Министерство образования и молодѐжной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» «Согласовано» На заседании Педагогического совета Протокол № ___от «____»____________20__г Секретарь Дзбановская Н.А. Утверждаю: «Согласовано» Директор Зам.директора по УВР «Дар» ________ /Н.И.Шляпникова / Приказ Бакисова № Л.О. от « » ________ «___» 2016 ____________20___г «___»_______20___г «Утверждаю» Директор ГБОУ «Центр Шляпникова Н.И. Приказ № __ от Математика Рабочая программа для обучающихся 4а класса с умственной отсталостью (1 вариант) на 2021-2022 уч. год Составитель: Ваганова О.Л.. Г.Реж I Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена в соответствии с: -Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012 -Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) -Примерной адаптированной программой для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) одобрено Министерством Просвещения РФ 17 сентября 2020. - Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар» -Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар» -Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар» - С письмом Министерства образования и науки РФ от 28.10.15 . N 08-1786 О РАБОЧИХ ПРОГРАММАХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ Цель обучения: повышение уровня общего развития обучающихся, социальная реабилитация и адаптация обучающихся с интеллектуальным нарушением в современном обществе Задачи обучения: -развитие умения выполнять сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд. -формирование знания таблицы умножения и деления. - совершенствование умения решать задачи. -закрепление умения вычерчивать углы и простые геометрические фигуры. -коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей; -формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль. Краткая характеристика контингента обучающихся 4а класса. У обучающихся снижен уровень внимания, памяти, мышления и др. псих функций. Наблюдаются нарушения в эмоционально-волевой сфере. 6 обучающихся научились считать до 100, 1 с минимальной помощью. Чернышева счет до 20. Часть обучающихся могут выполнять задания самостоятельно, но нужен контроль и психологическая поддержка. Все обучающиеся путаются в понятиях «времена года», «дни недели», «времена суток». С минимальной помощью могут продолжить счѐт с заданного числа, называют «соседей» заданного числа. Пользуются числовым квадратом при выполнении арифметических действий. Самостоятельно могут решать примеры 4 человека. Неосмысленно выполняют работу 2 человека. Задачи решают с направляющей помощью учителя . по наводящим вопросам. Чернышева стала более самостоятельной, но требует внимания, индивидуальной работы. Ожидаемые планируемые результаты освоения программы Предметные результаты. Предметные результаты имеют два уровня овладения: достаточный и минимальный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Минимальный уровень Достаточный уровень - знание числового ряда 1-100 в прямом - знание числового ряда 1-100 в прямом порядке; порядке; - откладывание любых чисел в пределах 100, с использованием счетного - откладывание любых чисел в пределах материала; 100 на счѐтах - понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания - знание порядка действий в примерах в умножения и деления; два арифметических действия; - выполнение устных и письменных действия сложения и вычитания чисел в - выполнение устных и письменных пределах 100; действий сложения и вычитания чисел в - знание порядка действий в примерах в два арифметических действия; пределах 100; - пользование календарем для установления порядка месяцев в году; - понимание смысла арифметических - определение времени по часам (одним способом); действий сложения и вычитания, - знание и применение переместительного свойства сложения и умножения умножения и деления; – знание таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10; правила - выполнение решения простых умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10; арифметических задач на нахождение – понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами цены, количества на основе знания умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного; зависимости между ценой, – понимание смысла математических отношений «больше в …», «меньше в …»; количеством, стоимостью; составление умение осуществлять в практическом плане увеличение и уменьшение в задач на нахождение цены, количества несколько раз данной предметной совокупности и предметной совокупности, (с помощью учителя); сравниваемой с данной, с отражением выполненных операций в математической - пользование календарем для записи (составлении числового выражения); выполнение увеличения и установления порядка месяцев в году; уменьшения числа в несколько раз; - определение времени по часам (одним – знание порядка действий в числовых выражениях (примерах) без скобок в два способом). арифметических действия, содержащих умножение и деление; знание таблицы умножения – использование в собственной речи названий компонентов и результатов однозначных чисел до 5 (до 20); умножения и деления. – умение выполнить измерение длины – составление краткой записи, выполнение решения составной арифметической отрезка в сантиметрах и миллиметрах, с задачи в два действия (сложение, вычитание, умножение, деление) на основе записью числа, полученного при моделирования содержания задачи. измерении двумя мерами; умение – умение выполнить измерение длины отрезка в сантиметрах и миллиметрах, с построить отрезок заданной длины (в записью числа, полученного при измерении двумя мерами; умение построить миллиметрах, в сантиметрах и отрезок заданной длины (в миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах); миллиметрах) (с помощью учителя); – различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление – различение замкнутых, незамкнутых длины ломаной; кривых, ломаных линий; вычисление –знание названий сторон прямоугольника (квадрата); построение длины ломаной; прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на –построение прямоугольника (квадрата) нелинованной бумаге; с помощью чертежного треугольника на – узнавание, называние, построение, моделирование взаимного положения двух нелинованной бумаге (с помощью геометрических фигур; нахождение точки пересечения. учителя). Личностные: -появится положительное отношение и интерес к изучению математики; -научатся признавать собственные ошибки. -будет возможность участвовать в обсуждении совместной работы; - научатся задавать вопросы с целью получения информации; - научатся обращаться за помощью и принимать помощь; Коммуникативные: Будет возможность: -слушать и понимать речь других; -учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); -вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик,ученик - класс, учитель-класс); -использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками иучителем; -обращаться за помощью и принимать помощь; -слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности быту; -договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. Контрольно-измерительные материалы Вводная контрольная работа 1. Записать следующие числа 25, … 49, …., 90, …. 99, … 2. Записать предыдущие числа …., 37. …, 100. …, 29. …, 80 3. Подчеркни однозначные числа 72, 5, 7, 8, 20, 53, 16, 2. 4. Запиши, какое это число 7дес.2ед - ……., 8 дес. - ……, 6 ед - …. 5. Реши примеры 50 +3 = 56 – 20 = 77 – 1 = 49 +30 = 6. Реши задачу: В классе 20 девочек и 5 мальчиков. Сколько всего детей в классе? 7. Начертить прямую, проходящую через 2 точки Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток» 1. Разложи числа на десяток и единицы 55 - …дес…..ед. 90 - …дес…..ед 2. Составь 2 примера на сложение и 2 примера на вычитание без перехода через десяток 3. Реши примеры 34-2= 75 + 3 = 86 + 14 = 77 – 45 = 60 – 35= 4. Реши задачу На верхней полке стояло 31 книга, на нижней на 2 книги больше. Сколько книг стояло на второй полке? 5. С помощью линейки и карандаша построить прямой угол. Контрольная работа за 1 четверть « Замена умножения делением» 1. 2 х2 = 15 : 3 = 5х4 = 18 : 6 = 2. Реши примеры 10:2 +5 = 4х4 – 7 = 30+23= 40+6= 55-30= 80 – 7= 3. Замени сложение умножением 2+2+2+2+2+2 = 4. Подчеркни числа, которые делятся на 2. 5, 8, 12, 17 5. Запиши 2 числа, которые делятся на 4. 6. Реши задачу. Мама купила 3 пакета пряников. В каждом пакете по 5 пряников. Сколько всего пряников в 3 пакетах? Промежуточная контрольная работа по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через десяток» 1. Реши примеры 29 +2 = 41 – 3 = 54 +8 = 86 – 7= 2. Составь 2 примера на умножение с ответами 20 и 32 и 2 примера на деление с ответами 4 и 5 3. Решить выражения 53 + 30 -9 = 40 +7 -40 = 66 – 8 + 23= 4. У Васи было 17 карандашей. Из них 8 красных карандашей, а остальные синие. Сколько синих карандашей у Васи? 5. Начертить с помощью линейки и карандаша квадрат со стороной 3 см.. Проверочная работа за 3 четверть по теме «Табличные случаи умножения и деления» Тест : Подчеркни правильный ответ. 6 х4 25 24 18 7х3 21 22 23 5х6 35 40 30 8х3 16 20 24 2х9 9 18 2 4х7 28 14 32 Один пряник стоит 6 рублей. Сколько будут стоить 2 пряника? 6 руб. 12 руб. 18 руб 21 цветок расставили в 3 вазы поровну. Сколько цветков в каждой вазе? 6цв., 7цв., 8цв. Итоговая контрольная работа по теме «Решение примеров на все арифметические действия» 1.Какое это число? 2дес.7ед..- …. 7дес. - …. 6ед. - …. 10дес. - …. 2.Реши примеры 9+9 = 13 – 4 = 40 : 8 = 72 + 28 = 6x5= 100 – 34 = 4 + 46 = 3.Реши выражения 30 + 12:4= 100 – 8 х3= (38 – 30):8= 7x 7+ 40 = 4.Реши примеры с наименованными числами 1м. – 12 см= 1год – 12 мес.= 1ч.- 50мин.= 1р – 28к.= 5.Начерти две пересекающиеся прямые. Отметь точку пересечения Раздел Сотня. Нумерация. Повторение 8ч Содержание рабочей программы Дидактические единицы Присчитывание, отсчитывание равными числовыми группами по 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 в пределах 100. Упорядочение чисел в пределах 100. Числа четные и нечетные. Решение простых задач на нахождение суммы и разности Коррекционная работа Коррекция логического мышления на основе приема систематизации (упорядочивание объектов по количественному признаку). «Продолжи ряд чисел» Упражнения «Назови повторяющееся число», «Расставь числа по порядку, начиная с наименьшего (наибольшего) числа» Коррекция внимания и зрительного восприятия на основе счета по таблице «Шульте». Коррекция внимания (устойчивость). «Найди и исправь ошибки» Игра-соревнование «Берем цифры, Арифметические Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд на основе приемов устных вычислений (с составляем числа» действия и записью примера в строчку). Коррекция памяти, мышления. задачи Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода «Дополни до указанного числа» 104 ч через разряд и с переходом через разряд на основе приемов Развитие памяти, внимания, письменных вычислений мышления на основе упражнения (с записью примера в столбик). «Считай». Способы проверки правильности выполнения вычислений Коррекция внимания, зрительной при сложении и вычитании чисел. Проверка устных памяти. «Что изменилось?» вычислений приемами письменных вычислений и наоборот. Коррекция внимания и зрительного Проверка сложения перестановкой слагаемых. Проверка сложения и вычитания обратным арифметическим действием. Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Переместительное свойство умножения. Таблица деления на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимосвязь умножения и деления. Умножение 1, 0, 10 и на 1, 0, 10. Деление на 1, 10. Деление 0 на число. Способы проверки правильности выполнения вычислений при умножении и делении чисел (на основе использования таблиц умножения и деления, взаимосвязи сложения и умножения, умножения и деления). Увеличение и уменьшение в несколько раз данной предметной совокупности и предметной совокупности, сравниваемой с данной. Увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Нахождение неизвестного компонента сложения. Проверка правильности вычислений по нахождению неизвестного компонента сложения. Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток. Название компонентов и результатов сложения и вычитания в речи учащихся. Число 0 как компонент сложения. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток путѐм разложения второго слагаемого на два числа. Вычитание однозначных чисел из двузначных путѐм разложения вычитаемого слагаемого на два числа. Таблицы состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток. Простые арифметические задачи на увеличение, уменьшение числа в несколько раз (с отношением «больше в …», «меньше в …»). Простые арифметические задачи на нахождение цены, восприятия на основе счета по таблице «Шульте». Коррекция внимания, зрительного восприятия, памяти. «Какой пример решен?» Коррекция развитие правильной математической речи, логического мышления, Коррекция внимания (устойчивость). «Найди и исправь ошибки» Единицы измерения и их соотношения 9ч Геометрический материал 10ч количества на основе зависимости между ценой, количеством, стоимостью. Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого. Составные арифметические задачи, решаемые в два действия. Единица измерения (мера) длины – миллиметр (1 мм). Соотношение: 1 см = 10 мм. Измерение длины предметов с помощью линейки с выражением результатов измерений в сантиметрах и миллиметрах (12 см 5 мм). Определение времени по часам с точностью до 1 мин тремя способами (прошло 3 ч 52 мин, без 8 мин 4 ч, 17 мин шестого). Двойное обозначение времени. Сравнение чисел, полученных при измерении величин двумя мерами стоимости, длины, времени. Упорядочение чисел, полученных при измерении величин одной мерой стоимости, длины, массы, ѐмкости, времени. Измерение длины отрезка в миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах. Построение отрезка заданной длины (в миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах). Замкнутые, незамкнутые линии. Замкнутые и незамкнутые кривые линии: окружность, дуга. Ломаные линии – замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника – замкнутая ломаная линия. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины. Построение отрезка, равного длине ломаной. Построение ломаной по данной длине ее отрезков. Прямоугольники: прямоугольник, квадрат. Название сторон прямоугольника (квадрата): основания (верхнее, нижнее), боковые стороны (правая, левая). Противоположные, смежные стороны прямоугольника (квадрата). Построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного Развитие и коррекция пространственного мышления (анализа, сравнения, классификации) в процессе практической деятельности Коррекция временных представлений, пространственных представлений. «Назови меры времени по порядку» Коррекция развитие правильной математической речи, логического мышления, Коррекция и развитие зрительного восприятия, пространственных представлений. «Геометрические рыбки» Коррекция и развитие геометрических представлений; познавательных процессов: произвольного внимания, образной памяти; приемов умственной деятельности: анализ, синтез, сравнение, классификация. «Путешествие в мир звезд» Коррекция внимания (устойчивость). «Найди и исправь ошибки» Повторение 5ч угольника (на нелинованной бумаге). Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения). Моделирование взаимного положения геометрических фигур на плоскости. Построение пересекающихся, непересекающихся геометрических фигур. Нумерация чисел в пределах 100; круглые десятки; порядок действий при решении примеров; чѐтные нечѐтные, однозначные - двузначные числа; Таблица умножения и деления Решение примеров и задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц; Решение простых и составных задач. Коррекция внимания и зрительного восприятия на основе счета по таблице «Шульте». Коррекция и развитие эмоциональноволевой сферы, навыков самоконтроля. Формы организации учебных занятий: фронтальная, коллективная Формы организации учебного процесса: комбинированный урок, урок «открытия нового знания», обобщающий урок, контрольный урок. Критерии оценивания Отлично «5» -умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления; -самостоятельно с минимальной помощью учителя правильно может решить простую арифметическую задачу, объяснить ход решения; -дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями; -правильно узнает и называет геометрические фигуры; правильно выполняет работы по измерению и черчению; самостоятельно выполняет вычисления по алгоритму. Хорошо «4» -при ответе ученик допускает отдельные неточности, нуждается в дополнительных вопросах; -при вычислениях нуждается в помощи; -при решении задач нуждается в дополнительных объяснениях; -называет геометрические фигуры с незначительной помощью учителя; -выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью. Удовлетворительно «3» -при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы; -производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала; -понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя Календарно-тематическое планирование-136ч Раздел Дата № п/п Нумерация Тема урока Содержание. 1. Ряд круглых десятков в пределах 100. Сложение и вычитание в пределах 100 на основе присчитывания, отсчитывания по 10 (40 + 10; 40 – 10). 2. Таблица разрядов. Знание названий разрядов. Умение записывать Состав двузначных чисел из числа в таблицу разрядов, определять десятков и единиц. Представление количество единиц, десятков в числе. Умение Повторение Знать последовательность круглых десятков в пределах 100. Уметь читать, записывать круглые десятки в пределах 100. Уметь продолжать счет круглыми десятками как в прямом, так и в обратном порядке от любого заданного числа. Уметь восстанавливать нарушенный числовой ряд круглых десятков в пределах 100. Уметь организовать своѐ рабочее место. Навык счета. чисел в виде суммы разрядных слагаемых. представить двузначное число в виде суммы разрядных слагаемых; число по сумме разрядных слагаемых. 3. Числовой ряд в пределах 100. Место каждого числа в числовом ряду. Получение следующего, предыдущего чисел. Уметь записывать и читать числа первой сотни, понимать поместное значение цифр в числе. Знать числовой ряд 1- 100 в прямом и обратном порядке. Присчитывание, отсчитывание по 1 в пределах 100. Получение следующего и предыдущего числа. Счет предметов и отвлеченный счет в пределах 100. Счет в заданных пределах. Умение называть предыдущее и последующее число. Навыки счета в пределах 100. 4. Сложение и вычитание в пределах Знать нумерацию чисел в пределах 100.Знание 100 на основе разрядного состава свойств натурального ряда чисел, десятичного чисел (40+3, 43-3, 43-40). состава чисел п пределах 100. Уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 на основе знаний десятичного состава чисел. 5. Решение составных задач в 2 арифметических действия (сложение, вычитание). Уметь с помощью учителя анализировать составную арифметическую задачу; выполнять краткую запись задачи, решать текстовые задачи арифметическим способом Навыки решения задач в 2 действия. 6. Нахождение значения числового выражения со скобками и без скобок в 2 арифметических Знать правило выполнения порядка действий в выражениях со скобками. Умение использовать терминологию при чтении и записи числового действия (сложение, вычитание). Единицы измерения. выражения со скобками; читать арифметические выражения со скобками; определять порядок вычисления числового выражения со скобками и обосновывать своё мнение. 7. Вводная контрольная работа по Знать нумерацию чисел в пределах 100. Уметь теме «Нумерация чисел 1 – 100». выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 на основе знаний нумерации. Навык решения составных арифметических задач. 8. Работа над ошибками. Умение самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки. 9. Величины (стоимость, длина, масса, емкость, время), единицы измерения величин (меры). Сравнение чисел, полученных при измерении величин. Знать величины (стоимость, длина, масса, емкость, время); единицы измерения величин (меры), их соотношения. Умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи. 10. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин одной мерой. Уметь выполнять арифметические действия с числами, полученными при измерении величин одной мерой. Навык решения текстовых задач. 11. Знакомство с мерой длины – миллиметром. Запись: 1 мм. Соотношение: 1 см = 10 мм. Измерение длины отрезка в миллиметрах, в сантиметрах и Знакомство с новой единицей измерения – миллиметр. Умение использовать математические знания в практической деятельности. Уметь читать, записывать, сравнивать и преобразовывать изученные Арифметические действия. миллиметрах. единицы измерения длины. Знать единицы (меры) измерения длины и соотношения изученных мер. Уметь сравнивать именованные числа, развивать навыки сложения и вычитания именованных чисел. Навыки работы с измерительными инструментами. 12. Сложение и вычитание круглых десятков (40 + 20; 40 – 20). Знать нумерацию чисел в пределах 100, счет круглыми десятками; таблицу сложения и соответствующие случаи вычитания в пределах 10. Уметь записывать и читать числа первой сотни, понимать поместное значение цифр в числе. Вычислительные навыки сложения и вычитания круглых десятков. 13. Сложение и вычитание двузначного и однозначного чисел (45 + 2; 2 + 45; 45 – 2). 14. Сложение и вычитание двузначных чисел и круглых десятков (34 + 20; 20 + 34; 34 – 20). Знать разряды (единицы, десятки, сотни), нумерацию чисел в пределах 100; десятичный состав чисел в пределах 100; таблицу сложения и соответствующие случаи вычитания в пределах 10. Умение представлять двузначное число суммой разрядных слагаемых. 15. 16. 17. Вычислительные навыки сложения и вычитания двузначных и однозначных чисел. Решение Сложение двузначных чисел (54 + примеров данного вида с подробным и кратким 21). пояснением приема вычисления. Умение следовать определѐнному алгоритму. Вычитание двузначных чисел (54 – 21; 54 – 24; 54 - 51). Знание переместительного свойства сложения; Получение в сумме круглых десятков и числа100 (38 + 2; 2 + взаимосвязи сложения и вычитания. 38; 98 + 2; 38 + 22; 38 + 62). Единицы измерения Геометрический материал Навык проверки вычитания обратным действием – сложением. Увеличение и уменьшение на несколько единиц чисел в пределах 100, с записью выполненных операций в виде числового выражения (примера). Уметь с помощью учителя анализировать составную арифметическую задачу; составлять арифметическую задачу по краткой записи; дополнять задачу недостающими данными. 18. Вычитание однозначных, двузначных чисел из круглых десятков (50 – 4; 50 – 24). 19. Вычитание однозначных, двузначных чисел из числа 100 (100 – 4; 100 – 24). 20. Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд». Вычислительные навыки сложения и вычитания двузначных и однозначных чисел в пределах 100 без перехода через разряд. Навыки решения задач в 2 действия: составление краткой записи, запись решения по вопросам. 21. Соотношения мер времени. Последовательность месяцев в году, количество суток в каждом месяце. 22. Определение времени по часам с точностью до 1 мин двумя способами. Знать меры времени, их обозначения; последовательность месяцев в году, дней в неделе; количество суток в каждом месяце; понятия «раньше», «позже». Умение использовать знания по теме в практической деятельности и в повседневной жизни. Навык работы с моделями часов. Определение времени по часам с точностью до 1 мин двумя способами. Умение определять временную последовательность событий. Вычислительные навыки, навык решения текстовых задач. 23. Замкнутые, незамкнутые кривые линии: распознавание, называние, моделирование. Знать термины «замкнутые», «незамкнутые» линии. Умение распознавать, различать замкнутые и незамкнутые линии в изображениях, рисунках, чертежах. Арифметические действия. Арифметические задачи 24. Замкнутые и незамкнутые кривые линии: окружность, дуга. Построение окружности с данным радиусом, дуги с помощью циркуля. Графические навыки построения окружности с данным радиусом; окружностей с радиусами, равными по длине, разными по длине. Построение дуги с помощью циркуля. Навык практических действий. 25. Умножение как сложение одинаковых чисел (слагаемых). Замена сложения умножением; замена умножения сложением (в пределах 20) Знать смысл арифметического действия умножения, названия компонентов и результата действия умножения. Уметь объяснять, что обозначает каждое число в записи примера на умножение; выполнять замену суммы одинаковых слагаемых произведением; замену умножения сложением. Записывать и читать примеры на умножение. 26. Простые арифметические задачи на нахождение произведения. Решение задач на основе иллюстрирования содержания задачи. Знать конкретный смысл арифметического действия умножения. Уметь решать задачи и примеры на нахождение суммы одинаковых слагаемых (произведения). Уметь последовательно рассуждать, сравнивать и анализировать; объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи. 27. Таблица умножения числа 2. Выполнение табличных случаев умножения числа 2 с проверкой правильности вычислений по таблице. Знать табличные случаи умножения числа 2. Уметь составлять, записывать и читать примеры на умножение. Знать правило выполнения порядка действий в числовых выражениях без скобок, содержащих 28. Порядок действий в числовых выражениях без скобок в 2 арифметических действия (сложение, вычитание, умножение). умножение. Умение правильно определять порядок действий при вычислении значений выражений без скобок, содержащих умножение. Умение читать математические выражения и находить их значения. Вычислительные навыки сложения и вычитания в пределах 100 без перехода через разряд. 29. Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4 равные части (в пределах 20). Знать конкретный смысл арифметического действия деления (на равные части). Уметь делить на равные части; записывать деление предметных совокупностей на равные части арифметическим действием деления. Навык практических действий. Построение речевых высказываний. 30. Простые арифметические задачи на нахождение частного, раскрывающие смысл арифметического действия деления (на равные части) Уметь решать простые задачи на деление на равные части. Умение ориентироваться в окружающей действительности через практическое решение арифметических задач на деление (деление на равные части). Уметь объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи. 31. Таблица деления на 2. Числа четные и нечетные. Знать определения (свойства) четных и нечетных чисел; табличные случаи деления на 2. Уметь составлять, записывать и читать примеры на деление. Знать правило выполнения порядка действий в числовых выражениях без скобок, содержащих деление. Уметь пользоваться таблицей умножения для нахождения частного Умение правильно определять порядок действий при вычислении значений выражений без скобок, содержащих деление. Умение читать математические выражения и находить их значения. Вычислительные навыки сложения и вычитания в пределах 100 без перехода через разряд. 32. Контрольная работа по теме «Замена умножения делением» Знать изученный программный материал. Уметь применять полученные ЗУН на практике. 2 четверть Дата 1. 2. 3. Сложение двузначного числа с однозначным числом с переходом через разряд (38+5) приемами устных вычислений. Знать разряды (единицы, десятки, сотни), десятичный состав чисел в пределах 100; состав чисел первого десятка; таблицу сложения в пределах 10. Нахождение значения числового выражения с помощью моделирования действия Выполнение вычислений на основе с использованием счетного материала, с подробной записью решения путем разложения переместительного свойства второго слагаемого на два числа. Знание и сложения. применение переместительного свойства сложения. Составление арифметических задач в 2 действия по краткой записи. Составление арифметической задачи в 2действия с опорой на краткую запись, выполнение решения составной арифметической задачи в два действия (сложение, вычитание, умножение, деление) на основе моделирования содержания задачи. Умение объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи. Оформление решения задачи по вопросам. 4. Сложение двузначных чисел (38+25) с переходом через разряд приемами устных вычислений. Знать разряды (единицы, десятки, сотни), десятичный состав чисел в пределах 100; состав чисел первого десятка; таблицу сложения в пределах 10. Нахождение значения числового выражения с помощью моделирования действия с использованием счетного материала, с подробной записью решения путем разложения второго числа на разрядные слагаемые (круглые десятки и единицы). 5. Порядок действий в числовых выражениях со скобками, без скобок. Знать и уметь правильно определять порядок действий в числовых выражениях (примерах) без скобок и со скобками в два арифметических действия (сложение, вычитание, умножение, деление). Вычислительные навыки. Геометрический материал 6. Знакомство с ломаной линией. Элементы ломаной линии: отрезки, вершины, углы. Моделирование ломаной линии. Знание понятий «Ломаная линия», «звенья ломаной линии», «вершины ломаной линии». Измерение длины отрезков ломаной, сравнение их по длине. Построение ломаной линии из отрезков заданной длины. Арифметические 7. Вычитание однозначного числа из Знать разряды (единицы, десятки, сотни), двузначного числа с переходом десятичный состав чисел в пределах 100; состав действия через разряд (34-5) приемами устных вычислений. чисел первого десятка; таблицу вычитания в пределах 10. Нахождение значения числового выражения с помощью моделирования действия с использованием счетного материала, с подробной записью решения путем разложения вычитаемого на два числа. Навыки счета равными числовыми группами в пределах 100. 8. Присчитывание, отсчитывание равными числовыми группами по 3, 4, 6 в пределах 100. 9. Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд (53-24) приемами устных вычислений. 10. Составление и решение составных Составление арифметической задачи в 2 по рисунку, краткой записи. действия с опорой на рисунок, краткую запись, выполнение решения составной арифметической задачи в два действия (сложение, вычитание, умножение, деление) на основе моделирования содержания задачи. Умение объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи. Оформление решения задачи по вопросам. 11. Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание с Знать разряды (единицы, десятки, сотни), десятичный состав чисел в пределах 100; состав чисел первого десятка; таблицу вычитания в пределах 10. Нахождение значения числового выражения с помощью моделирования действия с использованием счетного материала, с подробной записью решения путем замены вычитаемого двумя числами (круглыми десятками и единицами). Знать изученный программный материал. Уметь применять полученные ЗУН на практике. переходом через разряд». Вычислительные навыки сложения и вычитания двузначных и однозначных чисел в пределах 100 с переходом через разряд (устные приемы). Навыки решения задач в 2 действия: составление краткой записи, запись решения по вопросам. 12. Работа над ошибками. Умение самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки. Геометрический материал 13. Замкнутые, незамкнутые ломаные линии: распознавание, называние. Моделирование замкнутых, незамкнутых ломаных. Знакомство с понятиями «замкнутая ломаная линия», «незамкнутая ломаная линия». Умение распознавать, различать, называть замкнутую и незамкнутую ломаные линии; строить чертежи замкнутой и незамкнутой ломаных линий. Умение делать выводы. Умение сравнивать и группировать объекты на основе существенных признаков. Границы многоугольника – замкнутая ломаная линия. Получение замкнутой и незамкнутой ломаных линий (моделирование). Арифметические действия 14. Табличное умножение числа 3 в пределах 20. 15. Табличные случаи умножения числа 3 в пределах 100. Знать табличные случаи умножения числа 3. Уметь составлять, записывать и читать примеры на умножение. Знание названий компонентов и результатов умножения, их понимание в речи учителя, их 16. Переместительное свойство умножения. использование в собственной речи. Знание и применение переместительного свойства умножения. Знать правило выполнения порядка действий в числовых выражениях без скобок, содержащих умножение. Умение правильно определять порядок действий при вычислении значений выражений без скобок, содержащих умножение. Умение читать математические выражения и находить их значения. Вычислительные навыки сложения и вычитания в пределах 100 с переходом через разряд. 17. Таблица деления на 3, ее составление с использованием таблицы умножения числа 3. 18. Деление по содержанию (по 3). Знать различие двух видов деления на уровне практических действий, способы чтения и записи каждого вида деления. Знать состав операций деления по содержанию и на равные части, их последовательность. 19. Табличные случаи умножения числа 4 в пределах 100. 20. Нахождение произведения на основе знания переместительного свойства умножения с использованием таблиц умножения. Знать смысл арифметического действия умножения; таблицу умножения числа 4. Уметь составлять, записывать и читать примеры на умножение; считать равными числовыми группами. Знание названий компонентов и результатов умножения, их понимание в речи учителя, их использование в собственной речи. Знание и применение переместительного 21. Таблица деления на 4, ее составление с использованием таблицы умножения числа 4. свойства умножения. 22. Деление по содержанию (по 4). Дифференциация деления на равные части и по содержанию. Решение задач. Знать различие двух видов деления на уровне практических действий, способы чтения и записи каждого вида деления. Знать состав операций деления по содержанию и на равные части, их последовательность. Геометрический материал 23. Вычисление длины ломаной линии. Построение отрезка, равного длине ломаной с помощью циркуля. Знание понятий «ломаная линия» и ее компоненты, длина ломаной линии; единиц измерения длины; способа вычисления длины ломаной линии. Умение определять количество звеньев ломаной линии. Навык построения отрезка, равного длине ломаной линии с помощью циркуля. Графические навыки. Умение решать жизненно-практические задачи. Арифметические действия. Арифметические задачи 24. Табличные случаи умножения числа 5 в пределах 100. Знать табличные случаи умножения числа 5. Уметь составлять, записывать и читать примеры на умножение. 25. Таблица умножения числа 5, ее составление, воспроизведение на основе знания закономерностей построения. Знание названий компонентов и результатов умножения, их понимание в речи учителя, их использование в собственной речи. Знание и применение переместительного свойства умножения. Знать правило выполнения порядка действий в Единицы измерения 26 Таблица деления на 5. числовых выражениях без скобок, содержащих умножение. Умение правильно определять порядок действий при вычислении значений выражений без скобок, содержащих умножение. Умение читать математические выражения и находить их значения. Вычислительные навыки сложения и вычитания в пределах 100 с переходом через разряд. 27. Выполнение табличных случаев деления на 5 с проверкой. 28. Деление по содержанию (по 5). 29 Решение примеров на все арифметические действия. 30. Промежуточная контрольная работа по итогам 2 четверти. Знание табличных случаев умножения и деления чисел 2 – 5. Уметь решать простые задачи на нахождение произведения, на деление на равные части и по содержанию. Умение самостоятельно применять имеющиеся знания. Навык самоконтроля. Вычислительные навыки. 31. Работа над ошибками. Умение самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки. 32. Двойное обозначение времени. Определение частей суток на основе знания двойного обозначения времени. Умение определять части суток на основе знания двойного обозначения времени. Определение времени по электронным часам (с электронным табло) с точностью до 1 ч, получаса; называть время тремя способами. Выполнять сравнение чисел, полученных при измерении времени двумя мерами. 3 четверть Арифметические действия. Арифметические задачи Дата 1. Табличные случаи умножения числа 6 в пределах 100. Знать табличные случаи умножения числа 6. Уметь составлять, записывать и читать примеры на умножение. Знание названий компонентов и результатов умножения, их понимание в речи учителя, их использование в собственной речи. 2 Таблица умножения числа 6, ее составление, воспроизведение на основе знания закономерностей построения. Знание и применение переместительного свойства умножения. Умение читать математические выражения и находить их значения. Вычислительные навыки сложения и вычитания в пределах 100 с переходом через разряд. Единицы измерения 3. Цена, количество, стоимость. Краткая запись в виде таблицы простых арифметических задач на нахождение стоимости. Знание понятия величин «цена», «количество», «стоимость»; денежных единиц измерения стоимости; зависимости между ценой, количеством, стоимостью. Знакомство с решением простой арифметической задачи на нахождение стоимости по известным данным. Умение записывать условие задачи в таблицу. Умение решать текстовые задачи. Арифметические действия. Арифметические задачи 4. Деление предметных совокупностей на 6 равных частей. Таблица деления на 6. Знать табличные случаи деления на 6. Уметь составлять, записывать и читать примеры на деление. Знание названий компонентов и результатов деления, их понимание в речи учителя, их использование в 5. Выполнение табличных случаев деления на 6 с проверкой. собственной речи. Понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения для нахождения произведения и частного. Знать правило выполнения порядка действий в числовых выражениях без скобок, содержащих деление. Геометрический материал 6. Простые арифметические задачи на нахождение цены. Краткая запись задачи в виде таблицы. Знание понятия величин «цена», «количество», «стоимость»; денежных единиц измерения стоимости; зависимости между ценой, количеством, стоимостью. Знакомство с решением простой арифметической задачи на нахождение цены по известным данным. Умение записывать условие задачи в таблицу. Умение решать текстовые задачи. 7. Деление по содержанию. Решение простых арифметических задач. Знать различие двух видов деления на уровне практических действий, способы чтения и записи каждого вида деления. Знать состав операций деления по содержанию и на равные части, их последовательность. 8. Упражнения в решении Знание табличных случаев умножения и деления числа примеров и простых задач. 6. Уметь решать простые задачи на нахождение произведения, на деление на равные части и по содержанию. Умение самостоятельно применять имеющиеся знания. Навык самоконтроля. Вычислительные навыки. 9. Геометрическая фигура: прямоугольник. Умение самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки. Арифметические действия. Арифметические задачи 10. Названия, свойство сторон прямоугольника. Построение прямоугольника с помощью чертежного угольника. Знать понятие «прямоугольник», существенные признаки геометрической фигуры. Умение узнавать, называть геометрическую фигуру «прямоугольник». Знание названий сторон прямоугольника, свойства сторон прямоугольника. Навык построения прямоугольника с помощью чертежного угольника на нелинованной бумаге. 11. Табличные случаи умножения числа 7 в пределах 100. Знать табличные случаи умножения числа 7. Уметь составлять, записывать и читать примеры на умножение. Знание названий компонентов и результатов умножения, их понимание в речи учителя, их использование в собственной речи. 12. Таблица умножения числа 7, ее составление, воспроизведение на основе знания закономерностей построения. Знание и применение переместительного свойства умножения. Умение читать математические выражения и находить их значения. Вычислительные навыки сложения и вычитания в пределах 100 с переходом через разряд. 13. Составление по краткой записи (в виде таблицы) и решение простых арифметических задач на нахождение стоимости, цены. Знание понятий «цена», «количество», «стоимость»; денежных единиц измерения стоимости; зависимости между ценой, количеством, стоимостью. Составление и решение простой арифметической задачи на нахождение цены и стоимости по известным данным. Умение записывать условие задачи в таблицу. Умение решать текстовые задачи. 14. Увеличение в несколько раз предметной совокупности, сравниваемой с данной («больше в…»). Составление числового выражения. Понимание смысла математического отношения «больше в…» Умение осуществлять в практическом плане увеличение в несколько раз данной предметной совокупности и предметной совокупности сравниваемой с данной, с отражением выполненных операций в математической записи (составление числового выражения); выполнение увеличения числа в несколько раз. 15. Увеличение в несколько раз предметной совокупности «увеличить в …». 16. Знакомство с простой арифметической задачей на увеличение числа в несколько раз. Выполнение решения простых арифметических задач на увеличение числа в несколько раз (с отношением «больше в…» на основе моделирования содержания задачи с помощью предметно-практической деятельности, иллюстрирования содержания задачи. 17. Таблица деления на 7, ее составление с использованием таблицы умножения числа 7. 18. Выполнение табличных случаев деления на 7 с проверкой. Знать табличные случаи деления на 7. Уметь составлять, записывать и читать примеры на деление. Знание названий компонентов и результатов деления, их понимание в речи учителя, их использование в собственной речи. Понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения для нахождения произведения и частного. Навыки решения задач в 2 действия: составление краткой записи, запись решения по вопросам. 19. Решение составных арифметических задач. 20. Уменьшение в несколько раз предметной совокупности, сравниваемой с данной («меньше в…»). Составление числового выражения. Понимание смысла математического отношения «меньше в…» Умение осуществлять в практическом плане уменьшение в несколько раз данной предметной совокупности и предметной совокупности сравниваемой с данной, с отражением выполненных операций в математической записи (составление числового выражения); выполнение уменьшения числа в несколько раз. 21. Уменьшение в несколько раз предметной совокупности «уменьшить в …». 22. Знакомство с простой арифметической задачей на уменьшение числа в несколько раз. Выполнение решения простых арифметических задач на уменьшение числа в несколько раз (с отношением «меньше в…» на основе моделирования содержания задачи с помощью предметно-практической деятельности, иллюстрирования содержания задачи. Геометрический материал 23. Квадрат. Противоположные стороны квадрата, их свойство. Построение квадрата с помощью чертежного угольника. Знать термин «квадрат», существенные признаки квадрата; свойство противоположных сторон квадрата. Умение распознавать, узнавать, называть геометрическую фигуру «квадрат». Навык построения квадрата с помощью чертежного угольника на нелинованной бумаге. Арифметические 24. Табличные случаи действия. Арифметические задачи умножения числа 8 в пределах 100. 25. 26. Знать табличные случаи умножения числа 8. Уметь составлять, записывать и читать примеры на умножение. Знание названий компонентов и результатов умножения, их понимание в речи учителя, их Таблица умножения числа использование в собственной речи. 8, ее составление, воспроизведение на основе Знание и применение переместительного свойства умножения. знания закономерностей построения. Умение читать математические выражения и находить их значения. Выполнение табличных случаев умножения числа 8 с проверкой. 27. Таблица деления на 8, ее составление с использованием таблицы умножения числа 8. 28. Выполнение табличных случаев деления на 8 с проверкой. 29. Составление и решение простых арифметических задач, содержащих отношения «меньше в…», «больше в…». Знать табличные случаи деления на 8. Уметь составлять, записывать и читать примеры на деление. Знание названий компонентов и результатов деления, их понимание в речи учителя, их использование в собственной речи. Понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения для нахождения произведения и частного. Составление, выполнение решения простых арифметических задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз (с отношениями «больше в…», «меньше в…» на основе моделирования содержания задачи с помощью предметно-практической деятельности, иллюстрирования содержания задачи. Единицы измерения 30. Составление и решение составных арифметических задач, содержащих отношения «меньше в…», «больше в…». 31. Проверочная работа по Знание табличных случаев умножения и деления числа теме «Умножение числа 8, 8. Уметь решать простые задачи на увеличение и деление на 8». уменьшение числа в несколько раз. Умение самостоятельно применять имеющиеся знания. Навык самоконтроля. Вычислительные навыки. 32. Определение времени по часам с точностью до 1 мин тремя способами. 33. Табличные случаи умножения числа 9 в пределах 100. 34. Таблица умножения числа 9, ее составление, воспроизведение на основе знания закономерностей построения. Составление, выполнение решения составных арифметических задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз с отношениями «больше в…», «меньше в…». Решение составной арифметической задачи в два действия (сложение, вычитание, умножение, деление). Умение объяснять и обосновывать действия, выбранные для решения задачи. Оформление решения задачи по вопросам. Знание названий и обозначений единиц измерения времени, их соотношений. Знание способа определения времени по циферблатным часам с точностью до 1 минуты; называть время тремя способами. Знать табличные случаи умножения числа 9. Уметь составлять, записывать и читать примеры на умножение. Знание названий компонентов и результатов умножения, их понимание в речи учителя, их использование в собственной речи. Знание и применение переместительного свойства Выполнение табличных случаев умножения числа 9 с проверкой. умножения. 36. Таблица деления на 9, ее составление с использованием таблицы умножения числа 9. Знать табличные случаи деления на 9. Уметь составлять, записывать и читать примеры на деление. Знание названий компонентов и результатов деления, их понимание в речи учителя, их использование в собственной речи. Понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения для нахождения произведения и частного. 37. Простые арифметические задачи на нахождение количества на основе зависимости между ценой, количеством, стоимостью. Знание понятий «цена», «количество», «стоимость»; денежных единиц измерения стоимости; зависимости между ценой, количеством, стоимостью. Составление и решение простых арифметических задач на нахождение цены, количества и стоимости по известным данным. Умение записывать условие задачи в таблицу. Умение решать текстовые задачи. Геометрический материал 38. Пересечение геометрических фигур. Точки пересечения. Построение пересекающихся, непересекающихся геометрических фигур. Узнавание, называние, построение, моделирование взаимного положения двух геометрических фигур; нахождение точки пересечения. Арифметические 39. Умножение единицы на Знание правила умножения числа 1 и на 1. Умение 35. Умение читать математические выражения и находить их значения. действия. Арифметические задачи число и деление на единицу. Умножение числа на единицу. использовать частные случаи умножения числа 1 и на 1. Знание переместительного свойства умножения. Вычислительные навыки. 40. Проверочная работа за 3 четверть по теме «Табличные случаи умножения и деления» 1. Сложение двузначных чисел без перехода через разряд (письменный прием) вида: 35+12. 2. Вычитание двузначных чисел без перехода через разряд (письменный прием) вида: 45-13. Уметь пользоваться письменными приемами вычислений. Сложение, вычитание двузначных чисел и круглых десятков (письменные приемы) вида: 45+20, 45-20. Понимать учебную задачу, соблюдать последовательность действий по выполнению учебной задачи. 4 четверть Дата 3. 4. Письменное сложение и вычитание как способ проверки устных Знать разряды (единицы, десятки, сотни), десятичный состав чисел в пределах 100; состав чисел первого десятка; алгоритм письменных способов (в столбик) сложения и вычитания чисел в пределах 100 без перехода через разряд. Владеть навыком письменного сложения и вычитания чисел без перехода через разряд. Навык комментированного выполнения задания. Навыки решения задач разных видов на сложение и вычитание. вычислений. 5. 6. 7. 8. Сложение двузначных чисел с переходом через разряд (письменный прием) вида: 27+15. Знать разряды (единицы, десятки, сотни), десятичный состав чисел в пределах 100; состав чисел первого десятка; алгоритм письменных способов (в столбик) сложения чисел в пределах 100 с переходом через разряд. Уметь пользоваться письменными приемами Сложение двузначных вычислений. чисел (письменный Владеть навыком письменного сложения чисел с прием), получение 0 в переходом через разряд. разряде единиц (36+24). Понимать учебную задачу, соблюдать последовательность действий по выполнению учебной Сложение двузначных задачи. чисел (письменный Навык комментированного выполнения задания. прием), получение в сумме Уметь правильно читать математические выражения и числа 100 (74+26). находить их значения. Умение использовать изученные правила, способы Сложение двузначного и действий, приѐмы вычислений при выполнении однозначного чисел с учебных заданий. переходом через разряд Навыки решения задач разных видов на сложение и (письменный прием) вида: вычитание. 25+7. 9. Проверка правильности выполнения письменного сложения перестановкой слагаемых. 13. Вычитание двузначного Знать разряды (единицы, десятки, сотни), десятичный 14. 15. числа из круглых десятков состав чисел в пределах 100; состав чисел первого (письменный прием) вида: десятка; алгоритм письменных способов (в столбик) 60-23. вычитания чисел в пределах 100 с переходом через разряд. Вычитание двузначных Уметь пользоваться письменными приемами чисел с переходом через вычислений. разряд (письменный прием) вида: 62-24. Владеть навыком письменного вычитания чисел с переходом через разряд. Вычитание однозначного числа из двузначного Понимать учебную задачу, соблюдать числа с переходом через последовательность действий по выполнению учебной разряд (письменный задачи. прием) вида: 34-5. Навык комментированного выполнения задания. Навыки решения задач разных видов на сложение и вычитание. 16. 17. Решение примеров и задач Знать единицы измерения стоимости, времени. Знание с числами, полученными понятий «цена», «количество», «стоимость»; при измерении стоимости. зависимости между ценой, количеством, стоимостью. Умение осуществлять синтез условия текстовой задачи Решение примеров и задач (составление краткой записи, восстановление условия с числами, полученными по схеме, краткой записи); устанавливать закономерности и использовать их при выполнении при измерении времени. заданий; анализировать условие задачи (выделять числовые данные и цель — что известно, что требуется найти); выполнять решение составной арифметической задачи в 2 действия; оформлять решение задачи по вопросам. Геометрический материал 18. Проверка правильности выполнения письменного вычитания обратным действием – сложением. Умение уверенно применять письменные приемы вычислений для нахождения суммы и разности любых 2-х чисел в пределах 100. 19. Итоговая контрольная работа по теме «Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд» Умение использовать изученные правила, способы действий, приѐмы вычислений при выполнении учебных заданий. Умение уверенно применять письменные приемы вычислений для нахождения суммы и разности любых 2-х чисел в пределах 100. Умение выполнять решение составной арифметической задачи в 2 действия; оформлять решение задачи по вопросам. 20. Работа над ошибками. Умение адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки. 21. Умножение 0 на число (на основе взаимосвязи сложения и умножения). Умножение числа на 0. Деление 0 на число (на основе взаимосвязи умножения и деления). Знание правила умножения 0 на число и числа на 0; переместительного свойства умножения. Умение выполнять умножение 0 на число; числа на 0. Вычислительные навыки. Умение рассуждать и делать выводы. Знание правила деления 0 на число; взаимосвязи действий умножения и деления. Умение выполнять деление 0 на число. Умение анализировать, обобщать, использовать свойства арифметических действий 22. Взаимное положение на Знание понятий «пересекающиеся фигуры», «точка плоскости геометрических пересечения». Узнавание, называние, построение, фигур: узнавание, моделирование взаимного положения двух Арифметические действия. Арифметические задачи называние, моделирование. геометрических фигур; нахождение точки пересечения. 23. Умножение 10 на число (на основе взаимосвязи сложения и умножения). Умножение числа на 10. Деление числа на 10 Знание правила умножения 10 на число и числа на 10; переместительного свойства умножения; взаимосвязи действий сложения и умножения. Знание правила деления числа на 10. Умение находить результат действия деления с помощью примера на умножение. 24. Проверочная работа по теме «Умножение 0, 10 на число, числа на 0, 10. Деление 0 на число, числа на 10». Знание изученных правил частных случаев умножения и деления. Умение самостоятельно применять имеющиеся знания. Навык самоконтроля. Вычислительные навыки. 25. Работа над ошибками. 26. Решение примеров с Знание правила нахождения неизвестного слагаемого. неизвестным слагаемым, Умение читать математические выражения, содержащие обозначенным буквой «х». «х». Проверка правильности вычислений по нахождению неизвестного слагаемого. Решение простых Простые арифметические арифметических задач на нахождение неизвестного слагаемого: краткая запись задачи, решение задачи с задачи на нахождение неизвестного слагаемого. проверкой. 27. Повторение. 28. Нумерация чисел 1 – 100. Сложение и вычитание круглых десятков. Знать нумерацию чисел в пределах 100. Уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 на основе знаний нумерации. Навык решения составных арифметических задач. 29. Нахождение значения числового выражения со скобками в 2 арифметических действия (сложение, вычитание). Знать правило выполнения порядка действий в выражениях со скобками. Умение использовать терминологию при чтении и записи числового выражения со скобками; читать арифметические выражения со скобками; определять порядок вычисления числового выражения со скобками и обосновывать своё мнение. 30. Табличные случаи умножения и деления. Решение арифметических задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Знание табличных случаев умножения и деления. Умение решать примеры в 2 действия без скобок, содержащих действия сложения, вычитания, умножения и деления; задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. 31. Сложение чисел с Умение использовать изученные правила, способы переходом через разряд действий, приѐмы вычислений при выполнении (письменные вычисления). учебных заданий. 32. Умение уверенно применять письменные приемы Вычитание чисел с вычислений для нахождения суммы и разности любых переходом через разряд 2-х чисел в пределах 100. (письменные вычисления). УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. Алышева Т. В. Математика 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы; в 2 частях; Москва «Просвещение», 2018 г. Рабочая тетрадь. Математика. 4 класс. В 2 частях; Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы; Алышева Т.В., Эк В.В., Москва «Просвещение», 2018г. Методические рекомендации. Математика. 1-4 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Алышева Т.В. Соколова Ю. Тесты на готовность к школе ребѐнка 6-7 лет – М.: Изд-во Эксмо, 2006 Волкова С.И., Ордынкина И.С. Математика: Тесты: 1 класс – М.: ООО «Изд-во Астрель», 2003 1. Компьютер. 2. Мультимедиапроектор. 3. Интерактивная доска. Дидактический материал в виде: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала; числовой квадрат; таблиц на печатной основе; - демонстрационный материал — измерительные инструменты и приспособления: линейки, наборы угольников; - демонстрационных пособий для изучения геометрических величин, геометрических фигур и тел; аббак, таблица Пифагора - настольные развивающие игры;