Рабочая программа по чтению 4а класс на 2021-2022 учебный год

Министерство образования и молодѐжной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные
основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»
Согласовано
На заседании
Педагогического совета
Протокол № ___от
«___»__________20__г
Секретарь Дзбановская Н.А.

Утверждаю:
«Согласовано»
Директор
Зам.директора по УВР
«Дар»
________
/Н.И.Шляпникова /
Приказ
Бакисова
№
от
Л.О.
«
»
________
«___»_____________20__г
2016
______20__г

«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр
Н.И.Шляпникова
Приказ №___от «__»

Чтение
Рабочая программа
для обучающихся 4а класса
с умственной отсталостью
(1 вариант)
на 2021-2022 уч. год
Составитель: Ваганова О.Л..
Г.Реж

I Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» составлена в соответствии с:
-Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012
-Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
-Примерной адаптированной программой для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) одобрено
Министерством Просвещения РФ 17 сентября 2020.
- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр
«Дар»
-Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар»
-Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар»
- С письмом Министерства образования и науки РФ от 28.10.15 . N 08-1786 О РАБОЧИХ ПРОГРАММАХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Цель: Научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.
Задачи:
- Развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.
- Формировать читательскую самостоятельность у учащихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их
пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение
библиотеки, умение выбирать книги по интересу.
-Учить самостоятельно работать с книгой.
- Расширять и активизировать словарный запас;
Краткая характеристика контингента обучающихся 3а класса.
У обучающихся снижен уровень внимания, памяти, мышления и др. психических функций. У части обучающихся нарушено
звукопроизношение. Наблюдаются нарушения в эмоционально-волевой сфере
По результатам обучения в 3 классе, обучающихся можно разделить на 2 группы. Первая группа обучающихся(Ваня, Маша, Слава, Настя,
Арсений, Денис) читает медленно по слогам, под контролем учителя пытаются следить за чтением одноклассника. Отвечают на вопросы
учителя по прочитанному. Участвуют в игровых моментах урока. Обучающимися усвоены разные виды чтения: по ролям, по цепочке, ты
мне, я тебе.
Вторая группа обучающихся (Валера, Милана, ) У Валеры есть попытки чтения по слогам, но неосознанно. Милана читает по букварю, по
слогам. Чтение одноклассников слушают, стараются участвовать в коллективной работе.
Ожидаемые результаты освоения программы учащимися.
Предметные результаты.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: достаточный и минимальный. Достаточный уровень освоения предметных
результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с
умственной отсталостью.

Минимальный уровень
-научаться осознанно и правильно читать
текст вслух по слогам и целыми словами;
-научаться пересказывать содержания
прочитанного текста по вопросам;
-будет возможность участвовать в
коллективной работе по оценке поступков
героев и событий;
-будет возможность читать наизусть 5-7
коротких стихотворений

Достаточный уровень
Научаться чтению текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные
по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим
тоном голоса и темпом речи;
-будут составлять ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
-научаться определять основную мысль текста после предварительного его анализа;
-будут читать текст молча с выполнением заданий учителя;
-научаться определять главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их
поступков;
-будет возможность читать диалоги по ролям с использованием некоторых средств устной
выразительности (после предварительного разбора);
-научаться пересказывать текст по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или
иллюстрацию;
-будут выразительно читать наизусть 7-8 стихотворений

Личностные:
-будут иметь представления о добре и зле, правде и лжи, о трудолюбии и лени;
-научаться регулировать поведение в соответствии с нормами и этическими требованиями;
-будет сформирована мотивация к обучению.
-будет возможность оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-научаться аргументировать собственную позицию при выработке решения.
Коммуникативные:
Будет возможность:
 слушать и понимать речь других;
 учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
 вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик,ученик - класс, учитель-класс);
 использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками иучителем;
 обращаться за помощью и принимать помощь;
 слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности быту;
 договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Содержание рабочей программы
Раздел
Дидактические единицы
Примерные лексические «Школьная жизнь», «Листьям время опадать», «Делу время- потехе час», «О братьях наших меньших», «Поѐт
темы
зима, аукает», «Жизнь дана на добрые дела», «В мире волшебной сказки», «Весна, весна! И все ей рады»,
«Смешные истории», «Родная земля», «Лето пришло».

Техника чтения

Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения. Переход на чтение
целыми словами.
Орфоэпическое чтение целыми словами двусложных и трѐхсложных слов с простыми слоговыми
структурами, послоговое орфографическое чтение малознакомых слов со сложными слоговыми структурами.

Выразительное чтение

Чтение с соблюдением пауз на знаках препинания, интонация конца предложения, вопросительной и
восклицательной интонации, интонации перечисления. Выбор соответствующего тона голоса для передачи
эмоционального содержания читаемого (радость, грусть, удивление, обида). Выделение ремарок автора,
подсказывающих тон голоса и темп речи (мальчик затараторил, радостно воскликнул и др.). Чтение по ролям
и драматизация отработанных диалогов.

Сознательное чтение

Прослушивание текста с установкой на его эмоциональную оценку. Установление причинности событий и
поступков героев. Умение узнавать эмоциональное состояние персонажа, выделяя для этой цели под
руководством учителя авторские слова, характеризующие действующее лицо. Определение отношения автора
к своим героям (как можно узнать об этом). Собственная оценка событий и персонажей с опорой на свой опыт
и вопросы учителя. Коллективная работа над идеей произведения. Сравнение произведений, одинаковых по
теме, по поступкам героев, по общности идеи. Развитие умения задавать вопросы по содержанию
произведения, обращаясь за ответом к учителю, одноклассникам. Работа с заглавием произведения.
Прогнозирование, о чѐм может идти речь в рассказе. Сравнение прогноза с содержанием прочитанного.
Выделение учащимися непонятных для них слов. Привлечение одноклассников к их толкованию. Помощь
учителя в объяснении семантики слова (опора на наглядность и опыт учащихся). Коллективное выделение
логических частей текста, подбор к ним заглавий из данных учителем.

Развитие речи.

Составление собственного рассказа по заглавию и иллюстрациям к произведению. Сравнение рассказа,
придуманного учащимися, и рассказа, написанного автором. Подробный пересказ всего произведения своими
словами с использованием приѐмов, делающих этот пересказ коммуникативно – целесообразным (по цепочке,
с эстафетой, на соревнование рядов, по «скрытой» картинке, по картинному плану к рассказу и др.)
Предварительная работа над текстовыми синонимами (как по-разному, не повторяясь, можно называть героя
произведения; как можно сказать, заменяя слово было, и др.). Выборочный пересказ эпизодов из
прочитанного с использованием авторских слов и выражений. Словесное рисование картинок к отдельным
отрывкам текста.

Внеклассное чтение

Чтение детских книг русских и зарубежных писателей, знание заглавия и автора книги, ориентировка в книге
по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ отдельных эпизодов. Регулярное посещение

школьной библиотеки. Отчѐт о прочитанной книге перед классом на уроке чтения.

Формы организации учебных занятий: фронтальная, коллективная
Формы организации учебного процесса: урок «открытия нового знания», урок развивающего контроля, урок –
экскурсия.
Критерии оценивания.
Отлично «5»
-отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно
-читает целыми словами и про себя с 1-2 самостоятельно исправленными ошибками
-читает выразительно, с соблюдением знаков препинания
-пользуется различными видами информации
-твердо знает наизусть текст разученного стихотворения и читает его выразительно.
-высказывает свое отношение к поступкам героев.
- читает доступные детские книги из школьной библиотеки и детские газеты, журналы, рассказывает отдельные эпизоды
из прочитанного.
Хорошо «4»
-читает целыми словами, трудные слова – по слогам
-допускает 1-2 ошибки при чтении
- в ответах на вопросы и при пересказе содержания допускает неточности
-допускает при недостаточно выразительном чтении наизусть 1-2 ошибки.
Удовлетворительно «3»
-ответ на вопрос содержит большое количество неточностей, искажающих содержание ответа
-читает, в основном, целыми словами, трудные слова – по слогам
-пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя.
-при чтении наизусть обнаруживает нетвердое усвоение текста

Календарно-тематическое планирование-136ч
Дат Раздел
а
Школьная
жизнь

Время листьям
опадать

Колво
часо
в
12

Тема

Содержание

1.Снова в школу. По Н.Носову
2.Жил-был учитель. Э.Мошковская
3.М. Пляцковский. Чему учат в школе
4.Поздравление. По Ю.Ермолаеву
5.Как Маруся дежурила. По Е.Шварцу
6.Е.Ильина. Шум и Шумок.
7.Почему сороконожки опоздали на урок. В.Орлов
8.Три желания Вити. По Л.Каминскому
9.Читалочка. В.Берестов
10.Зарубите на носу. По М.Бартеневу
11.Загадки
12.Обобщающий урок по разделу «Школьная жизнь»

17

1.Жѐлтой краской кто-то…Н.Антонова
2.Осенняя сказка. По Н.Абрамцевой
3.Подарки осени. Е.Благинина
4.Лесные подарки. По Л.Воронковой
5.Лес осенью. А.Твардовский

-Артикуляционная,
дыхательная
гимнастика
-Работа с
иллюстративным
материалом
-коррекция зрительного
и слухового восприятия
через узнавание,
запоминание и
воспроизведение
алфавита;
-работа над коррекцией
запоминания,
сохранения и
воспроизведения при
заучивании
стихотворения;
работа в парах
работа над
выразительностью
чтения;
-работа над коррекцией
запоминания,

6.В осеннем лесу. По В.Путилиной
7.Славная осень! Н.Некрасов
8.Отчего осень грустна. По Ю.Шиму
9.Осень. К.Бальмонт
10.Три сойки. По Ю.Ковалю
11.Холодная зимовка. По Н.Сладкову
12.Скучная картина! А.Плещеев
13.Сказка про маленького жучка. По О.Иваненко
14.Пчѐлы и мухи. По К. Ушинскому
15.Время листьям опадать… По Г.Граубину
16.Загадки.
17.Экскурсия. Наблюдение за листьями.

сохранения и
воспроизведения
загадок, пословиц;
-артикуляционная,
дыхательная
гимнастика
-работа с
иллюстративным
материалом
-упражнение «подбери
слог (слово)»
-чтение по цепочке
-абота в парах
-беседы
-проверка д.з
-коррекция памяти при
заучивании
стихотворений;
-развитие навыка
связного устного
высказывания при
составлении ответов на
вопросы;
-этические беседы
-разные виды чтения
-коррекция
воображения,
мышления;
-увеличение объема
памяти
развитие навыка

Делу- время,
потехе- час

7

1.Пекла кошка пирожки…Русская потешка
2.Сенокос. Чешская потешка
3.Карусели. По Л.Пантелееву
4.Прятки. По Н.Носову
5.Считалки.
6.Жмурки. По М.Булатову
7.Обобщающий урок по разделу «Делу- время, потезхе-час»

В мире
животных

13

1.Бодливая корова. По К.Ушинскому
2.Упрямый котѐнок. По В.Бирюкову
3.Пушок. По В.Гаранжину
4.Томка. По Е.Чарушину
5.Охотник и собаки. По Б.Житкову
6.Чук заболел. По Л.Матвеевой

7.Хитрый бурундук. Г.Снегирѐв
8.Барсучья кладовая. По А.Баркову
9.Гостья. По А.Дорохову
10.Игрушки лисят. Г.Корольков
11.Лиса. По Ю.Дмитриеву
12.Загадки.
13.Обобщение по разделу «В мире животных»Тест

Жизнь дана на
добрые дела

8

Зима наступила 24

1.Миша-мастер. Г.Ладонщиков
2.Пичугин мост. По Е.Пермяку
3.Михаськин сад. В.Хомченко
4.Как люди радуются. По С.Баруздину
5.Про каникулы и полезные дела. По Ю.Ермолаеву
6.Котѐнок. Е.Благинина
7.Птичка. В.Голявкин
8.Обобщение по разделу «Жизнь дана на добрые дела»Тест
1.Снег идѐт. По Л.Воронковой
2.Снегурочка. А.Слащѐв
3.Снегурочка. А.Слащѐв
4.Зима. И.Суриков
5.Декабрь. С.Маршак
6.Ёлка. По В.Сутееву Знакомство с рассказом.
7.Ёлка. По В.Сутееву
8.Вечер под рождество. По.Л.Клавдиной
9.Где лежало «спасибо»? Р.Тимершин
10.На горке. По Н.Носову Знакомство с рассказом.
11.На горке. По Н.Носову
12.Лисичка-сестричка и волк. Русская народная сказка
13.Лисичка-сестричка и волк. Русская народная сказка Чтение
по ролям

связного высказывания
-артикуляционная,
дыхательная
гимнастика
-Работа с
иллюстративным
материалом
-беседы
-проверка д.з
-чтение
-артикуляционная,
дыхательная
гимнастика
-Работа с
иллюстративным
материалом
-беседы о добре и зле
-чтение
-коррекция памяти при
заучивании
стихотворений;
-развитие навыка
связного устного
высказывания при
составлении ответов на
вопросы;
-этические беседы
-разные виды чтения
-отгадывание загадок

Весѐлые
истории

9

Полюбуйся,
весна
наступает!

13

14.Как солнце с морозом поссорились. А.Бродский
15.Зимняя сказка. П.Головкин
16.Митины друзья. Г.Скребицкий Знакомство с рассказом.
17.Митины друзья. Г.Скребицкий
18.Снежная шапка. В.Бирюков
19.В шубах и шапках. По А.Тумбасову
20.Не ветер бушует над бором. Н.Некрасов Заучив. наизусть
21.Находчивый медведь. По В.Бианки
22.Зимние приметы. По А.Спирину
23.Загадки
24.Обобщение по разделу «Зима наступила» Экскурсия в
природу.
1.Знакомство с рассказом: Как Винтик и Шпунтик сделали
пылесос. По Н Носову
2.Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По Н Носову
3.Одни неприятности. Г.Остер
4.Однажды утром. М.Пляцковский
5.Почему комары кусаются. В.Бирюков
6.Вот какой рассеянный. С.Маршак
7.Две лишние коробки. По О.Кургузову
8.Отвечайте, правда ли. Г.Чичинадзе
9.Обобщение по разделу «Весѐлые истории»

-Артикуляционная,
дыхательная
гимнастика
-Работа с
иллюстративным
материалом
-развитие навыка
связного высказывания
-упражнение «Исключи
лишнее»

1.Март. В Алфѐров
2.Восьмое марта. По М Фроловой
3.Восьмое марта. По М Фроловой
4.Бабушка-забота. Е.Благинина
5.Бабушкина вешалка. По А.Соколовскому
6.Последняя льдина. По В.Бианки
7.Весна. А.Плещеев
8.Скворцы прилетели. По А.Баркову
9.Всему свой срок. По Э.Шиму

-Артикуляционная,
дыхательная
гимнастика
-Работа с
иллюстративным
материалом
-выделение и
нахождение в тексте
нужных слов и

10.Полюбуйся, весна наступает. И.Никитин
11.Весенний вечер. По Ю.Ковалю
12.Опасная красавица. По Ю.Дмитриеву. Загадки
13.Обобщение по разделу «Полюбуйся, весна наступает..» Тест
В мире
волшебной
сказки.

10

1.Знакомство с сказкой.Хаврошечка. Русская народная сказка
2.Хаврошечка. Русская народная сказка
3.Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке. Русская
народная сказка
4.Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке. Русская
народная сказка
5.У лукоморья дуб зелѐный. А.Пушкин
6.Подарки феи. По Ш.Перро
7.Подарки феи. По Ш.Перро
8.Горшочек каши. Братья Гримм
9.Наши сказки. По В. Порудоминскому
10.Урок-обобщение. Тест.

Родная земля.

10

Лето пришло

13

1.Царь-колокол. М.Ильин
2.Город на Неве. С.Васильева
3.Где всего прекрасней на земле. Д.Павлычко
4.Сочинение на тему. С.Вербова
5.Какое это слово? По Л.Кассилю
6.Главное дело. По В.Никольскому
7.Защита. А.Усачѐв
8.Никто не знает, но помнят все. По Л.Кассилю
9.День Победы. Т.Белозѐров
10.Обобщение по разделу «Родная земля»
1.Ливень. С.Козлов
2.Тучка. Г.Граубин

предложений;
-составление рассказов
по наблюдениям в
природе, по сюжетным
картинкам
коррекция
воображения,
мышления;
увеличение объема
памяти на материале
инсценирования
развитие навыка
связного высказывания
-артикуляционная,
дыхательная
гимнастика
-Работа с
иллюстративным
материалом
-коррекция памяти при
заучивании
стихотворений;
-развитие навыка
связного устного
высказывания при
составлении ответов на
вопросы;
-этические беседы
-Артикуляционная,
дыхательная

3.Хитрый одуванчик. Н.Павлова
4.Хитрый одуванчик. Н.Павлова
5.Одуванчик. Е.Благинина
6.Встреча со змеѐй. По А.Дорохову
7.Летний снег. А. Бродский
8.После зимы будет лето. В.Голявкин
9.Хозяюшка. О.Тарнопольская
10.Летние приметы. По А.Спирину
11.Обобщение по разделу «Здравствуй, лето!»
12.Как я проведу летние каникулы. Составление рассказа
13. Экскурсия в природу.

гимнастика
-Работа с
иллюстративным
материалом
-выделение и
нахождение в тексте
нужных слов и
предложений;
-составление рассказов
по наблюдениям в
природе, по сюжетным
картинкам

Материально техническое обеспечение и литература:
1. Чтение 4 класс, часть I, С. Ю. Ильина, А. А. Богданова, Москва «Просвещение», 2018 год
3. Чтение 4 класс, часть II, С. Ю. Ильина, А. А. Богданова, Москва «Просвещение», 2018 год
4. Степанов В.А. Моя Родина – Россия.Стихи ООО 2Издательство «Фламинго», 2004
4.Ястребова А.В. Читай! Занимательные задания по совершенствованию техники чтения для детей 5-7 лет. – М.: АРКТИ,
2003
Наборы картин, иллюстраций по сезонам
Иллюстрации к сказкам
Ноутбук, интерактивная доска


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».