АОП доп обр ГБОУ Центр Дар

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Свердловской области,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»

Адаптированная общеобразовательная
программа дополнительного образования

Реж
2020

Содержание:
Введение
1. Общие положения
1.1 Определение назначение адаптированной общеобразовательной
программы дополнительного образования
1.2 Нормативно-правовые основания организации дополнительного
образования в учреждении
2 Основная образовательная программа дополнительного
образования
2.1 Пояснительная записка
2.2 Основные цели реализации основной образовательной программы
дополнительного образования
2.3 Особые образовательные потребности обучающихся с умственной
отсталостью
2.4 Основные задачи реализации программы дополнительного
образования
2.5 Принципы и подходы к формированию программы дополнительного
образования
2.6 Содержание образования
2.7 Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной
отсталостью программы дополнительного образования
2.8 Система оценки достижений обучающихся с умственной отсталостью
планируемых результатов освоения основной образовательной
программы дополнительного образования
2.9 Общая характеристика программ дополнительного образования,
реализуемых в учреждении
3 Условия реализации основной образовательной программы
дополнительного образования
3.1 Кадровые
условия
реализации
основной
образовательной
программы дополнительного образования
3.2 Финансово-экономические условия реализации основной
образовательной программы дополнительного образования
3.3 Материально-технические условия реализации основной
образовательной программы дополнительного образования

3
4
4
4
5
5
6
7
8
8
10
10

12
13
24
24
25
26

2

Введение.
В концепции модернизации российской системы образования определены
важность и значение системы дополнительного образования детей,
способствующего развитию склонностей, способностей и интересов, социального самоопределения детей. Кроме того, предполагается модель образования в образовательной организации, в основу которой заложена интеграция основного и дополнительного образования. Данная модель образования
целесообразна и для организаций специального (коррекционного) образования.
Научно-педагогической основой организации образовательного процесса
в области дополнительного образования в образовательной организации для
детей с умственной отсталостью являются личностно - ориентированные
технологии обучения. Дополнительное образование позволяет создавать
условия для оптимального развития личности и наиболее полного
удовлетворения образовательных потребностей детей с ограниченными
возможностями здоровья, что особенно важно, поскольку такие дети не обладают способностями к академическому обучению. Также выход на другие
сферы деятельности положительно сказывается на результатах общего
образования. Основное преимущество реализации дополнительного образования непосредственно в образовательной организации заключается в том, что
в нем созданы все условия для полноценного пребывания детей с умственной
отсталостью, в возможности организации содержательного единства учебного,
воспитательного и коррекционно- развивающего процессов.
Сущность и основное назначение дополнительного образования заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов,
склонностей, способностей детей с умственной отсталостью, организации их
свободного времени. При этом дополнительное образование становится
равноправным компонентом единого образовательного пространства в образовательной организации для детей с ОВЗ, которое ориентировано на создание условий для оказания дополнительных образовательных услуг, творческой самореализации воспитанников с умственной отсталостью в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного
интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к
окружающей действительности; социального становления обучающихся в
процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе и
активного взаимодействия со сверстниками и педагогами.
Интеграция основного и дополнительного образования является
важнейшим фактором развития ГБОУ «Центр «Дар» потому что:
- включает обучающихся в разнообразную, соответствующую их
возрастным и индивидуальным особенностям деятельность;
- позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития;
- создает дополнительное пространство для самореализации личности;
- создает условия
для достижения успехов
в
соответствии
с собственными способностями;
- обеспечивает взаимосвязь познавательной деятельности с различными
видами творчества;
3

- помогает достаточно эффективно решать задачи развития детей с
умственной отсталостью;
- решает проблемы социальной адаптации.
1. Общие положения.
1.1 Определение и назначение адаптированной общеобразовательной
программы дополнительного образования.
Адаптированная общеобразовательная программа дополнительного образования – документ, отражающий реальное состояние образовательной
организации в реализации услуг дополнительного образования детей с умственной отсталостью в соответствии с особенностями и возможностями
образовательной организации, определяющий цели и ценности дополнительного образования, содержание образования, ожидаемые результаты и
условия его реализации, раскрывающий структуру организации, последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное
обеспечение образовательного процесса в соответствии с целями и содержанием дополнительного образования,а также совокупность всех программ,
включенных в учебный план, реализующий заявленные цели.
Основная образовательная программа дополнительного образования разработана для обучающихся с умственной отсталостью с учетом особенностей
их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечения
социальной адаптации.
1.2 Нормативно-правовые основания организации дополнительного
образования в учреждении
В
качестве
нормативных
правовых
оснований
организации
дополнительного образования детей с умственной отсталостью в условиях
введения Федеральных Государственных Образовательных Стандартов
выступают следующие документы:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
- Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 года №124ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН
2.4.2.3286-15;
- «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 10 июля 2015 года № 26);
- Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
4

- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
2.
Адаптированная
общеобразовательная
программа
дополнительного образования.
1.2.1. Пояснительная записка
В концепции модернизации российской системы образования определены
важность и значение системы дополнительного образования детей,
способствующего развитию склонностей, способностей и интересов, социального самоопределения детей. Кроме того, предполагается модель образования в «Центре «Дар», в основу которой заложена интеграция основного и
дополнительного образования. Данная модель образования целесообразна и для
образовательных организаций для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья.
Научно-педагогической основой организации образовательного процесса
в области дополнительного образования в учреждении для детей с умственной
отсталостью являются личностно-ориентированные технологии обучения.
Дополнительное образование позволяет создавать условия для оптимального
развития личности и наиболее полного удовлетворения образовательных
потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, что особенно
важно, поскольку дети не обладают способностями к академическому
обучению. Также выход на другие сферы деятельности положительно
сказывается на результатах общего образования. Основное преимущество
реализации дополнительного образования непосредственно в учреждении
заключается в том, что в нем созданы все условия для полноценного
пребывания детей с умственной отсталостью, в возможности организации
содержательного единства учебного, воспитательного и коррекционноразвивающего процессов.
Сущность и основное назначение дополнительного образования заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов,
склонностей, способностей детей с умственной отсталостью, организации их
свободного времени. При этом дополнительное образование становится
равноправным компонентом единого образовательного пространства в образовательной организации для детей с ОВЗ, которое ориентировано на создание условий для оказания дополнительных образовательных услуг, творческой самореализации воспитанников с умственной отсталостью в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного
интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к
окружающей действительности; социального становления обучающихся в
процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе и
активного взаимодействия со сверстниками и педагогами.
Организация дополнительного образования в «Центре «Дар» имеет свои
особенности: с одной стороны – она реализует потребность детей, а с другой, в
5

ней должны учитываться интересы образовательного процесса в целом. При
организации системы дополнительного образования педколлектив опирается на
следующие принципы:
- свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;
- ориентация на личностные интересы, потребности, психофизические
возможности, способности ребенка;
- возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;
- единство обучения, воспитания, развития.
Режим занятий обусловлен спецификой дополнительного образования в
Центре: занятия проводятся во второй половине дня после окончания предметов учебного цикла. На занятиях преподаватели используют современные
образовательные технологии, которые отражены в принципах индивидуальности, доступности, преемственности, результативности. Хорошим
показателем работы является участие детского объединения в мероприятиях,
конкурсах, соревнованиях, выставках, фестивалях.
Учебный план по дополнительному образованию разработан на основе
уже сложившихся в образовательном учреждении традиций, с учетом возможностей школы, профессионального потенциала педагогического коллектива, пожеланий обучающихся и их родителей и согласно лицензии на право
осуществления
дополнительной
образовательной
деятельности
по
направлениям: художественно- эстетическое, естественно-научное, туристскокраеведческое .
1.2.2. Основные
цели
реализации
адаптированной
общеобразовательной
программы дополнительного образования:
- расширение возможностей для всестороннего удовлетворения потребностей детей с умственной отсталостью в условиях образовательной организации,
для развития их индивидуальных склонностей и способностей, мотивации
личности к познанию и творчеству, реализации их интересов, эмоциоцального
благополучия каждого ребенка;
- содействие интеллектуальному, духовно-нравственному, социальному
развитию детей, создание условий для приобретения детьми позитивного социального опыта в «Центре «Дар», проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, применения полученных знаний и умений в реальных
жизненных ситуациях;
- реализация дополнительных образовательных программ и услуг в
интересах личности, учреждения, общества, повышение роли дополнительного
образования в деятельности образовательной организации.
Актуальность проблемы включения детей с умственной отсталостью в
программы дополнительного образования обусловлена тем, что среда дополнительного образования может обеспечить включение ребенка с ОВЗ в
доступные виды жизнедеятельности и отношений с учетом его индивидуальных
способностей, интересов, ценностных ориентаций, тем самым способствовать
его социализации. В наиболее общем виде дополнительное образование детей с
умственной отсталостью в условиях образовательной организации может быть
6

определено как организованный особым образом, устойчивый процесс
коммуникации, направленный на формирование мотивации развивающейся
личности ребенка к познанию и творчеству.
1.2.3. Особые образовательные потребности обучающихся с умственной
отсталостью
Под особыми образовательными потребностями детей с умственной отсталостью следует понимать комплекс специфических потребностей, возникающих вследствие первичного дефекта.
Современные научные представления позволяют выделить общие особые
образовательные потребности детей с умственной отсталостью. К ним
относятся содержание образования, создание специальных методов и средств
обучения, особая организация обучения.
Особенности психофизического и социального развития воспитанников
образовательной организации определяют специфику их образовательных
потребностей:
- наглядно-действенный характер содержания образования;
- упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе
образования;
- отработка средств коммуникации;
- необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых
обществом норм поведения;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции
деятельности и поведения;
- стимуляция познавательной активности, формирование потребности в
познании окружающего мира.
Учет таких потребностей вызывает необходимость создания условий,
способствующих развитию способностей детей с умственной отсталостью
решать насущные жизненные задачи. Требуется определенный комплекс мер,
способствующий успешности включения детей с ОВЗ в социум. Таким
средством становится дополнительное образование, позволяющее вовлечь
ребенка в творческую деятельность, общение, повысить его самооценку.
Так как психическое развитие ребенка со значительным снижением интеллекта в гораздо большей степени зависит от качества педагогических
условий, в которых он находится, функции дополнительного образования в
условиях образовательной организации следующие:
образовательная
обучение
ребенка
по
дополнительным
образовательным программам; воспитательная – формирование и обогащение
культурной среды учреждения для детей с ограниченными
возможностями
здоровья (интеллектуальными нарушениями), ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;
информационная – передача педагогом ребенку максимального объема
доступной информации (из которого последний берет столько, сколько хочет и
может усвоить); коммуникативная – это расширение возможностей делового и
дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми;
7

рекреационная – организация содержательного досуга как сферы
восстановления психофизических сил ребенка;
коррекционная – наличие адекватной коррекционно-развивающей
помощи;
интеграционная – создание единого образовательного пространства в
Центре;
компенсаторная – освоение ребенком новых направлений деятельности,
углубляющих и дополняющих основное образование и создающих возможности предоставления ребенку определенных гарантий достижения успеха в
определенных сферах творческой деятельности;
социализации – освоение ребенком социального опыта, приобретение им
навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни; самореализация – самоопределение ребенка в социально и
культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций
успеха, личностное саморазвитие.
1.2.4. Основные
задачи
программы дополнительного

реализации

образования:
- создание условий для выявления и реализации интересов, склонностей и
способностей детей с умственной отсталостью, для развития индивидуальности
ребенка;
- обеспечение условий достижения обучающимися планируемых
результатов освоения основной образовательной программы дополнительного
образования;
оптимизация
условий
для
общего
развития,
коррекции
психофизического, интеллектуального, личностного развития детей с ОВЗ с
учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
- создание условий для закрепления и практического использования
знаний и умений, приобретенных детьми в урочной деятельности;
- формирование умений, навыков в выбранном виде деятельности и
создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
- развитие опыта творческой деятельности детей с умственной
отсталостью во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, а также в
разновозрастной детской среде, укрепление доверия к другим людям;
- развитие опыта неформального общения обучающихся с ОВЗ с учетом
расширения рамок взаимодействия с социумом;
- формирование на доступном уровне положительного отношения к базовым общественным ценностям, эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- удовлетворение потребностей детей с умственной отсталостью в
содержательном досуге.
1.2.5. Принципы реализации дополнительного
образования

8

В основу разработки программы заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению программы предполагает
учет особых образовательных потребностей детей с умственной отсталостью,
которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания
дополнительного образования.
Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности ребенка с умственной отсталостью определяется характером организации
доступной им деятельности. Основным средством реализации деятельностного
подхода в дополнительном образовании является обучение как процесс
организации
познавательной
и
практической
деятельности
детей,
обеспечивающий овладение ими содержания образования.
При организации дополнительного образования детей образовательное
учреждение опирается на следующие принципы:
1.
Принцип
доступности.
Дополнительное
образование
–
образование доступное. Здесь могут заниматься любые дети с ограниченными
возможностями
здоровья (интеллектуальными нарушениями). При этом
система дополнительного образования детей является своего рода механизмом
социального выравнивания, возможностей получения персонифицированного
образования. Одной из главных гарантий реализации принципа равенства
образовательных возможностей является бесплатность предоставляемых
образовательной организацией услуг.
2.
Принцип индивидуальности. Дополнительное образование
реализует право ребенка на овладение знаниями и умениями в индивидуальном
темпе и объеме, на смену в ходе образовательного процесса предмета и вида
деятельности, конкретного объединения и даже педагога. При этом успехи ребенка принято сравнивать в первую очередь с предыдущим уровнем его знаний
и умений, а стиль, темп, качество его работы - не подвергать порицаниям.
3.
Принцип
системности
во
взаимодействии
и
взаимопроникновении базового и дополнительного образования.
Органическая связь общего, дополнительного образования и образовательнокультурного досуга детей способствует обогащению образовательной среды
образовательного учреждения новыми возможностями созидательнотворческой деятельности. Интеграция всех видов образования, несомненно,
становится важным условием перехода на новый стандарт.
4.
Принцип личностной значимости подразумевает под собой
динамичное реагирование дополнительного образования на изменяющиеся
потребности
детей,
своевременную
корректировку
содержания
образовательных программ. А это, как известно, и есть самый мощный стимул
поддержания постоянного интереса к изучаемому предмету. Именно в системе
дополнительного образования детей существуют такие программы, которые
позволяют приобрести ребенку не абстрактную информацию, нередко далекую
от реальной жизни, а практически ориентированные знания и навыки, которые
на деле помогают ему адаптироваться и социализироваться в многообразии
окружающей жизни.
5.
Принцип творчества в реализации системы дополнительного
образования означает, что творчество рассматривается как универсальный
9

механизм развития личности, обеспечивающий не только её вхождение в мир
культуры, формирование социально значимой модели существования в
современном мире, но и реализацию внутренней потребности личности к
самовыражению, самопрезентации. Для реализации этого приоритета важно
создание атмосферы, стимулирующей всех субъектов образовательного
процесса к творчеству в любом его проявлении. Каждое дело, занятие (исполнение песни, спортивная игра и т.д.) – творчество обучающегося и педагогов.
1.2.6. Содержание образования.
Специфика содержания дополнительного образования для детей с умственной отсталостью определяется своей направленностью, отсутствием
фиксированных сроков завершения и заключается в его многоуровневости.
Первый уровень дополнительного образования осуществляется в наиболее доступных формах, создает благоприятную почву для творческой деятельности.
На втором уровне происходит углубление и развитие познавательных и
творческих мотивов до уровня устойчивого интереса, когда сотворчество
педагогов и детей создает условия для наиболее полной самореализации детей.
Обязательной является организация специальных условий обучения и
воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. Программа при необходимости индивидуализируется.
1.2.7. Планируемые
результаты
освоения
обучающимися с умственной отсталостью
программы дополнительного образования
Общий ожидаемый результат реализации основной образовательной
программы дополнительного образования – создание максимально благоприятных условий для раскрытия личностных потенциалов ребенка с умственной отсталостью и удовлетворения его потребностей в творческом
самовыражении. Результаты реализации дополнительной образовательной
программы могут быть представлены как:
- результаты обучения;
- результаты развития;
- результаты воспитания. В соответствии с требованиями к
образовательным программам для обучающихся с умственной отсталостью
результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с
учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных
потребностей каждого обучающегося;
- расширение социального опыта детей и их родителей о компенсаторных
способностях организма, расширение компетентности детей в области государственных социально-образовательных программ,
направленных
на
доступность дополнительного образования данной категории детей;
- развитие рефлексивных способностей, умений анализа и самоанализа;
- развитие творческого потенциала детей;
10

- формирование социальных и жизненных компетенций;
- приобретение детьми с ОВЗ социально значимого опыта взаимодействия
со здоровыми сверстниками;
- совершенствование навыков общения, уменьшение проблем подростков
в сфере межличностного общения, в учебной деятельности;
- ознакомление общественности с проблемами детей с ОВЗ через публичную демонстрацию достижений (выставки, мастер-класс, концерты, фестивали).
Оценка результатов:
- по устным и письменным отзывам детей, а так же педагогов
дополнительного образования;
- по публикациям в средствах массовой информации;
- по отзывам родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;
- по участию детей в конкурсах и проектах.
Адаптация программ дополнительного образования детей обеспечивает
жизнедеятельность, функционирование и развитие особой детско-взрослой
общности в соответствии с основными принципами Концепции развития дополнительного образования детей. Направленность программ дополнительного
образования детей в образовательной организации определяется:
- по содержанию: естественно-научное, художественно- эстетическое, туристско-краеведческое;
- по функциональному предназначению может быть социокультурной,
учебно- познавательной, специальной, общекультурной, прикладной и др.;
- по форме организации: секции, кружки, студии, творческие коллективы,
Требования, взятые за основу при адаптации программ дополнительного
образования:
- соответствие содержания программы государственной политике в области образования, воспитания и оздоровления детей, в том числе детей с
ограниченными возможностями здоровья различных нозологических групп;
- сочетание процессов обучения (получение новых знаний и применения
их на практике) с воспитанием (освоением норм и правил) и оздоровлением
(физическим, духовным) ребёнка в особой детско-взрослой общности;
В связи с этим требования к результатам освоения программы дополнительного образования представляют собой описание возможных результатов:
1. Освоение средствами определенного вида деятельности и их использование в повседневной жизни:
- интерес к доступным видам изобразительной, цифровой и декоративноприкладной деятельности;
- знание названий и свойств средств и материалов, правил их хранения,
санитарно- гигиенические требования при работе с ними, правил техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;
- умение использовать инструменты и материалы в процессе доступных
винов творческой деятельности; использование по назначению инструментов и
материалов;
- умение использовать различные технологии в процессе деятельности.
2. Способность к совместной и самостоятельной деятельности:
- получение удовольствия, радости от определенного вида деятельности;
11

- стремление к собственной творческой деятельности, демонстрация результатов своей работы;
- умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой
творческой деятельности;
- выполнение действий по образцу и по подражанию;
- умение выполнять: задание в течение определенного периода времени;
от начала до конца; с заданными качественными параметрами;
- умение самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии алгоритму деятельности.
3. Готовность к участию в совместной деятельности:
- получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе
совместной творческой деятельности;
- умение использовать навыки, полученные на занятиях для изготовления
творческих работ, участия в выставках, конкурсах.
4. Освоение навыков учебной деятельности и накопление опыта продуктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками:
- направленность взгляда на говорящего взрослого, задание;
- выполнение инструкции взрослого;
- понимание правил организации рабочего места;
- умение самостоятельно организовать свое рабочее место в зависимости
от характера выполняемой работы, потребность сохранять порядок на рабочем
месте;
- умение соблюдать правила поведения на занятиях, взаимодействовать со
взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта,
соответствующие возрасту и полу ребенка.
1.2.8. Система
оценки
достижений
обучающихся с умственной отсталостью
планируемых
результатов
освоения
основной
образовательной
программы
дополнительного образования
Система оценки достижений обучающихся с умственной отсталостью
планируемых результатов должна включать целостную характеристику выполнения обучающимися программы дополнительного образования, отражающую взаимодействие следующих компонентов образования:
- что обучающийся должен знать и уметь на каждой ступени обучения;
- что из полученных знаний и умений он может и должен применять на
практике;
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения обучающихся с тяжелыми и
множественными нарушениями развития особо важно учитывать, что у детей
могут быть вполне закономерные затруднения, но это не должно рассматриваться, как показатель неуспешности их обучения и развития. Для выявления
возможной результативности должен быть учтен ряд факторов:
- необходимо учитывать особенности текущего психического,
неврологического и соматического состояния каждого ребенка;
12

- в процессе предъявления заданий должны использоваться все доступные
ребенку средства альтернативной коммуникации (предметы, жесты, фотографии, рисунки, электронные технологии) и речевые средства;
- способы выявления умений и представлений детей с умственной
отсталостью могут носить как традиционный характер, так и могут быть
представлены в другой форме, в том числе в виде некоторых практических
заданий;
- в процессе предъявления и выполнения задания ребенку должна оказываться необходимая помощь, которая может носить разнообразный характер
(дополнительные словесные и жестовые инструкции и уточнения, выполнение
ребенком задания по образцу, по подражанию, после частичного выполнения
взрослым, совместно с взрослым);
- при оценке результативности достижений необходимо учитывать
уровень выполнения и степень самостоятельности ребенка (самостоятельно,
самостоятельно по образцу, по инструкции, с небольшой или значительной
технической помощью, вместе со взрослым). Переход от одного уровня
результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, а сроки
перехода могут варьироваться в зависимости от индивидуальных возможностей
и особенностей детей с умственной отсталостью.
Формы и методы оценки результативности.
В процессе реализации программ дополнительного образования предполагается достижение определенных общих результатов обучения (по каждому
объединению такие ожидаемые результаты прописываются педагогом
индивидуально в программе дополнительного образования).
Для отслеживания результатов деятельности обучающихся в объединениях дополнительного образования могут проводиться тестирования. Хорошим
показателем работы является участие детского объединения в мероприятиях,
конкурсах, выставках, фестивалях.
Выбор форм и методов диагностики определяется педагогом самостоятельно в соответствии с индивидуальными возможностями и возрастом детей.
1.2.9. Общая характеристика программ дополнительного образования, реализуемых в
учреждении
Дополнительное образование в нашей образовательной организации осуществляется по следующим направлениям: художественно-эстетическое,
естественно- научное, туристско-краеведческое. Основной формой организации
дополнительного образования является кружковая работа.
1. Художественно-эстетическое направление.
Программы художественной направленности ориентированы на развитие
общей и эстетической культуры учащихся, художественных способностей и
склонностей в выбранных видах искусства. Художественные программы в
зависимости от познавательных потребностей и способностей детей могут
служить средством организации свободного времени, формировать процесс
творческого самовыражения и общения детей и подростков, а также могут
13

служить средством развития одаренных детей и способствовать
профессиональной ориентации и подготовки.
«Волшебный пластилин», составитель Е.А. Артамонова
Количество часов — 34
Срок реализации – 1 год
Возраст – 3-4 класс, 2 группы
Место программы в учебном плане:
Образовательная программа внеурочной деятельности «Волшебный
пластилин» составлена на основе методических разработок автора Давыдовой
Г.Н. для обучающихся 3-4 класса, реализуется за счет компонента,
формируемого участниками образовательного процесса. Используется время,
отведенное на внеурочную деятельность.
Форма реализации курса – внеурочная деятельность. Предусмотрены
теоретические занятия и практические работы.
Форма организации труда – индивидуальное и групповое выполнение
работы. Формы и методы обучения – обучающая беседа, показ, демонстрация с
остановкой-объяснением, практические занятия.
Цели программы:

Создание условий для развития личности, ее творческого
потенциала, художественных способностей, нравственно-эстетического
развития.

Создание условий для успешного самовыражения и саморазвития
ребенка с ОВЗ в процессе совместной творческой деятельности.
Задачи программы:

развивать художественный вкус, чувство композиции; творческие
способности;

способствовать
развитию
сенсомоторной
координации,
способности ориентироваться в пространстве;

формировать и развивать навыки ручного труда;

воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое
дело до конца;

воспитывать любовь к прекрасному, понимание красоты
окружающего мира.
Структура программы состоит из 3 разделов:
1.
Изучение отдельных предметов и объектов окружающей среды;
2.
Изучение основ перспективной грамоты (таких жанров живописи,
как пейзаж, натюрморт, портрет);
3.
Создание сказочного мира, сказочных образов.
Основные образовательные технологии:
В процессе реализации программы используются практические занятия,
работа в группах, направленная на сотрудничество для реализации проектной
деятельности, индивидуальная работа.
Требования к результатам освоения программы:
Процесс изучения программы направлен на развитие следующих
компетенций:

реализация познавательной активности:
14

обогащение активного словаря в процессе обыгрывания сюжета и
выполнения практических действий с пластилином;

развитие сенсорных эталонов через тактильные и термические
чувства пальцев;

умелость рук, укрепление силы рук, их согласованного движения.
Форма оценивания.
Способы проверки результатов освоения программы "Пластилинография"
проходят в виде смотров-выставок в группе, где в процессе просмотра работ,
дети вместе с руководителем кружка обсуждают работы, интересуются
оригинальностью замысла и воплощением его в работе.
«Волшебная глина», составитель Л. А. Манько.
Количество часов – 34.
Срок реализации – 1 год.
Возраст – 4- 9 класс, 1 группа.
Место программы в учебном плане:
Образовательная программа внеурочной деятельности реализуется за счет
компонента, формируемого участниками образовательного процесса.
Используется время, отведенное на внеурочную деятельность.
Форма реализации курса – внеурочная деятельность. Предусмотрены
теоретические занятия и практические работы.
Форма организации труда – индивидуальное и групповое выполнение
работы. Формы и методы обучения – обучающая беседа, показ, демонстрация с
остановкой-объяснением, практические занятия.
Цель программы:
Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через
народное декоративно-прикладное искусство
Задачи:
- сформировать начальные представления о народных промыслах и видах
ДПИ;
- освоить основные технологические приемы обработки и декорирования
изделий из глины;
- формировать навыки работы с глиной;
- развивать мелкую моторику рук, логическое мышление;
- развивать художественно-эстетический вкус.
Структура программы состоит из 5 тем/разделов:
1.
Глиняная игрушка.
2.
Декоративные пласты.
3.
Декоративные сосуды.
4.
Украшения из керамики.
5.
Лепка по замыслу.
Основные образовательные технологии:
В процессе реализации программы используются практические занятия,
работа в группах, направленная на сотрудничество для реализации проектной
деятельности, индивидуальная работа. Также используются просмотры
видеофильмов по тематике программы, дидактические игры, рассматривание
подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток,


15

экскурсии, посещение выставок, участие воспитанников в выставках на разных
уровнях.
Требования к результатам освоения программы:
Процесс изучения программы направлен на развитие следующих
компетенций:

формирование представлений о народных промыслах;

умение различать изделия разных народных промыслов;

приобретение практических умений по работе с глиной;

развитие интереса обучающихся к истории и культуре нашего
народа;

развитие художественного вкуса, умения видеть красивое вокруг
себя, выражать свои впечатления через свое творчество;

приобретение трудовых навыков и умений, стремление овладеть
традиционным народным мастерством.
Форма оценивания.
Для отдельного обучающегося оценка выполненных работ будет состоять
из нескольких аспектов: самооценка работы, оценка товарищей и оценка
учителя. Оценивается готовое законченное произведение.
Для коллектива авторов будет оцениваться готовое законченное
произведение. Каждый участник проекта сможет оценить свой вклад, вклад
другого, получить оценку учителя. Оценивается и умение работать в команде,
получить совместный результат.
«Создаем мультфильмы», составитель Г. А. Князева.
Количество часов – 34.
Срок реализации – 1 год.
Возраст – 5 класс, 2 группы.
Место программы в учебном плане:
Образовательная программа внеурочной деятельности «Создаем
мультфильмы» составлена для обучающихся 5 класса, реализуется за счет
вариативного компонента, формируемого участниками образовательного
процесса. Используется время, отведенное на внеурочную деятельность.
Форма реализации курса – внеурочная деятельность. Предусмотрены
теоретические занятия и практические работы.
Форма организации труда – индивидуальное и групповое выполнение
работы. Формы и методы обучения – обучающая беседа, показ, демонстрация с
остановкой-объяснением, практические занятия, фото- и видеосъёмки
персонажей и декораций.
Цели программы:

Создание условий для успешного самовыражения и саморазвития
ребенка с ОВЗ в процессе совместной творческой деятельности.

Формирование у обучающихся умения владеть компьютером
для решения практических задач.

Подготовка обучающихся к активной полноценной жизни и работе
в условиях информационного общества.
Структура программы состоит из 6 тем/разделов:
1.
Введение. ТБ и организация рабочего места (1 ч.).
2.
Технология создания мультфильма (4 ч.).
16

Рисованный мультфильм (6 ч.).
Фото-мультфильм (8 ч.).
Создание мультфильмов (13 ч.).
Защита проектов (2 ч.).
Основные образовательные технологии:
В процессе реализации программы используются практические занятия,
работа в группах, направленная на сотрудничество для реализации проектной
деятельности, индивидуальная работа. Обязательным является использование
здоровьесберегающих технологий.
Требования к результатам освоения программы:
Процесс изучения программы направлен на развитие следующих
компетенций:

мотивация к творческой деятельности, умение занять себя в
свободное время;

возможность сотрудничества для реализации проекта;

ИКТ-компетенции: безопасное поведение при работе с
компьютерными программами; умение соблюдать нормы информационной
этики и права.
Форма оценивания.
Для отдельного обучающегося оценка выполненных работ будет состоять
из нескольких аспектов: самооценка работы, оценка товарищей и оценка
учителя. Оценивается готовое законченное произведение, оформленное с
помощью соответствующей компьютерной программы.
Для коллектива авторов будет оцениваться готовое законченное
произведение, оформленное с помощью соответствующей компьютерной
программы. Каждый участник проекта сможет оценить свой вклад, вклад
другого, получить оценку учителя. Оценивается и умение работать в команде,
получить совместный результат.
Для детей, которые по состоянию своего психофизического развития не
справляются с заданием, программой предусмотрено оценивание и поддержка
учителем какого-то этапа общей или его индивидуальной работы, посильного
вклада ребенка.
2. Естественно-научное направление.
Программы естественно-научного направления способствуют развитию
умений наблюдать и объяснять научные явления, происходящие в природе, лаборатории, в повседневной жизни; развитию познавательных способностей обучающихся на основе системы развивающих занятий; формированию навыков
применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
«Физика и химия в быту», составитель М. М. Макаренков.
Количество часов – 34.
Срок реализации – 1 год.
Возраст – 5-9 класс, 1 группа.
Место программы в учебном плане:
Рабочая программа по дополнительному образованию «Физика и химия в
быту» для специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида
3.
4.
5.
6.

17

составлена на основе Перельман Я.И. Занимательная физика и химия.- М.
Наука, 2017, а также:
- Программы для специальной (коррекционной) школы под ред. В. В.
Воронковой;
- АООП «Центра «Дар»;
- учебного плана, утвержденного приказом директора №200 от
02.09.2019г.
- Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает
распределение учебных часов по разделам и темам для учащихся с
интеллектуальными нарушениями.
Программа направлена на всестороннее развитие личности обучающихся,
способствует их умственному развитию, особое внимание обращено на
коррекцию имеющихся специфических нарушений.
Цель: Повышение уровня общего развития учащихся с ограниченными
возможностями здоровья и коррекция недостатков их познавательной
деятельности и личностных качеств.
Задачи:
Образовательные
 сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой природы
(состав, функции);
 формирование правильного применения природных явлений в жизни и
быту человека;
 уточнение, расширение и активизация словарного запаса;
 развитие речи учащихся, как средства общения и как способа коррекции
их мыслительной деятельности;
 воспитание нравственных качеств учащихся, бережного отношения к
природе, к растениям, к животным;
 формирование навыков групповой работы.
Коррекционно-развивающие:
овладение основными знаниями по физике и химии;

развитие способности использовать знания по физике и химии и

формирование представления о мире для осмысленной и самостоятельной
организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических
условиях;
развитие вкуса к познанию и способности к творческому

взаимодействию с миром живой и не живой природы.
Структура программы состоит из 7 разделов:
1. Не живая природа (2 часа).
2. Воздух, его состав и использование (2 часа).
3. Газы их свойство и использование (6 часов).
4. Вода (5 часов).
5. Почва (6 часов).
6. Природные явления (10 часов).
7. Температура (3 часа).
Основные образовательные технологии:
В процессе реализации программы используются практические занятия,
работа в группах, направленная на сотрудничество для реализации проектной
18

деятельности, индивидуальная работа. Обязательным является использование
здоровьесберегающих технологий. Также используются ТСО: фрагменты
обучающих видео, мультфильмов, других мультимедиа источников с
комментариями учителя. На занятиях используется информативный,
фактический и иллюстративно-текстуальный материал, наглядный материал,
способствующий успешному овладению содержанием статьи, рассказа.
Форма оценивания:
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных
умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении
приоритетными являются умения:
- соотносить содержание иллюстративного материала с текстом;
- логические умения (сравнение, обобщение, абстрагирование);
- понимать и устанавливать причинно-следственные зависимости.
Обучающий может научиться:

овладеть способами самоорганизации учебной деятельности, что
включает в себя умения: с помощью учителя ставить цели и планировать
личную учебную деятельность; по возможности оценивать свой вклад в
деятельность класса (группы); с помощью учителя проводить самооценку
уровня личных учебных достижений;

формировать приемы работы с информацией: поиск и отбор с помощью учителя источников информации (справочные издания на печатной
основе и в виде CD, Интернет и т.д.), в соответствии с учебной задачей или
жизненной ситуацией, ее понимание;

с помощью учителя делать выводы и анализировать материал,
сравнивать, исключать и обобщать учебный материал.
«Экология и мы», составитель М. М. Макаренков.
Количество часов – 34.
Срок реализации – 1 год.
Возраст – 5-9 класс, 1 группа.
Место программы в учебном плане:
Рабочая программа по дополнительному образованию «Экология и мы»
составлена на основе:
- программы
по дополнительному образованию «Моя экологическая
грамотность: 5-6 классы/ Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров.М.: «Просвещение», 2017.
- программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII
вида под ред. В. В. Воронковой;
- АООП «Центра «Дар»;
- учебного плана, утвержденного приказом директора №200 от
02.09.2019г;
- рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает
распределение учебных часов по разделам и темам для учащихся с
интеллектуальными нарушениями.
Программа направлена на всестороннее развитие личности обучающихся,
способствует их умственному развитию, особое внимание обращено на
коррекцию имеющихся специфических нарушений.
19

Цель: Повышение уровня общего развития учащихся с ограниченными
возможностями здоровья и коррекция недостатков их познавательной
деятельности и личностных качеств.
Задачи:
Образовательные:
 сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой природы
(состав, функции);
 формирование правильного применения природных явлений в жизни и
быту человека;
 уточнение, расширение и активизация словарного запаса;
 развитие речи учащихся, как средства общения и как способа коррекции
их мыслительной деятельности;
 воспитание нравственных качеств учащихся, бережного отношения к
природе, к растениям, к животным;
 формирование навыков групповой работы.
Коррекционно-развивающие:
овладение основными знаниями по экологии;

развитие способности использовать знания по экологии и

формирование представления о мире для осмысленной и самостоятельной
организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических
условиях;
развитие вкуса к познанию и способности к творческому

взаимодействию с миром живой и не живой природы.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных
умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении
приоритетными для учебного являются умения:
- соотносить содержание иллюстративного материала;
- логические умения (сравнение, обобщение, абстрагирование);
- понимать и устанавливать причинно-следственные зависимости.
Структура программы состоит из 4 разделов:

экологическая грамотность (10 часов);

экологическая опасность (6 часов);

экологическая безопасность в школе и дома (6 часов);

экономное потребление (6 часов);

экологическая безопасность в природе (4 часа);

мой вклад в сохранение экологии (2 часа).
Основные образовательные технологии:
В процессе реализации программы используются практические занятия,
работа в группах, направленная на сотрудничество для реализации проектной
деятельности, индивидуальная работа. Обязательным является использование
здоровьесберегающих технологий. Также используются ТСО: фрагменты
обучающих видео, мультфильмов, других мультимедиа источников с
комментариями учителя. На занятиях используется информативный,
фактический и иллюстративно-текстуальный материал, наглядный материал,
способствующий успешному овладению содержанием статьи, рассказа.
Форма оценивания:
20

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных
умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении
приоритетными являются умения:
- соотносить содержание иллюстративного материала с текстом;
- логические умения (сравнение, обобщение, абстрагирование);
- понимать и устанавливать причинно-следственные зависимости.
Обучающий может научиться:

овладеть способами самоорганизации учебной деятельности, что
включает в себя умения: с помощью учителя ставить цели и планировать
личную учебную деятельность; по возможности оценивать свой вклад в
деятельность класса (группы); с помощью учителя проводить самооценку
уровня личных учебных достижений;

формировать приемы работы с информацией: поиск и отбор с помощью учителя источников информации (справочные издания на печатной
основе и в виде CD, Интернет и т.д.), в соответствии с учебной задачей или
жизненной ситуацией, ее понимание;

с помощью учителя делать выводы и анализировать материал,
сравнивать, исключать и обобщать учебный материал.
«Цветоводство и декоративное садоводство», составитель С. Ю.
Дмитриева.
Количество часов – 34.
Срок реализации – 1 год.
Возраст – 5-9 класс, 1 группа.
Место программы в учебном плане:
Программа кружка «Цветоводство и декоративное садоводство»
разработана в связи с растущим интересом детей и их родителей к
многообразию и выращиванию комнатных растений. История комнатного
цветоводства уходит корнями в глубокую древность, поскольку человеку всегда
было свойственно желание иметь рядом с собой растения, украшающие жилые
помещения и улучшающие настроение. Для Урала, где практически полгода
человек лишен общения с растениями, это тем более необходимо, ведь
комнатные растения доставляют человеку не только эстетическое наслаждение,
но и играют большую роль в оздоровлении окружающей среды.
Цель программы:
Создание условий для усвоения обучающимися специфических знаний и
практических умений, необходимых для цветовода.
Задачи:
1.
расширение кругозора учащихся в области комнатного
цветоводства;
2.
прививание практических навыков по уходу за растениями;
3.
повышение экологической грамотность учащихся;
4.
формирование и развитие познавательного интереса в процессе
сбора информации о растениях, при получении дополнительных знаний о
комнатных растениях;
5.
воспитание бережного отношения к природе;
6.
развитие эстетического вкуса, умения ценить красоту в себе и
окружающем мире.
21

освоение умений и практических навыков работы с садовыми
инструментами и инвентарем.
Структура программы состоит из 3 разделов:
1. Многообразие комнатных растений.
2. Комнатные растения в интерьере. Содержание и выращивание комнатных растений.
3. Комнатные растения: уход и лечение
Основные образовательные технологии:
В процессе реализации программы учащиеся приобретают теоретические
знания.
Теоретическая часть подкрепляется практической деятельностью, направленной на решение исследовательских заданий, также используются элементы
игровых технологий.
Средствами эффективного усвоения программы курса являются
творческие задания, практические работы, проекты, изготовление этикеток,
паспортизация растений, экскурсии по подбору материала для составления
композиций, ведение календаря ухода за комнатными растениями,
экологические акции.
Обязательным является использование здоровьесберегающих технологий.
Требования к результатам освоения программы:
Обучающиеся могут научиться:
- приготавливать земельную смесь для посадки растений;
- высаживать растения в приготовленную смесь;
- подвязывать растения;
- подбирать вазоны для комнатных растений;
- составлять композиции из соленого теста, природного материала;
- классифицировать растения;
- проводить паспортизацию растений;
- изготавливать этикетки;
- вести календарь ухода за комнатными растениями;
- пользоваться определителями комнатных растений и справочной
литературой;
- осуществлять действие по уходу за комнатными растениями, по их
пересадке, размножению, размножению в помещении;
- осуществлять действия по озеленению;
- распознавать комнатные растения;
- оформлять результаты работы;
- подготавливать сообщения и выступать с ними.
3. Туристско-краеведческое направление.
Программы туристко-краеведческой направленности
способствуют
познанию истории нашей Родины, своей малой Родины; изучению судеб
соотечественников, семейных родословных, а также способствует духовному
развитию обучающихся; формированию активной жизненной позиции.
«Туризм и краеведение», составитель В. И. Голендухин.
Количество часов – 34.
Сроки реализации – 1 год.
Возраст 5-9 класс, 1 группа
7.

22

Место программы в учебном плане:
Образовательная программа внеурочной деятельности «Туризм и
краеведение» составлена для обучающихся 5-9 классов, реализуется за счѐт
вариативного компонента, формируемого участниками образовательного
процесса. Используется время отведённое на внеурочную деятельность.
Форма реализации курса – внеурочная деятельность. Предусмотрены
теоретическая и практическая работы. Формы организации труда – индивидуальная и групповая.
Формы и методы обучения – беседы, показ, практические занятия.
Цели программы:
- создание условий для самореализации и саморазвития ребёнка с ОВЗ в
процессе в совместной творческой практической деятельности;
- формирование у обучающихся умения владеть туристическими
навыками пешего и водного туризма, основами краеведения;
- формирование у детей навыков здорового образа жизни.
Структура программы состоит из 5 основных разделов:
1.
требования к участникам факультатива;
2.
туристическое снаряжение, назначение, применение;
3.
плавсредства , их применение и назначение;
4.
техника безопасности во время участия в многодневных походах;
5.
знакомство с основами краеведения.
Основные образовательные технологии:
В процессе реализации программы используются практические занятия
работы в группах (турпоходы летние и зимние, соревнования, сплавы), а также
индивидуальная работа.
Требования к результатам освоения программы:
Процесс изучения программы направлен на развитие следующих компетенций:
- мотивация к здоровому образу жизни;
- формирование необходимых качеств личности в трудовой деятельности:
трудолюбия, ответственности, чувства коллективизма;
- знакомство с родным краем.
Формы оценивания:
Для отдельного обучающегося основные аспекты - овладение
туристическими навыками, умение использовать плавсредства, знать азы
краеведческой работы.
Для коллектива - умение работать в команде.
3. Условия
реализации
основной
образовательной
программы
дополнительного образования
Условия получения дополнительного образования детьми с умственной
отсталостью в условиях образовательного учреждения включают систему
условий к кадровому, финансово-экономическому и материально-техническому
обеспечению освоения обучающимися основной образовательной программы
дополнительного образования.
23

3.1 Кадровые условия реализации
программы дополнительного образования

основной

образовательной

Кадровые условия реализации основной образовательной программы
дополнительного образования детей с умственной отсталостью предусматривают следующие требования.
1. Учреждение должно быть укомплектовано педагогическими
работниками, осуществляющими дополнительное образование, компетентными
в понимании особых образовательных потребностей обучающихся с
умственной отсталостью.
2. Уровень квалификации работников учреждения, реализующих
программы
дополнительного
образования,
должен
соответствовать
квалификационным характеристикам по соответствующей должности.
3.
В
учреждении
должна
обеспечиваться
непрерывность
профессионального
развития
педагогических
работников
в
сфере
коррекционной (специальной) педагогики.
4. В штат специалистов образовательного учреждения МБОУ «Основная
общеобразовательная школа №7, осуществляющая деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам», реализующих
программу дополнительного образования входят педагоги дополнительного
образования, которые обеспечивают выполнение обязанностей в рамках
должностных инструкций.
5. Педагоги дополнительного образования, участвующие в реализации
программ дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, должны обладать следующими компетенциями:
- наличие позитивного отношения к потребностям и возможностям
обучающихся с умственной отсталостью;
понимание
теоретико-методологических
основ
психологопедагогической помощи обучающихся с умственной отсталостью;
- знание этиологии умственной отсталости, сложных и множественных
нарушений, теоретических основ диагностики развития обучающихся с умственной отсталостью.
- наличие представлений о своеобразии психофизического развития
обучающихся;
- понимание специальных образовательных потребностей обучающихся с
умственной отсталостью;
- понимание цели дополнительного образования данной группы
обучающихся;
- учёт индивидуальных возможностей и особых образовательных
потребностей ребенка при определении содержания и методов коррекционной
работы;
- способность к разработке программ дополнительного образования, к
адекватной оценке достижений в обучении обучающихся;
- умение организовать взаимодействие детей друг с другом и взрослым,
расширить круг общения, обеспечивая выход обучающихся за пределы
учреждения;
24

- наличие творческого отношения к педагогической деятельности по
дополнительному образованию детей с умственной отсталостью, способности к
поискам инновационных и нетрадиционных методов развития обучающихся.
3.2 Финансово-экономические условия реализации
образовательной программы дополнительного образования

основной

Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы дополнительного образования умственно отсталых обучающихся
опирается на исполнение расходных обязательств, обеспечивающих
конституционное право граждан на общедоступное получение бесплатного
образования. Время, отведенное на дополнительное образование, учитывается
при определении объемов финансирования, направленных на реализацию
основных адаптированных образовательных программ.
Финансовые
условия
должны
обеспечивать
образовательному
учреждению возможность исполнения требований стандарта, эффективную
реализацию основных образовательных программ, отражать обоснованную
структуру и объем расходов, необходимых для реализации основных
образовательных программ и достижения планируемых результатов, а также
механизм их формирования.
Финансирование реализации основных образовательных программ для
обучающихся с умственной отсталостью должно осуществляться в объеме не
ниже
установленных
нормативов финансирования государственного
бюджетного учреждения.
Структура расходов включает:
- образование ребенка на основе специальной индивидуальной
образовательной программы;
- сопровождение, обеспечение ухода и присмотра за ребенком в период
его нахождения в учреждении;
- консультирование родителей (законных представителей) по вопросам
образования ребенка;
- обеспечение необходимым учебным, информационно-техническим
оборудованием и учебно-дидактическим материалом;
- общий фонд оплаты труда.
Штатное расписание, соответственно и финансовое обеспечение учреждения определяется с учетом реализуемых образовательных программ дополнительного образования и количества часов учебной нагрузки педагога
дополнительного образования.
3.3
Материально-технические
условия
реализации
образовательной программы дополнительного образования

основной

Материально-техническое обеспечение дополнительного образования
обучающихся с умственной отсталостью и множественными нарушениями
развития должно отвечать, как общим, так и особым образовательным потребностям данной группы обучающихся. В связи с этим в структуре мате25

риально-технического обеспечения должна быть отражена специфика
требований к:
- организации пространства;
- организации временного режима обучения;
- организации учебного места обучающихся;
- техническим средствам обучения и обеспечения комфортного доступа
обучающихся к образованию;
- специальным учебным и дидактическим материалам, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся;
- условиям для организации обучения и взаимодействи специалистов, их
сотрудничества с родителями (законными представителями);
- информационно-методическому обеспечению образования.
Организация пространства.
Пространство, в котором осуществляется дополнительное образование
обучающихся, должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к
учреждениям, реализуемым программы дополнительного образования.
В помещениях для обучающихся должно быть предусмотрено
специальное оборудование, позволяющее оптимизировать образовательный
процесс, присмотр и уход за обучающимися, а также обеспечивать максимально
возможную самостоятельность в передвижении, коммуникации, осуществлении
учебной деятельности.
Организация временного режима обучения.
Временной режим дополнительного образования обучающихся (учебный
год, учебная неделя ,учебный час) устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами, а также локальными актами учреждения. Учебный час включает в себя организацию учебного занятия, а также
время на сопровождение ребенка.
Организация учебного места обучающихся.
Рабочее (учебное) место обучающихся создается с учетом его
индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей. При
организации учебного места учитываются возможности и особенности
моторики, восприятия, внимания, памяти ребенка.
Технические средства обучения.
Успешному дополнительному образованию обучающихся с умственной
отсталостью во многом способствуют технические средства обучения (включая
специализированные компьютерные инструменты обучения, необходимое
оборудование и программное обеспечение), которые дают возможность
удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся, способствуют мотивации учебной деятельности, позволяют получить качественный
результат, даже когда возможности ребенка существенно ограничены.
Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий
особым образовательным потребностям обучающихся.
Особые образовательные потребности обучающихся вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем направлениям
дополнительного образования. Освоение программ художественно-эстетической направленности требует некоторых специфических инструментов
26

(ножниц, кисточек и т.д.), позволяющих ребенку овладевать отдельными
операциями. Кроме того, требуется большой объем расходных материалов
(бумага, краска, клей , бисер, проволока и другие средства и материалы).
Информационно-методическое обеспечение.
Информационно-методическое обеспечение дополнительного образования для обучающихся с умственной отсталостью направлено на обеспечение
широкого, постоянного и устойчивого доступа всех участников дополнительного образования к любой информации.
Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса
включает:
- необходимую нормативную правовую базу дополнительного
образования обучающихся;
- характеристики предполагаемых информационных связей участников
процесса дополнительного образования;
- получение доступа к информационным ресурсам различными способами
(поиск информации в сети интернет, работа в библиотеке и др.), в том числе к
электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и
региональных базах данных;
- возможность размещения материалов и работ в информационной среде
учреждения.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».