечение согласных. Участие в частично-поисковой беседе по прочитанному тексту. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление слов из слогов. Объяснение значений слов, составленных из слогов. Установление смысловых отношений между эмоциональным состоянием героев сказки и причинами, его вызвавшими. Выразительное чтение слогов с учётом восклицательной интонации и настроения героев. Драматизация сказки. Объяснение значений слов через синонимы. 7 24.К. Чуковский. Тренировочные упражнения в чтении слогов со стечением согласных. Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Составление слов из слогов. Составление предложения по сюжетной картинке. Установление признаков сходства предметов при сравнении. Выборочное чтение. Уяснение эмоционального состояния героев и причин, его вызвавшего. Отгадывание загадки, раскрашивание отгадки. Черепаха. Ривз. 25.Дж. Шумный Ба-Бах. Тренировочные упражнения в чтении слогов со стечением согласных. Узнавание действующих лиц по звукоподражаниям. Уточнение словаря по теме «дикие животные». Придумывание названий для домашних животных по аналогии с лексикой стихотворения. Составление предложений «Кто где прячется и от кого?» Установление причин осторожного поведения зверей. Чтение слогов и односложных слов со стечением согласных. 26.«Прочитай!» (послебукварный Поиск слов по картинкам. Составление предложений по сюжетной период) картинке. Формулирование вывода «Посочувствуй товарищу, если он расстроен». Уяснение нравственного смысла в выражении сочувствия расстроенному человеку, товарищу. Чтение с соблюдением пауз при знаках препинания. Соотнесение слов и предметных картинок. Отгадывание загадок, анализ загадок (называние признаков 27.Загадки. животных). Объяснение значений слов, сравнения (комочекпуха). Заучивание загадки наизусть по выбору ученика. Тренировочные упражнения в чтение слогов со стечением 28.Доскажи словечко. согласных. Подбор слов-рифм. Составление предложений по сюжетным картинкам с опорой на текст загадок. Раскрашивание картинки, нахождение соответствующей квакает, 29.«Кто загадки в учебнике. Сравнение значений слов, отличающихся одним слогом. Ответы кто крякает, а кто на вопросы по тексту. Называние глаголов звучания, каркает» использованных в тексте, составление с ними предложений. 30.Обобщающий Определение, чьи это слова, по слогу-звукоподражанию. Чтение наизусть загадок. Составление слов из слогов.Чтение слов урок целым словом. Чтение предложений по слогам. Ответы на вопросы по теме «Почитаем - поиграем». по прочитанным Определение текстам. настроения Драматизация сказки стихотворений. «Дразнилка». Выборочное чтение. Угадывание текста по иллюстрации к нему. Раздел «В гостях у сказки» (15 ч) 8 волк Ответы на вопросы по содержанию текста. Определение (русская народная характера волка, лисы по их поступкам и высказываниям. сказка) Составление предложений по картинкам и прочитанному тексту. 31.Лиса и Установление причинно-следственных отношений в поведении героев сказки. Чтение по ролям с соблюдением тона героев сказки (хитрый, доверчивый). Выделение обращений из текста сказки. лиса Ответы на вопросы по содержанию сказки. Составление (русская народная высказываний по сюжетным картинкам. Определение характера сказка) героев сказки. Выборочное чтение. Выразительное чтение реплик 32.Гуси и героев по образцу учителя. Чтение по ролям. Драматизация сказки. Отгадывание загадок. Соотнесение частей текста с сюжетными картинками. 33.Лиса и козел Ответы на вопросы по содержанию сказки. Составление (русская народная предложений по иллюстрации. Определение характера героев сказки. сказка) Установление причинно-следственных отношений между событиями, поведением героев и их характером. Выборочное чтение. Чтение по ролям с учётом особенностей тона героев сказки (хитрый, ласковый тон лисы, простоватый – козла). Пересказ сказки по картиннографическому плану. 34.По Л. Н. Толстому Мышка вышла погулять. Выделение обращений из текста сказки. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение: найти описание петуха, описание кота. Уяснение правил безопасного поведения при встрече с незнакомцами. Чтение по ролям с соблюдением вопросительной и восклицательной интонации. Раскрашивание героев сказки в соответствии с их описанием. 35.«Прочитай!» Чтение слогов со стечением согласных, двусложных слов с ними. (послебукварный Чтение правильно по слогам. Чтение целым словом слов из рубрики период) «Повторяем!». Упражнения в словообразовании (относительные прилагательные), согласование прилагательных существительными в мужском роде. Отгадывание выделение признаков с загадки, мухомора. 36.Волк и баран Соотнесение картинок и слов. Рисование отгадок. Составление словосочетаний. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление (литовская сказка) выборочного пересказа с опорой на иллюстрацию. Определение характера героев сказки по их поступкам. Чтение с соблюдением знаков препинания (конец предложения, тире). Нахождение слов, близких по значению. 9 С. 37.По Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Прокофьевой Словесное рисование с использованием лексики текста.Установление Сказка о том, как причинно-следственных отношений между поступками героев, а зайцы также их характером. Уяснение нравственного смысла правила не испугали обижать тех, кто слабее. Упражнения в раскрашивании, составление серого волка. предложений со сравнительными оборотами. 38.Рак и ворона Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. (литовская сказка) Установление смысловых связей между высказываниями героев и их замыслом. Выявление особенностей характера героев сказки. Чтение с соблюдением восклицательной и вопросительной интонации. Пересказ по ролям. Составление предложений по опорным словам. и 39.Заяц Ответы на вопросы по содержанию текста. Оценка поступков черепаха героев. Объяснение значения (казахская Составление сказка). причинно-следственных зависимостей между поступками и их предложений к выражения «изо иллюстрациям. всех сил». Установление результатом. Дополнение предложений по смыслу. Ответы на вопросы по содержанию текста. Уяснение значения 40.Благородный медведь слова «благодарный». Выборочное чтение. Выборочный пересказ с (мордовская опорой сказка). Установление на иллюстрацию. причинно- Оценка поступков следственных героев сказки. отношений между поступками героев и их характером. Дополнение предложений по смыслу. Чтение слогов и слов с разделительным ъ, ь, слов – с мягким знаком – показателем мягкости согласных. Чтение предложений по слогам (послебукварный и целым словом. Составление предложений с данными словами. период) Чтение целым словом слов из рубрики «повторяем!» Дополнение предложений по картинкам. 42.Как белка и Ответы на вопросы по содержанию текста. Актуализация знаний 41.«Прочитай!» заяц друг друга не детей по теме, как звери к зиме готовятся. Установление причинноузнали (якутская сказка). следственных зависимостей изменения цвета шкурки Пересказ картинно- по графическому плану. зверей. Составление предложений с противопоставительным союзом а по данному образцу. Отгадывание загадок. Раскрашивание иллюстрации в 43.Волк и соответствии с текстом. Ответы на вопросы по содержанию текста. Объяснение значения ягненок выражения «еле ноги унёс». Характеристика героев (армянская Установление смысловых связей между характером и поведением сказка). героев сказки. Оценка поступков героев сказки. Выборочное чтение с соблюдением пауз, восклицательной и сказки. повествовательной интонации. Установление, кому принадлежит реплика. 10 Ответы на вопросы по содержанию текста. Оценка поступков 44.Умей обождать! героев рассказа. Выборочный пересказ по сюжетной картинке. (русская народная Установление причинно-следственных связей между поведением и сказка). характером героя сказки (петушка). Чтение целым словом слов из рубрики «Повтори!» Уяснение нравственного смысла правила «Непослушание до добра не доводит». Дополнение предложений по смыслу. 45.Обобщающий Ответы на вопросы по прочитанному. Выборочное чтение. урок по теме «В Выражение собственных читательских предпочтений. Составление гостях у сказки». высказываний по серии сюжетных картинок. Выборочный пересказ. Пересказ по серии картинок. Установление последовательности событий. Чтение целым словом. Раздел «Животные рядом с нами» (16 ч) 46.Умная собака Ответы на вопросы по сюжетной картинке. Называние домашних (индийская сказка). животных и их детёнышей. Выборочное чтение. Высказывания на тему «Как ты относишься к бездомным животным». Установление различия в отношении к собаке злого и доброго человека. Дополнение предложений, составление предложенийутверждений из данных слов. 47.«Прочитай!» Чтение целым словом. Соотнесение картинок со словами. (послебукварный Соотнесение слов и картинок. Работа над сравнениями (радуга период) – мост, хвост). Уяснение нравственного смысла извинений при 48.По Э. Шиму признании вины. Дополнение предложений «Кто кого увидел?» Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение с «Я соблюдением звательной интонации. Уточнение представлений об домой использовании молока человеком. Оценка отношения хозяек к своим пришла». коровам. Уточнение представлений о частях суток. Работа с загадкой. Подбор слов, близких по значению. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение с 49.Лошадка (русская соблюдением пауз, вопросительной и восклицательной интонации. народная Выяснение особенностей речи хозяина лошадки и соседа. Оценка присказка). поступка хозяина лошади. Составление высказывания по сюжетной картинке. Установление причинно-следственных связей между отношением хозяина и поведением лошадки. Дополнение слов первой буквой. Уточнение представлений о корме для 50.По Е. лошадки. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Чарушину. Сравнение кроликов и крольчихи. Описание кроликов по картинно- Кролики. графической схеме. Высказывание на тему «Чем можно угостить кроликов?» 11 Лифшиц 51.В. Баран. Ответы на вопросы по прочитанному тексту. Составление предложений по сюжетной картинке. Высказывание на тему «Что можно сделать из шерсти барана»? Объяснение значения слова «изнывает». Чтение слогов со стечением согласных. Выборочное чтение. Отгадывание загадки. Раскрашивание предметных изображений в соответствии с прочитанным текстом. Чтение слогов со стечением согласных. Чтение двусложныхслов 52.«Прочитай!» (послебукварный со стечением согласных по слогам. Соотнесение картинок период) и слов. Различение единственного и множественного числа. Отгадывание загадки через подбор слова-рифмы. Чтение диалога с соблюдением вопросительной и звательной интонации. Высказывания на тему «Чем кормят птиц». Составление слов из слогов. Б. 53.По Ответы на вопросы по прочитанному. Выборочное чтение. Житкову. Выборочный пересказ по вопросам. Оценка поступков героев Храбрый утёнок. рассказа. Уяснение переносного смысла слова «храбрецы» в тексте (скрытое противопоставление). Установление последовательности событий. Подбор слов, близких по значению. Рисование или лепка героя рассказа. 54.По Э. Шиму. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение умеют (подписи к картинкам). Выделение в тексте слов и сравнения для Все делать сами. описания гусят. Выяснение смысла заголовка. Уточнение значения слов (ковыляет, выклюнулся). Составление предложений по сюжетной картинке. Дополнение предложений по смыслу. 55.М. Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Объяснение Бородицкая. значения Котенок. сюжетной картинке и впечатлениям от стихотворения. Выборочное чтение. слова Чтение «усыновить». слогов со Составление стечением высказывания согласных. по Уяснение эмоциональных состояний героев и причин, которые их вызвали. Выразительное чтение с соблюдением интонации, передающей эмоциональное состояние героев (по образцу учителя). Составление слов из слогов. Подбор рифмующихся слов. 56.«Прочитай!» Чтение слогов со стечением согласных, двусложных слов со (послебукварный стечением согласных. Соотнесение слов и картинок. Расширение период) словаря глаголов движения. Словесное рисование. Дополнение предложений. 12 57.По В. Сутееву. Составление предложений к сюжетным картинкам. Ответы на вопросы по содержанию текста. Установление последовательности Три котенка. событий. Чтение целым словом слов из рубрики «Повторяем!» Выборочное чтение. Пересказ по серии сюжетных картинок. 58.По К. Ушинскому. Петушок с семьей. Описание петушка по картинки, затем по картинно- графическому плану. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение с соблюдением восклицательной и звательной интонации. Оценка поступков героев сказки, установление причинно-следственных отношений между характером и поступками героев. Дополнение предложений словами по смыслу. Составление предложений с данными словами. Ответы на вопросы по содержанию текста. Прогнозированиеиного 59.Упрямые козлята. исхода событий. Оценка поступков героев. Объяснение значения выражения «упрямство до добра не доводит». Составление советов козлятам, как нужно было поступить правильно. Выборочное чтение. Пересказ. Чтение по ролям. Составление предложений с данными словами. 60.В. Лифшиц. Чтение слогов со стечением согласных. Выборочное чтение. Ответы на вопросы по тексту стихотворения. Сравнение текста и Пес. иллюстраций. Составление предложений по иллюстрациям. Рассказ о собаке по данному образцу. Чтение реплик с побудительной интонацией. Приведение доказательств, что собака – настоящий друг человека. Составление слов из слогов. Дополнение строчек стихотворения по смыслу. 61.Итоговый урок по теме Называние животных, о которых читали в данном разделе. Высказывания о пользе домашних животных на материале «Животные прочитанного. Выборочный пересказ. Высказывание отношения к рядом с нами». прочитанным рассказам, сказкам, обоснование своего мнения. Определение настроения прочитанных произведений Пересказ. Чтение целым словом, по слогам. Установление причинно- следственных отношений между поступками герое прочитанных произведений и их словами. Раздел «Ой ты, зимушка-зима» (17 ч) 62.Я. Аким «Первый снег». Участие в беседе по сюжетной картинке о сезонных изменениях зимой и зимних развлечениях детей. Отгадывание загадки со словомрифмой. движения. Объяснение сравнений, выделение в тексте глаголов Ответы на вопросы по прочитанному тексту стихотворения. Уточнение значения слов через синонимические 13 замены (салазки – санки), понимание сравнений (как платок пуховый). Рассказ о зимних забавах детей по сюжетной картинке. Определение настроения стихотворения. Выборочное чтение. Чтение стихотворения радостно. Отгадывание загадок. 63.По Э. Выборочное чтение. Описание Большого Снега по опорным Киселевой словам и картинке. Участие в частично-поисковой беседе по Большой снег. прочитанному тексту «Почему Большой Снег добрый?». Уточнение представлений детей о значении снега для растений. Подбор слов с противоположным значением. 64.По Н. Ответы на вопросы по содержанию рассказа. Составление рассказ Калининой о зимних забавах детей на основе личных впечатлений. Выборочное Снежный чтение. Установление причинно-следственных отношений между колобок. событиями рассказа. Уточнение представлений детей о таянии снега и состояниях воды. Составление слов из слогов. Дополнение предложений по смыслу. 65.По С. Участие в частично-поисковой беседе по прочитанному тексту. Вангели. Пересказ по серии картинок. Уточнение значений слов: новосёл, Снеговик- памятник. Объяснение заголовка рассказа. Выборочное чтение. новосел. Установление причинно-следственных отношений между настроениемСнеговика и событиями. Определение, кому из героев 66.По Е. принадлежит реплика. Рисование по заданию. Ответы на вопросы по прочитанному тексту. Составление Шведеру. описания кормушку по сюжетной картинке. Чтение целым словом Воробышкин слов из рубрики «Повторяем!» Выборочное чтение. Выразительное домик. чтение с передачей настроения героев рассказа. Установление смысловых отношений между событиями и настроением воробьёв. Оценка поступка героини рассказа с обоснованием своего мнения. Вывод «За добрые дела всегда спасибо говорят». Уяснение нравственного смысла добрых поступков. Составление слов из слогов. Установление последовательности событий. Составление описания кормушки по картинке и опорным словам. Выделение признаков зимы из текста. Составление 67.Г. Галина «Зимние картинки». предложений о зимних развлечениях детей по тексту стихотворения. Установление признаков сходства предметов, использованных в сравнении (Маша как снегурка). Выборочное чтение. Выразительное чтение по образцу, данному учителем. Составление высказывания на тему «На чём ты любишь кататься зимой». Заучивание наизусть. 14 68.Е. Самойлова Ответы на вопросы по прочитанному тексту. Выборочное чтение. «Миша и Шура». Выборочный пересказ по сюжетной картинке. Установление причин поведения ребят, оценка их взаимоотношений. Определение, кому из героев принадлежат реплики. 69.Ш. Галиев. Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Сравнение снега настоящего и искусственного. Выделение признаков сходства Купили снег снежка с серебром. Уточнение значение выражения «разбирает меня смех». Рассказ о том, как дети украшали ёлку мишурой. Установление причинно- следственных отношений между высказываниями героев и реальными событиями. 70.По Г. Юдину. Участие в беседе о карнавальных костюмах. Составление предложений по сюжетной картинке. Ответы на вопросы по Буратиний нос. содержанию текста. Составление продолжения рассказа. Оценка поступков героев рассказа с приведением обоснований. Составление слов из слогов. Рассказ о последовательности событий по опорным словам. 71.И. Токмакова. Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Составление предложений Живи, елочка! по сюжетным картинкам. Рассказ по тексту стихотворения «Откуда взялась ёлка». Описание ёлочки в зимнем лесу по картинно-графическому плану. Объяснение заголовка стихотворения. Выборочное чтение. Выразительное чтение по образцу, данному учителем. Установление причинно-следственных отношений между событиями. Заучивание стихотворения наизусть. Раскрашивание иллюстрации к стихотворению. Составление словосочетаний (согласование). 72.По В. Сутееву. Про елки. Ответы на пересказ. вопросы по Выборочное следственных содержанию чтение. текста. Установление Выборочный причинно- связей между местом проведения ёлки и её украшением. Составление предложений о подарках для домашних питомцев. Составление рассказа по личным впечатлениям «Праздник в школе». Творческое рисование. 73.По В. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Голявкину Выборочный пересказ по картинке. Объяснение заголовка текста. «Коньки купилине Составление рассказа о себе по данной ситуации. Установление напрасно». причинно-следственных связей между поступками героев и их характером. Оценка поступков героев. Уяснение нравственного смысла оказания помощи товарищам, которые проявляют нерешительность. придёт помощь» на Чтение смущаются, Вывод «Хороший друг всегда целым словом слов из рубрики 15 «Повторяем!» Составление рассказа по опорным словам. Чтение отрывка по ролям. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. 74.По М. Пляцковскому. Установление причинно-следственных отношений между событиями Ромашки в и настроением героев. Пересказ по серии картинок. Рисование по январе. заданию учебника, оформление выставки в классе. Уточнение представлений о признаках лета и зимы. Рисование иллюстрации, раскрашивание иллюстрации к стихотворению. 75.Мороз и Заяц Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. (русская народная Выразительное чтение с соблюдением восклицательной интонации и сказка). тона речи героев сказки по образцу, данному учителем. Объяснение выражения «выбился из сил», «всё нипочём». Характеристика зайца. Чтение целым словом слов из рубрики «Повторяем!» Установление причинно-следственных отношений между поведением, характером и последствиями поступков. Чтение отрывка по ролям. Пересказ по ролям. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. 76.Вьюга (литовская Установление причинно-следственных отношений (выяснение, чем народная опасна вьюга, кому приносит пользу). Выразительное песенка). соблюдением вопросительной, чтение с повествовательной и восклицательной интонации. Чтение по ролям. Составление слов из слогов. Г. 77.По Ответы на вопросы по содержанию текста. Уточнение Скребицкому представлений о жизни животных зимой. Называние диких «На животных. Пересказ по картинкам. Объяснение сравнения лесного лесной пенька с теремком. Выборочный пересказ по иллюстрациям. полянке». Составление предложений с данными словами с опорой на предметные картинки. 78.Обобщающий Ответы на вопросы по прочитанным текстам. Называние урок по теме «Ой прочитанных произведений. Выборочный пересказ. Рассказывание о ты, жизни птиц и животных зимой, о зимних забавах. Пересказ по зима». зимушка картинкам. Чтение наизусть. Рассказ о Новогоднем празднике. Оценка поступков героев, определение настроения и его причин. Чтение целым словом. Составление слов из слогов. Выполнение контрольных заданий «Проверь себя!» Раздел «Что такое хорошо и что такое плохо» (18 ч) 16 79.По А. Митту. Ответы на вопросы по содержанию текста. Объяснение значения слова «компресс». Пересказ по картинно- графическому плану. Коля заболел. Установление причинно-следственных зависимостей между событиями рассказа и настроением героя. Оценка поступков героев рассказа. Вывод «Хорошо, когда друзья помогают». Рисование о по заданию. 80.Д. Летнёва. Ответы на вопросы по содержанию текста. Чтение целым словом Подружки слов из рубрики «Повторяем!» Установление причинно- рассорились. следственных отношений между поступком и его последствиями. Выборочное чтение. Выразительное чтение. Оценка поступков героев стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. 81.По В. Выразительное чтение (интонация пренебрежения и восхищения) по Голявкину. образцу учителя. Составление предложений по иллюстрациям. Вязальщик. Оценка поступков героев. Пересказ по ролям. 82.Г. Соотнесение отрывков текста и сюжетных иллюстраций. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Объяснение выражения «не горит», использованного в Ладонщиков. Самокат. переносном смысле. Выразительное чтение (выражение гордости) по образцу, данному учителем. Заучивание наизусть. Рассуждение об отношении к делу (делать самому или ждать, пока сделают другие). Вывод «Хорошо, когда можешь всё сделать сам». Чтение слов целым словом из рубрики «Повторяем!» 83.По Э. Ответы на вопросы по содержанию текста. Объяснение значения Киселёвой. выражения «гвозди-прыгуны». Оценка поступка Алика. Составление Скамейка, предложений по прыгуны-гвоздии следственных связей Алик. результатом. Выборочное чтение. Составление предложений из иллюстрациям. Установление между поступками причинно- мальчика и их слов. 84.По Е. Ответы на вопросы по содержанию текста. Объяснение заголовка Пермяку. с приведением доказательств. Выборочное чтение. Установление Торопливый причинно-следственных ножик. суждениями героев рассказа и событиями. Оценка поведения зависимостей между оценочными мальчика, определение черт характера, проявившихся в его поступках. Дополнение предложения по смыслу. 85.По В. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Сухомлинскому. Установление причинно-следственных связей между Вьюга. эмоциональными состояниями мальчиков, их поступками и чертами характера. Вывод: «Ничего не страшно, когда рядом друг!» 17 Составление предложений-выводов из данных частей. И. 86.По Ответы на вопросы по содержанию текста. Оценка поступков героев. Высказывание мнения о событиях и героях с приведением Бутмину. Трус. доказательств. Сравнение героев по характеру и поступкам. Составление предложений к иллюстрациям. Выборочное чтение. Чтение слов целым словом из рубрики «Повторяем!» Подбор слов, противоположных по значению. В. 87.По Ответы на вопросы по содержанию текста. Установление Голявкину. Как я причинно-следственных отношений между поведением героя и его под партой результатами. Осуществление смысловой догадки поведения сидел. героев. Оценка поведения героя о мотивах с обоснованием своего мнения. Выборочное чтение. Составление высказывания по иллюстрации. 88.Б. Заходер. Ответы на вопросы по прочитанному стихотворению. Продолжение сложноподчинённого предложения о мечтах Пети. Петя мечтает Оценка высказываний доказательств о собственного герое мнения. стихотворения, приведение Составление советов об отношение к учёбе. Уяснение значения положительного отношения к учёбе. Выразительное чтение по образцу, данному учителем (мечтательно, с радостью, с чувством удовлетворения). Дополнение предложения. 89.По В. Витка. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление высказываний по иллюстрациям. Уяснение смысла правил дружбы и Мёд в кармане. достойного поведения. Установление причинно- следственных отношений между событиями текста. Оценка поступков героев. Выборочное чтение. 90.По В. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление Донниковой. предложения по иллюстрации. Оценка поступков героев рассказа. Канавка. Выборочное чтение. Установление причинно- следственных отношений между событиями, описанными в тексте. Уяснение нравственного смысла в проявлении скромности. 91.Назло Солнцу (узбекская сказка) Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Установление причинно-следственных отношений между событиями, описанными в тексте. Оценка поведения героя. Осуществление смысловой догадки о последствиях описанного в сказке поведения героя. Определение, кому принадлежат реплики. Чтение отрывка по ролям. 18 Барто. 92.А. Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Оценка поступков и высказываний героев. Уяснение нравственного смысла Мостки. заботливого отношения к людям. Сравнение поступков героев рассказ «Канавка» и стихотворения «Мостки». Вывод: «Помогай людям – и тебе помогут». Рассказ о том, как дети помогают другим из их личного опыта. Выборочное чтение. Составление связного высказывания по сюжетной картинке. 93.По М. Дружининой. Песенка обо всём Чтение целым словом слов из рубрики «Повторяем!» Ответы на вопросы по содержанию рассказа. Выборочное чтение. Установление причинно-следственных отношений между высказываниями героев. Высказывание личного отношения к герою рассказа с обоснованием собственного мнения. Уяснение смысла ответственного отношения к учёбе. Составление предложений с дынным словом. Квитко. 94.Л. Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Выборочное Лемеле чтение. Сравнение порученных и выполненных дел. Установление хозяйничает причин возникшей путаницы. Выразительное чтение с соблюдением повествовательной, звательной и восклицательной интонации по образцу, данному учителем. Дополнение строчек стихотворения. И. 95.По Ответы на вопросы по содержанию рассказа. Выборочное чтение. Турчинову. Оценка высказываний и поступков детей. Уяснение понятий: Неряха. «невоспитанный», «неряха». Установление смысловых связей между поступками героя и его последствиями. Пересказ по серии сюжетных картинок и опорным словам. Описание арбуза по опорным словам. 96.Обобщающий урок по теме «Что Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Называние прочитанных рассказов, сказок, стихотворений. Оценка поступков такое героев произведений и их значения для других людей. Высказывание хорошо и что такое отношения к произведению с обоснованием собственного мнения. плохо». Выборочное чтение. Чтение целым словом отдельных слов. Составление рассказа о взаимопомощи из личного опыта детей. Коллективное сочинение песенки с данными рифмами. Раздел «Весна идёт!» (20 ч) 97.Я. Март. Аким. Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Определение настроения стихотворения. Отгадывание загадки. Называние признаков весны (день стал длиннее, потепление, таяние снега, изменения в поведении птиц). Составление предложений по иллюстрации Высказывание собственного отношения к весне. Выразительное чтение с передачей настроения стихотворения и 19 соблюдением пауз, восклицательной и повествовательной интонации по образцу, данному учителем. Заучивание наизусть. Ю. 98.По Чтение целым словом слов из рубрики «Повторяем!» Отгадывание загадки. Раскрашивание иллюстрации к стихотворению. Ответы на вопросы по содержанию текста. Объяснение значения Ковалю. слова «невидимка» и заголовка текста. Называние приметы весны Невидимка. (прилёт грачей, наст). Составление высказывания по иллюстрации. Выборочное чтение. Установление причинно-следственных отношений между звуками и природными явлениями, поведением и чертами характера героя. Оценка поведения мальчика, выявление черт характера героя. 99.В. Берестов. Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Высказывания о празднике 8 Марта с опорой на личный опыт учащихся. Праздник мам. Составление предложений по сюжетным картинкам. Выборочное чтение. Рассказ «Как я поздравил маму с 8 Марта». Выразительное чтение стихотворения радостно, с соблюдением повествовательной и восклицательной интонации по образцу, данному учителем. Составление предложений с данными словами. Рисование портрета мамы. 100.По В. дети готовились в школе к празднику 8 Марта. Оценка поступков Драгунскому. Подарок к героев рассказа. Уяснение смысла подготовки и вручения подарков к праздникам. Определение, кому принадлежат реплики. празднику. 101.Снег и Ответы на вопросы по содержанию текста. Рассказ о том, как заяц Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. (бурятская сказка). Чтение по ролям. Установление причинно- следственных связей между событиями и настроением зайца. Рассказ «Как заяц к весне готовится». Употребление в высказываниях слов с уменьшительноласкательными суффиксами. Определение, кому принадлежат реплики. Дополнение предложения по предметным картинкам. Ответы 102.Г. на вопросы по содержанию стихотворения. Ладонщиков. Выборочное Помощники весны. «посмотрел с укором». Составление высказывания по сюжетной картинке. Определение характера стихотворения (смешное или серьёзное) и обоснование своего выбора. Чтение 103.По целым словом слов из рубрики «Повторяем!» Дополнение предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. М. чтение. пересказ. Объяснение Установление значения выражения Пришвину. Выборочный причинно- следственных Лягушонок. зависимостей между событиями текста. Оценка поступков героев рассказа. Называние признаков весны. Составление предложений с 20 данными словами. Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Называние 104.Г. Ладонщиков. признаков зимы и весны (увеличение продолжительности дня, Весна. потепление, таяние снега и льда). Составление предложений по сюжетной картинке. Объяснение переносного значения выражения «снеговая баба слёзы льёт». Выборочное чтение. Выразительное чтение с соблюдением синтаксических пауз и эмоциональной окраски стихотворения по образцу, данному учителем. Выделение примет весны, описанных в стихотворении. Е. 105.По Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Чарушину. Называние животных, впадающих в зимнюю спячку. Установление Барсук. причинно-следственных зависимостей в поведении барсука. Пересказ по картинно-графическому плану. Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Называние 106.С. Маршак. Весенняя примет весны (таяние снега и льда, появление серёжек на вербах, песенка. почек на деревьях, солнце поднимается выше). Объяснение значения слов «стёжки», «серёжки» (на вербе), «светятся» (переносный смысл). Словесное рисование. Выборочное чтение. Выразительное чтение по образцу, данному учителем. Чтение целым словом слов из рубрики «Повторяем!» И. 107.По Ответы на вопросы по содержанию рассказа. Называние признаков весны: потепление, набухание и распускание почек. СоколовуМикитову. На Составление Установление краю леса. предложений с данными причинно-следственных словосочетаниями. зависимостей между событиями в тексте. Характеристика поведения лосёнка и 108.По В. лосихи. Пересказ по картинно-графическому плану. Уяснение смысла заботливого отношения матери к ребёнку. Рисование иллюстрации к описанию леса. Ответы на вопросы по содержанию текста. Объяснение значения Голявкину. выражения «подходящая вещь». Оценка поступков героев рассказа. Подходящая Выборочное чтение. Чтение целым словом слов из рубрики вещь. «Повторяем!» назначении Рассказывание о скворечника. Составление высказываний по иллюстрациям. 109.М. Отгадывание загадки. Пересказ с опорой на картинки. Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Подбор Пляцковский. синонимических замен (погожие деньки), выделение признаков Деньки сходства погожие… стоят для Установление сравнения весенних причинно-следственных деньков с праздником.). отношений природных явлений. Определение настроения стихотворения. Выборочное чтение. Выразительное чтение (передать радость, соблюдать 21 синтаксические паузы) по образцу, данному учителем. Отгадывание загадок. Составление предложений. Слова уменьшительно- ласкательной формы. Выделение слов, близких по значению. С. 110.По Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Козлову. Ручей и Выразительное чтение реплик соблюдением восклицательной, камень. звательной интонации по образцу, данному учителем. Установление последовательности событий и их причинно-следственной связи. Составление предложений по иллюстрации. птицы Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. проучили Пересказ по серии сюжетных картинок. Объяснениезаголовка текста. (русская народная Оценка отношений героев сказки, её обоснование. Характеристика сказка). лисы. Составление предложений по иллюстрации с использованием 111.Как лису синонимических замен. Составление предложений из данных слов. Т. 112.По Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Шарыгиной. Составление предложений с опорой на сюжетную картинку. Вкусный урок. Объяснение заголовка текста. Рассказ о том, чем питаются медведи. Чтение целым словом слов из рубрики «Повторяем!» Косенко. 113.С. Почему Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. птенец Объяснение весёлый? заголовка текста. Подбор синонимов к слову о врагах «скворечня». Объяснение значения слов «храбрый», Э. Шим. Храбрый птенец. «глупый», «новосёл». Чтение по ролям. Рассказ воробьишки. Оценка поведения воробьишки с обоснованием личного мнения. Определение настроения стихотворения. Выразительное чтение по образцу, данному учителем с соблюдением вопросительной и восклицательной интонации. 114.По М. Быкову. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Кому пригодилась Оценка поступка мальчика. Установление причинно- следственных старая отношений в поведении Мити. Установление последовательности Митина событий. Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок. шляпа. Восстановление последовательности событий. 115.Обобщающий урок по теме «Весна идёт!». Ценностные высказывания о весне. Называние заголовков прочитанных рассказов, сказок и стихотворений. Ответы на вопросы по прочитанному. Выборочный пересказ. Чтение целым словом словоформ, предложений, отрывка из текста. Рассказывание о животных с произведений. опорой на картинки и тексты прочитанных Узнавание текстов по иллюстрациям, отрывку, вопросам. Раздел «Чудесное рядом!» (14 ч) 22 Г. 116.По рассказа (лосёнка). Понимание временных отношений и временной Цыферову. Лосёнок. Ответы на вопросы по содержанию текстов. Характеристика героя О. последовательности картинкам. Дриз. Игра событий. Объяснение Составление значений слов: высказываний по любознательный, терпеливый, чехарда, выбивать кресло. Игра «Вижу – не вижу», «Что изменилось?» Выборочное чтение. Чтение с соблюдением пауз, восклицательной, повествовательной интонации по образцу, данному учителем. Рисование иллюстрации к данному отрывку. Подбор слов, противоположных по значению. 117.Г. Цыферов. Ответы на вопросы по содержанию текста. Установление сходства и различия при сравнении (солнышко как шарик, как Удивление цветок). Объяснение такого явления, как отражение в воде. первое Установление причинно-следственных отношений (свет и темнота отражение и его отсутствие), событиям и эмоциями цыплёнка. Составление предложений по сюжетным картинкам. Понимание эмоциональных состояний героя и причин, которые их вызвали. Выборочное чтение. 118.По Г. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Снегирёву. Установление причинно-следственных зависимостей между Осьминожек. изменениями окраски осьминожка и цветом окружающей среды. Описание осьминожка по картинно- графическому плану. Оценка поступков мальчика с обоснованием собственного мнения. Отгадывание загадки. 119.По С. Дополнение предложений с использованием согласования. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Выборочный пересказ. Составление рассказа с опорой на картинку и Козлову. Друзья. прочитанный текст. Характеристика отношений собаки и кошки, описание их поведения. Приведение доказательств, что кошка и собака были друзьями. Составление предложений с данными словами. 120.По С. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Козлову. Установление сходства и различия предметов при сравнении Необыкновенная (голубые подснежники, как море, жёлтые одуванчики, как песок в весна. пустыне, побеги, как грива льва). Приведение доказательств, почему для Ёжика весна стала необыкновенной. Составление предложений по иллюстрациям с опорой на прочитанный текст. Раскрашивание в соответствии с текстом. 23 Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. 121.Э. Мошковская. Не Характеристика отношений мальчика и собаки. Рассуждение, как понимаю. можно понять, что хочет сказать животное. Выразительное чтение с соблюдением вопросительной и восклицательной интонации с сочувствием, удивление и радостью по образцу, данному учителем. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочноечтение. Г. 122.По Скребицкому. Выборочный пересказ. Составление предложений по Кот Иваныч иллюстрации и заданию. Рассказ об обычном поведении котов. Характеристика кота. Установление причинно-следственных связей между поведением кота и его характером. Составление предложений с данными словами. Уяснение суточных временных изменений в жизни растений на М. 123.По Пришвину. примере одуванчиков. Ответы на вопросы по содержанию текста. Золотой луг. Выборочное «золотой». чтение. Уяснение Установление переносного признаков значения слова сходства при сравнении предметов. Объяснение заголовка текста. Составление высказываний по сюжетным картинкам. Рисование одуванчика в разное время суток. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. 124.По В. Бианки. Неродной сын. Объяснения значения выражения «неродной сын». Выбор словдействий, описывающие действия зайчонка и кошки, при драке с собакой. Установление последовательность событий. Оценка отношений между кошкой и зайчонком с приведением доказательств собственного мнения. Дополнение предложений. 125.Ю. Оценка отношения мальчика к животным с приведением Кушак. Подарок доказательств. Словесное рисование. Составление рассказа на основе собственного опыта. Выделение определений, действий, которые описывают щенка. Выборочное чтение. Чтение целым словом слов из рубрики «Повторяем!» Рисование по впечатлениям. Выразительное чтение с радостном настроением, соблюдением пауз, восклицательной интонации по образцу, данному учителем. Рисование иллюстрации. 126.Я. Тайц. Всё здесь. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Чтение по ролям с соблюдением вопросительной, повествовательной, восклицательной интонации. Уяснение значения слова «хлеб». Установление последовательности изготовления хлебных изделий. Рисование по заданию. 127.По В. Бианки. Небесный слон. Установление сходства предметов при сравнении («туча, как слон»). Объяснение заголовка текста. Установление причинноследственных отношений между природными явлениями. 24 Объяснение словосочетания «волшебный дождь». Словесное рисование с использованием сравнений (на что похожи облака?) Составление высказывания по иллюстрациям к рассказу. Выборочное чтение. Чтение целым словом слов из рубрики «Повторяем!» Подбор слов, противоположных по 128.Обобщающий значению. Рисование по заданию. Ответы на вопросы по прочитанным произведениям. Выборочный урок пересказ по вопросам, по сюжетной картинке. Установление по теме «Чудесное удивительного, необычного в прочитанных рассказах и сказках. рядом» Оценка событий с приведением доказательств собственного мнения. Чтение целым словом отдельных слов. Раздел «Лето красное» (8 ч) 129.«Ярко солнце Составление высказываний по сюжетной картинке. Рассказы о светит…» занятиях детей летом. Называние признаков лета (потепление, цветение растений, созревание плодов, появление грибов, тёплая вода в водоёмах). Определение настроения стихотворения. Выразительное чтение по образцу, данному учителем. Заучивание наизусть. Отгадывание загадки. И. 130.По Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Соколову- Объяснение значений слов «крошечный», «зелёные фонарики», Никитову. «холодный огонёк», «зелёный – зеленоватый». Описание светлячка Светляки. по картинно-графическому плану. Словесное рисование. Г. 131.По Пересказ по серии картинок. Оценка поступков героев сказки, Цыферову. Петушок Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. и солнышко. приведение доказательств собственного мнения. Установление причинно-следственных зависимостей между событиями сказки и их временной последовательности. Чтение целым словом слов из рубрики «Повторяем!» Определение, кому принадлежат реплики. 132.И. Гамазкова. Прошлым летом. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Словесное рисование. Рисование иллюстраций к стихотворению. Выразительной чтение с соблюдением пауз, настроения, интонации по образцу, данному учителем. Установление следственных занятиями отношений прошлым между рисунками причинномальчика и его летом. Раскрашивание иллюстрации в соответствии с текстом. 133.С. Поход. Махотин. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Выявление изменений в привычках мальчика, его умениях. Словесное рисование. Выразительное чтение по образцу, данному учителем. Заучивание наизусть. Выбор подписи к картинке. 25 134.По Е. Пермяку Раки. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Объяснение названий рек. Оценка поступков ребят. Установление причинно-следственных отношений между событиями рассказа и их временной последовательности. Выборочный пересказ по иллюстрации. Чтение целым словом слов из рубрики «Повторяем!» Определение, кому принадлежит реплика. 135.В. Викторов. В гости к лету. И. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Составление предложений по иллюстрации. Объяснение выражений Мазнин. «золотое солнце», «зелёные оконца». Называние летних даров леса, Отчего так много лесных зверей, признаков лета. Словесное рисование. Составление высказывания света? стихотворения. по иллюстрации. Выразительное Определение чтение с настроения соблюдением вопросительной, повествовательной и восклицательной интонации по образцу, данному учителем. Чтение по ролям. Рисование иллюстрации к стихотворению. 136.Обобщающий урок красное». «Лето Рассказывание о занятиях детей летом. Называние прочитанных произведений. Пересказ сказки по серии картинок. Называние признаков лета. Оценка прочитанных произведений с приведением доказательств высказанного мнения. Чтение наизусть. Чтение предложений целым словом. Выполнение контрольных заданий «Проверь себя». Критерии оценивания. Оценка «5» ставится, если обучающийся прочитывает слова текста по слогам с постепенным переходом чтению целым словом простых по структуре и понятных по значению слов. Допускает 3-4 ошибки, которые может исправить самостоятельно или с помощью учителя. Отвечает на все вопросы по содержанию прочитанного текста (группы предложений) и выполняет все или большинство заданий, направленных на оценку понимания фактического содержания текста и смысловых отношений (группы предложений). Оценка «4» ставится, если обучающийся прочитывает слова текста по слогам с постепенным переходом чтению целым словом простых по структуре и понятных по значению слов. Допускает 5-6 ошибок, большинство из которых может исправить самостоятельно или с помощью учителя. Отвечает на 2/3 вопросов по содержанию прочитанного текста (группы предложений) и выполняет большинство заданий, направленных на оценку понимания фактического содержания текста и смысловых отношений текста (группы предложений). 26 Оценка «3» ставится, если обучающийся прочитывает текст по слогам. Допускает около трети ошибок от общего количества слов в тексте (группе предложений); около половины которых может исправить с помощью учителя. Отвечает не менее, чем на 1/3 вопросов по содержанию прочитанного текста (группы предложений) и выполняет часть заданий, направленных на оценку понимания фактического содержания текста. Оценка «2» ставится, если обучающийся в основном читает слова побуквенно. Допускает более двух третей ошибок от общего количества слов в тексте, из которых половину или более не может исправить даже с помощью учителя. Отвечает менее, чем на 1/3 вопросов по фактическому содержанию прочитанного текста (группы предложений) Материально-техническое и методическое обеспечение: -Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы «Чтение» 2 класс в двух частях, авторы С.Ю.Ильина, А.А. Наглядный учебный материал: иллюстрации, таблицы (демонстрирующие готовые изображения, методику их получения); трафареты; учебные модели; DVD-фильмы; раздаточные карточки; Технические средства: Персональный компьютер Проектор 27